Казачьи забавы.
- 15.11.12, 13:08
Первое утро на хуторе Козловском. Впереди каникулы. Целое лето.
Рванув с печки, Пашка налетел на отца, который согнувшись, ставил недопитую махотку топленого молока в полуостывшую загнетку.
- Пущай потомится еще малёхо… И далеко лыжи навострил спозаранку?
Батька был неприветлив с утра, суров.
- Рыбачить….
- Погодь маленько. Рыбачить…Проспал уж утреннюю зорьку… Гляди, вечернюю просадишь…. В «Камчу» доводилось играть? Нет? Так …. Ну-ка, держи….
Батя бережно передал ароматную, с дубовой рукояткой кожаную плеть. Она всегда висела над головой, в углу невысокого дубового дверного блока, на входе. Плеть представляла собой темляк, петлю для продевания кисти, рукоятку,длиной сантиметров 20 – 30 и непосредственно саму плеть, длиной сантиметров 50 – 60, соединенные между собой металлическими кольцами. Да еще кое-что… Не о ней речь… Кстати, правильнее называть её стоит нагайкой. Но почему - то дома было принято употреблять слово "плеть".
- Всё просто – продолжил отец -ты подходишь к местным парням, говоришь, как тебя зовут, чейный будешь, а потом "протягиваешь" плетью кого покрепше и предлагаешь сыграть в «Камчу». Главное, тебе не отдать плеть, а согласившемуся играть – задача, плеть эту, у тебя забрать. Куда проще…
Пашка был наслышан о нравах местных ребят на хуторе. Знал и про «камчу». Только до десяти годков никто не настаивал на этой игре. А потом этот обряд «хрещения» пройти предстояло каждому. Играли до «соплей» или «до первой крови». А иногда и до «победного».
- По лицу и в пах не бить. Вот и все правила. Напяливай шаровары и дуй. На Рогатом (так пруд назывался) тебя уже ждет Тимоха Белошапкин. Заходил, обещался с дружками своими познакомить.
К концу разговора зашел дед с самокруткой в зубах. Постоял, покачал головой, глядя укоризненно на батьку, и вышел.
Куда делась благодать утренняя. Все стало серым, мрачным… В груди от предстоящей «игры» все сжалось. Страх просто парализовал весь разум. И бабуля с матушкой куда – то подевались, небось в саду да огороде упирались, пока солнышко не припекло…
Как Пашка штаны одел, на пруд поплелся с плетью – уже и не помнит.
У пруда, который практически под окном Пашкиного деда, «кружились» мальцы местные и незнакомцы, приехавшие, как и Пашка на каникулы. Разные. И по возрасту, и по физическим меркам, и по дерзости. Но самый жуткий был Тимоха, дальний родственник по кличке Щербатый.
В свои 14-ть лет он умудрился потерять два «передних» зуба в драке, от удара шалыгой. Знакомство с ним было не доброе. Жил он со своими стариками рядом. Тимоха тырил у Пашки разные его вещицы, а когда и просто забирал, то нож перочинный, то ручку с «золотой рыбкой». А при случае и поколачивал «инородца», как он Пашку называл. Поколачивал и по делу, и просто так, по случаю. Четыре года разницы в этом возрасте – это срок ощутимый. Особенно в кулаках.
Тимоха , увидев Пашку, сразу направился к нему и со словами «Сыгранем, паря?», вырвал плетку. Тут же слегка огрел Пашку по плечу ударом плетки, ухмыльнулся…
- Ну?
Такого оборота Пашка не ожидал. И плеть в момент потерял, и вызов получил. Затравленно глянул в окно своего «пятистенка». Там в маленьком оконце мелькнули лица отца и деда. Стыд и шальное безумие ошпарило сознание… Опозорился сходу… С первого выхода… Что батька подумает, дед?... Труса празднуешь?...
Не раздумывая от отчаяния, Пашка с визгом кинулся в ноги Тимохи, вцепился зубами в коленку, прокусив сатиновые шаровары и мякоть. Щербатый от неожиданности отпрянул, упал, при этом ругаясь и нанося удары шалыгой по затылку Пашке. От боли буквально выли уже оба. Тимоха стал левой рукой за волосы отрывать Пашку от своего колена, не переставая правой удерживать плеть и лупить ее рукояткой по чем попало. Однако тот, оторвавшись от колена вгрызся в большой палец левой руки, а потом и в запястье правой, уже изо всех сил отдирая Тимохе правый мизинец от плети. При этом оба крутились и ползали по земле, заросшей зеленой муравушкой, непроизвольно теряя шаровары, которые сползали от активного трения и таким образом оголяли задницы противников. Тимохе удалось вырвать свою руку из Пашкиного рта, но при этом с неё соскочил темляк и плеть оказалась на земле. Пашка, не вставая, захлебываясь собственным криком и слезами, крепко вцепился зубами и руками в рукоять плети. Однако Тимоха не был намерен продолжать непредвиденную схватку, быстро встал на ноги и отскочил на безопасное расстояние.
- Бешеный, тварь... – выкрикивал Тимоха, приводя себя в порядок.
Вся «игра» эта длилась не больше 2-х минут, а то и того меньше. Но «потери» сторон были «огромны». У Тимохи -сломан правый мизинец, текла кровь из коленки и запястья правой руки, а у Пашки на голове было с десяток наливающихся на глазах шишек, кровь сочилась из десен, разбитых губ, ободранных коленок и локтей. Шаровары у Тимохи были порваны на коленке, а у Пашки порвалась шароварная резинка. Поэтому, когда он встал на ноги, весь в соплях, но с плетью, при этом вынужден был рукой держать сползающие штаны.
С «камчой» было покончено. Крещение получено. Прозвище Бешеный получил Пашка по двору на всю жизнь. И бабушка дома иначе, как Анчуткой, не называла с тех пор.
Вечером родители «мирили» своих отпрысков. Старики провоцировали порой игрища, во время которых возникали потасовки, но особо в эти разборки не вмешивались. Также и в этом случае. По предложению старших«виновники торжества» пожали друг другу руки, попили молока с блинчиками и медом, и ещё успели на вечернюю зорьку порыбалить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прошло много лет с тех пор. Как - то оказавшись в родной сторонке, удалось повидаться с Тимохой. Двухметровый богатырь, весом пудов этак с десяток. Я не мал, но Щербатый (две железные фиксы у него теперь) меня впечатлил и размерами,и силушкой, и… дурью… Хотя добряк, до поры до времени. Встретились, повечеряли. Конечно пили горькую. Однако когда я напомнил ему о «камче», Тимоха вдруг вспыхнул, заявил:
- А не хошь сыгрануть в «камчу» зараз, а? Давно ждал случая по правде с тобой потягаться. Давай, а?
- Нет, конечно.
- Чего так, духа не хватит по правилам? А?
Я засмеялся, сказал, что могу только без правил ему зад надрать. Понимал,что глупо сейчас что – либо делить, а тем более решать задачки нашего детства. Слово за слово… И Слава Богу, что угомонили. Его отец ведро воды на нас выплеснул:
- Охолоньте, ватово – этово….
Наломали бы мы дров...
А ведь помнит горечь Тимоха, уже сколько лет жажда мщения покоя не дает…. Несправедливо, кричит, ты плеть взял… Кусаться не по правилам… Оно то может и так,но плеть тогда я забрал.
Интересно порой вспомнить детство, игры казачьи, поступки разные… Ведь в этих жестких «играх» характер ковался, разве не так?
Коментарі
Ulyashka
115.11.12, 14:18
ставил недопитую махотку топленого молока в полуостывшую загнетку(с)


DonIP
215.11.12, 14:20Відповідь на 1 від Ulyashka
И???
Ulyashka
315.11.12, 14:21Відповідь на 2 від DonIP
рapiллon
415.11.12, 14:37
это твоё???
DonIP
515.11.12, 14:51Відповідь на 4 від рapiллon
И казаченок мой.... По моему верно гутарит...
DonIP
615.11.12, 15:10Відповідь на 3 від Ulyashka
Да ну... Махотка - кувшин такой глиняный....
Топленое молоко - домашнее молочко постоит ночь в печи, к примеру, вечерний удой, так утром присосешься - не оторвешь.... Ну как к женской груди...
Загнетка - ну есть такое место в печи русской. Июнь был, вечера еще прохладные, а потому, чтобы сырость в доме не завелась - протапливают, готовят, к примеру, каши пшенные выходят потрясающие, томленые...
Эх.... Молодежь...
рapiллon
715.11.12, 15:15Відповідь на 5 від DonIP
Ulyashka
815.11.12, 21:14Відповідь на 6 від DonIP
Гість: Шляпник
916.11.12, 10:09
Помню, дед Сергея, так "обидчика" звали, в вечеру пришел замирятся - с крынкой меду и поллитрой, в садку сидели под липой полувековой. Пошумели малость, но руки таки пожали...
Помер уже Сережка-то, брательника мово друг лучший был, прям на руках у него и помер. Братка мой врачом уже на скорой работал, в тот день и дежурил... перетонит - пока доехали, пока назад возвертали...
Так-то...
Pyccкuй
1016.11.12, 10:25
Много чего было, почему то часто вспоминаются уздечки спрятанные от родителей в самом укромном месте (на фермовском коне ночью без уздечки никак) ...и где только доставали эти уздечки уже и не вспомню, наверно у конюхов воровали. А коней не загоняли, покатаемся, показакуем и назад, домой 4 км пёхом, ночью...