Старые модели сняты с производства, в том числе и широко известная на нашем рынке LE. Что же предлагает Focusrite в качестве замены? Обновления идут с начала 2010-года и поныне…
Популярная серия внешних звуковых интерфейсов Saffire появилась в период 2005-2006 гг. Она состояла из нескольких моделей, затрагивающих различные ценовые и профессиональные диапазоны. Старшей в линейке была Saffire Pro 26i/o (FireWire), которая представляла собой, по существу, рэковый модуль с 26-ю входами и 26-ю выходами. Уменьшенный вариант такого решения назывался Saffire Pro 10i/o, а в бюджетном диапазоне, в общем-то, соревновались только две модели — Saffire и Saffire LE (без использования слова «Pro» в названии). Именно они вызывали стойкий интерес со стороны пользователей домашних и проектных студий.
Нужно сказать, что продукция Focusrite развивается большей частью волнообразно, что можно проследить в ее продукции, начиная с середины 80-х прошлого века (именно тогда появилась эта английская компания). Далеко не все устройства выстреливают и одинаково воспринимаются «на ура», но при этом производители очень много работают над качеством каждой отдельной модели. И при этом любят выпускать серии.
Помимо этого у них свое, можно сказать, больше студийно-аппаратное видение. Это не совсем вяжется с нынешним компьютеризированным подходом, ведь мы большей частью смотрим на аудио-интерфейс, как на дополнение возможностей РС. Focusrite — скорее, как на отдельное, по возможности максимально независимое устройство, где «все включено». Например, они пишут свой софт и реализуют его поддержку за счет аппаратных мощностей самих устройств, а не ПК.
Достаточно вспомнить, чем собственно отличались версии Saffire и Saffire LE — в последней не было DSP, на базе которого функционировало несколько плагинов от Focusrite (они были просто переведены в стандарт VST). Причем для конечного пользователя это было не совсем важно, потому как мощности современных ПК и даже ПК того времени прекрасно справлялись с подобными, в принципе, скромными нагрузками, а цена отличалась довольно существенно. В результате, LE стал одним из самых часто рекомендуемых интерфейсов для домашних студий.
***
Стоит сказать, что у Focusrite в области аппаратной оснастки хорошо продумано буквально все — это и высококлассные чипы преобразователей от ведущих производителей в этой области, и профессиональные микрофонные предусилители. Цена фактически всегда является оправданной.
После серии Saffire фирма Focusrite начала активно продвигать свое новое ноу-хау — линейку Liquid, в основе которой лежал принцип, как они его назвали термином «dynamic convolution», который удобнее всего перевести как «динамическая свертка». Скорее всего, самой идеей послужил некогда революционно заявленный бразильский прибор Sintefex Replicator. Суть его работы заключалась в математическом анализе сигналов с входов и выходов некоего испытуемого устройства (например, профессионального аналогового компрессора, работу которого хотелось повторить), в результате чего создавался математический же алгоритм его работы. Потом о Replicator все забыли, в ПО появилось множество сверточных алгоритмов, а сама идея именно в аппаратной части после появилась в серии Focusrite Liquid. В рамках данных устройств можно оперировать топовыми моделями предусилителей, компрессоров и некоторых других устройств обработки. Затем было заявлено об объединении технологий Liquid и Saffire в рамках единого интерфейса, и вместе с тем были постепенно сняты с производства все устройства из самой линейки Saffire, на место которых пришли новые. Именно их мы и рассмотрим в этом обзоре.
Само устройство является младшим в нынешней линейке Saffire, причем поступило в продажу в начале этого года. Также это единственная USB-модель в рамках серии. Цена сравнительно невысокая, в Интернет-магазинах варьируется вокруг цифры $250. Само устройство довольно простое по структуре, а именно, два аналоговых входа (комби-джеки с предусилителями и фантомным питанием)/четыре аналоговых выхода, сами выходы разделены на балансные (два TRS-джека) и небалансные (четыре RCA-«тюльпана»), конвертация с характеристиками 24 бита/48 КГц, есть MIDI I/O. Реализован выход на наушники с отдельным регулятором уровня. Цифровых i/o нет. В общем, все довольно стандартно. Саму цену нельзя назвать ни низкой, ни высокой. С одной стороны — безупречное качество Focusrite, с другой — низкие характеристики преобразования и довольно стандартный набор возможностей.
Saffire 6 USB — это обычная «рабочая лошадка» для выездных сессий, подключения к ноутбукам и работы ди-джеев.
Если сравнивать с USB-моделями в данном ценовом диапазоне от других производителей, то за $250 фактически все предлагают то же самое, за исключением Native Instruments Audio Kontrol 1 (в котором стоят преобразователи 24 бита/192 Кгц) и уникального гитарного интерфейса-эффект-процессора Line 5 POD Studio UX2, где есть этот самый встроенный эффект-процессор от Line6. В ряде случаев у конкурентов имеется цифровой S/PDIF I/O. Но именно в данном ценовом диапазоне характеристики большинства моделей идут ровно.
Saffire Pro 14
Это новинка буквально августа-2010, поэтому на момент написания этого обзора цены в Интернет-магазинах очень сильно разнились. Если стоимость будет вполне доступной, то мы говорим о неплохом варианте с 8-ю входами и 6-ю выходами, среди которых есть два микрофонных входа с предусилителями и фантомным питанием, два инструментальных и четыре линейных, часть из них скомбинированы на универсальных комби-джеках. Четыре выхода из шести являются балансными (симметричными). Помимо этого есть стерео S/PDIF I/O, выход на наушники с отдельным регулятором уровня, MIDI I/O.
Модель является новинкой и как вариант она разработана в качестве замены именно для нужд небольших домашних/проектных студий устройства Saffire Pro 24, о котором мы расскажем ниже.
Не стоит путать две модели, которые имеют схожие названия, а именно Saffire Pro 24 и Saffire Pro 24 DSP, они отличаются как по внутренней начинке, так и по некоторым специфическим параметрам. Сначала рассмотрим более дешевую модель, которая называется просто Saffire Pro 24, цена в Интернет-магазинах в среднем составляет $400 - $450. В данном случае речь идет уже о FireWire-интерфейсе с расширенной коммутационной частью и большим количеством аналоговых и цифровых входов/выходов.
Входы выполнены на базе двух комбинированных разъемов, которые соответствуют четырем обычным линейным входам или двум инструментальным, или двум микрофонным. Для микрофонов предусмотрены высококачественные предусилители с фантомным питанием. Цифровых входов больше, причем они двух видов: стерео S/PDIF (на RCA-тюльпанах) и восемь каналов ADAT, подключаемых к оптическому разъему.
Соответственно, есть шесть аналоговых выходов, и один цифровой стерео S/PDIF. Характеристики преобразователей — 24 бита/96 КГц. На лицевой панели устройства есть индикаторы уровней на линейных входах. Также в Saffire Pro 24 имеется MIDI I/O и один выход на наушники с отдельным регулятором уровня.
В общей сумме в рамках аудио-части получается 16 входов и 8 выходов, отсюда и цифра «24» в названии. Стоит отметить, что для использования в рамках домашних/проектных студий выгода от использования Saffire Pro 24 не так однозначна — навряд ли кто будет использовать коммутацию через цифровые интерфейсы ADAT. Но при этом, цены на данное устройство несколько ниже ожидаемых для Pro 14.
Хотя, если сравнивать две эти модели при условии того, что ADAT’ом в Pro 24 мы не пользуемся, разница на самом деле не так велика.
Внешне разновидность DSP от младшего собрата можно отличить по наличию на лицевой панели двух разъемов для подключения наушников с отдельными регуляторами уровней. По цене он стоит дороже примерно на $100.
В остальном все технические параметры идентичны описанному выше, то есть те же 16 входов/8 выходов за исключением наличия встроенного цифрового сигнального процессора (DSP) и реализуемого на его базе удивительного алгоритма прослушивания в наушниках VRM (Virtual Room Modeling — моделирование виртуальных помещений). Речь идет о специальных математических моделях, которые эмулируют заранее подготовленные виртуальные студийные помещения. Причем выбирать можно не только пространства, но и марку мониторов (студийных колонок).
Это профессиональная модель в виде студийного рэкового блока, пришедшая на замену Saffire Peo 26 i/o. В данном случае мы имеем 20 входов и 20 выходов. Из входов 8 являются комбинированными (2 — микрофон/линия/инструментальный, 6 — микрофон/линия), соответственно, в рамках устройства используется восемь микрофонных предусилителей. Плюс к этому имеется два отдельных выхода на мониторы. Все остальное цифровое — 8 входов/выходов ADAT, а также стерео S/PDIF. Есть возможность подключения двух экземпляров наушников. Стоимость устройства в Интернет-магазинах примерно составляет $750.
Liquid Saffire Pro 56
Это уже настоящее профессиональное студийное решение с расширением коммутации на 28 входов/28 выходов и работой преобразователей на уровне 24 бита/192 КГц. Есть 2 ADAT-интерфейса I/O, а предусилители в рамках аналоговой части разделяются на несколько типов:
- два основных с использованием технологии Liquid, то есть дается возможность выбирать между моделями API 3124+, Avalon VT-737SP, Focusrite Red 1 Quad, Helios Console preamplifier, Manley SLAM!, Millenia HV-3D 8, Neve 1073, Pultec MB-1, Telefunken V72, и Universal Audio M610;
- шесть стандартных дополнительных.
Стоимость модели составляет порядка $1150.
Несколько слов о ПО
Практически все новые модели серии Saffire обеспечиваются дополнительным программным обеспечением от Focusrite — плагинами эквалайзеров, компрессоров и т.п. Если они не поддерживаются DSP устройства, другими словами, если DSP там нет, то данные плагины работают как обычные VST или AU за счет аппаратных мощностей компьютера. При этом стоит отметить, что это не все ПО, во всех старших моделях предусмотрены довольно интересные по функциональности микшеры, руководящие взаимодействием не только в рамках управления аппаратными каналами, но и переключениями в рамках ПО.
Общий разбор полетов
Конечно, после просмотра спецификаций новинок от Focusrite, довольно интересным выглядит факт снятия с производства Saffire LE, которая на вторичном рынке значительно подешевела, а сами устройства еще продаются. Но снятие с производства — это фактически отказ от дальнейшей технической поддержки. В качестве альтернативы предложены модели Saffire Pro 14 и Saffire Pro 24. Причем они дешевле той же LE, если судить по ценам в Интернет-магазинах, а технические параметры у всех схожи.
Вполне возможно, что принятое решение с LE было правильным, хотя стоит отметить, что у продукции Focusrite, на самом деле, действительно много равных конкурентов. Ее устройства не хуже, при этом сам бренд производителя достаточно распространен на территории СНГ. Например, найти вышеупомянутый Native Instruments Audio Kontakt 1 покупателям нашего региона будет гораздо сложнее найти.
Отдельно стоит сказать о технологии VRM… Да, пока она уникальна, но что мешает разработчикам выпустить ее в виде того же VST-плагина? Дело в том, что по рекламе много информации о качестве не получишь. Например, те же программные компрессоры, эквалайзеры и т.п. от Focusrite при близком рассмотрении оказались не такими уж и уникальными и интересными для работы. Кстати, неплохо бы перевести в программный вид и технологию «динамической свертки» из серии Liquid. Хотя, производители могут сохранять свои ноу-хау за семью печатями, но это не совсем подходящая модель поведения. Есть же и классический пример с Line6, которая долго не хотела переводить собственные алгоритмы в программный вид, некоторое время занимая позицию №1 в области гитарных эффект-процессоров в мире. Но потом появился софт от IK Multimedia и Native Instruments, который не только смесил конкурента, но и фактически заменил его продукцию.
В общем, если отмести программную часть, на новую линейку Focusrite Saffire следует смотреть в первую очередь как на качественное профессионально сделанное «железо».