Лариса ЯГУНКОВА.
Есть категория «художников»,
присвоивших себе право распространять клевету и злонамеренные домыслы,
порочащие наше советское прошлое. Этих ненавистников невозможно
усовестить, прижать к стенке неопровержимыми фактами. Они всегда готовы
оправдаться «свободой творчества», правом на фантазию и прочими
привилегиями «таланта». Главное для них — любым способом привести людей в
смятение и при этом сделать вид, что намерения были самые лучшие: мол, у
каждого своя правда. Когда не хватает ума, знаний и художественных
средств для выражения подлинной правды, в ход идут приемы
«художественного свиста», то есть самого беспардонного вранья.
К 66-Й ГОДОВЩИНЕ Великой Победы вышел на
экраны фильм «Цитадель», завершающий трилогию Н. Михалкова «Утомленные
солнцем». Это вторая часть михалковского блокбастера, якобы посвященного
Великой Отечественной войне. Напомним, что первая часть —
«Предстояние», вышедшая год назад, была отвергнута зрителями,
возмущенными предвзятостью автора, представившего священную народную
войну как исторический абсурд, а воина-освободителя как заведомую
жертву. Не вызвал одобрения и пещерный антисталинизм: зрителей самых
разных политических убеждений возмутило глумление над крупнейшей
исторической личностью. Фильм проиграл и в общественном, и в
профессиональном мнении и, естественно, провалился в прокате. («Правда»
трижды писала об этом моральном и творческом провале в №№ 41, 50, 54 за
2010 год). Фильм «Цитадель» начинается с крупных
планов насекомого — комара, пьющего кровь. В кинематографе каждый кадр —
по сути образ, а потому невольно задумываешься, что хотел сказать
режиссер этим планом. Понятно, комар свободно перелетает через линию
укреплений: только что пил кровь фашиста, а сейчас присосался к нашему
солдату, выбравшему минутку подремать в окопе на передовой. И там, и тут
— человеческая биомасса. Эту биомассу бросают в бой по приказу тупого,
жирного генерала, с перепоя приказавшего своим подчиненным немедленно
взять приступом вражескую цитадель. И те, протрезвев от идиотизма
происходящего, бросают в бой штрафников. Ну, конечно, если верить Н. Михалкову,
на передовой воюют только штрафники, которых подпирают сзади
заградительные отряды, готовые встретить пулеметным огнем всякого, кто
повернет назад. Здесь, в кромешном аду наступления, режиссер сводит
своих героев — «заклятых друзей»: бывшего комдива, а теперь штрафника
Котова и особиста Арсентьева. Всё, что происходит в фильмах этой серии,
совершается не по логике вещей, а по авторскому произволу. Действие фильма происходит осенью 1943
года. Вспомним, что это год окончательного перелома в ходе
освободительной войны, отмеченный крупными победами нашей армии на
Курской дуге, в Белоруссии, на Украине. В ходе наступательных операций
были освобождены от фашистских захватчиков Курск, Орёл, Белгород,
Смоленск, наши войска вошли в Белоруссию, закрепились на Днепре,
освободили Киев. Каких неимоверных трудов и потерь стоили эти победы! А
что мы видим в фильме? Некую безымянную, невесть где расположенную
высоту, на которой высится вражеская цитадель. Режиссер явно не озабочен
достоверностью событий и в своем пренебрежении к исторической правде
доходит до абсурда. Неприступную крепость, в конце концов, штурмуют даже
не штрафники, а уголовники, доставленные на передовую прямо из
пересыльных тюрем. И на штурм они идут с дубинками, да, да, самыми
настоящими дубинками, против немецких пулеметов, приводя в смятение до
зубов вооруженного врага. Как вы догадываетесь, это «психическая атака».
И возглавляет ее генерал Котов, только что получивший от Сталина
реабилитацию, а вместе с ней и свои ордена, и прежнее звание, и
благословение на новый ратный подвиг. Тут и кульминация, и развязка
действия: обходя минное поле со своей уголовной ратью, Котов узнает в
отчаянной санитарке, бегущей ему наперерез, чуть ли не прямо по минам,
свою дочь Надю, которую считал погибшей. Это, что называется, момент истины — и
режиссер готов поставить точку. Но ему необходим катарсис, и потому
раздается громовой взрыв, черной тучей вздымается земля, гаснет экран.
Режиссер как бы говорит: ребята, я мог бы сейчас закончить фильм, но вам
нужен хэппи-энд — пусть будет по-вашему. И вот уже отец с дочерью
плечом к плечу восседают на броне танка, которому потерявший рассудок
после ранения немецкий солдат указывает путь — на «фатерланд», на
Берлин. Бедолагу, нашедшему приют в разоренной деревне, опекает старуха
(И. Чурикова), которая примирительным монологом в сущности подводит итог
фильму, как и полагается нынче с «общечеловеческих» позиций. Ну а как же цитадель? Чем кончилась
«психическая атака»? Да полным успехом. Деморализованные фашисты,
кажется, так и не успели открыть огонь — комендант отказался дать приказ
стрелять в безоружных (!!!) Нашелся, правда, один, готовый исполнить
свой солдатский долг, но перед его оптическим прицелом появился паучок
(снова — насекомое!) Пулеметчик потянулся за паучком, невольно обнаружил
себя и получил пулю в лоб от притаившегося на дереве узкоглазого
снайпера, видимо, бившего у себя в сибирской тайге белку в глаз. А
дальше кадры замелькали с калейдоскопической быстротой: от упавшей
сигареты неосторожного пулеметчика занялся пожар. Пламя охватило
крепость, и мощный взрыв разнес ее вдребезги — всё в духе комедии
«Бабетта идет на войну». Наверное, такая буффонада имеет право на
существование. Можно поставить фарс, черную комедию, фильм ужасов на
драматическом и даже трагическом материале. Не исключено и смешение
жанров. Примеров тому в наше время предостаточно, но все они говорят о
том, что в таком случае художник производит своего рода ревизию
исходного материала. Он хочет посмотреть на этот материал под другим
углом зрения и чаще всего просто опровергнуть его: мол, драма — не
драма, и трагедия — не трагедия, а скорее фарс, и кровь — клюквенная, и
слезы глицериновые. Но уж если режиссер, заявив о своих глобальных
целях, поиграв в «большой кинематограф» чуть ли не государственной
важности, сводит всё к анекдоту про цитадель, исчезнувшую как некий
фантом, то он просто выламывается из темы, видимо, совершенно ему чуждой
и противопоказанной. А рядом с анекдотом существует «жестокая
мелодрама», во имя которой и задумана вся трилогия. «Утомленные
солнцем» Котов и Арсентьев «рвут страсти в клочья»: вместе им тесно, а
врозь скучно. Собственно, весь смертоносный жизненный
поединок между ними разворачивался из-за того, что один отнял у другого
женщину. Вся эта история сведения счетов во имя «основного инстинкта» в
сущности не стоила бы выеденного яйца, но Н. Михалков со своей командой
драмоделов постарался увязать её сперва с репрессиями конца 30-х годов
(за что и удостоился заокеанского «Оскара»), а потом с событиями
военного времени. Но главным для него оставались вовсе не война, не
исторический подвиг нашего народа, а всё тот же треугольник, герои
которого связаны какими-то противоестественными отношениями
любви-ненависти. История этих взаимоотношений вполне
может иметь успех у зарубежного зрителя, который объяснит все нелепости и
противоречия сюжета «достоевщиной» и «загадкой русской души». И война
тут ни при чем. «Сердца трех» бьются явно не в унисон со всей воюющей
страной, а потому намерения режиссера поставить своих героев в контекст
истории далеки от осуществления: не тот масштаб личности. Брутальный
Котов (Н. Михалков), эстетствующий Арсентьев (О. Меньшиков) — характеры
однозначные, плоские, в особенности Котов, сыгранный на одной
истерической ноте. Особенно «выразителен» он в сцене
привокзальной свадьбы, когда, окончательно расставшись с бывшей женой,
пускается во все тяжкие. Почему люди играют свадьбу на вокзале — не
вопрос. Так нужно режиссеру. Вопрос в том, насколько эта сцена выражает
авторское отношение к своему народу. Перед нами пляшущая, пьющая, орущая
толпа, и герой — тоже часть этой толпы: тоже пьет, пляшет, тискает
какую-то женщину. А ведь он не просто генерал: по сюжету
он старый друг и соратник Сталина, который принимает его в своем рабочем
кабинете, так сказать, в неформальной обстановке, перед тем, как
отправить на фронт уже в генеральском звании. Верховный «утомляет»
Котова изложением своей военной стратегии. Оказывается, это он придумал
«психическую атаку» с дубинками и теперь, щелкая орешки и попивая
грузинский чаек, разъясняет подавленному Котову, что 15 тысяч безоружных
людей, брошенных под пулеметы, — ничто в масштабах войны. К тому же это
уголовники, человеческое отребье — нечего их жалеть! Зато если акция
состоится и пройдет успешно, Котов получит Золотую Звезду и очередное
звание. Ну как не согласиться на такое
«заманчивое предложение». Вот и выходит по Михалкову, что главное для
его героя — любой ценой выжить и сделать карьеру. Как всё это киноварево можно коротко
определить? Пожалуй, как русофобский бред. Бред — потому что эта стряпня
не имеет ничего общего не то что с исторической, а даже и с бытовой
логикой, здравым смыслом. А русофобия здесь выражена в своей самой
циничной форме — как надругательство над великим подвигом народа, над
торжеством его национального духа, над огромными и тяжелыми жертвами,
принесенными на алтарь величайшей в истории битвы сил добра и зла. |
Коментарі
одессит_
127.05.11, 10:39
Про Цитадель не скажу... а вот Предстояние смотрел... удивительная
чего-то намудрил-намудрил, кинул все до кучи - тут тебе и какой-то корабль с морской миной, и какие-то летчики, и сражение на одну минуту с Мироновым во главе, там деревню спаливают, там какие-то часы у мертвого работают
Михалков по-моему решил загрузить в этот фильм, все что знал-нарыл о Второй мировой
и как можно больше натурализма, сейчас вообще это модно. Вот взять советские фильмы о войне... так это же можно смотреть.
Я когда посмотрел это Предстояние (а я его кстати не смог даже досмотреть) то сразу сказал, что средненький фильм Проверка на дорогах в десятки раз лучше этого михалковского "шедевра"
Val289
227.05.11, 11:04Відповідь на 1 від одессит_
Не касаясь собственно михалковского фильма, по изложенным выше причинам, отмечу, что то о чем Вы говорите сейчас в русле основных тенденций фильмов о войне. В художественном плане пика они достигают в "Штрафбате" и "Сволочах", в документальном жанре - в цикле программ Пивоварова с канала НТВ.
Zemlyachka
327.05.11, 15:07
О фильме- не так однозначно отношусь к нему, как автор (дама из "Правды"
, хотя бы потому, что сейчас очень модно "мочить" автора фильма и буквально травить. Возможно, какими-то поступками своими он вызвал такой гнев, а может это зависть? Он мастер и их современников не так уж много и фильмы его шедевральны. То, что он решил сделать продолжение "Утомлённых", возможно, была ошибка- ну очень редко продолжение дотягивает до уровня первого. Фильм больше ориентировался на зарубежного зрителя и снимался с претензией на Канны. Непривычные для нашего зрителя приёмы. Ну нет уже Котова- расстреляли! Оживил Котова, подвзрослил его дочь, свёл героев, разбросанных по всей войне, вместе... Очень много всего в одном фильме- выпускники Кремлёвских курсантов в парадной форме - что делали там, где были
Zemlyachka
427.05.11, 15:21Відповідь на 3 від Zemlyachka
штрафники. Для большего накала страстей они все так бездарно погибли? Много сердило, возмущало, но досмотреть до конца однозначно заставило. Я ведь после всех этих убийственных рецензий пересмотрела повторно Предстояние, на днях посмотрела "Цитадель" и далека от того, чтобы однозначно всё хаять. О фильме можно спорить бесконечно, но для этого таки стоит посмотреть. Теперь о другом- к автору блога лично. Ты только начал вести блог и многих вещей ещё не знаешь. Совет первый- пустые места просто убираются. Ставишь курсор в начале редакторской страницы и клацаешь по кнопке "делите"- текст поднимается, пустоты пропадают. Также и нижнее поле. Ставишь курсор в конце текста и клацаешь несколько раз, пока не исчезнет ненужное поле. Так и в местах других пропусков. Надеюсь, не обидела?
Val289
527.05.11, 15:49Відповідь на 4 від Zemlyachka
Насчет последнего, именно так я и делал (там вначале вообще было в "неудобоваримом" виде), но до конца отредактировать пока не удается.
Теперь о Михалкове, насчет зависти вряд ли, насчет гнева возможно - у российских коммунистов с ним принципиальные расхождения (кстати, интересный момент, в негативной оценке его последних фильмов сошлись как левые, так и либералы, правда мотивы у них при этом были разные). Моя личная оценка - последний фильм режиссера, который мне более или менее понравился (условно говоря более чем на 50%) была "Урга". И мне вообще грустно наблюдать эволюцию автора "Своего среди чужих, чужого среди своих" к лозунгу "Православие, самодержавие, народность!" А сам фильм я конечно обязательно посмотрю (все части сразу), хотя вот видите и у Вас оценки неоднозначные.
Val289
627.05.11, 15:51Відповідь на 5 від Val289
А это как-то не настраивает на оптимистический лад.
SpForc
77.06.11, 16:49
Его творчество последнего периода рассчитано на западного зрителя + его прет от происхождения, но все его предки отличались великолепным выживанием и пониманием момента при всех властях).