Караван.....................
- 26.08.14, 08:14
Газета
«Бизнес» взяла интервью у Владимира Хоменко, заместителя министра
доходов и сборов Украины, текст которого приводится ниже.
«Мы стараемся не трогать малый и средний бизнес, который практически угроблен»
Владимир Хоменко, заместитель министра доходов и сборов Украины, уверен, что государство должно поддерживать легальный бизнес — другого выхода у него сейчас нет
Уже не раз БИЗНЕС упоминал в своих публикациях Владимира Хоменко,
назначенного в марте заместителем министра доходов и сборов,
курирующего силовой блок, а в июне вроде бы ставшего первым
заместителем председателя Государственной фискальной службы (документ о
его назначении пока не опубликован; см. на www.business.ua БИЗНЕС №23
от 09.06.14 г., стр.14). Мы упоминали его, во-первых, в связи с его
близостью к нынешнему премьеру Арсению Яценюку. Позже об этом писали
другие СМИ и подтверждал сам Владимир Петрович. Во-вторых, в связи с
продвижением идеи создания силового “монстра” — Службы финансовых
расследований.
Ну и, в-третьих, одна из главных силовых должностей в стране сама
по себе достойна упоминания. И не только БИЗНЕСОМ. Дело, например,
дошло до того, что премьер подписал уникальное в своем роде
постановление Кабмина №97 от 09.04.14 г., коим наделил персонально
заместителя министра Владимира Хоменко правом решения кадровых вопросов
в налоговой милиции, хотя обычно должностные права и обязанности
привязываются, понятное дело, к должности, а не к конкретной персоналии.
10 тысяч
— Кто рекомендовал вас на должность заместителя министра
доходов и сборов и на нынешнюю должность первого заместителя
председателя Государственной фискальной службы?
— И в первом, и во втором случае меня представляли на заседании Кабмина.
— А рекомендовал кто?
— Кабинет министров.
— То есть персонально никто? Хорошо, вот есть постановление
Кабмина, в ко-тором конкретно за вами (а не просто за должностью)
закреплено право назначать и увольнять должностных лиц налоговой
милиции. Насколько это правомерно? Не будут ли все эти кадровые решения
признаны через какое-то время незаконными в судебном порядке?
— Не думаю. Я это постановление не писал и не редактировал. Но если его
подписал премьер — значит, оно прошло в том числе и юридическую
экспертизу. Ситуация с назначениями была сложной. Нужно было менять
людей. Ряд сотрудников себя скомпрометировали. Почти во всех областях.
Нужны были новые люди. Что касается последнего вопроса, то я не думаю,
что при принятии постановления были какие-то процедурные нарушения.
Мне уже удалось поменять практически всех руководителей во всех
областях. А главное — в Киеве. Сделать это было трудно. С одной
стороны, увольняемые не хотели уходить. С другой — было столько
желающих помочь, что мне можно было даже на работу не выходить. Я уже
не говорю о политических квотах, хотя их тут и не должно быть.
— Какая у вас заработная плата?
— Есть даже справка. Могу показать, я серьезно готовился — правда,
сказал бухгалтеру, что меня вызывают в Генпрокуратуру, поэтому нужно с
печатью...
— Около 10 тыс.грн. По-моему, для одного из руководителей главной фискальной службы это как-то несерьезно.
— Ну вы же видите — там гербовая печать.
— Я не говорю, что вы меня обманываете. Просто интересна ваша оценка.
— Конечно, это недостаточно. Но в тех условиях, в которых живет сейчас
страна, в условиях дефицита бюджета, это нормально. Небольшие зарплаты
и у сотрудников среднего звена, которые занимаются выявлением
преступлений, и т.п. А там много соблазнов.
— А сколько получают обычные сотрудники?
— 2-3 тыс.грн., следователи — 4тыс. грн.
— Это очень мало.
— Конечно. А полномочия сумасшедшие, попробуй устоять перед соблазнами.
— У нас есть информация (об этом пишут и другие СМИ), что у вас сложились
непростые отношения с руководителем Службы Игорем Билоусом. Какими были бы первоочередные шаги, если бы руководителем были вы?
— У нас нормальные рабочие отношения с Игорем Олеговичем. То, что пишет
пресса, она пишет на свое усмотрение. Никаких конфликтов у нас нет.
Есть одна цель — наполнение госбюджета. И хорошо, что он пришел из
бизнеса, поэтому четко понимает проблемы с “той стороны”. А я их хорошо
понимаю с “этой”. Мы как раз дополняем друг друга. Я не собирался
становиться руководителем Службы, поэтому не стану отвечать на вторую
часть вопроса.
— Сейчас вы назначены первым заместителем. Заместитель
(Анатолий Макаренко) будет курировать таможню, вы — налоговую милицию.
Кто тогда будет курировать администрирование налогов?
— Проблемы, связанные с теневой экономикой и коррупцией, сейчас
настолько важны, что ими должен заниматься первый заместитель. Теневые
схемы нужно разрушить. Согласно Закону о госслужбе, в связи со
снижением статуса органа с министерства до службы сократилось
количество заместителей. Но я думаю, что мы выйдем из этой ситуации за
счет укрупнения департаментов. А кто какие документы будет подписывать,
урегулируется распределением обязанностей между руководителями.
Ямная культура
— На пресс-конференциях (и ваших, и Игоря Билоуса)
озвучивалась цифра: через “налоговые ямы” проходило 200- 300 млрд грн.
в год. С ликвидацией “налоговых ям” естественным образом должны
увеличиться поступления налогов, прежде всего НДС и налога на прибыль.
Чисто арифметически на 15-25 млрд грн. Роста нет. “Ямы” продолжают
функционировать?
— “Площадки” уничтожены (о теневых схемах см. на www.business.ua БИЗНЕС
№22 от 02.06.14 г., стр.18. — Ред.). “Ямы” как таковые тоже. Остались
“партизаны” — пытающиеся проворачивать такие операции на свой страх и
риск. Раньше их было 1438. Сейчас — вдвое меньше.
— А почему же поступления не увеличиваются?
— Нет поступлений от Крыма.
— Но Крым давал 2-3% поступлений.
— По май включительно бюджет выполнен. Хотя есть перебои с
поступлениями на востоке страны. Рост незаметен, поскольку объемы
реализации продукции в Украине с начала года сократились на 150 млрд
грн., или на 9,3%. А сумма начисленного НДС за этот период возросла на
4 млрд грн.
Начиная с марта мы ежемесячно обеспечиваем более 1 млрд грн.
дополнительных поступлений от НДС (на самом деле за 5 месяцев текущего
года НДС собрано на 1,8 млрд грн., или на 5%, меньше, чем за
аналогичный период прошлого года. А за март — май сбор уменьшился на
2,1 млрд грн., или на 9,1%. — Ред.). Это стало возможным благодаря
постоянному совершенствованию методов борьбы с мошенниками.
— Но это не 15-25 млрд грн. в месяц. Говорят, сейчас есть
официально согласованные “площадки” в Днепропетровской области, якобы
для финансирования отрядов по борьбе с сепаратизмом. Правда ли это?
— Категорически нет. И, например, за последние несколько месяцев там выявлены два серьезных конвертационных центра.
Актовый залп
— Имеются ли факты возбуждения в марте — июне производств по
ст.212 Уголовного кодекса (УК) на основании актов проверок при
отсутствии налоговых уведомлений-решений? Не секрет, что такая схема
ранее использовалась.
— За март—июнь по актам проверок открыты 373 уголовных производства.
Учитывая содержание норм Налогового кодекса, законодательство допускает
направление в суд уголовного производства, в котором налоговое
уведомление-решение по акту проверки не принято.
— Но ведь это неправильно. Если проверяющий не фиксирует даже
налоговое нарушение, о каком уклонении от уплаты налогов может идти
речь? Вам не кажется, что эту практику следует пресечь на
законодательном уровне? Как не должно быть и уголовных дел, если
предприятие выиграло в суде спор относительно зафиксированного
проверяющим налогового нарушения.
— Акт документальной проверки — это не единственный документ, который
учитывается при принятии решения о возбуждении уголовного производства.
Есть еще свидетельства, справки, результаты экспертиз. Мы не можем
брать за основу только акт. Это не мы придумали. Это — международная
практика.
— Сколько вообще уголовных производств начато за этот период? И
сколько из них по ст.212 УК? По каким статьям возбуждались остальные
дела?
— С января по 14 июня следователи открыли 3964 уголовных производства,
в том числе по фактам уклонения от уплаты налогов, обязательных
платежей (ст.212 УК. — Ред.) — 2323 уголовных производства, по фактам
незаконного изготовления, хранения, сбыта или транспортировки в целях
сбыта подакцизных товаров (ст.204 УК. — Ред.) — 312 производств; по
фактам фиктивного предпринимательства (ст.205 УК. — Ред.) — 233
производства; по фактам присвоения, растраты имущества или завладения
им путем злоупотребления служебным положением (ст.191 УК. — Ред.) — 164
производства, еще 398 — по другим статьям УК.
— Сколько уголовных производств доведено до суда? Сколько средств удалось возвратить в бюджет?
— По состоянию на 14 июня следователи налоговой милиции направили в суд
594 уголовных производства, по которым обеспечено возмещение вреда
бюджету в размере 280,8 млн грн.
— Но ведь 280 млн грн. — это мизер даже в сравнении с расходами на содержание налоговой милиции.
— В прошлом году за пять месяцев были наложены аресты по уголовным
производствам на имущество и денежные средства на 93 млн грн. А в этом
году на 977 млн грн. То есть резерв обеспечения уголовных производств
вырос в 10 раз. При этом прошло только три месяца, а само производство
длится три-шесть месяцев. Поэтому до конца года сумма возмещения тоже
значительно увеличится.
Про злочинну владу
— Сколько необоснованно возбужденных при старой власти дел
закрыто? Какими были критерии их отнесения к необоснованно
возбужденным? Кто принимал решения?
— Было обращение Европейской бизнес ассоциации, а потом поручение
премьера разобраться с уголовными производствами, которые
использовались как средство давления на бизнес. Мы сразу закрыли более
500 производств. Смотрели на основания их возбуждения. Например,
заявление, обращение — это основание для возбуждения производства и
проведения следственных действий: обысков, допросов, назначения
экспертиз. Мы изучали основания возбуждения комиссионно и через
прокуратуру их закрывали. Это не было моим личным решением. Уже закрыто
1551 уголовное производство, которые открывали по формальным основаниям
без наличия судебной перспективы.
— Кабмин выступил с инициативой проведения налоговой амнистии
(налогового компромисса) по нарушениям налогового законодательства,
совершенным до 1 января 2014 г. (см. на www.business.ua БИЗНЕС №21 от
26.05.14 г., стр.ЗЗ, 34). Вместе с тем налоговая милиция расследует
множество дел по прошлым годам. Как будете решать эту проблему?
— Разбираться с делами прошлых лет мы будем исключительно в рамках
закона. Мы должны вести досудебные расследования. Если налоговая
амнистия предусматривает освобождение от ответственности и тех лиц, в
отношении которых мы расследуем производства, то мы такие положения
выполним.
— По имеющейся у нас информации, сейчас следователи налоговой
милиции часто применяют схему, когда после возбуждения уголовного
производства относительно какого-то предприятия его контрагентам
массово высылаются запросы с требованием предоставить оригиналы
первичных документов. Это пугает контрагентов и, по сути, уничтожает
бизнес либо “стимулирует” налогоплательщика идти “договариваться”. Как
бы вы это прокомментировали?
— Мы сейчас максимально ориентируем следователей на то, чтобы они не
осуществляли выемку первичных документов, а обходились заверенными
копиями, чтобы бизнес продолжал работать с “первичкой”. Старую практику
мы ломаем и готовы разбираться со случаями применения таких схем.
— Уже есть уголовные дела по фактам деятельности “площадок”,
блокирования регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых
накладных (см. на www.business.ua БИЗНЕС №44 от 04.11.14 г., стр.26),
по неправомерным доначислениям и т.п.?
— Расследование преступлений, совершенных с участием служащих
государственных органов, — это компетенция органов прокуратуры. Поэтому
уголовные производства по так называемым “площадкам”, в том числе
относительно противоправной деятельности бывшего руководства
Миндоходов, расследует Генпрокуратура.
—
То же самое касается и нашумевшего тендера по “скорым”, в котором якобы
замешан бывший заместитель министра Андрей Игнатов (см. на www.
business.ua БИЗНЕС №9 от 03.03.14 г., стр.24,25)?
— Да. Но дело расследуется, наши сотрудники являются членами
следственно-оперативной группы. Там фигурирует фирма “Практика” есть
определенные отношения с ней. На таможне по этому поводу мы задержали
оборудование стоимостью EUR4 млн. Стоимость занижена в несколько раз.
Деньги “вымывались” через МОЗ. Мы возбудили уголовное производство и
передали на расследование в Генпрокуратуру.
— Какие шаги предприняты по выводу из тени рынка алкогольных
товаров? Правда ли, что теневую часть этого рынка “крышевал” депутат ВР
Юрий Иванющенко?
— “Крышевал” и организовывал “теневое” производство в сумасшедших масштабах...
— Это в каких?
— Они получали спирт, списывали его на производство биоэтанола, потому
что он освобожден от акцизов. По имеющимся документам, они разлили
более 300 млн бутылок неучтенной водки, при том что линии по
производству биоэтанола вовсе отсутствовали. Таким образом государство
не получило 3,5 млрд грн. акцизов. Конечно, “Юра Енакиевский” (Юрий
Иванющенко. — Ред.) и “Иван Иваныч” (Иван Абрамов. — Ред.) были
идеологами и непосредственными организаторами этих схем. Никто там не
имел права ничего проверять. По сути, часть государственного сектора
отдали в управление бандитам.
—
А насколько правдивы слухи о том, что схемы на рынке нефтепродуктов,
которыми якобы занимался “младоолигарх” Сергей Курченко, не исчезли, а
перешли к другому, настоящему, олигарху?
— Я пока не могу ответить на этот вопрос, потому что рынком
нефтепродуктов мы только начали заниматься. Смогу ответить месяца через
два-три. Мы обязательно тщательно изучим этот рынок.
Наша служба и опасна...
— Вы активно продвигаете идею создания Службы финансовых расследований. Как к этой идее относятся коллеги из СБУ и МВД?
— В целом положительно. Мы несколько раз встречались на заседаниях
рабочих групп в Кабмине. И пришли к единому мнению, что это нужно
делать. Проводилось совещание у первого вице-премьера Виталия Яремы (на
прошлой неделе назначен Генпрокурором Украины; Ред.). И аргументы,
озвученные представителями названных ведомств, были слабыми. Они были
прямо как из конца 1980-х годов. Нам нужна консолидация. Чем сейчас
занимаются подразделения по борьбе с экономическими преступлениями? Они
ищут повод зайти на предприятия, например, из-за контрафактных
компьютерных программ и т.д.
— Эта тема в бизнесе действительно на слуху...
— Это всем надоело. Бизнесу не нужны пять-шесть серьезных проверяющих
органов, которые настроены только на проверки, а не на создание условий
для ведения бизнеса.
— Насколько
соответствует логике идея организации Службы финансовых расследований
на базе Госфининспекции, ведь это, во-первых, не правоохранительный
орган, а во-вторых, орган с предельно узкими функциями?
— Идеология создания Службы заключается в том, чтобы взять под контроль
одновременно доходную и расходную части бюджета. Функции
Госфининспекции должны обеспечить контроль за расходной частью.
— Госфининспекция и теперь контролирует расходы. Другое дело, что у нее рычагов особых нет.
— Да, они передают материалы в различные правоохранительные органы, но
все это не находит логического завершения, а после создания Службы как
раз такое завершение будет.
— Но Госфининспекция — это контролирующий орган, осуществляющий
проверки, по сути — аудит. Что, аудитом будут заниматься люди в погонах?
— Нет, оперативные подразделения путем мониторинга будут нарабатывать
материалы. А документальные проверки будут проводиться исключительно по
материалам, которые получит следствие. Служба будет бороться прежде
всего с такими явлениями, как теневая экономика, схемы отмывания денег,
выведение средств за границу... Мы и сейчас стараемся не трогать малый
и средний бизнес, который уже практически угроблен...
— Создание Службы впервые инициировалось в прошлом году первым
заместителем председателя ГНСУ — начальником налоговой милиции Андреем
Головачом. Сейчас эта идея реанимирована почти без изменений. Выходит,
что к созданию Службы имеет отношение г-н Головач?
— Я не знаком с теми документами, которые он якобы готовили. Я с г-ном
Головачом встречался только один раз, когда он забирал вещи из этого
кабинета. Абсолютно никаких разговоров у нас по этому поводу не было. Я
имею достаточный опыт работы в правоохранительных органах, и мне не
нужно ни с кем консультироваться по вопросам создания Службы.
— Не кажется ли вам, что Служба финансовых расследований может
стать чрезмерно опасным для бизнеса органом, этакой дубиной, которая
будет просто убивать все на корню?
— Я категорически уверен, что она станет дубиной, которая будет убивать
на корню теневой бизнес и коррупцию. Вместе с тем мы собираемся
поддерживать легальный бизнес. Потому что другого выхода у государства
сейчас нет. И я отдаю себе отчет в том, что говорю. Считаю, что
действия, которые я предпринимаю в течение трех месяцев, наглядно это
демонстрируют.
СЕРГЕЙ САЛИВОН
Бизнес № 25-26, 23 июня 2014 г.
Досье БИЗНЕСа
Владимир Хоменко, заместитель министра доходов и сборов Украины
РОДИЛСЯ: 26 июля 1954 г. в с.Черемошное (Погребищенский р-н, Винницкая обл.).
ОБРАЗОВАНИЕ: Киевский автомобильно-дорожный институт,
инженер-экономист (1976 г.); Академия МВД СССР, юрист (1986 г.).
Кандидат юридических наук.
КАРЬЕРА: 1976—1986 гг. — инспектор отделения БХСС
отдела милиции Краснодонского УВД Ворошиловградской области; 1986—1989
гг. — оперативный сотрудник управления БХСС МВД УССР; 1989—1997 гг. —
работа на руководящих должностях в УВД в Черновицкой области;
1997—1998 гг. — первый заместитель председателя ГНА — начальник управления налоговой милиции (НМ) ГНА в Черновицкой области;
1997—2003 гг. — первый заместитель председателя ГНА — начальник
управления НМ ГНА в АР Крым; 2003—2005 гг. — начальник ГУ МВД Украины в
АР Крым; 2007 г. — первый заместитель начальника
ГУ СБУ в АР Крым;
2007 г. — постоянный представитель Президента Украины в АР Крым;
2007—2009 гг. — заместитель министра внутренних дел Украины; с марта
2014 г. — заместитель министра доходов и сборов Украины.
Семейное положение: женат, двое сыновей.
Награды, звания: Заслуженный юрист АР Крым.
Увлечения: дальние поездки за рулем автомобиля.
Коментарі
Shnec
126.08.14, 20:46
да...з такими зарплатами він зможе свого добитися.....до по життєвого