*******

  • 15.12.10, 17:10
Прощай
Позабудь
И не обессудь.
А письма сожги...
Как мост.
Да будет мужественен

Твой путь,

Да будет он прям

И прост.

Да будет во мгле
Для тебя гореть
Звездная мишура,

Да будет надежда

Ладони греть
У твоего костра.
Да будут метели,

Снега,
дожди

И бешеный рев огня,
Да будет удач у тебя впереди
Больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
Бой,

Гремящий в твоей груди.

Счастлива я за тех,

Которым с тобой,

Может быть,
По пути.

(c)

Ель моя

  • 15.12.10, 17:00
Синяя крона, малиновый ствол,
звяканье шишек зеленых.
Где-то по комнатам ветер прошел:
там поздравляли влюбленных.
Где-то он старые струны задел -
тянется их перекличка...
Вот и январь накатил-налетел,
бешеный как электричка.
Даже поверилось где-то на миг
(знать, в простодушьи сердечном):
женщины той очарованный лик
слит с твоим празднеством вечным.
В миг расставания, в час платежа,
в день увяданья недели
чем это стала ты нехороша?
Что они все, одурели?!
И утонченные как соловьи,
гордые, как гренадеры,
что же надежные руки свои
прячут твои кавалеры?
Нет бы собраться им - время унять,
нет бы им всем - расстараться...
Но начинают колеса стучать:
как тяжело расставаться!
Но начинается вновь суета.
Время по-своему судит.
И в суете тебя сняли с креста,
и воскресенья не будет.
Ель моя, Ель - уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови,
твой силуэт отдаленный,
будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной.

/Окуджава/

"Утешительная партия игры в петанк"2

  • 13.12.10, 14:22
"Конечно, я страдала, но к этому прибавилось и  кое-что  еще, куда более опасное: я вдруг почувствовала себя такой ничтожной. О’кей, наш роман быстро закончился, ну и что…  Так часто бывает.. Проблема в том, что я старше его… И вместо того, чтобы говорить о себе: он бросил меня потому, что разлюбил, я говорила: он бросил меня, потому что я старуха.Я слишком старая, чтобы меня любить. Уродина…? Слишком добрая, глупая, праведная. Ну куда мне…? Действительно… Куда мне? Я не сердилась на него за то, что он ушел, я его понимала. На его месте я поступила бы точно так же… Тогда мне было не до того, чтобы по скорлупкам отличать орех, съеденный белкой, от ореха, съеденного полевой мышью…Хотя…белка раскалывает орех надвое, а мышь прогрызает в скорлупе замысловатую дырочку. Ну а я, видать, стала добычей полевки.. Вроде бы целая снаружи, а вот внутри – абсолютно пустая. Матка, сердце, будущее, доверие к людям, твердость духа, шкафы – везде пустота. Я курила, пила все больше и больше, до поздней ночи, ну а потом, поскольку не могла себе позволить, из-за детей, «умереть преждевременно», я впала в депрессию.. Вы спрашивали, почему у меня столько животных, так вот,именно тогда я это поняла. Чтобы вставать утром, кормить кошек, выпускать собаки сбивать с толку детей. Благодаря животным мой дом жил своей жизнью, и дети были при деле без моего участия… Не знаю, сколько бы так могло продолжаться и до чего бы меня все это довело… Я больше не контролировала себя. Может быть им бы было лучше в приемной семье?  С «нормальными» папой и мамой? Может быть, бросить все и переехать с ними в Штаты? Или без них.. А может.. Как-то утром позвонила мама. Оказалось, мне исполнилось тридцать лет. Что? Уже? Всего тридцать? Чтобы отпраздновать это, я наклюкалась водки. Я загубила свою жизнь. Три раза вдень кормить детей и водить их в школу – только на это меня и хватало. Именно в таком состоянии я и познакомилась с вашей Анук, иона погладила меня по голове… Существую, выживаю? возможно.. Но не живу. Мышцы себе накачала, но бедная моя голова что-то сдает. Конечно, со стороны я кажусь чуть ли не святой, да? Не надо верить в доброту великодушных людей. На самом деле  они самые большие эгоисты…я же вам призналась,что была девушкой амбициозной.. Амбициозной и гордой! наверное, я была смешна, но в общем-тоя не шутила, когда говорила, что хотела решить проблему голода на планете. Любой на моем месте мечтал бы о более интересной жизни, разве нет? Да, я была честолюбива. Ну и что… Я бы все равно ничего не добилась бы, потому что своим кумирам и в подметки не годилась, зато дети дали мне все… Тихая такая жизнь, - скривилась она, - хотя…наверное, чем-то все же забавная, раз вы готовы слушать про нее до трех часов ночи.. Она повернулась и улыбнулась, глядя мне в глаза. И тут, именно в это момент я понял. Понял, что пропал. Чуть позже я почел текст, написанный ею, цитата из Э.М.Форстерана языке оригинала: «Однако я верю в аристократию. Если, конечно, это слово соответствует своему содержанию. Я говорю не об аристократии власти, основанной на положении и влиянии в обществе, но о людях отзывчивых, скромных и отважных. В каждой нации есть такие люди, во всех классах и во всех возрастах, и когда они встречаются, чувствуется, что ОНИ ЗАОДНО. В них – истинная преемственность человечества, единственная вечная победа нашей чудной расы над жестокостью и хаосом. Тысячи из них погибают в неизвестности; немногие достигают славы. Они прислушиваются к ближним, как к самим себе, они отзывчивы, но не делают из этого подвига, не щеголяют своей смелостью, а просто готовы перенести любые лишения. И кроме того…. они не лишены юмора.» Замок разрушен, но аристократия жива. «Тихо-тихо ползи, улитка, по склону к Фудзи Вверх, до самых высот» Кобаяси Исса"

не конец (с)

"Утешительная партия игры в петанк"

  • 12.12.10, 23:43
"Мда, видно, эта девушка никогда не перестанет его... Его- что? Изумлять. Сносить башку, если вернуться к лексикону четырнадцатилетних.
Ее улыбка, затылок, конский хвост, платье в стиле семидесятых, бедра, балетки, ватага детей на природе, ее планы по расчистке территории, мгновенная реакция: палец в рот не клади, слезы, когда их меньше всего ждешь, а теперь еще и транспортировка воздушным путем здоровенной собаки, вот так вот запросто, на раз-два...
Для него это уже перебор.

Из ее рассказа о ее жизни:
-Самое печальное, что мы с этим Мэтью любили друг друга... И даже вроде собирались пожениться... Короче, бывают такие ночи, когда жизнь ломается в одночасье... Уж я то это знала... На следующий день я обошла всю администрацию и старательно себя...deleted. Отменила себя, вычеркнула, ликвидировала в глазах стольких коллег и на всех документах, которые мне протягивали, глядя на меня с недоумением, словно я маленькая эгоистичная девчонка, которая ломает свои игрушки и не держит обещаний.
Я вкалывала не покладая рук, чтобы добиться всего этого, и вот теперь уходила, поджав хвост, по-моему, даже чувствовала себя виноватой... Мне даже пришлось просить прощения.. За несколько часов я бросила все, что имела: мужчину, которого любила, десять лет исследовательской работы, друзей, приютившую меня страну, свои штаммы бактерий, молекулы ДНК, папайю и даже кошку..
Мэт проводил меня в аэропорт. Это было ужасно. Я сказала ему, знаешь, я уверена, в Европе тоже полно интересных проектов... Мы с ним работали в одной области.. Он покачал головой и сказал мне то, что меня долго потом преследовало: "Ты думаешь только о себе".
Я плакала, входя в самолет. Я ведь весь мир объездила ради своих плантаций, а вот с тех пор больше ни разу никуда не летала...
Иногда я еще думала  о нем... Когда сижу вот здесь, в этой дыре. в сапогах, окоченевшая, и смотрю, как Сэм тренирует своего осла, с моими шелудивыми собаками, стариком Рене, который так выражается, что его не всегда и поймешь, а вся местная детвора висит на заборе в ожидании, когда же, наконец, испечется очередной торт, тогда  я вспоминаю его слова...
Хреново мне было...
Так же, как все..
Ненавижу это выражение.
Мерзость какая.
По сравнению со всеми, что у нас за жизнь эти последние девять лет?
Катастрофа?
Веселенькая такая катастрофа...
Я училась играть в петанк и снова читаю  книги с грустными, но выдуманными историями. Я снова начала курить, я наврала вам...Я не читала романы, которые привезла собой... я читала хокку... Маленькую книжецу, которую прихватила с ночного столика покойной сестры..
На некоторых страницах я загибала уголок:
"В шапке из бабочек
Мертвое дерево
Снова в цвету!"
или:
"Без всяких забот
На подстилке из трав
Забылся я сном."
Но единственное хокку, которое в то время крутилось у меня в голове:
"Жизнь - сука
А потом
Ты умрешь."
Да, это действительно звучало хорошо...

Она подвинулась ближе к огню, и я перевернул воображаемую страницу.
Теперь ее профиль...

-Какими бы трудными не были первые месяцы, пролетали они мгновенно. У меня было столько дел... Я научилась заделывать щели, шпаклевать, красить, шкурить перед покраской ставни, колоть дрова, травить крыс, бороться с сквозняками, закупать мясо по дешевке, нарезать его на куски и замораживать, в общем массе вещей, на которые, как мне казалось раньше, я была неспособна..
Тогда я ложилась спать одновременно с детьми. После восьми вечера я была уже никакая.  И наверное так для меня было лучше.. Я не жалела о своем решении. А потом пришла весна.. дом мы обжили, и причесываясь, я стала снова смотреть на себя в зеркало. Глупость, конечно, но со мной этого не случалось почти год...
Однажды утром я вновь надела платье и на следующий день влюбилась.

Она смеялась.

-Конечно, в тот момент вся эта история казалась мне супер-романтичной. Нежданная стрела Купидона, заблудившегося среди пашен и всех этих глупостей., но сейчас, оглядываясь назад, и зная, чем это кончилось... Короче, теперь Купидон в отставке.
Была весна, и мне хотелось влюбиться. Хотелось, оказаться в объятиях мужчины. Мне осточертела роль суперженщины. Хотелось, чтобы меня целовали и говорили, что у меня нежная кожа. Даже если это неправда...
В общем, я надела платье и с классом Самюэля поехала на какую-то экскурсию. Там был еще один класс и их учитель и... на обратном пути я села рядом с ним...

Я бросил  свои зарисовки. Ее лицо было слишком изменчивым. Еще десять минут назад ее возраст, казалось, исчислялся тысячелетиями, но когда она улыбалась вот так, как наверное тогда в автобусе, ей и пятнадцати не дашь.

-На следующий день я нашла повод завлечь его сюда и изнасиловала.

Повернулась ко мне:
-ЭЭЭ...Он был не против, само собой! Милый, чуть моложе меня, холостой, из местных, мастер на все руки, дети в нем души не чаяли, большой знаток птиц, деревьев, звезд, большой любитель походов... Ну просто идеальный мужчина.... Хоть памятник при жизни ставь!
Нет, мой цинизм здесь не уместен... Я была влюблена...
Я ооочень его любила. Просто умирала от любви... Жизнь стала настолько легче.. Он поселилися у на. Рене, который знал его еще ребенком, благославил меня, Большой Пес его не сожрал, и он принял все как должное, без особых церемоний. Это было чудесное лето. А потом была чудесная осень.... Он научил нас любить, видеть и понимать природу, познакомил с массой замечательных людей...С ним я вспомнила, что мне нет еще и тридцати, что я люблю веселиться и не люблю рано вставать...
Я страшно поглупела. Все твердила: "я нашла своего учителя!"
Следующей весной я захотела родить ребенка. Вероятно, я поспешила, но для меня это было очень важно. Наверное, мне казалось, что таким образом я укреплю все связи: с ним, с детьми сестры, с этим домом... Если у меня будет собственный ребенок, я уже никогда не смогу бросить этих троих - так мне казалось.. Не знаю, можете ли вы меня понять?

Нет. Я слишком ревновал, чтобы пытаться в этом разобраться.
"Я очень его любила..."
От этого "очень" меня кольнуло под крокодильчиком.
А ведь я даже не понимал, что это означает..
И вообще, для провинциального учителя найти общий язык с детьми да показать на небе Большую Медведицу проще простого!
- Конечно, понимаю, -прошептал я очень серъезно.

-Но у меня ничего не вышло... Другая на моем бы месте была бы терпеливее, но не я...
Он стал реже ночевать дома? Просто ему нужен покой, чтобы проверять диктанты.. Он уже не разъезжает с нами каждое воскресенье по всей округе в поисках очередной барахолки? Просто он подустал от наших глупостей.. Стал не так нежен в постели? Но я сама в этом виновата! С моими дурацкими подсчетами, отбивавшими всякое желание... Стал уставать от детей? Ну конечно, их ведь трое... они не слушаются? Конечно...ведь мне казалось, что жизнь и так их уже наказала, и пока они маленькие, пусть бесятся, как хотят..
Таких вопросов было много... он попросил перевести его на другое место работы со следующего учебного года?
А.....Вот этого я объяснить уже не смогла.
Для меня это стало полной неожиданностью...
Я считала, что он живет, как я, что сказанные слова и взятые на себя обязательства, пусть и без штампа в паспорте, что-то да значат. Хотя зимы обещали быть суровыми, и приданное мое несколько обременительно...
Он добился -таки перевода, а я стала той самой, которая рассказывала вам про свою последнюю сигарету...
Брошенной опекуншей...
До чего ж я была тогда несчастной, страшно подумать, - улыбнулась она смущенно. И что я вообще тут делаю?
С какой стати похоронила себя в этой дыре?
Конечно, я страдала.."
_не конец,(с)

ничего личного))

иерархия потребностей_Пирамида Маслоу

  • 10.12.10, 22:09

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу.

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей. Вот они:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой. Синоним: самореализация[1

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

[править] Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности. Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;
  2. надежда на успех;
  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело. Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно. Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства. Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
  • социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  • лишение свободы;
  • физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания. Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

[править] Механизмы формирования биологических мотиваций

Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга. Здесь осуществляются процессы трансформации биологической (метаболической) потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на основе их влияний на другие отделы мозга определяют формирование обусловленного мотивацией поведения.

[править] Теории мотивации

С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:

  • Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория» (автор Дуглас Мак-Грегор), теория «Z» Оучи.
  • Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф.Герцберга.
  • Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.
[править] Иерархия потребностей Маслоу

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие ученые.

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Потребности в порядке их очередности:

Физиологические потребности Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Потребность в самоактуализации Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании

Эстетические потребности Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Теория А.Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии. требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.

[править] Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти ученые ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

[править] См. также \википерия\

Жестокие реалии школьной жизни

  • 04.12.10, 14:02
НИКАКОГО ПРАЗДНИКА  "Никакого праздника! Меня сначала закрыли! Потом шарик не дали... Ничего НЕЛЬЗЯ!Нас...э...со всеми, которыми мы че...читали стихи, выгнали туда, а вы все стоите, вот так глаза раскрыли и смотрят!"

Смысловые галлюцинации

  • 28.11.10, 08:11

Странно, когда ты сходишь с ума, У меня появляется чувство вины, Я тебя понимаю, ведь мне иногда Тоже снятся страшные сны.

Снится, что мне не дожить до весны, Снится, что вовсе весна умерла. Страх во мне оставляет следы, Я думал, что страх - это просто слова.

Зачем топтать мою любовь? Её и так почти не стало. Я разбиваю руки в кровь, Я не сошел с ума, так надо!

Нам наверное лучше вернуться домой, И лучше не видеться несколько дней. Уходил с одной, возвращаюсь с другой, Мне нужно расстаться с тобою скорей.

Мне нужно избавиться, чтобы стать ближе, Чтоб не взрывалась моя голова. Мне нужно понять, что я ненавижу, Я думал что ненависть - просто слова.

Зачем топтать мою любовь? Её и так почти не стало. Я разбиваю руки в кровь, Я не сошел с ума, так надо!

Где-нибудь, как-нибудь, с кем-нибудь..

  • 26.11.10, 16:20
Кругом голова, фонари горят, Улица пуста, дождь на мостовой. Мне бы оборвать лист календаря И в очереди встать за другой судьбой. Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь Долгожданный встречая рассвет, Закуси на мгновенье губу От обиды за то, что попала не в цвет. Оттого, что гривастый табун Кроме снов ничего не принёс. Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь Не стыдись своих слёз, своих слёз. Бар давно закрыт, у его дверей Тень мою трамвай задавил. Ветер вены вскрыл небу в сентябре, Чуть солоноват вкус любви. Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь У раскрытого настежь окна Посмотреть в облака не забудь, Где-то там в кучевых вдруг порвётся струна. И упрямая челка на грудь Упадёт, прикоснувшись к душе. Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь Без меня хорошей, хорошей. Спит ночлежный дом с надписью "Отель", Милиционер смотрит вслед. В тёплом доме том холодна постель, От Наташ да Вер счастья нет. Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь Разговаривая ни о чём, На два шага левее чуть-чуть Отойди и чужое увидишь плечо. Прошлой жизни вернуть ворожбу Никогда никому не дано. Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь Всем нам быть суждено, суждено. Прошлой жизни вернуть ворожбу Никогда никому не дано. Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь Всем нам быть суждено, суждено.