хочу сюди!
 

Людмила

49 років, риби, познайомиться з хлопцем у віці 46-60 років

Собор святого Петра, Ватикан и площадь святого святого Петра ч.4


Отцы Церкви — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность.
Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.
В 1568 г. папа св. Пий V признал Отцами Церкви четырех православных святых: Иоанна Златоуста (John Chrysostom), Василия Великого (Basil the Great), Григория Богослова (Gregory of Nazianzus) и Афанасия Великого (Athanasius of Alexandria).


22 февраля католическая церковь отмечает праздник Кафедры Св. апостола Петра, являющейся символом его проповеди Слова Божия в Риме. Собственно кафедрой то для Св. Петра служил простой деревянный стул. Впоследстие его укрепили и украсили, как предполагают в Византии. Бернини выстроил композицию так, что кажется что кафедра парит в облаках, поддерживаемая
Отцами Церкви (статуи высотой 5 м). Основание алтаря изготовлено из аквитанского черно-белого мрамора и яшмы из Сицилии.



Внутри монумента находится стул Св. Петра.


Четыре статуи символизируют вселенский характер Церкви и единство учения теологов с вероучением апостолов.
Две наружные статуи в головных уборах - это Отцы католической Церкви, две внутренние статуи без головных уборов - это вселенские святители и учители православной Церкви.

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия
Дни памяти: 18 января (в православии), 2 мая (в католичестве).
Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому
Патриарху, святому Александру (память 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр.
Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за
духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого
Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние
гонения. Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361 - 363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался
великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб.
Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: "Ты победил, Галилеянин". После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ Константинополя Дни памяти: 27 января, 30 января (3 свт.), 14 сентября, 13 ноября.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с
истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.
В 381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.
Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».
Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и
множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызвав из Антиохии для доставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения
святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды.
Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы
вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря.
Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за
оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение.
Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был
болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии).
Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»),
причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.
Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434-447), совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя
из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о
том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать
Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека,
приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в
церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание.
Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами
воскликнул: «Прими престол свой, отче!» — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

Святой Амвросий Медиоланский (ок. 340 — 4 апреля 397; лат. Sanctus Ambrosius) — миланский епископ, проповедник и гимнограф.
Память святого Амвросия Медиоланского в католической церкви — 7 декабря, а в православной — 20 декабря (7 декабря по ст. стилю).
Один из четырёх великих латинских учителей церкви, он обратил в христианство и крестил блаженного Августина. Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого, тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и
церкви. Его мистические гимны не чужды неоплатонизму плотиновского извода.
Амвросий Медиоланский родился около 340 года в городе Тревире (ныне Трир, Германия) в богатой и знатной римской семье. Тревир был в то время резиденцией префектов римской провинции Галлия, некоторые исследователи даже полагают, что отец Амвросия был префектом. Семья будущего епископа приняла христианство в начале IV века. Святая мученица Сотерия, пострадавшая за исповедование христианства при гонениях Диоклетиана была двоюродной сестрой Амвросия.
После смерти отца в 352 году семья Амвросия переселилась в Рим, где он получил превосходное образование. В 370 г. Амвросий закончил обучение. После краткого периода работы адвокатом в префектуре г. Сирмиум (ныне Сремска Митровица, Сербия) Амвросий получил должность советника префекта Италии Проба, который был христанином и, ценя таланты молодого и способного Амвросия, покровительствовал ему.
В 373 году Амвросий был назначен на должность префекта северной Италии с резиденцией в Медиолане (ныне Милан), который был тогда вторым городом Италии вслед за Римом.
Медиолан во время наместничества Амвросия сотрясали распри между арианами и ортодоксальными христианами. В 374 г. эти распри помешали избранию нового епископа, поскольку каждая сторона хотела видеть на этом месте своего ставленника. В качестве компромисса была предложена
кандидатура Амвросия, который пользовался уважением в городе. Амвросий, который даже не был крещён (практика позднего крещения была распространена в то время даже в христианских семьях), пытался отказаться, но после поддержки его кандидатуры императором Валентинианом
I, согласился.
30 ноября 374 г. Амвросий был крещён, затем рукоположен в священники и 7 декабря поставлен в епископы, пройдя, таким образом за 7 дней все ступени церковной иерархии.
После избрания он пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни.
Одной из главных сфер деятельности епископа была борьба с арианством и язычеством. Строго отстаивая чистоту ортодоксальной веры, он добился на этом поприще значительных успехов.
Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в Империи.
После того, как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимию и предложил публично покаяться. Авторитет епископа был таков, что император вынужден был подчиниться.
К концу жизни епископ Амвросий пользовался всенародной любовью.
Христианские источники сообщают о многочисленных чудесах, совершённых имв этот период. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он  воскресил умершего мальчика. Под его руководством в Милане были построены две базилики — Амвросианская и Апостольская (ныне храм св. Назария), а также основан мужской монастырь. Умер св. Амвросий 4 апреля 397 г. в Великую субботу.

Хотя Амвросий почитался святым еще при жизни, его память совершается в Церкви с IX века. Св. Амвросий является покровителем Милана.
Превосходное образование Амвросия позволило ему глубоко изучить подлинники произведений восточных Отцов Церкви, усвоить и продолжить их идеи, перекинув, таким образом, мостик от них в латинское богословие.
В догматических вопросах богословские труды Амвросия затрагивают проблемы, актуальные для споров с арианами — богословие Троицы, христологию, учение о таинствах и покаянии. Многие его работы посвящены толкованию книг Священного Писания и комментариям к ним. Важнейшей
областью наследия св. Амвросия являются его проповеди. Они, как правило, исполнены страстной веры, обличают грехи, в первую очередь, гордость и разврат. В труде «О таинствах» св. Амвросий собрал свои проповеди для только что крещёных христиан.
Наиболее известные труды св. Амвросия: «О таинствах» («De sacramentis»),«О вере» («De fide»), «О Св. Духе» («De Spiritu Sancto»), «Шестоднев» («Hexaemeron»)

Выдающийся латинский богослов св. Августин считал Амвросия Медиоланского своим учителем и наставником.
Перу св. Амвросия принадлежит множество литургических гимнов, дошедших до наших дней. Ему же приписывается и создание самого известного гимна латинской церкви — «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»). Св. Амвросия по праву можно считать создателем латинской гимнографии.
Амвросий также был автором 42 гекзаметров на подписях к фрескам Амвросианской базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.
Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили св. Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввёл в богослужебную практику Запада антифонное пение.
С именем св. Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от латинского, амвросианского литургического обряда.
Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии.
Св. Амвросий изображается с епископской палицей, посохом, бичом в руке (символ победы над арианами и язычниками).

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354—430) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик.
Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 июня по старому стилю.
Главная святыня - Сан Пьетро ин Сьель д’Оро, Павия.

Покровитель пивоваров, типографов, теологов.

Атрибуты: ребенок, голубь, перо, ракушка, разбитое сердце.
Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако,является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из
Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он было заменен христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского.
Родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире).
Отец Августина, римский гражданин, был мелким землевладельцем, но мать — Моника — благочестивой христианкой. В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в
ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 372 г. у Августина в конкубинатe родился сын Адеодат. Через год он прочёл Цицерона и увлёкся философией, обратившись к чтению Библии. Однако вскоре Августин перешёл в модное тогда манихейство. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. B «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане. Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия
Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин
услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам. После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане, после чего вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии она скончалась.
Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».
После этого часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии».
Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.
Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.
Этапы творчества:
Первый этап (386 - 395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские "диалоги" ("Против академиков" [т.е.
скептиков, 386 г.], "О порядке" [386 г.], "Монологи" [387 г.], "О жизни блаженной" [386 г.], "О количестве души" [388 - 389 гг.], "Об учителе" [388 - 389 гг.], "О музыке" [388 - 389 гг.], "О бессмертии души" [387
г.], "Об истинной религии" [390 г.], "О свободной воле" или "О свободном решении"[388 - 395 гг.]); цикл антиманихейских трактатов.
Второй этап (395 - 410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: "О книге Бытия", цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и "Исповедь",
антидонатистские трактаты.
Третий этап (410 - 430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и "О граде Божьем"; критичекий обзор собственных сочинений в "Пересмотрах".

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и
других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения.
Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.
В 22 книгах своего главного труда "О граде Божьем" Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

В апсиде центрального нефа, справа от кафедры Св. Петра, находится надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Надгробие папы Павла III (Alessandro Farnese).
Автор: Гульельмо делла Порта, 16 (51 на плане собора.).

Последний папа Ренессанса.
В 1540 г. Павел III буллой «Regiminis militantis ecclesiae» утвердил иезуитский орден с перечнем первых десяти его членов-основателей.

В 1545 созвал собор в Триденте (XIX Вселенский собор).
Тридентский собор — девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом
в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был одним из важнейших соборов в истории Католической Церкви, т.к. он собрался для того, чтобы дать ответ реформационному движению.
На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических
постановлений, покрывших большую часть католической доктрины. Число Отцов собора (епископов и прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34, а на двадцать пятой и последней — 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. Были также приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах.
Постановления собора были подтверждены 26 января 1564 в булле «Benedictus Deus».

Заказал Микеланджело фреску "Страшный суд".
В возрасте 25 лет, не имея духовного сана, Алессандро был назначен папой Александром VI кардиналом и епископом сразу трёх епархий. Своей карьерой Павел III был обязан сестре, Юлии Фарнезе, которая была
любовницей папы Борджа.
Говорят, что аллегории Правосудия и Благоразумия похожи на сестру и маму папы. При создании надгробия делла Порта возможно использовал набросок Микеланджело, да и сама работа по созданию надгробия скорее всего велась под надзором Микеланджело. Не смотря на то, что две статуи (Изобилие и Мир) отсюда были изъяты и перевезены на виллу Фарнезе, так как Бернини
переместил надгробие в другое место собора, данная скульптурная композицая является одной из самых прекрасных благодаря своей гармоничности и сдержанности. Первоначально статуя Правосудия тоже была обнажена, но в 1595 г. кардинал Фарнезе заказал для нее металлическую
накидку. Благоразумие же осталось обнаженной по пояс.


Зеркало в руке Благоразумия.

Надгробие папы Урбана VIII (Maffeo Barberini).
Автор: Бернини, 1647 (53 на плане собора).

Покровитель Бернини.


Герб с пчелами Барберини можно видеть по всему собору.
Именно этот папа заставил отречься Галилея от учения Коперника, хотя Урбан был личным другом Галилео, но вынудило его к этому политическая обстановка того времени. Своей буллой от 22 апреля 1639 г. папа запретил рабство в любой форме индейцев в Бразилии, Парагвае и во всей
Вест-Индии.
Композиция надгробья напоминает надгробие папы Павла III, но является более гармоничной. Великолепные фигуры Милосердия и Правосудия из белого мрамора образуют переход от наблюдателя к статуе папы, поднявшим руку с благословлением и притягивающим все внимание зрителя.




Между двумя аллегорическими фигурами находится скелет, записывающий имена умерших.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа рядом со статуей Св. Лонгина, находится статуя св. Петра, XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к
бронзовой ноге.


Автор: Арнольфо ди Камбио, около 1300 г. (32 на плане собора).
Некоторые ученые полагают, что это статуя 5 века.


В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей
украшена мозаикой, а не тканью. Св. Петр руководил церковью 25 лет. За 19 столетий единственным папой, сидевшем на престоле Петра дольше (1847-1878), чем сам Петр, был папа Пий IX. Его портрет размещен на стене над статуей апостола. Пьедестал из алебастра выполнил в 1757 г. Carlo Marchionni. Мраморное кресто относят к раннему Возрождению.


29 июня в день памяти апостола его статую облачают в одежды, так что кажется, что статуя оживает.


Так стесана ступня поцелуями паломников.

ПРАВЫЙ НЕФ


(80 на плане собора.)
Самая известная скульптура на религиозный сюжет.
Самое выдающееся художественное произведение из находящихся в соборе.
Микеланджело создал ее из одной глыбы каррарского мрамора когда ему не испонилось еще 25 лет. Заказ на скульптурную группу был получен 26 августа 1498 г. от кардинала Jean Bilheres de Lagraulas, посла французского короля; закончена работа около 1500 г. после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Скульптура предназначалась для надгробия кардинала. Пьедестал выполнил Francesco Borromini в 1626 г.


Капелла Пьеты, прежде Распятия. Капелла переименована в 1749 г. после
перемещения сюда "Пьеты" Микеланджело, до этого сменившей несколько мест в соборе.
Капелла украшена мозаиками, выполненные F. Cristofari по рисункам Ferri и Pietro da Cortona. Последнего называют Бернини живописи из-за количества и значения его работ для собора. Над алтарем находится фреска "Триумф Креста" Lanfranco, единственная фреска с соборе, не
переведенная в мозаику. В капелле Святых Таинств находится единственая в соборе картина, написанная маслом.


Вот что пишет Вазари: «... возбудили желание у кардинала св. Дионисия, именуемого французским кардиналом руанским, оставить через посредство художника столь редкостного достойную о себе память в городе, столь знаменитом, и он заказал ему мраморную, целиком круглую скульптуру с
оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе св.Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с такимискусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело, ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление,
как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел
там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя: "MICHAEL. ANGELUS. BONAROTUS. FLORENT.
FACIEBAT" (Микеланджело Буонаротти из Флоренции создал это). И поистине она такова, как сказал о ней один прекраснейший поэт, как бы обращаясь к настоящей и живой фигуре:
     Достоинство и красота
     И скорбь: над мрамором сим полно вам стенать!
     Он мертв, пожив, и снятого с креста
     Остерегитесь песнями поднять,
     Дабы до времени из мертвых не воззвать
     Того, кто скорбь приял один
     За всех, кто есть наш господин,
     Тебе - отец, супруг и сын теперь,

     О ты, ему жена, и мать, и дщерь».





После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
21 мая 1972 г. в субботу перед Троицей Laszlo Toth, венгр из Австралии, с криком "Я, Иисус Христос!" нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Все удары пришлись по Богородице. За два года до этого нападения немец отбил два пальца у статуи папы Пия VI.
3

Коментарі

Гість: Старый_лентяй

17.02.12, 16:14