хочу сюди!
 

Альона

36 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 30-40 років

Иисус Христос

Анри Дидон

Критика и истории я в жизнеописании  Иисуса Христа

Анри Дидон, Иисус Христос Иисус Христос — великое историческое имя, которому поклонялись и поклоняются племена и народы и во славу которого люди шли на подвиги и на смерть.

Иисус Христос известен всему миру. Даже среди дикарей, среди едва ли не выродившихся рас рода человеческого появляются неутомимые проповедники, возвещающие крестную смерть Христа и его божественное воскресение. И выродки человечества могут найти спасение в любви к Нему. Скептики современного общества и те признают Его неисчерпаемое милосердие к малым и слабым.

Гении минувших веков были бы забыты, если бы нам не сохранилась память о них в монументах: дворцах, обелисках и гробницах, или же в письменах: папирусах, пергаментах, глиняных пластинках, столбах и медалях. Иисус живет в самом сознании верующих, а вот письмена, свидетельствующие о Нем, являются несокрушимым памятником Его пребывания среди людей.

Церковь, основанная Им, прославляет Его во все времена и всему миру. Она познает Его, любит Его, поклоняется Ему: как Он вечно в ней пребывает, так и она в Нем. Христос — догмат церкви, ее нравственный закон, ее культ. Она учит всех — без различия и исключений, — что Он Единородный Сын Божий, вочеловечившийся, воплотившийся от Духа Святого и Девы; что Он сошел на землю, страдал и умер ради нашего спасения, чтобы своим воскресением победить смерть; что Он восшел на небеса к Отцу Своему, дабы и нам уготовать место около Себя; что Он придет судить живых и мертвых, даруя праведникам жизнь вечную и предавая грешников мраку и смерти духовной.

Символ этот является догматическим и вместе с тем историческим явлением, догматом веры и популярной историей Христа’, верующий может жить им. В кратких, простых и в то же время глубоких словах он учит, что величайшим событием в истории человечества является пришествие Христово; что Господь любит человека, ибо Он хочет спасти его от зла, и ради этого приносит Себя в жертву за него; что милосердие — высшая обязанность человека, так как Божественный Учитель страдал и умер любви ради; что человек должен делать добро, ибо Господь придет судить его; что он не должен бояться смерти, так как Господь победил смерть и тем самым уготовал человеку жизнь вечную.

Человек, верующий в это учение и во Христа, может спокойно совершать земное странствие. Он может расти и крепнуть под защитой такого оружия. Ничто не остановит его на пути. Последователи Христа сделались властителями мира не в грубом и материальном смысле этого слова — нет, не насилие проповедовал им Распятый Учитель,— но в смысле справедливости, милосердия, самоотречения, самопожертвования и нравственного достоинства. Сея эти добродетели, как семена жизни, они подготовляют и обогащают почву — душу человеческую,— и она делается способной к обработке и дает богатую и обильную жатву.

Но разум людей мыслящих не только доискивается смысла элементарных догматов, ищет объяснения их в пределах наших несовершенных и всегда ограниченных знаний, требует, чтобы отражались нападки враждебной христианству науки, философии или литературы,— но и желает также знать жизнь Иисуса Христа как Бога и человека во всех ее подробностях, слова, Им сказанные, законы, Им формулированные, знать, как Он учил, проповедовал, боролся, страдал и умер.

История Иисуса Христа есть основание нашей веры. Евангельское учение, богословие, христианская нравственность, культ, иерархия, Церковь — все зиждется на ней. Благодаря неустанным трудам отцов Церкви, учение Христа, Его наставления, культ и сама Церковь сделались малопомалу предметами изучения науки ясной, совершенной, организованной, отвечающей на законные запросы верующих, желающих быть людьми веры и науки.

Настоящий труд и задался целью идти навстречу этому глубоко нравственному требованию.

Приверженцы критической школы скажут: Христос, известный нам по догматам, по преданиям, по сказаниям Апостолов и Евангелиям, комментируемым согласно учению Церкви,— не есть и не может быть Христом историческим. Этот идеальный Христос, Богочеловек, воплощенное Слово, Христос, зачатие которого является непостижимой тайной, называющий Себя Единородным Сыном Божиим в отвлеченном и положительном смысле, творящий чудеса и говорящий так, как свидетельствует о Нем четвертое Евангелие, воскресший на третий день после своей смерти и пятьдесят дней спустя вознесшийся на небо — на глазах Своих учеников,— в действительности не жил никогда. Он существует только в благочестивой фантазии верующих, создавшей Его целиком, от начала до конца. Истинный же Христос, Христос, о Котором говорит история, родился, как все люди, жил, как они, и не творил чудес. Он только проповедовал высшую нравственность, основанную на религии, менее несовершенную, чем прочие, и погиб, как все великие реформаторы, от нетерпимости окружавшей Его среды. Он умер, как умираем мы все, не воскресал и не пребывает живым в Боге.

Вопрос о Божественности Христа служит предметом несогласия между выдающимися умами с самого Его пришествия и будет таковым для них вечно. Феноменом является уже то обстоятельство, что Иисус создал такую неразрешимую задачу, которая всегда будет волновать человечество. Я позволю себе высказать здесь только небольшое историческое соображение, обращаясь, конечно, к людям без предубеждений, к истинным критикам, к людям с широким и свободным взглядом на вещи.

Несогласие между догматом и историей предсказано пророками. Оно будет длиться до конца мира. Христианин скорбит о нем, но оно не смущает и не удивляет его: он видит в нем знамение своего Божественного Учителя. В то время, когда Апостолы, отвечая на вопрос Его, говорили Ты Христос, Сын Бога живого,— толпа, евреи, утверждали, что Он просто пророк. Находились и такие слепцы, которые называли Его богохульником и мятежником.

Когда Он оставил землю, Апостолы проповедовали о Нем в еврейских синагогах, называя его Мессией, Богочеловеком, исполненным премудрости и милосердия Божия; в то же время первые сектанты Назареи и эвиониты смотрели на Него только как на человека.

Несогласие это длилось веками, непрерывно. Языческий философ Цельс, не отрицая чудес, которые творил Христос, насмехался над Его учением, называя его нелепым, а Крест — позорным. Ориген, опровергая Цельса, возвещает божественность Учителя.

С той поры прошли века. Имя Распятого росло и распространялось, разрушая язычество, поглощая философские учения, низвергая царства, покоряя и завоевывая земли, смягчая нравы дикарей, создавая новый мир.

Кто же был прав? Евреи ли, предавшие Христа анафеме и убившие Его, язычники ли, как Тацит и Плиний младший, консул Вифинии, смотревшие на Христа и учеников Его, как на презренных сектантов, философы ли, как Цельс, нападающий на Него в своей безумной мудрости, или же Апостолы, поклонявшиеся Христу и видевшие в Нем Сына Божия?

Если бы Христос действительно был только человек, опозоренный и осмеянный евреями и язычниками, мог ли Он оставить по Себе на земле такой неизгладимый след? Могли Он основать религию, изменившую мир?

Явление это необъяснимо и служит неопровержимым доказательством того, что Христос был именно Тем, Кем Его считает Церковь.

Страницы: 1 2 3 4

2

Коментарі