Православная Церковь при новом Патриархе, ч.16
- 12.06.13, 12:07
Продолжение. Начало Здесь
О православном образовании в России
Валерий Овчинников
Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
Иак. 1, 8
Введение
Православное просвещение у нас традиционно опиралось на Священное Предание, а не на Священное Писание. Православная вера — это вера Предания. Неграмотность и невежество диктовали необходимость распространения новой веры через обрядность, через внешнюю красоту литургического благочестия.
Книжное просвещение требовало значительных усилий и времени, большее развитие получило проявление образования — богослужение и обряд. Это позволяло не идти против княжеской власти и тайно хранить свои языческие верования. Язычески- православная мозаика начала формировать двоеверие, которое превратится в один из ключей для понимания славянской религиозности. Не особенно понятная, но красивая литургия заняла центральное место в жизни Православной церкви.
Православие передавалось на непонятном абсолютному большинству населения церковно-славянском языке, изобретенном греческими апостолами славян, миссионерами Кириллом и Мефодием. На этом же языке велась и литургия, основной устный инструмент сохранения и передачи православной традиции. Сложное и длительное православное богослужение, являющееся сердцем православной веры, учили просто любить и слушать, принимая в нем минимальное участие пением. Это способствовало гипертрофированному развитию обрядовой стороны церковной жизни, поэтому православие часто критикуют за обрядоверие. Паству призывают скорее любить православную литургию, верить в ее неискаженную правильность, чем понимать и развивать.
Важными инструментами сохранения православной традиции стали церковная архитектура и живопись, иконописание и церковное хоровое пение. В силу многих факторов внешняя, обрядовая сторона русского православия практически всегда доминировала над его содержательной, евангельской стороной. Традиционно русская православная вера не любила, а иногда просто и не терпела Знания. Все свое, русское, считалось православным, а все чужое — еретическим. Протоиерей Александр Шмеман писал о традиционном для православия «...недоверии к мысли и творчеству: спасение только в неукоснительном сохранении старины... Спасением стало соблюдение устава, исполнение обряда. ...Развилась уже простая боязнь книги и знания». Мы можем вспомнить «Домострой» как попытку всю жизнь православного человека сделать четко и жестко прописанным торжественным обрядом. Сами священники призывали много книг не читать, поскольку это приводит к ересям. Была закрыта типография первопечатника Ивана Федорова, сам он был обвинен в ереси и выслан.
С известной долей упрощения можно говорить, что кроме отдельных центров и непродолжительных периодов просветительской и богословской активности, связанных с крупными церковными деятелями, православное образование не получало на Руси систематического развития до Стоглавого собора 1551 г. Там уровень церковных знаний большинства православного духовенства подвергся резкой критике, и были приняты решения по развитию православной системы образования для духовенства. Как отмечал А. Шмеман, «да и что можно было ждать от духовенства, при полном отсутствии школы, при все растущей зависимости от своей паствы, бедности, забитости и грубости».
В XVII в. попытка патриарха Никона с помощью образования реформировать русское православие по греческим образцам и поставить Священство над Царством привела к конфликту с царем и вызвала старообрядческий раскол. Однако староверы встали прежде всего против тотального, огульного отрицания всего старорусского чина и обряда. Уровень православного образования в Российской империи был традиционно низким как для большинства основной массы верующих, так и при подготовке основных кадров белого духовенства и церковнослужителей, особенно в духовном просвещении верующих и передаче им необходимого объема информации о христианстве в целом и о греко-православном вероучении в частности.
Самостоятельное чтение Библии верующими не рекомендовалось, богослужение веками велось на непонятном подавляющему большинству верующих церковно-славянском языке. На простонародный русский язык Библия была переведена по инициативе Лондонского библейского общества лишь в XIX в., по личному указу и после личного вмешательства Александра I.
Из трех основных взаимосвязанных функций — просвещения, формирования и воспитания — система православного образования имела явный крен в сторону воспитательную.
В духовном просвещении Святой Руси православное образование успехов не делало — народ оставался в основной массе неграмотным, темным и невежественным. Двоеверие было распространено повсюду, язычество продолжало жить собственной параллельной жизнью одновременно с обязательным, навязываемым государством православием. В реальных и заметных для Российской империи масштабах православная образовательная система начальных церковно-приходских школ с преподаванием Закона Божьего начала развиваться лишь во второй половине XIX в., под сильным государственным нажимом и за государственный счет.
В плане образования духовного сословия российская византийская традиция опиралась на греческую культуру и книжность и на восточно-христианскую ортодоксию. Развитие православного русского богословия шло разрозненными по времени и месту скачками, преимущественно за счет иностранных (греческих, латинских или западных) влияний или противодействия этим влияниям. Первое высшее учебное заведение, начавшее готовить священников, греко-латинская школа, было открыто в московском Заиконоспасском монастыре приехавшими из Греции учеными братьями Лихудами лишь в 1687 г. В 1701 г., при Петре I, школе был дан статус государственной академии, и она была развернута в сторону классического университетского образования стран Западной Европы.
Система православных университетов у нас не была создана, пожалуй, можно даже сказать, что в отличие от европейских стран в православной Руси Веру обнесли высокой стеной, она оказалась отделенной от Знания, и они начали жить и развиваться почти самостоятельно. В синодальный период эту стену пытались разрушать, но реформированием православного религиозного образования занимались в первую очередь государственные чиновники, а не входившие в состав Синода лица духовного звания. Религиозная философия в России активно развивалась в XIX — начале ХХ в., но она не была чисто церковной и росла преимущественно за пределами православной церковной ограды.
Коментарі