История Закавказских Молокан и Духоборов
- 14.05.13, 10:43
И.Я. Семенов
Предисловие
Русские сектанты — молокане и духоборы, переселившиеся с середины XIX века из различных губерний России в Закавказье, стали неотъемлемой частью этнической палитры этого региона. Изучение причин их исхода из родных мест, их учения, быта, социально-экономического положения, взаимоотношений с местным населением и т.п. представляет значительный интерес как с точки зрения истории русского сектантства, так и с точки зрения политики царизма в отношении окраин Империи и этнической истории Закавказья.
Но, к сожалению, до сих пор очень мало популярной, широкодоступной литературы по указанным вопросам, в частности о сути их учения, сходства и различий между молоканами и духоборами, а также о причинах и мотивах их отхода от русской православной церкви. В этом смысле заслуживает внимания и одобрения небольшая по объему, но весьма содержательная работа И.Семенова «История Закавказских молокан и духоборов». Автор проделал большую работу и сумел доступно изложить суть молоканства и духоборчества, основные догмы и принципы их вероучений, осветить характерные черты их образа жизни и т.д.
Уверен, что внимательный читатель найдет много интересного для себя в этой нужной и полезной работе.
Профессор Николай Оганесян,
директор Института востоковедения
Национальной академии наук Республики Армения.
10 июня 2001 года, г. Ереван
От Автора
Сектантство — обособленные религиозные группы, оппозиционно настроенные к господствующей церкви и выражающие социальный протест определенные группы населения.
В России сектантство или, как его называли, русская ересь появилась уже вскоре после принятия христианства и становления православной церкви и стало разрастаться в XIV — XVI веках. Однако русские ереси тогда еще не организовались в массовое движение и подавлялись соединенными усилиями светских и духовных феодалов. Особенно широкое распространение сектантское движение получило, начиная со второй половины XVIII века, когда шел процесс разложения феодальной системы и усиления господства царского самодержавия и православной церкви.
Спасаясь от церковного и полицейского произвола, русские сектанты сыграли большую роль в хозяйственном освоении многих глухих, отсталых регионов обширной Российской империи, распространившись в своем движении из центральных губерний далеко в Сибирь, Алтай, Закавказье, Среднюю Азию, Бессарабию и Дальний Восток. Они не только приспосабливались к местным, незнакомым им условиям и этническому окружению, но и оказывали весьма благотворное влияние на культурное и хозяйственное развитие регионов их поселения.
Интересен тот факт, что независимо от территорий, на которых селились сектанты, они нередко оказывались впереди и в выращивании урожаев, и в оснащении земледелия техникой, и в культуре животноводства и некоторых сельскохозяйственных культур.
Чем объясняется единодушно отмечаемое исследователями дореволюционного сектантства хозяйственное рвение подавляющего большинства сектантов?
Этот феномен привлекает многих исследователей истории сектантства в России и протестантизма в странах Западной Европы, корни у которых одни и уходят далеко в средние века, в период зарождения буржуазии и отмирания феодализма. Еще кальвинизм и лютеранство объявили деловые успехи критерием нравственного образа жизни человека и даже знамением его предызбранности к «вечному спасению», осудив как грех празднолюбие и тунеядство. Религиозные общины протестантов и русских сектантов регулировали не только духовную жизнь своих членов, но и бытие. Они одновременно являлись и хозяйственными организациями, одни в большей степени, другие в меньшей. Их деятельность, прилежание, благоразумие каждого отдельного верующего находились под контролем религиозной общины, стимулировались и корректировались ею.
Но это не исключало расслоения сектантских общин на богатых и бедных, что порождало классовое противостояние между «верхами» и «низами»,заставляя «верхушку» вводить в сектах дисциплинирующие уставные правила, а вероучения подвергать догматической обработке.
Одними из самых значительных сект, широко распространившихся не только по территории Российской империи, но и в США, Канаде, Мексике, Австралии являются духовные христиане, называемые молоканами и духоборцами (духоборами). Их трудолюбие, быт, терпение, чистота нравов привлекали симпатии многих передовых людей, таких как В.Т.Короленко, В.В.Верещагин, Л.Н.Толстой, Г.И.Успенский, В.Д.Бонч-Бруевич и другие. История и судьба сторонников этих двух сект схожа во всем. Между ними имеется немало общего, генетические и духовные истоки у них одни и те же. Но суть основ их вероучения различна, что и является причиной их неприязни друг к другу.
Учение духоборцев утверждает три духовных начала — память, разум и волю которые называют Богом-отцом, Богом-сыном и Богом-духом, то есть отец -память, сын — ум, Дух святой — воля. Бог один в этой тройке. Отличительным характером их учения является откровение от Святого Духа, мысль о внутреннем совершенстве духа есть главная основа догматического и нравственного их учения. П.В.Веригин, руководитель духоборцев в конце XIX и начале XX века, писал: «...Бог есть жизнь и присутствует во всем существующем... Понимая Бога как самую жизнь, сущую и единую во всем проявляющуюся, мы смерти телесной не должны страшиться... Человек есть часть одного целого в мире. Бога мы также представляем, что он есть любовь, с помощью которой держится все существующее.»1
У молокан понимание Бога основано на Библии, как у православных. Для них Бог является Богом в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Иисус
Христос у молокан является сыном божьим, а у духоборцев — историческим лицом, лучшим человеком, возведенным в ранг божества.
Молокане утверждают, что вера духоборцев в могущество души явно противоречит Святому Писанию. Если для духоборцев ветхозаветные и новозаветные книги не имеют никакого значения, а главнейшим источником веры для них служит «откровение», то для молокан Библия является единственным и боговдохновенным источником веры и знание Библии служит важнейшим свидетельством религиозного совершенства верующего. Идея построения «царства божия» на земле по принципу равенства и общности имущества у молокан пользовалась меньшей популярностью, чем у духоборцев. Молоканство, в отличие от духоборства, широко распространилось не только среди крестьян, но и среди купечества и мещанства.
О молоканах и духоборцах имеются публикации в специальной литературе. Однако они неизвестны широкому читателю и поэтому иногда приходится слышать высказывания, которые весьма далеки от истины и вызывают недоумение. Поэтому здесь ставилась задача — на основе обобщения имеющейся литературы, архивных материалов и периодических изданий, а также личных наблюдений, кратко осветить историю появления молоканской и духоборческой сект, а также основные положения и догматы их вероучения, рассказать о тяжелой участи, выпавшей на долю сторонников этих религиозных течений и в доступной форме все это донести до интересующегося этим читателя. В работе использованы фотографии автора и Р. Мангасаряна. При этом преследовалась также цель проследить социальную природу и религиозные истоки русского сектантства, положившего начало появлению таких массовых религиозных движений, как молоканство и духоборчество. Здесь затронута также тема союза православия с самодержавием в преследовании и ликвидации инакомыслящих, которые немедленно объявились с первых же лет появления на Руси официальной религии - христианства. Жизнь создана так, что там, где есть убеждение, там бывают и сомнения, там где есть закон — там же имеют место и его нарушения.
Борьба с инакомыслящими господствующими правительствами и церковью велась веками и, когда изучаешь историю религии, прежде всего, бросаются в глаза огромные жертвы, которые человечество приносило в защиту своих убеждений. Люди всегда искали в вере духовную поддержку, возможность забыться, уйти от мира сатаны, рабства и насилия. Они искали такую религию, которая им в этом поможет и будет отвечать их чаяниям. Поэтому были так живучи и близки многим слоям населения учения сектантов разных толков, которые мечтали о том, чтобы перекроить жизнь, уничтожить неправду, сплотить всех людей в единую братскую семью и тем самым утвердить «род на земле». Способ осуществить свою мечту они видели в том, чтобы изобрести «простую веру, без всякого обмана».
Секты молокан и духоборцев носили активный характер, они не мирились с тяжелой действительностью, а пытались ее перестроить и возродить «божию правду», извращенную в действительности. Все это помогало им найти широкое понимание и поддержку среди угнетенного крестьянства царской России. Хотя секты «духовных христиан» как себя называли молокане, окончательно сформировались во второй половине XVIII века, их истоки уходят далеко в средние века удельно-феодального периода Руси. Предтечей «духовных христиан» являлись некоторые религиозные течения, как России, так и Запада. Идеи их не исчезали с распадом и отмиранием религиозных направлений и движений, а передавались из поколения в поколение, дополняясь, обогащаясь и трансформируясь в новые широкие религиозные вероисповедания, с помощью которых народ пытался реализовать свою мечту о светлом будущем не только в потустороннем мире, но и в реальном бытии.
Коментарі