Поученіе. Въ пятницу Страстной седьмицы, предъ Плащаницей
- 02.05.13, 20:49
Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)
Аще кто хощетъ по Мн ити, да
отвержется себе, и возъметъ крестъ
свой и послдуетъ Ми (Лук. 9, 23).
Аще кто Мн служить, Мн да
послдствуетъ: и идже есмъ Азъ,
ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26).
Но иже аще постыдится Мене и Моихъ
словесъ, сего Сынъ человпческій
постыдится... (Лук. 9, 26). Аще кто не
грядетъ въ слдъ Мене, той не можетъ
Такъ сказалъ Тотъ, Кто здсь предлежитъ въ такомъ виде.
Кого мы видимъ здсь предлежаща, такъ уничиженна и умаленна паче, всхъ сыновъ человческихъ. Кто Сей въ терніи, уязвленный, нагъ, мертвъ и не погребенъ?
О, глубина богатства и премудрости Божіей (Рим. 11, 33)! Се Судія, Творецъ и Богъ нашъ! Судія живыхъ и мертвыхъ, осужденный на позорнйшую смерть! Творецъ всяческихъ—мертвъ и бездыханенъ! Богъ страдаетъ въ вид раба-преступника! Кто можетъ постигнуть cie таинство? Цлой вчности и всхъ вмсте умовъ человческихъ недостанетъ для того, чтобы вполн обнять мыслію великость сего событія!
Но что было причиною такого неслыханнаго, неизречен наго и ужаснаго событія? Что заставило Сына Божія содлаться Сыномъ человческимъ и претерпть все то, что только можетъ изобрсти злоба человческая?
Любовь къ человку-преступнику, любовь къ погибающему человчеству содлали таковыя чудеса.
О, человкъ! ты, который, за беззаконіе свое и ожесточеніе, не стоишь ни малйшаго помилованія, о, человкъ!—ты, душа твоя, твое блаженство причиною того, что 1исусъ Христосъ, невиннейшей Агнецъ, былъ закланъ днесь. Потому что, если бы Іисусъ Христосъ не изволилъ пострадать нашего ради спасенія, то не бы убо спаслася всяка плоть; тогда бы все несчастное племя Адамово погибло вовки и безвозвратно, тогда никто и никогда бы не могъ быть въ царствіи небесномъ, ни за какія заслуги и никакими страданіями.
Но се, нын, по великой милости Іисуса Христа, всякій, кто только хочетъ, можетъ получить первобытное блаженство во царствіи небесномъ. Ныне всякій иметъ возможность достигнуть царства небеснаго: двери отверсты, путь показанъ и, по возможности, очищенъ, и даже готовы помощь и утшеніе на всякомъ шагу онаго.
Но путь, которымъ можно достигнуть царствія небеснаго, только одинъ для всхъ; нтъ и не было, и не будетъ вовки другаго пути въ царствіе небесное, кром того, который показалъ намъ Іисусъ Христосъ и которымъ Онъ Самъ прошелъ.
Но каковы путь сей, и какъ должно идти по нему? Мы побесдуемъ нсколько о семъ при гроб Того, Кто первый прошелъ симъ путемъ.
Іисусе, Слове Божій! даждь разумъ и слово мн, Твоему слабйшему служителю, дабы я могъ и нын, и всегда достойно возвщать слово царствія Твоего, и коснись Твоею благодатію сердецъ нашихъ, дабы всякое слово Твое доходило до нашего слуха сердечнаго.
При сотвореніи перваго человка, путь къ блаженству или къ царствію небесному, отъ самаго начала онаго и до безконечности, былъ легокъ, гладокъ, чистъ, широкъ и усыпанъ розами, такъ что идти по сему пути—значило переходить отъ радости въ радобть, отъ удовольствія къ удовольствію и отъ торжества къ торжеству.
Но когда горькій плодъ древа познанія добра и зла палъ на семъ пути, то въ то же время волчцы и тернія произрасли на немъ и до того заглушили и заградили его, что человкъ, при всхъ усиліяхъ разума своего, не могъ отыскать онаго; а тхъ, которые великими подвигами своими приближались къ нему, пламенный мечъ Херувима прогонялъ; а по тому, до пришествія Іисуса Христа въ Міръ сей, никто не могъ войти въ царствіе небесное.
Іисусъ Христосъ, Великій Спаситель нашъ, первый показалъ намъ сей путь и первый прошелъ симъ путемъ. Но кто, кто можетъ изъяснить т скорби и страданія, которыя Онъ встртилъ на семъ пути?!
Но поелику мы для того-то и собрались здсь, чтобы вспоминать и прославлять страданія Іисуса Христа, а потому обратимъ наше вниманіе на оныя и, сколько можемъ, вспомянемъ ихъ.
Страданія Іисуса Христа начались не съ того только времени, когда Онъ былъ преданъ въ руки человковъ; но вся жизнь Іисуса Христа, отъ яслей и до Голгоы, была не иное что, какъ безпрерывная и тяжкая цпь многоразличныхъ и многообразныхъ страданій, такъ что, отъ самаго Его рождества до того времени, когда Онъ испустилъ духъ Свой на крест, не было даже минуты во всей Его тридцати-трехлтней жизни, въ которую бы Его чистйшая душа не страдала, и крестъ, на коемъ умеръ Іисусъ Христосъ, есть только конецъ Его земнаго поприща.
Страданія Іисуса Христа были и внутренія, и наружный, и духовныя, и душевныя, и тлесныя. Духовныя страданія Іисуса Христа начались съ того самаго времени, въ которое Онъ сошелъ съ небесъ , и воплотился, или, скажемъ лучше: Іисусъ Христосъ есть Агнецъ заколенный и закалаемый отъ сложенія мipa и до тхъ поръ, когда Онъ все во вселенной, умиротворивъ Своею Кровію, предастъ Отцу Своему, покоршему Ему всяческая, и потому духовныя Его страданія мы даже вообразить себ не можемъ.
Душевныя же и тлесныя страданія Іисуса Христа начались вмст съ Его земною жизнію, и, Боже мой! сколько самоотверженій, сколько бореній, сколько противностей, сколько огорченія, сколько горестей внутреннихъ долженъ былъ перенести Іисусъ Христосъ! Евангеліе не описываетъ подробно всяческихъ страданій Іисуса Христа, впрочемъ, потому, что скорй можно исчислить и описать каждую песчинку всхъ міровъ, нежели исчислить вс душевныя страданія Іисуса Христа: но Евангеліе замчаете только нкоторые изъ таковыхъ случаевъ, и мы здсь, по возможности, исчислимъ оные.
Іисусъ Христосъ, Царь небесъ и земли, рождается въ нищет, отъ убогой Матери, въ пещер, среди зимы и лишенный всякой человческой помощи, ибо мнимый отецъ Его былъ бдный плотникъ; Тотъ, Кого не могутъ вмстить небеса, вмщается въ самое тсное пространство яслей; Тотъ, Кто всегда былъ, есть и будетъ,—сталъ временнымъ мла- денцемъ; Тотъ, Коего силою и крпостію воздвигнуты громады міровъ,—былъ слабый младенецъ; Тотъ, Кто далъ Моисею законъ на горе Синайской и Кто всякому начертываетъ законъ на сердц,— подвергается кровавому закону обрзанія; за Того, Кто пришелъ искупить міръ,—Мать Его платите выкупъ, какъ платили бднйшіе родители за своихъ первенцевъ; Того, Кто въ десниц Своей иметъ и хранитъ жизнь всхъ тварей,—Иродъ ищете убить; Тотъ, отъ Лица Коего нкогда побгутъ небо и земля,—долженъ былъ бжать въ Египетъ; Тотъ, Коего манію повинуется все во вселенной,— Самъ повинуется Своей Матери; Тотъ, Кому слу- жатъ тьмы Ангеловъ,—служилъ мнимому отцу Сво ему, какъ добрый сынъ, и Своими руками труждался и длалъ; Тотъ, Кому небеса—престолъ, земля—подножіе, не имлъ уголка на земл, гд бы могъ подклонить главу Свою; Тотъ, Кто вс сокровища міровъ иметъ въ рук Своей,—былъ самый бднйшій человкъ; Тотъ, о имени Коего нкогда поклонится всякое колно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ,—попустилъ діаволу искушать Себя; Тотъ, Имже царіе царствуютъ и Кто есть Всемогущій Царь небесъ и міровъ,—платитъ дань царю земному, какъ подданный.
Всякое слово будетъ слабо для изображенія духовныхъ и душевныхъ страданій Іисуса Христа, какъ Богочеловка!
Теперь взглянемъ на Его страданія во время Его великаго служенія.
Возможно ли думать, чтобы такого великаго Пророка, сильнаго словомъ и дломъ предъ Богомъ и всми людьми, не приняли и не почтили люди? Но нтъ, Онъ былъ въ Mipe, и міръ, Имъ сотворенный, не позналъ своего Творца; Онъ явился къ Своимъ единоплеменникамъ, но свои Его не приняли, и не только не приняли, но Его поносили, охуждали и презирали и, изъ презрнія, называли плотниковымъ сыномъ. Его почитали обманщикомъ и льстецомъ; Его называли ядцею, винопійею и другомъ отъявленныхъ гршниковъ; Его считали имющимъ бса въ Себ; въ одномъ мсте хотли Его сбросить съ горы, какъ несноснаго въ обществ; много разъ хотли Его побить каменьями, какъ богохульника; за благодянія Его платили Ему лютйшею неблагодарностію; ученіе Его называли лестію; многіе или совсмъ не хотели слушать Его, просто какъ пріятнаго разсказчика, или слушали для того только, чтобы уловить Его на словахъ. Если Онъ творилъ чудеса, то враги Его говорили, что Онъ это длаетъ силою сатаны. Онъ воскрешалъ мертвыхъ, а Его Самого хотятъ и ищутъ убить.
Вотъ слабый очеркъ страданній Іисуса Христа, какъ пророка и проповдника.
Наконецъ, воззримъ на послднія Его страданія, какъ человка и ходатая человковъ.
Страницы: 1 2
Коментарі