хочу сюди!
 

Вікторія

38 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 36-40 років

Житіе преподобнаго Прохора, Печерскаго чудотворца

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Память 10/23 февраля

Жития Святых Святителя Димитрия Ростовского Богатый въ щедротахъ и милосердый Господь часто посылаетъ бды на человка, дабы, чрезъ подобное наказаніе, привести его къ истин и привлечь на дла благія.Если Онъ и допускаетъ, чтобы люди мучились и страдали, то не замедлитъ и помиловать ихъ и даровать ихъ ранамъ исцленіе, — какъ это мы и видимъ изъ житія сего преподобнаго Прохора.

Во дни княженія Святополка Изяславича1 кіевляне много насилія претерпли отъ сего князя, который дом, даже и людей знатныхъ, безъ вины уничтожалъ, а имущество ихъ отнималъ; — вотъ почему Господь попустилъ, чтобы враги Руси возымли тогда такую силу: на Святополка возстали великія рати половцевъ2; къ тому же и между князьями вспыхнула междоусобная брань, — и настали тогда въ Русской земл великій голодъ и оскудніе.

Преподобный Прохор, Печерский чудотворец

Въ это время блаженный Прохоръ пришелъ изъ Смоленска въ Печерскій монастырь, къ игумену Іоанну3, и принялъ отъ него иноческій чинъ. Въ монастыр онъ сталъ усердно подвизаться въ добродтеляхъ и предалъ себя такому воздержанію, что даже отказывался отъ вкушенія обыкновеннаго хлба; онъ собиралъ траву лебеду и, протирая ее своими руками, длалъ себ изъ нея хлбъ и тмъ питался. Въ лтнее время онъ заготовлялъ такого хлба на весь годъ и, когда снова наступало лто, длалъ то же для слдующаго года, такъ что онъ совершенно не нуждался въ хлб, и потому онъ получилъ прозвище «лебедника»; кром просфоры, онъ ничего не вкушалъ, — онъ никогда не лъ даже овощей, но только лебеду, и не пилъ ничего иного, кром воды. Господь же, видя терпніе святаго въ столь великомъ воздержаніи, претворялъ для него горечь хлба, приготовленнаго изъ лебеды, въ пріятное услажденіе, и угодникъ Божій проводилъ вс дни своей жизни не въ печали и скудости, а въ радости: блаженный Прохоръ никогда не скорблъ, но всегда въ веселіи работалъ Господу. Онъ никогда не страшился набговъ вражіихъ, ибо жилъ какъ птица, не имя ничего, кром лебеды. Онъ не могъ похвалиться вмст съ Евангельскимъ богачемъ: душе, имаши многа блага, лежаща на лта многа: почивай, яждь, пій, веселися (Лук. 12, 19); но и за траву, заготовленную на годъ, онъ укорялъ себя, говоря: Прохоръ, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ (Лук. 12, 20)? Святый на дл исполнилъ сіе слово Господне: воззрит на птицы небесныя, яко не сютъ, ни жнутъ, ни собираютъ въ житницы, и Отецъ вашъ Небесный питаетъ ихъ (Лук. 6, 26). Подобно птицамъ, блаженный Прохоръ легко проходилъ на то мсто, гд росла лебеда, и оттуда приносилъ ее въ монастырь на плечахъ, какъ-бы на крыльяхъ. Такъ питался онъ, какъ птица небесная, ненасянною пищею, съ непахотной земли. Въ это время на Руси, отъ постоянныхъ браней, начался великій голодъ, такъ что людямъ угрожала смерть. Но Господь, желая прославить угодника Своего и спасти отъ смерти людей, въ этотъ годъ благословилъ урожай лебеды и ея выросло боле, чмъ въ прежніе годы. Тогда блаженный Прохоръ сталъ еще боле трудиться. Безпрестанно собирая эту траву, онъ смена ея растиралъ руками и, длая изъ подобной муки хлбы, раздавалъ ихъ бднымъ и умирающимъ отъ голода.

Нкоторые, видя, какъ святый Прохоръ собиралъ лебеду, начали также запасаться ею, чтобы пропитаться ею во время голода, но отъ горечи не могли сть такого хлба. Тогда вс нуждающіеся стали обращаться къ блаженному Прохору; святый никому не отказывалъ въ своемъ хлб изъ лебеды. И всмъ вкусъ сего хлба казался пріятнымъ, какъ будто онъ былъ смшанъ съ медомъ. Такимъ образомъ, хлбъ, испеченный изъ лебеды руками блаженнаго Прохора, народъ бралъ охотне, чмъ хлбъ, испеченный изъ пшеницы. И при всемъ этомъ вотъ чт казалось особенно чуднымъ — хлбъ сей казался чистымъ и сладкимъ на вкусъ только въ томъ случа, если давался блаженнымъ Прохоромъ съ благословеніемъ, но если кто бралъ его безъ благословенія святаго, — то онъ казался черенъ, какъ земля, и горекъ, какъ полынь. Такъ одинъ изъ братій взялъ у святаго его хлбъ тайно, безъ благословенія, и сталъ его сть. Но онъ оказался въ рукахъ его, какъ земля, и горькимъ настолько, что его нельзя было сть. И такъ случалось нсколько разъ. Но инокъ сей стыдился открыть блаженному свой грхъ и попросить у него хлба съ благословеніемъ. Однако, давно уже претерпвая большой голодъ, онъ больше не въ состояніи былъ переносить его и, видя предъ глазами своими неминуемую смерть, пришелъ къ игумену Іоанну и, разсказавъ ему все происшедшее, сталъ у него просить прощенія. Игуменъ, не повривъ этому, веллъ другому брату взять тайно хлбъ у святаго Прохора, чтобы убдиться, дйствительно ли это такъ. Когда хлбъ былъ принесенъ, подтвердилось то, что говорилъ первый братъ: отъ горечи никто его не могъ сть. Оставивъ сей хлбъ у себя, игуменъ снова послалъ къ святому испросить хлба съ его благословенія; «а отходя отъ него, сказалъ онъ, возьмите тайно и другой хлбъ». Посл того, какъ хлбы сіи были принесены, взятый тайно хлбъ измнился предъ ними и сталъ чернымъ, какъ земля и горькимъ, какъ полынь, подобно первому хлбу; а хлбъ, взятый съ благословенія святаго Прохора, оказался чистымъ и сладкимъ, какъ медъ. Вслдствіе сего чуда блаженный Прохоръ прославился повсюду и, питая многихъ, оказалъ тмъ большую пользу. Въ это время князь Кіевскій Святополкъ Изяславичъ вступилъ въ междоусобную брань съ Давидомъ Игоревичемъ, княземъ владиміро-волынскимъ. Онъ вступилъ съ нимъ въ борьбу за ослпленіе на Требовл князя Василько Ростиславича, котораго, по наговору Давида Игоревича, князь Святополкъ приказалъ ослпить. Въ то же время Святополкъ Изяславичъ началъ междоусобную борьбу и съ Владиміромъ Ростиславичемъ, братомъ Василько, княземъ Перемышльскимъ и даже съ самимъ Василько — за область отца своего Изяслава, которую захватили Ростиславичи4.

Князь Святополкъ прогналъ Давида къ ляхамъ и, посадивъ въ его город Владимір сына своего Мстислава, самъ возвратился изъ похода въ Кіевъ. Но онъ не могъ одолть Владиміра и Василько и послалъ на нихъ съ уграми Ярослава, другого сына своего. Во время этого великаго общественнаго нестроенія и беззаконнаго грабленія, запретили пропускать купцовъ изъ Галича и Перемышля въ Кіевъ, вслдствіе чего во всей почти южно-русской земл не стало соли, и для народа настало великое бдствіе.

Видя это бдствіе, блаженный Прохоръ собралъ въ келлію свою множество золы со всхъ келлій и, помолившись Господу, сталъ раздавать ее всмъ нуждающимся въ соли: по молитвамъ святаго, она оказалась чистою солію. И чмъ обильне онъ ее раздавалъ, тмъ боле она умножалась; ея въ изобилій доставало не только для монастыря, но и міряне, приходя къ блаженному Прохору во множеств, брали ее для себя. И за все это блаженный Прохоръ ничего не бралъ: онъ всмъ раздавалъ свою соль даромъ, — кто сколько требовалъ, такъ что часто можно было видть, что базаръ пустъ, а монастырь святаго полонъ народа, приходившаго для полученія соли.

Въ это время діаволъ воздвигъ великую ненависть къ Прохору со стороны тхъ людей, которые продавали соль на торжищ и теперь не получали ожидаемой прибыли. Они думали, что въ т дни за соль пріобртутъ громадныя богатства, но весьма ошиблись, ибо то, что они сначала продавали по большой цн, потомъ уже никто не сталъ покупать и за безцнокъ. Собравшись вмст, вс торговавшіе солью, явились къ князю Святополку и стали клеветать на блаженнаго, говоря:

— «Прохоръ, черноризецъ Печерскаго монастыря, отнялъ у насъ великое богатство, ибо онъ всхъ привлекъ къ себ за покупкою соли, а мы, платяшіе теб подати, не можемъ продать своей соли, и потому разорились».

Князь, выслушавъ ихъ, задумалъ — и прекратить среди продавцевъ ропотъ, и себ пріобрсти богатство. Онъ ршилъ съ совтниками своими поднять цну на соль, дабы, отнявъ ее у Прохора, самому продавать ее чрезъ своихъ слугъ. Князь сказалъ этимъ слугамъ-крамольникамъ:

— «За васъ и я ограблю этого монаха».

Желая, какъ-бы угодить торговцамъ, онъ таилъ въ себ мысль только о пріобртеніи; самому же ему изъ-за зависти хотлось только причинить имъ зло: вдь зависть не можетъ мириться съ тмъ, что полезно для другихъ.

Страницы: 1 2

0

Коментарі