Противъ празднословія въ храме. Прот. Григорій Дьяченко († 1903
- 16.02.13, 04:56
Противъ празднословія въ храм.
I. Когда Іисуса Христа, въ сороковой день по рождеств, принесла въ храмъ Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Іосифомъ, и тамъ исполнено было то, чего требовалъ законъ: св. пророчица Анна, дочь Фануилова, память коей совершается нын, подошедши къ святому семейству, стала говорить всмъ присутствовавшимъ объ этомъ младенц.
II. Она говорила въ храм. Примръ ея не даетъ ли и нын женщинамъ право говорить въ церкви?
Что общаго между сею боговдохновенною женою и тми женщинами, которыя позволяютъ себ въ церкви вести разговоры? — Та повдала о Спасител не знавшимъ Его; а он разв о спасеніи души рчь ведутъ? Та не во время общественнаго богослуженія говорила окружавшимъ; а он отвлекаютъ отъ него вниманіе предстоящихъ. Та вдади отъ святилища бесдовала; а он не всегда стараются обуздать уста свои и при подножіи алтаря Господня.
а) Апостолъ Павелъ заповдалъ христіанамъ: жены ваши въ церквахъ да молчатъ (1 Кор. 14, 34). Собственно сими словами воспрещается женщинамъ быть церковными проповдницами. Но если имъ не предоставлено даже и для назиданія бесдовать въ храм, можно ли думать, что он здсь имютъ право празднословія? Аще ли, продолжаетъ апостолъ, чесому научитися хотящія, въ дому своихъ мужей да вопрошаютъ (ст. 35). «Имъ, изъясняетъ святый Златоустъ, не позволено въ церкви не только говорить открыто, но и спрашивать о чемъ-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тмъ боле не позволительно говорить напрасно. Почему же апостолъ поставилъ ихъ въ такомъ подчиненіи? Потому, что женщина есть существо слабйшее. Ей надлежитъ быть до того молчаливою, что она не должна говорить въ церкви не только о житейскихъ, но и о духовныхъ предметахъ. Въ этомъ состоитъ для нея приличіе, въ этомъ ея стыдливость». (На 1 Кор. бес. 37. На 1 Тим. бес. 9). На основаніи заповди апостольской, и шестый вселенскій соборъ правиломъ семидесятымъ за непозволительное призналъ «женамъ во время божественныя литургіи глаголати».
Коментарі