Украинский церковный вопрос: взгляд из Константинополя. часть 4
- 23.01.13, 10:39
Окончание. Начало здесь
Митрополит Сардийский Максим
(Константинопольский Патриархат)
Приблизительно 40 лет тому назад, когда в Америке находился Патриарший Экзарх митрополит Коринфский Дамаскин, значительное количество украинских эмигрантов в Америке, объединенных в 35 униатских приходов, обратились к нему с просьбой принять их в лоно Православной Церкви в юрисдикцию Вселенского престола, а именно в Американскую Архиепископию, в качестве отдельной части, пользующейся правами внутреннего самоуправления.
После того, как эта просьба американских украинцев была благосклонно воспринята Матерью Великой Церковью, были проведены соответствующие переговоры между возглавлявшим в то время архиепископию приснопамятным Патриархом Афинагором и украинской Консисторией. Были соблюдены все необходимые канонические предписания, связанные с принятием в Православие и вхождением в верховную каноническую юрисдикцию Вселенского Престола украинских униатских приходов. Церковью также был сформирован и одобрен порядок управления ими.
Единственная трудность состояла в том, чтобы найти подходящую личность, которая с одобрения упомянутых приходов, могла бы быть избрана и рукоположена во епископа в качестве викарного архиерея Американского Архиепископа и подъяла бы на себя труд по церковному попечению и церковной организации украинских приходов. И вначале был предложен в качестве кандидата доктор Жук. Однако, вследствие того, чтобы против него были выдвинуты определенные обвинения, его кандидатура не была принята Священноначалием Архиепископии. Однако, позже он был рукоположен неким сирийцем Софронием, неизвестного происхождения и Христофором Кондойоргом. Жук управлял украинскими приходами до самой своей смерти.
Оставшись без главы, украинцы обратились с просьбой в Американскую Архиепископию, прося прощения, которое и было им дано.
Однако, не находя подходящего лица в своей среде, они обратились во внешний мир. Завязав контакты с архиепископом Пражским Савватием, украинцы выбрали кандидатом проживавшего тогда в Праге украинского иеромонаха Богдана (Спилку), который и прибыл на Фанар в сентябре 1936 года с архиепископом Пражским Савватием для канонического избрания и хиротонии. Однако, близкое общение с кандидатом породило сомнения относительно его скорой хиротонии. Вследствие этого хиротония иеромонаха Богдана (Спилки) была отложена. На Фанаре посчитали необходимым, чтобы он сначала прибыл в Америку и, находясь на каком-либо церковном служении, непосредственно познакомился бы с жизнью местных православных. Только после его пребывания в Америке и полученного подтверждения от Американской Архиепископии и украинской Консистории о том, что исполняя там свои обязанности, иеромонах Богдан (Спилка) приобрел уважение духовенства и народа, Священный Синод Вселенского Патриархата приступил в январе 1937 года к его избранию во епископа в древности славной Евкарпийской епископии.
Получив рукоположение из рук приснопамятного Вселенского Патриарха Афинагора, который в то время был Архиепископом Американским, а также от его викарного епископа Сан-Францисского Каллиста, епископ Богдан с тех пор принял на себя архипастырское попечение над украинскими приходами в Америке, совершая свое служение в тесном сотрудничестве с Архиепископией.
Вначале он развил бурную деятельность и был предан Архиепископии и Вселенскому Патриархату. Однако, у него не было материальных доходов, и его бедные приходы часто просили экономической помощи от Архиепископии. Со временем среди украинцев стали возникать разногласия. Архиепископия неоднократно старалась примирить несогласные стороны, но вследствие их упорства и неготовности менять свое мнение ее усилия были тщетны.
После рассмотрения на общем собрании Архиепископии 12 февраля 1948 года в присутствии епископа Евкарпийского Богдана положения украинских приходов было сочтено необходимым созвать Генеральное Собрание украинских приходов, которое и состоялось 8 и 9 декабря 1948 года в городе Аллентаун штата Пенсильвания.
Со стороны Американской Архиепископии присутствовал на этом Собрании тогдашний Патриарший Экзарх епископ Бостонский Афинагор и епископ Нисский Герман. При этом епископ Евкарпийский Богдан уклонился от участия. Однако, его отсутствие не помешало Собранию, состоявшему из представителей 98 украинских храмов, проводить заседания и принимать решения.
Собрание одобрило избранных на Нью-Йоркском Собрании украинских приходов от 10-12 декабря 1946 года членов Церковного Совета, которые, на основании Устава украинских приходов имеют право на протяжении 5 лет исполнять свои обязанности, в данном случае до 1951 года. Собрание также рассмотрело ситуацию с епископом Евкарпийским, единогласно решив обратиться в Архиепископию и через нее во Вселенскую Патриархию с просьбой назначить епископом для украинских общин пребывающего в Канаде украинского иерарха Мстислава (Скрыпника). При этом предполагалось, что епископ Евкарпийский должен был играть роль простого помощника в управлении украинскими приходами. Важно отметить, что Мстислав был предварительно опрошен и дал личное согласие, заявив при этом, что после своего назначения приведет в подчинение Вселенскому Патриархату и руководимые им украинские приходы в Канаде.
Принятые украинским Собранием решения не были приняты епископом Богданом, что и привело к конфликту между ним и приходами. Провозгласив Собрание от 9 декабря 1948 года и его деяния антиканоническими, епископ Богдан своим решением от 20 января 1949 года распустил старый Церковный Совет и назначил новый из благожелательно настроенных к нему людей. Созвав 8 февраля 1949 года первое заседание назначенного им нового Церковного Совета, он выступил на нем с докладом, после чего Советом было принято решение дать полномочия епископу Богдану войти в контакт и начать сотрудничество с проживавшим в Канаде митрополитом Иларионом (Огиенко), чтобы вместе с ним, а также с карпаторосским епископом Агафоникийским Орестом создать «Православную Украинскую и Карпаторусскую Церковь Северной и Южной Америки».
Встреча епископов Евкарпийского и Агафоникийского с митрополитом Иларионом состоялась 17 февраля 1949 года. В результате этой встречи было принято решение вскоре объединиться в «Православную Митрополию Украинской и Карпаторосской Церкви в Северной и Южной Америке» в юрисдикции Вселенского Патриархата. Митрополитом объединенной Церкви единогласно был избран митрополит Иларион, в то время как Богдан – Украинским Архиепископом Америки и Канады, а Орест – Карпаторосским Архиепископом Северной и Южной Америки.
Любопытно, что епископ Богдан после всех своих антиканонических и самовольных действий без колебаний заявил в сентябре 1949 года священноначалию Американской Архиепископии, что «он всегда благопослушен и предан Вселенскому Патриархату и во всех своих действиях и поступках руководствовался опытом и мудростью Вселенского Патриархата».
Что касается дальнейших действий епископа Евкарпийского Богдана, то он, видя, что после решения о роспуске старого Церковного Совета украинских приходов его члены не вразумляются, наложил на них церковные прещения.
Однако, члены старого Церковного Совета, основываясь на решениях почти всех украинских приходов, принятых в присутствии Патриаршего Экзарха и других представителей Архиепископии 8 и 9 декабря 1948 года в Аллентауне в Пенсильвании, расценили распоряжения епископа Евкарпийского антиканоническими и самочинными. А его сотрудничество с митрополитом Иларионом и епископом Агафоникийским по созданию «Православной Украинской и Карпаторосской Церкви Северной и Южной Америки» — как отречение и предательство по отношению к Вселенской Патриархии. Члены старого Церковного Совета посчитали канонически правильным продолжать свою деятельность в качестве законного Церковного Собрания украинских приходов и 6 марта 1949 года избрали администратором украинских приходов священника Андрея Иванесу. Кроме того, они еще раз созвали Церковное Собрание украинских приходов в Аллентауне и Вилмингтоне, после чего посредством телеграмм и писем испрашивали канонического благословения и материнской защиты Вселенского Патриархата.
Коментарі