Богоявление в Волынских Афинах
- 22.01.13, 10:29
Матвей Славко
Кременец — красивый небольшой городок на Тернопольщине, окруженный со всех сторон ожерельем из семи каменных пятисотметровых гор. Город находится на берегу небольшой реки Ирва, которая совсем неподалеку впадает в реку Иква, с прибрежья которой видна Свято-Успенская Почаевская лавра, находящаяся в 20 километрах от города.
Эти места издавна привлекали молитвенников, а волны борений за веру не раз меняли здесь облик храмовых строений. Мы помним, что эта земля на протяжении последних пятисот лет находилась на рубеже католической борьбы против русского православия.
Автор-краевед С. Герук в статье о Кременце рассказывает: «Одна из скальных Кременецких гряд именуется Девичьей, и о названии ее в народе живет предание о страшном татарском набеге, выжегшем и разграбившем неприступный Кременец дотла. Тогда были взяты в плен для ханского гарема юные девицы-русинки. Связанные косами между собой, стояли они в ночи у татарского стана на высокой горе, ожидая своей печальной участи. И вот одна, по имени Елена, предложила: чтобы сохранить девичью честь и дарованную Богом красоту, надо броситься вниз с обрыва. И чистыми мученицами войти в Царство Божие. Так они и поступили. С тех пор белые скалы эти именуются Девичьими».
В 1731 году на холме в центре Кременца иезуиты начали строительство большого каменного костела в честь святых Игнатия Лойолы и Станислава Костки и двух учебных корпусов коллегиума. После третьего раздела Польши (1795 год), уже в составе Российской империи, в 1805 году польский магнат Тадеуш Чацкий основал на их базе Высшую Волынскую гимназию, в 1819 году реорганизованную в лицей. Кременец стал одним из крупнейших образовательных центров и даже слыл в православном народе Волынскими Афинами. При гимназии в 1809 году Г. Милером был создан ботанический сад, долгие годы считавшийся одним из лучших в империи. В том же году в семье преподавателя литературы и риторики гимназии родился классик польской поэзии Юлиуш Словацкий (1809—1849). Дом в Кременце, в котором семья Словацких проживала в 1814—1828 годах, теперь отреставрирован, в нем размещен музей поэта.
Ледяной крест у крещенской иордани
* * *
В праздник Крещения-Богоявления, именуемый еще «праздником Светов», мы расскажем о Кременецком Богоявленском монастыре, основанном в 1633—1637 годах по благословению святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского, трудами волынских граждан — хорунжего Даниила Малиновского и чашника Лаврентия Древинского, выхлопотавших у короля Владислава IV разрешение на основание в Кременце, на выкупленных ими землях, обители, церковного братства, госпиталя и типографии.
Вид на Кременецкий Богоявленский монастырь
К этому времени Кременец был известным и древним городом, бывшей резиденцией королевы Боны, о чем свидетельствуют руины некогда неприступного замка. И сама обитель, и братство, и типография, работавшие при мужском монастыре, способствовали утверждению православной веры в Кременце и его окрестностях. Но в XVIII веке обителью завладели униаты-василиане (базилиане), которые в 1807 году передали здания монастыря Кременецкому лицею. В том же году Богоявленский монастырь был переведен в северную часть города, где находится и поныне.
В 1839 года Кременецкий монастырь был возвращен законным владельцам, и православные устроили в обители приходскую церковь. А в 1865 году в обители возобновилась иноческая жизнь, монастырь приписывался в разные годы разным обителям.
С 1880 года при монастыре возобновило свою деятельность «Богоявленское Свято-Николаевское братство», целью которого было утверждение православия и искоренения последствий насаждения католицизма и униатства на землях Западной Украины.
Коментарі