Поученіе. Канунъ праздника въ честь св. Василія Великаго
- 14.01.13, 04:55
Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Уроки изъ его жизни: а) скромность въ одежд, б) единомысліе съ св. церковію и в) приготовленіе къ исходу изъ здшней жизни.
I. Вся христіанская церковь издревле усвоила св. Василію, архіепископу Кесаріи каппадокійскія, прославляемому въ ныншнихъ церковныхъ пснопніяхъ и чтеніяхъ, названіе Великаго. Чмъ онъ пріобрлъ такое названіе? Въ чемъ состоитъ величіе св. Василія? Это намъ покажетъ жизнь его.
Св. Василій родился въ Кесаріи каппадокійской въ 329 году, въ конц благочестиваго царствованія св. Константина равноапостольнаго. Родители его назывались: Василій, отличавшійся сколько своими добродтелями, столько образованностію, и Эмилія, которую св. Григорій Богословъ называетъ «питательницею бдныхъ». Первоначальное понятіе о наукахъ св. Василій получилъ отъ отца, а первыя наставленія въ вр и доброй нравственности — отъ своей благочестивой матери. Еще въ юныхъ лтахъ св. Василій отличался необыкновенными успхами въ наукахъ и степеннымъ нравомъ; онъ былъ краснорчивъ, не учась еще правиламъ витійства, былъ мудрецомъ или философомъ, когда еще не слушалъ уроковъ философіи. Однакожъ юный мудрецъ не обольщался своими успхами, но желалъ достигнуть большаго совершенства. Съ этою цлью онъ отправился сначала въ Константинополь, а потомъ въ Аины, гд жили тогда знаменитые риторы и философы. Здсь нашелъ онъ второго себя, — самаго искренняго, врнаго, неизмннаго и достойнаго друга въ лиц св. Григорія, впослдствіи архіепископа константинопольскаго и богослова вселенскаго. Василій и Григорій были образцомъ истиннаго священнаго дружества. Одинаково одаренные отъ Бога душевными талантами, они оба одинаково стремились къ усовершенію себя въ добродтели, подкрпляя и поощряя другъ друга въ этомъ святомъ стремленіи. Во всю свою жизнь они сохранили самую горячую любовь и самое глубокое уваженіе другъ къ другу. Живя въ Аинахъ, город еще на половину населенномъ язычниками, Василій и Григорій сохранили себя чистыми отъ языческихъ суеврій и пороковъ, удалялись суетныхъ удовольствій и шумныхъ забавъ, которымъ предавались ихъ товарищи по образованію; святые друзья знали въ Аинахъ только дв дороги: одну въ церковь, другую — къ учителямъ. Успхи ихъ въ наукахъ были изумительны. Чрезъ нсколько лтъ св. Василій долженъ былъ оставить Аины и съ глубокою горестію разстаться съ своимъ другомъ Григоріемъ, котораго аиняне умолили остаться въ ихъ город, чтобы преподавать правила краснорчія.
Оставивши Аины, св. Василій отправился на востокъ искать высшей и лучшей мудрости, не умозрительной, но дятельной, не безплодной, но ведущей въ жизнь вчную, — мудрости христіанской. Онъ постилъ многіе монастыри и уединенныя келліи пустынниковъ въ Египт, въ Палестин, Сиріи и Месопотаміи, везд вступалъ въ бесды съ богомудрыми пустынниками и великими подвижниками, изучалъ ихъ образъ жизни, дивился ихъ смиренію, терпнію, неусыпному бодрствованію въ трудахъ и молитв. Святая жизнь иноковъ и пустынниковъ такъ привлекла его сердце, что онъ твердо ршился посвятить себя жизни монашеской.
По возвращеніи на свою родину въ Кесарію, св. Василій,по неотступнымъ просьбамъ своихъ соотечественниковъ, принялъ санъ священства. Но стремленіе къ уединенію, желаніе избжать суетной славы и слдующей за нею зависти человческой побудили его оставить Кесарію и удалиться въ одно пустынное мсто въ области Понт, гд родители его имли собственный участокъ земли. Мсто это находилось при подошв горы, осненной деревьями, на берегу рки, текущей въ Черное море. Здсь онъ построилъ себ жилище и основалъ монастырь. По приглашенію св. Василія, прибылъ къ нему и другъ его св. Григорій. Оба друга проводили жизнь тихую, блаженную, святую, почти ангельскую. Молитва, духовная бесда, чтеніе священныхъ книгъ, пніе псалмовъ, — вотъ что было главнымъ ихъ занятіемъ. Не забыты были и тлесныя упражненія. Святые друзья рубили дерева, носили каменья, сажали цвты и деревья.
Но обстоятельства, въ которыхъ находилась тогда церковъ Христова, требовали, чтобы этотъ свтильникъ поставленъ былъ на боле возвышенныхъ свчникахъ. Многочисленные еретики, особенно аріане, возмущали общество врующихъ своими ложными ученіями. Евсевій, епископъ кесарійскій, посланіемъ своимъ просилъ св. Василія прибыть въ Кесарію, чтобы раздлить съ нимъ бремя управленія церковію и защитить православіе. Предпочитая общую пользу своему спокойствію, св. Василій оставилъ свое любимое уединеніе и прибылъ въ Кесарію. Въ то же время и св. Григорій былъ вызванъ престарлымъ отцемъ своимъ въ Назіанзъ.
Еще не бывши епископомъ, св. Василій принялъ самое дятельное участіе въ управленіи церковію, былъ другомъ и опорою Евсевія, поражалъ ереси сильнымъ, вдохновеннымъ словомъ своимъ и утверждалъ православное ученіе святой каолической церкви. Посл кончины Евсевія, св. Василій былъ единодушно избранъ на его мсто и посвященъ въ санъ архіепископа руковозложеніемъ сосднихъ епископовъ, въ числ которыхъ былъ и престарлый Григорій, родитель св. Григорія Богослова.
Въ высокомъ сан архіепископа св. Василій не измнилъ прежняго образа жизни — простого, строгаго, даже суроваго: онъ приложилъ труды къ трудамъ и заботы къ заботамъ. Онъ такъ заботился о спасеніи ввренныхъ ему душъ, что почти каждый день, а иногда и два раза въ день, произносилъ поученія; милосердіе его къ бднымъ не знало границъ: онъ выстроилъ столь обширныя страннопріимницы и больницы, что он походили на цлый городъ.
Въ это время православные христіане много терпли угнетеній отъ восточнаго императора Валента, зараженнаго ересью аріанскою. Зная, какъ велико уваженіе православныхъ къ св. Василію, Валентъ особенно старался склонить его къ своему заблужденію, но напрасно. Наконецъ Валентъ послалъ къ нему вельможу своего Модеста съ тмъ, чтобы онъ общаніями и угрозами вынудилъ св. Василія присоединиться къ аріанамъ. Неуспвъ склонить святого ласками, Модестъ началъ угрожать ему лишеніемъ имущества, ссылкою, мученіями, смертію. Но св. Василій твердо и спокойно отвчалъ ему: «угрожай мн чмъ-нибудь другимъ, а не этимъ; ты хочешь лишить меня имущества? Но у меня нтъ ничего, кром этой ветхой одежды и нсколькихъ книгъ, которыя, конечно, не возбудятъ твоей жадности. Ты угрожаешь ссылкою? Но у меня нтъ своего мста, а всякое, куда пошлютъ меня, будетъ мое, потому что вся земля Божія. Мукъ и смерти не боюсь, потому что он только скоре приведутъ къ Богу, для Котораго живу и тружусь, для Котораго большею частію я уже умеръ, и къ Которому я давно поспшаю». Модестъ изумился твердости архипастыря и написалъ Валенту: «мы побждены настоятелемъ церкви, — онъ выше угрозъ». Валентъ повеллъ не тревожить боле угодника Божія, и потомъ самъ прибылъ въ Кесарію, чтобы увидть его. Онъ увидлъ св. Василія въ храм, благоговйно и торжественно совершающимъ Божественную литургію; видъ этотъ привелъ Валента въ изумленіе и трепетъ. Но вскор приближенные къ царю аріане склонили его подписать приговоръ о заточеніи св. Василія въ ссылку. Три раза трость или перо ломалось въ рукахъ Валента, приговоръ былъ уничтоженъ, но потомъ снова утвержденъ и подписанъ. Въ это время тяжко заболлъ сынъ царскій. Валентъ видитъ въ этомъ гнвъ Божій, призываетъ святителя и проситъ, чтобы онъ молитвами своими исцлилъ отрока. Святитель соглашается, но съ условіемъ, чтобы Валентъ принялъ православіе. Валентъ общался исполнить волю святителя, — и отрокъ выздоровлъ. Но впослдствіи Валентъ измнилъ своему слову и отрокъ умеръ на рукахъ аріанъ, готовившихся крестить его, а самъ Валентъ скоро погибъ ужасною смертію: онъ сожженъ въ хижин, въ которую скрылся, разбитый въ сраженіи непріятелями.
Трудно изобразить вс добродтели, ученіе, подвиги и чудеса св. Василія. Св. Григорій говоритъ о немъ: «въ Василіи красотою была добродтель, величіемъ — Богословіе, шествіемъ — непрестанное стремленіе и восхожденіе къ Богу, силою — сяніе и раздаяніе слова. Жизнь его была его молніею, а ученіе — громомъ».
Немного жилъ на земл великій святитель, но много потрудился, много совершилъ для церкви Божіей. Многочисленныя творенія его всегда пребудутъ драгоцнною сокровищницею, изъ которой врующіе могутъ извлекать для себя и назиданіе, и утшеніе, и утвержденіе въ вр. Вотъ названіе нкоторыхъ изъ нихъ: «Шестодневъ, или бесды о шести дняхъ творенія», книга о Святомъ Дух, поученія, нравственныя правила, многочисленныя посланія и, наконецъ, «Божественная литургія», которую изложилъ онъ по особому откровенію Божію.
Страницы: 1 2
Коментарі