хочу сюди!
 

Кристина

34 роки, діва, познайомиться з хлопцем у віці 30-40 років

Беседа на Рождество Христово

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)

1. Великое и дивное зримъ нын, братія, таинство: пастыри приносятъ сынамъ человческимъ торжественныхъ встниковъ, именно, не со стадами собесдуя на холмахъ и не въ долинахъ свиряя овцамъ, но въ город Давидовомъ Вилеем воспвая духовныя псни; въ вышнихъ поютъ ангелы и архангелы пнія приносятъ; небесные херувимы возвщаютъ хвалы и серафимы славу Божію, воспвая «святъ».

Вс вмст совершаютъ радостный праздникъ, видя Бога на земл и человка на небеса подъятаго. Дольніе Божіимъ промышленіемъ подъемлются на высоту, и высокое, по любви къ людямъ, склоняется къ дольнему, такъ какъ Вышній Своимъ уничиженіемъ возноситъ смиренныхъ на высоту (Лук. 1, 52).

2. Въ этотъ день великаго праздника Вилеемъ становится подобнымъ небу, поелику вмсто сіяющихъ звздъ, гостепріимно принялъ ангеловъ, воспвающихъ славу, и, вмсто видимаго неба, безконечное и неизмримое Солнце правды, содлавшись способнымъ содержать въ себ все это. Но кто дерзнетъ изслдовать, каково и сколь важно значеніе столь великаго таинства? Ибо чего хочетъ Богъ, тому не въ силахъ воспрепятствовать твореніе. Итакъ, Богъ восхотлъ, снисшелъ, совершилъ спасеніе людей, и не изнемогъ, поелику жизнь всхъ тварей зависитъ отъ воли Божіей.

3. Въ этотъ радостный день Богъ пришелъ на рожденіе; въ, этотъ день великаго измненія Богъ содлался тмъ, чмъ не былъ, поелику былъ Богомъ и содлался человкомъ, не отлучившись отъ Божества. Онъ не лишился Своего естества, ибо, содлавшись человкомъ, пребылъ Богомъ. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Онъ, однако, возвысился до божественности не посредствомъ человческой добродтели, какъ если бы кто изъ человка сдлался Богомъ. Но, хотя Онъ былъ Словомъ, чуждымъ страданій, Онъ содлался плотью и явился не измненнымъ, не инымъ содлавшимся и не утратилъ, естества, которымъ обладалъ.

4. Родился въ Іуде Царь новый, и іудеи отвергли новое и дивное рожденіе, въ которое увровали язычники. Фарасеи правильно не истолковали книгъ закона и пророковъ; книжники и законники высказывали взаимно противорчащія утвержденія. Иродъ пытался развдать о новомъ и полномъ таинства рожденіи не затмъ, чтобы оказать царю почести, но чтобы изъять его изъ среды живыхъ.

5. Въ этотъ великій день мы видимъ величайшія дивныя дла: цари, снявши съ себя внецъ, покланяются царю, ниспосланному съ неба, знающему высшія чудеса, происшедшему отъ законныхъ царей, содлавшемуся младенцемъ, ласками согртому въ объятіяхъ Двы. Тотъ, кто, оставивши ангеловъ, архангеловъ, престолы, господства, силы, стражи и всхъ огненныхъ духовъ, одинъ только, вступивши на новый путь, пришелъ изъ неповрежденной и безсменной утробы, творецъ всего, востокъ, имющій просвтить землю, не покидая осиротлыми ангеловъ или, содлавшись человкомъ, не отпадая отъ Божества, какъ изгнанный.

6. Вс другіе цари оказываютъ славу и честь небесному царю; вождю воинствъ воины приносятъ мольбы и прошенія; жены почитаютъ сына жены, поелику онъ сдлался радостью для женъ, и двы прославляютъ Дву, поелику чрезъ нее двство восприняло благословеніе, и съ удивленіемъ говорятъ Маріи: «откуда у тебя само собою струится молоко, у тебя, которая двственными и сверхъ ожиданія истекающими сосцами дивно вскармливаетъ молокомъ младенца»? Новою пснью дти ссущіе восхваляютъ рожденнаго младенца, поелику изъ устъ питающихся млекомъ младенцевъ и ссущихъ ты теперь именно совершилъ хвалу (Псал. 8, 1). Дти одного и двухъ лтъ восхваляютъ младенца, мучениками коего они сдлались, вслдствіе зависти и гнва Ирода, который, будучи охваченъ яростью, умертвилъ дтей. Люди прославляютъ Бога, содлавшагося человкомъ, который достигъ совершеннаго возраста, и своей благостью исцлилъ язвы Адама, пастыри — крпкаго пастыря, который пришелъ взыскать погибшихъ и который возвратилъ тхъ, которыхъ обольстилъ сатана, душу свою полагая за овецъ (Іоан. 10, 11), священники — первосвященника, который, пришедши по чину Мелхиседекову, вошелъ во святыя святыхъ и сдлался первосвященникомъ на вки, рабы — того, который принялъ образъ раба и обртенъ былъ какъ человкъ (Флп. 2, 7), чтобы насъ искупить отъ рабства, рыбари — рыбаря изъ рыбарей, который избралъ изъ народа рыбарей нмыхъ рыбъ и, обративши ихъ, сдлалъ рыбарями людей, мытари — того, кто мытарей превратилъ въ евангелистовъ, наконецъ, гршники — того, кто отпускаетъ грхи и кто принялъ слезы любодйцъ.

7. Я же, такъ какъ смотрю не на внецъ на голов, не на трубу, не на цитру, не на оружіе, не на мечъ, не на украшеніе на лиц, не на факелы; не на свтильникъ для сопровожденія; но, напротивъ, такъ какъ вижу маловажное на взглядъ и неприкрашенное воспваніе Христа, побуждаюсь къ восхваленію. Ясли безсловесныхъ животныхъ и младенческія пелены, я разсматриваю какъ звучную цитру, какъ трубу, играющую псни, какъ занимающія мсто свтильника, какъ свтъ, служащій Господу. Что я въ силахъ сказать о свтильникахъ и факелахъ? Но по истин Онъ есть надежда и жизнь, Онъ же — спасеніе, Онъ же — благость, Онъ же залогъ Царства небеснаго. Его самого нося, я предложу, да достигну силы, чтобы говорить съ ангелами небесными: слава въ вышнихъ Богу, и съ вилеемскими пастырями свиряющими принести радостную хвалу: и на земли миръ для людей благоволенія (Лук. 2, 14).

8. Рожденный отъ Отца, въ своей ипостаси и въ своемъ существ неизреченный, днесь, неизреченнымъ и неизслдимымъ образомъ, раждается ради насъ. Тогда Онъ родился по своему существу, не отдлившись отъ Отца; теперь раждается отъ Двы ради нашего спасенія, но не по Своему естеству [1]. Неизреченное рожденіе, которое было прежде вковъ, знаетъ только Тотъ, Кто родился; рожденіе ныншнее, которое не по естеству, знаетъ только благодать Святаго Духа; но первое рожденіе — истинное, а послднее — рожденіе въ уничиженіи — твердое и врное. Богъ отъ Бога родился; Онъ же есть человкъ и отъ Двы воспринялъ плоть. Въ вышнихъ, отъ единственнаго Отца единственный, есть единородный Сынъ единаго Отца; въ уничиженіи есть единственный отъ единственной Двы, единородный Сынъ единой Двы; и подобно тому, какъ въ первомъ рожденіи нтъ мста для поношенія, такъ какъ безъ посредства и безъ отдленія родился отъ Отца нераздльный и неотдлимый; подобнымъ образомъ и въ послднемъ рожденіи нтъ мста для нечестія, такъ какъ Онъ родился безъ истлнія, чистый сохраняя чистую. Богъ не потерплъ болзней божественно раждая Бога, и Два не потерпла истлнія, поелику духовнымъ образомъ родила духовнаго. Первое рожденіе неизъяснимо, и послднее недоступно для испытанія. Первое не совершилось съ страданіемъ, послднее не произошло нечистымъ образомъ. Мы знаемъ, что днесь родила Два, и вруемъ, что она родила Того, Кто есть отъ Отца вчности. Но я вовсе не надюсь изъяснить, каковъ образъ рожденія; словами изслдовать я не пытался, и не имю твердой увренности, что достигну мыслью, поелику естество Божіе не подпадаетъ наблюденію, мыслью не постигается, жалкимъ разумомъ не воспринимается: должно же вровать сил Его длъ. Законы тлеснаго естества извстны: когда женщина вышла замужъ, она зачинаетъ и раждаетъ сына согласно съ закономъ брака; когда же незамужняя два чудесно раждаетъ сына, оставаясь даже и тогда двою, то [это] дло выше естества тла. Будемъ изслдовать дла, которыя происходятъ согласно тлесному естеству, но будемъ молчать о длахъ, которыя превыше естества: не потому, чтобы мы боялись, но потому, что дло неизреченно, — будемъ молчать, чтобы молчаніемъ почтить добродтель, достойную чести, и чтобы, преступивъ мру, не лишиться небесныхъ даровъ.

9. Что реку или что возглаголю? Обращу ли взоры на Дву — родительницу? Направлю ли вниманіе на новое и чудесное рожденіе? Разсматривая дивный образъ рожденія, предамся созерцанію, поелику побждается естество и нарушаются обычные законы вещей. Гд воля Божія, тамъ открывается новое и дивное дло, поелику [и] новыя вещи совершаются согласно съ природой всхъ тлесныхъ вещей. И эти дивныя дла по своему естеству ни чуть не боле дивны; такъ какъ природа недятельна, то ничего не можетъ случиться по ея вол, и дивны вс дла Господни, которыя Онъ восхотлъ.

10. О неизреченное и неизслдимое таинство! Тотъ, Кто прежде міра былъ Единороднымъ, неосязаемый, простой, безтлесный содлался тлеснымъ, пришелъ и облекся въ тлнное тло, чтобы осязательно явиться. Ибо какимъ образомъ, если бы Онъ не былъ видимымъ, Онъ научилъ бы соблюдать ученіе и привелъ къ невидимому? Онъ явно былъ видимъ, чтобы видимое перенести къ невидимому. И поелику люди, считая глаза врне ушей, врятъ тому, что видятъ, тогда какъ относительно того, чего не видятъ, сомнваются, то Богъ восхотлъ быть видимымъ по тлу, чтобы разрушить и ниспровергнуть сомннія не врующихъ. Онъ восхотлъ родиться отъ Двы, не для того, чтобы научить Дву относительно вещей, въ которыхъ она не должна была соучаствовать, поелику важности этихъ вещей два не сознавала, — и это таинство есть неизреченное дло [высшей] силы, почему (сама Два) спросила Гавріила только объ одномъ: Какъ будетъ это, поелику я не знаю общенія съ мужемъ? И вотъ, она получила истинный отвтъ: Духъ Святый найдетъ на Тебя и сила Всевышняго оснитъ Тебя (Лук. 1, 34). Но какимъ образомъ Слово, Которое было отъ Бога, потомъ было отъ Двы? Это — чудо, недоступное изслдующему. Ибо какъ мудрый золотыхъ длъ мастеръ, нашедши металлъ, длаетъ по своимъ надобностямъ сосудъ, какой ему нравится, такъ поступилъ и Христосъ и, обртши Дву, святую по духу и по тлу, изъ нея принялъ одушевленное тло, сообразное съ Своими намреніями, напередъ представляя Себ совершенное тло, какъ бы надтое на Себя.

Страницы: 1 2 3

1

Коментарі

18.01.13, 10:37

    28.01.13, 12:03Відповідь на 1 від orsan11



    С Рождеством