Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

Элла

44 роки, стрілець, познайомиться з хлопцем у віці 40-54 років

Поученіе. Святитель Петръ, митрополитъ Московскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О клевет въ современномъ христіанскомъ обществ.

Святитель Петръ, митрополитъ Московскій

Святитель Петръ, Московскій

I. Нын ублажаемый святитель Петръ, митрополитъ московскій, жившій въ трудное время татарскаго ига, не смотря на всю святость своей жизни, Богомъ засвидтельствованной въ нетлніи его св. мощей, подвергся однажды тяжкой клевет, возведенной на него тверскимъ епископомъ Андреемъ, происходившимъ изъ рода литовскихъ князей и домогавшимся каедры митрополита.

Клевета была въ свое время обличена; истина восторжествовала; виновникъ клеветы былъ великодушно прощенъ святителемъ Петромъ, сказавшимъ своему обвинителю: «миръ теб, чадо, не ты виноватъ, а древній ненавистникъ людей, начальникъ клеветы. Отнын берегись лжи, а прошедшее да проститъ теб Господь».

II. По поводу этого печальнаго событія въ жизни святителя Петра, побесдуемъ нын, братіе, о клевет, запрещенной 9 заповдью закона Божія.

а) Клевета есть величайшій грхъ противъ девятой заповди закона Божія. Этотъ грхъ смертный и въ то же время самый обыденный, но проявляющійся въ весьма различныхъ видахъ. Вотъ почему во всемъ св. писаніи — въ закон Моисея, въ псалтири, въ книг притчей Соломоновыхъ, въ книг пророковъ и почти въ каждомъ посланіи новаго завта — такъ ревностно преслдуется возрастающая и гибельная наклонность къ клевет и вроломству.

Вотъ описаніе клеветниковъ три тысячи лтъ тому назадъ: «нтъ въ устахъ ихъ истины: сердце ихъ — пагуба, гортань ихъ — открытый гробъ, языкомъ своимъ льстятъ... уста ихъ полны злословія и горечи. Разрушеніе и пагуба на путяхъ ихъ». (Пс. V, 10; Рим. III, 14 и 16). Такъ говоритъ св. царь и пророкъ Давидъ.

Вотъ другое описаніе за дв тысячи лтъ: «наушникъ и двоязычный да будутъ прокляты, ибо они погубили многихъ, жившихъ въ тишин... Ударъ бича длаетъ рубцы, а ударъ языка сокрушитъ кости. Многіе пали отъ острія меча, но не столько, сколько падшихъ отъ языка... Оставляющіе Господа впадутъ въ него; въ нихъ возгорится онъ и не угаснетъ: онъ будетъ посланъ на нихъ, какъ левъ, и какъ барсъ будетъ истреблять ихъ». (Сир. XXVIII, 15, 20, 21 и 26).

Вотъ и еще описаніе, составленное восемнадцать столтій тому назадъ братомъ Господнимъ св. ап. Іаковомъ: «языкъ — огонь... языкъ въ такомъ положеніи находится между членами нашими, что оскверняетъ все тло и воспаляетъ кругъ жизни, будучи самъ воспаляемъ отъ геенны Ибо всякое естество зврей и птицъ, пресмыкающихся и морскихъ животныхъ укрощается и укрощено естествомъ человческимъ, а языкъ укротить никто изъ людей не можетъ: это неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда». (Іак. III, 6—8).

Клевета, уязвляющая и оскорбляющая нашихъ ближнихъ, приравниваетъ клевещущаго человка, по словамъ священнаго писанія, къ змію и дьяволу. Языкъ лжеца подобенъ жалу ядовитой зми. Псалмопвецъ говоритъ: «они злое мыслятъ въ сердц, всякій день ополчаются на брань, изощряютъ языкъ свой, какъ змя; ядъ аспида подъ устами ихъ». (Пс. СХХХІХ, 3 и 4). «Вино ихъ», говорится во Второзаконіи, «ядъ драконовъ и гибельная отрава аспидовъ». (Второз. XXXII, 33).

Спаситель сказалъ клевещущимъ фарисеямъ: «вашъ отецъ діаволъ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Онъ былъ человкоубійца отъ начала и не устоялъ въ истин, ибо нтъ въ немъ истины. Когда говоритъ онъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ лжецъ а отецъ лжи». (Іоан. VIII, 44).

Клеветники часто гордятся собой, ибо гордость одно изъ отличій злого духа, чье самое имя дьяволъ — значитъ клеветникъ. Многіе, къ сожалнію, не только потакаютъ этимъ гршникамъ, но и развиваютъ въ нихъ самодовольство.

Смена клеветы, обильно разбрасываемыя ежедневно, безконечно плодородны. Имъ, какъ сменамъ крапивы, не нужно вспаханной почвы.

б) Большею частью клевета гибельна уже въ самомъ зачатк своемъ, такъ какъ она создается для пораженія и разрушенія. «Нечестивые натянули лукъ, стрлу свою приложили къ тетив, чтобы во тьм стрлять въ правыхъ сердцемъ». (Пс. X, 2). А между собой со всей откровенностью, какъ сказано въ книг Премудрости Соломона, оправдываютъ свои дла. «Устроимъ ковы праведнику, ибо онъ въ тягость намъ и противится дламъ нашимъ, укоряетъ насъ въ грхахъ противъ закона и поноситъ насъ за грхи нашего воспитанія». (Прем. II, 12).

Каждое поколніе, въ свою очередь, видитъ къ несчастію, что эта ненависть злыхъ къ добрымъ, выказывающаяся жестокими поступками и злобными рчами, составляетъ часть всемірной исторіи. Это униженіе, эти презрніе и насмшка, распространяемыя безыменными клеветниками, составляютъ часть дани, воздаваемой порокомъ добродтели.

Въ древнія времена люди убивали пророковъ и проливали кровь невинныхъ, въ наше же время они весьма часто поражаютъ злословіемъ.

Во вс вка тщеславные люди, завистливые соперники и вс, кто ненавидитъ праведныхъ, обостряютъ свой языкъ, какъ бритву, чтобы поразить доброе имя тхъ, кого они считаютъ своими врагами. Такъ человка, по призванію своего долга принимавшаго дятельное участіе среди своихъ собратьевъ, всегда стремившагося длать лишь доброе, несомннно многіе будутъ преслдовать бурей безмрныхъ обвиненій. Не допускается, что-бы онъ могъ говорить правду, чтобы поступки его были правильны; его имя какъ бы сигналъ къ шипнью всякаго рода вражды, злобы или раздразненнаго порока. Простодушные люди могутъ обмануться и подумать, что тотъ, противъ кого скопляется такъ много вражды, долженъ быть очень дурнымъ человкомъ. Они забываютъ, что все это еще въ боле сильнйшей степени обрушивалось на всхъ лучшихъ людей, которыхъ когда-либо видлъ міръ. Они забываютъ, что подобное преслдованіе чуть не довело псалмопвца до отчаянія, что оно чуть не заставило мягкаго и благочестиваго пророка Іеремію проклясть день своего рожденія, охватило своимъ адскимъ вихремъ всхъ пророковъ, наклеветало на Іоанна Крестителя, что онъ одержимъ бсомъ, назвало Самого Господа Іисуса Христа самаряниномъ, и одержимымъ бсомъ (Іоан. VIII, 48), окутало своимъ ядовитымъ покровомъ всю жизнь и дянія св. апостола Павла; сдлало въ языческомъ мір названіе христіанина равнозначущимъ злодю, изгнало изъ Рима блаж. Іеронима. Еще и теперь поносятъ истинныхъ рабовъ Божіихъ.

Но разв І. Христосъ не назвалъ блаженными и страждущихъ отъ злословія? Разв не сказалъ Спаситель намъ: «блаженны вы, когда будутъ поносить васъ и гнать, и всячески злословить за Меня». (Мат. V, 11). Но, во всякомъ случа, нтъ сомннія, что лучше ежедневно слушать ложь сотни клеветниковъ, чмъ уподобиться имъ, хотя бы на одинъ часъ, или пріобрсти хотя ничтожнйшую часть ихъ презрнныхъ выгодъ.

Оружіе клеветника покажется, пожалуй, мене зврскимъ, чмъ ножъ убійцы, но само убійство тмъ ужасне, чмъ утонченне его исполнитель.

Если найдется не мало людей, у которыхъ составляетъ ремесло сталкивать съ пути тхъ, кого они почтили своей ненавистью, то еще боле вреда во всхъ классахъ общества творятъ праздные умы, которымъ нуженъ толчокъ зложелательства, чтобы нарушить свое томительное однообразіе.

Страницы: 1 2

0

Коментарі