Православная Церковь при новом Патриархе, часть 9-я
- 02.01.13, 11:11
Продолжение. Начало Здесь
Социальное служение современной Русской православной церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума, ч.3
Борис Кнорре
Церковный деловой этикет и «презумпция виновности»
В церковных организациях существует особый деловой этикет, который представляет собой весьма своеобразную систему взаимоотношений церковных людей, немало отличающуюся от той, что принята в светском обществе.
Эта система отражена главным образом в письменных деловых обращениях, нормах приветствия и прощания, нормах общения служителей церкви между собой и с мирянами.
Церковный этикет отражает высокую корпоративную самооценку, характерную для священнослужителей. Сами деловые обращения называются в церковных организациях не заявлениями, а прошениями, они часто начинаются с помпезных вычурных форм, выглядящих в контексте современной коммуникативной стилистики достаточно искусственными: «испрашивая благословения Вашего Высокопреподобия», «обращаясь к Вашей святыне» и т. п. Имеется богатый спектр обращений в зависимости от священного сана адресата. В случае обращения к диакону или иерею используется форма «Ваше Преподобие», к протоиерею, игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие», к епископу — «Ваше Преосвященство», к архиепископу — «Ваше Высокопреосвященство», к митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство» или «Ваше Блаженство», к патриарху — «Ваше Святейшество»1. Не только церковные титулы, но и руководящие должности (директор, председатель, президент, руководитель), обозначающие руководителя организации, пишутся с прописных букв.
Обычно такая эстетизированная форма обращений сопровождает письма или письменные обращения нижестоящего к вышестоящему. Она характерна как для сотрудников-мирян, так и для клириков при обращении к священнослужителям более высокого положения.
В письменных деловых обращениях подчиненных к вышестоящим сотрудникам заложено не только возвеличивание адресата, но и такое же вычурное самопринижение обращающегося. Типичными являются подписи, содержащие слова: «недостойный послушник (или послушница) Вашего Высокопреподобия», «нижайший послушник Вашего Преосвященства», «смиренный послушник такой- то», «многогрешная раба такая-то». Интересно, что такие подписи оказались очень распространены даже в прогрессивном Отделе внешних церковных связей Московской патриархии. Наигранное возвышение адресата и такое же наигранное самозанижение отправителя выливается, по выражению игумена Петра (Мещеринова), в своеобразный клерикализм с делением на «властителей» и «холопьев». Заметим, что общепринято, когда руководитель без каких- либо оговорок начинает обращаться к подчиненным на «ты». Разумеется, ситуация не предполагает симметрии...
На самом деле здесь проявляется укорененный в церковной традиции «стереотип виновного», «должника» — позиция актора, который заведомо признает, что не соответствует требованиям... В итоге он подталкивается не к осознанию исправления огрехов, а к настрою на «амнистию»... По церковному учению самопризнание вины должно поддерживать в человеке желание нравственного самосовершенствования, но получается наоборот. Он оказывается «тотально виновным», «виновным априори», по требованию этикета. У такого «виноватого в целом» исчезают основания для конкретного осознания, в чем он именно виноват... Виноватый «во всем» на самом деле оказывается не виновен ни в чем...
Понятно, что в реальности церковные сотрудники оказываются психологически в положении «узника, мечтающего о свободе», они, разумеется, часто бывают не согласны с руководителем, но церковный этикет обязывает их все замалчивать, уходить даже от вполне доброжелательного разговора о проблемах организации. В итоге несогласие из-за отсутствия обратной связи трансформируется в недовольство и реальные сбои в работе. Такие «виноватые» подчиненные часто обсуждают начальника за его спиной, компенсируя тем самым свое униженное состояние. Показателен случай, когда одна церковная сотрудница, затеяв судебное разбирательство против ректора Российского православного института в 2006 г., не будучи в служебном подчинении у него, продолжала подписываться в своих деловых обращениях к нему: «Вашего Высокопреподобия недостойная послушница», и это ничуть не мешало ей вести с ним тяжбу, как только для этого представилась подходящая возможность...
В церковной системе отношений есть то, что волей- неволей умаляет персональную ответственность человека в обмен на его добровольную капитуляцию как личности и как работника. Принципиальное значение здесь имеет категория «искушение», также происходящая из монастырского быта, но получившая в деловых отношениях референт, позволяющий списать все личные проступки на «воздействие извне», действия «бесов» и пр. Показательный пример приводит миссионер протодиакон Андрей Кураев, вспоминая свой разговор с проректором (будущим) Московской духовной семинарии, состоявшийся в 1988 г. в связи с несправедливым занесением ему выговора в личное дело:
— Чем я согрешил? Какая самоволка? Я ехал по приглашению митрополита, члена Синода. Моя поездка была согласована с ректором Академии.
В ответ мне говорят, что моя в вина в том, что я не написал прошение на имя этого проректора... Опять не соглашаюсь:
— Какое прошение? Я же не прошусь, а исполняю уже данное мне послушание! Видя, что его доводы меня не убедили, проректор добавил:
— Ну, понимаешь, Андрей, ведь идет Великий пост. Это время не может обходиться без скушений...
Вот с той поры меня тошнит от преизобилия нашего церковного словесного «елея». Ему ведь КГБ велел меня приструнить, а он начал благочестивые турусы на колесах громоздить»2.
Коментарі