Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

ИРИНА

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 45-54 років

Слово въ день Святителя Николая и тезоименитства Николая II

Слово въ день Святителя Николая и тезоименитства Государя Императора, произнесенное въ Казанскомъ каедральномъ собор 6 декабря 1895 года

митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)


Входяй дверми пастырь есть овцамъ. Сему дверникъ отверзаетъ и овцы гласъ его слышатъ(Іоан. 10, 2-3).
Святой Царь-искупитель Николай

Святой Царь-искупитель Николай

Этими и дальнйшими словами Господь нашъ опредляетъ свойства не только истиннаго пастыря, но и добрыхъ овецъ, ибо не вс овцы слдуютъ за добрымъ пастыремъ, какъ и за Христомъ пошли дадеко не вс іудеи.

Вы не врите, говорилъ имъ Господь: ибо вы не изъ овецъ Моихъ, какъ Я сказалъ вамъ (Іоан. 10, 26). Добрыхъ пастырей Христовыхъ, къ которымъ св. церковь относитъ слова сей притчи, было, и есть, и будетъ очень много, но не много овецъ слдовали за большинствомъ изъ нихъ, такъ-что подвигъ пастырскій, подвигъ святителей Божіихъ по большей части былъ подвигомъ сиротства, терпнія, изгнанія. Такая участь постигала многихъ великихъ учителей вселенной, замняя ихъ кратковременную (при жизни ихъ) славу, напримръ, св. Григорія Богослова, Іоанна Златоуста, Максима Исповдника, Филиппа Московскаго, Германа Казанскаго. Ихъ современники въ лиц знатнйшихъ и сильнйшихъ были «не отъ овецъ Христовыхъ» и потому не шли за посланными отъ Него пастырями.

Въ нашъ маловрный вкъ еще неохотне идутъ словесныя овцы къ своимъ пастырямъ, хотя и не святымъ, но все же искренно преданнымъ вр евангельской, — осуждая послднихъ за присущія человкамъ слабости. Не радятъ он и о почитаніи пастырей святыхъ, хотя и усопшихъ, но молитвенно пребывающихъ съ живущими на земл. Разв только простолюдины, да уцломудренныя скорбями женщины и старцы прилпляются душою къ памяти святыхъ, а обычный человкъ нашего времени почти разорвалъ уже свою духовную связь съ исторіей св. церкви, такъ что и весь мсяцесловъ святыхъ, содержавшійся цликомъ и безошибочно въ памяти нашихъ предковъ, для сыновъ истекающаго столтія теряетъ свое возвышающее значеніе.

Но вотъ настаетъ день Святителя Николая. Какая-то непонятная сила вливаетъ въ сердца жажду молитвы; пустющіе храмы съ избыткомъ наполняются богомольцами; вс чувствуютъ въ душ своей христіанскій праздникъ, т. е. торжество вры, любви, примиренія и прощенія. Исчезаетъ обычная сухость настроенія; сынъ западническаго просвшенія перестаетъ чуждаться молящагося простолюдина; онъ даже ощущаетъ внутреннее желаніе побыть истинно православнымъ, русскимъ; усваиваетъ въ сей день давно покинутые имъ обычаи отеческаго благочестія: подаетъ бдному, поставитъ свчу, приложится къ образу, не съ брезгливостью, не съ видомъ снисхожденія, но съ оттнкомъ сердечнаго умиленія, смутно чуя, какое величіе любви и святости содержится въ жизни пренебрегаемой имъ церкви. — Что чувствуютъ въ сей день простолюдины, эти постоянные гости Божественной вечери, собираемые Его слугами на распутіяхъ и стогнахъ и халугахъ (Лук. 14, 23)? Вмсто отвта довольно будетъ предложить вопрошателю стать около иконы Св. Николая въ храм, чтобы видть море слезъ и цлую бурю молитвенныхъ воздыханій, увидть проявленіе той силы, которая хранила и будетъ хранить святую Русь незыбленную въ ея нуждахъ, скорбяхъ, искушеніяхъ и паденіяхъ.

Но почему-же эта сила такъ мощно проявляется въ день Святителя Николая? Почему этотъ угодникъ Христовъ и именно въ русской земл прославился паче причастникъ своихъ? Въ чемъ заключается тайна его воздйствія даже на маловрныя души, сокрушаемыя умиленіемъ предъ его памятью, какъ ледянныя глыбы подъ лучами весенняго солнца? Что это за великій пастырь, которому готовы повиноваться даже т овцы, что не суть отъ двора Христова? Понять эту тайну можно чрезъ разсмотрніе свойствъ житія Святителя по сравненію его съ житіями другихъ угодниковъ. То были по большей части мужи скорбей, мужи подвига мученическаго или отшельническаго, или же мученики человческой неблагодарности и ненависти. Имъ давно сказалъ Господь, что будутъ они ненавидимы всми за имя Его; да и самую память о нихъ Онъ намъ оставилъ для совершенствованія въ терпніи, въ крестоношеніи, да и мы толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидтелей,... терпніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ (Евр. 12, 1). Не было чуждо скорбей и житіе Святителя Николая; не было оно исполнено роскоши или веселья; напротивъ исторія сохранила намъ повствованіе о его пост, бдніяхъ, трудахъ и вообще суровомъ образ жизни. Но все-же эта жизнь пребывала подвигомъ побды; побждающая любовь вотъ отличительное свойство сего, исполненнаго чудотвореній, приснопамятнаго житія. Законы природы уступали сил его любви; буря морская стихала по его слову; пространственныя ограниченіи исчезли по его желанію, и что всего непонятне — человческая ожесточенеость смягчалась подъ вліяніемъ его заочнаго чудодейственнаго внушенія. Однимъ словомъ, всякій подвигъ любви, который принималъ на себя Святитель, приводился къ желаемому завершенію вопреки законамъ общественной жизни и даже самой природы. Очевидно, что Господь, прославляющійся въ скорбяхъ другихъ святыхъ угодниковъ, благоволилъ прославить Себя во святомъ Никола радостью побждающей любви. Раскрывая намъ Свой законъ, какъ ученіе креста и лишеній, Господь открываетъ намъ чрезъ сего Святителя, что этотъ путь креста и лишеній, есть въ то-же время путь духовныхъ радостей, путь побды, путь торжествующаго братолюбія и прощенія. Премудрое попеченіе Божіе о спасеніи нашемъ не замедлило оправдаться, ибо вотъ вс мы видимъ и подтверждаемъ, что это прославленіе побды Его во святомъ угодник покорило даже холодныя сердца современниковъ нашихъ и всхъ объединило не только въ его прославленіи, но и въ нкоторомъ усвоеніи его духа, что особенно цнно въ нашъ грховный вкъ. Во времена прошедшія сердца всхъ христіанъ привлекались и къ подвигамъ отшельниковъ и къ мученичеству страстотерпцевъ; ныншнимъ христіанамъ эти кресты кажутся слишкомъ суровыми и страшными; лишенные всякой ревности къ Богу, многіе изъ насъ не ршаются и приблизиться къ памяти мучениковъ и преподобныхъ. Знаютъ они, что милость и прощеніе обртетъ всякій кающійся, но на самое покаяніе нтъ у нихъ ршимости, а входить въ храмъ «съ двоящимися мыслями» (Іак. 1, 8), они не дерзаютъ, и потому замыкаются въ собственномъ своемъ ожесточеніи, не надясь на побду въ себ добрыхъ чувствъ надъ злыми.

Страницы: 1 2

1

Коментарі