Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

Sveta

33 роки, телець, познайомиться з хлопцем у віці 29-39 років

Поученіе. Преподобный Савва Освященный

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О десятой заповди закона Божія, запрещающей нечистыя мысли и желанія.

 Преподобный Савва Освященный

I. Въ день преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы освященнаго, который проводилъ жизнь святую и былъ такъ внимателенъ къ своему духовному состоянію, что каждую мысль свою, каждое желаніе и каждое чувство и малешее движеніе своего сердца подвергалъ тщательному самоосужденію,

дабы не погршить предъ Господомъ не только дломъ или словомъ, но и мыслію, умстно будетъ, братіе мои, поразмыслить о томъ: съ такою ли осторожностію мы относимся къ своимъ мыслямъ и желаніямъ своего сердца, съ какою относился преподобный Савва «освященный», и не допускаемъ ли мы грховъ, прямо и ясно запрещаемыхъ десятою заповдью закона Божія.

II. а) Десятая заповдь, запрещающая нечистыя мысли и желанія, служитъ, бр. мои, дополненіемъ всхъ остальныхъ. Она объясняетъ намъ, что Богъ требуетъ отъ насъ не только вншней добродтели, но и внутренней чистоты; Онъ требуетъ отъ насъ жертву нашей воли, отъ которой происходятъ дурные поступки. Человческіе законы могутъ запретить только преступленія, видимыя на глазъ; человческія же мысли вн ихъ власти.

Сердце падшаго человка похоже на галлерею нечистыхъ представленій, подобную той, которую съ ужасомъ увидлъ пророкъ Іезекіиль. Но все окутано для насъ непроницаемой тьмой. Это скрыто отъ чужого глаза въ таинственной глубин личности, которая въ каждомъ изъ насъ образуетъ какъ бы островъ, окруженный несудоходнымъ моремъ. Никто не можетъ ни взойти на него, ни подойти къ нему. Одинъ святой Законодатель можетъ превратить это обиталище и источникъ нечистыхъ желаній, эту мерзость въ очахъ Господа, въ Свое святилище. Одинъ Господь можетъ изречь законъ, запрещающій не только проступокъ, но и пожеланіе сердца.

б) Десятая заповдь учитъ насъ, что Богъ требуетъ повиновенія, не только наружнаго въ обрядахъ, но и сердечнаго.

Соломонъ говоритъ о лицемр: «каковы мысли въ душ его, таковъ и онъ» (Притч. XXIII, 7). «Господь знаетъ мысли человческія» (Пс. ХСІІІ, 11). «Господь испытуетъ вс сердца и знаетъ вс движенія мыслей» (1 Пар. XXVIII, 9).

Фарисеи учили людей довольствоваться вншней чистотой чаши и блюда. Но этотъ законъ, требующій внутренняго чистосердечія, могъ бы научить ихъ тому, что для Бога эти вншніе обряды просто омерзительны, когда ими замняютъ правосудіе, смиреніе, любовь. Даже язычники признавали, что Богу угодно только послушаніе самаго сердца. Ихъ философы учили:

«Нечестіе и несправедливость находятся въ помыслахъ» (Аристотель).

«Человкъ, задумавшій преступленіе, виноватъ такъ же, какъ и совершнвшій его» (Ювеналъ)

«Завистливый взглядъ на чужую собственность подобенъ хищенію» (Ксенократъ).

в) Эта заповдь предупредительно благодтельна; она милостиво предназначена, чтобы спасти насъ отъ ошибокъ. Ея цль не стращать насъ, а воспитать. Подобно проблеску изъ вчности, она открываетъ намъ, гд и какъ должны мы достигнуть единственной цли нашей жизни. Она говоритъ намъ, подобно пророку, сказавшему Іерусалиму: «смой злое съ сердца твоего, Іерусалимъ, чтобы спастись теб: докол будутъ гнздиться въ теб злочестивыя мысли?» (Іер. IV, 14). А Соломонъ говоритъ: «больше всего хранимаго храни сердце твое, потому что изъ него источники жизни» (Притч. IV, 23). Да, вотъ гд затрудненіе: легко быть вншнимъ образомъ почтеннымъ, легко придерживаться буквы закона, — но повиноваться всмъ сердцемъ, всмъ умомъ, всей силой, вполн, безъ всякаго ограниченія въ пользу любимаго грха, придерживаться св. закона Божія постоянно, во время своенравнаго отрочества, пламеннаго юношества, подверженной искушеніямъ возмужалости, разочарованнаго возраста — кто изъ насъ такой честный и совершенный человкъ?

г) Эта заповдь показываетъ намъ, что нельзя вылчить ни одной болзни, не устранивъ причины ея.

Можетъ ли загрязненный источникъ доставлять чистую воду? Даетъ ли испорченное дерево хорошіе плоды?

Ахъ, братіе-христіане, сыны православной церкви, нужно бросить цлительную соль въ журчащій ключъ, а то рки, вытекающія изъ него, будутъ полны смертоноснымъ ядомъ. Нужно вырыть корни испорченнаго дерева, а не только отщипнуть его бутоны и срзать его втки.

Когда мы бросаемъ застарлые грхи, то совершаемъ великій подвигъ, но этого еще не достаточно. Мы должны бросить не только самый грхъ, но и всякое поползновеніе. къ нему. Если мы въ глубин своего сердца продолжаемъ любить грхъ, то мы не преобразились. Мы должны сдлаться мертвыми для грха. Св. ап. Павелъ подразумвалъ это, когда, мучимый тоской собственнаго опыта, онъ говорилъ, что мы должны совершить обрзаніе надъ самимъ сердцемъ; что мы должны распять плоть нашу съ ея страстями и вожделніями; что мы должны умертвить дянія нашего тла, умертвить члены наши на земл, нечестивыя желанія, алчность — подобіе идолопоклонства, такъ какъ за вс эти дла на сыновъ непокорныхъ возстанетъ гнвъ Божій. Вотъ необходимо какое обрзаніе и вотъ какіе дурные порывы должны быть изгнаны изъ насъ духомъ І. Христа. Вожделніе плоти, развращенность нашихъ тлесныхъ желаній, — сладострастіе глазъ, тщеславныя желанія и страсти ума, — хвастовство въ жизни, наше поклоненіе маммон, наше себялюбіе, наша надменность, наше пустое тщеславіе — вотъ что необходимо искоренить (Рим. II, 29. Дян. VII, 51).

Мы должны поднять скиру этой заповди на самые корни упомянутыхъ пороковъ, т. е. на нечистыя желанія, нашего сердца. Св. пророкъ и боговидецъ Моисей такъ же говоритъ намъ, какъ и І. Христосъ, что пока не отсчемъ ихъ и не бросимъ, мы не преобразимся и не спасемся (М. XVIII, 8).

д) Быть можетъ, вы думаете: «что худо-то въ одномъ желаніи? Что можетъ быть дурного въ неосязаемой мысли?» Отвтъ двоякій. Во-первыхъ, это неосязаемое желаніе, какъ вы говорите, иметъ для Бога большое значеніе. Его видятъ и слышатъ на небесахъ, и на небесахъ мы должны искать прощенія. Во-вторыхъ, когда лелешь порочную мысль, то она становится плодовитой матерью всхъ грховъ — это яйцо, изъ котораго вылупляется ехидна. Грховные помыслы предвстники грховныхъ длъ. Гршное любопытство, скрытое подъ образомъ невиннаго ребенка, останавливается на границахъ искушенія и раскрываетъ двери къ грху; когда оно достигаетъ своей цли, то преображается въ огромнаго великана передъ тайнымъ, робкимъ, краснющимъ вроотступникомъ и раскрываетъ двери ко множеству случаевъ нравственныхъ паденій.

Какой грхъ въ одномъ, напримръ, нечистомъ взгляд, желаніи и помысл? Но, вдь, они вовсе не такъ безвинны. Отъ этихъ горькихъ корней берутъ свой сокъ и свое питаніе виноградныя лозы Содома и грозды Гоморры. Нечестивый взглядъ Давида на Вирсавію (2 Цар. XI, 3), когда онъ прогуливался по дворцовой кровл, — гршные помыслы Ахара (Нав. «VII, 21) утаить цнныя вещи (одежду, серебро и золото), — гршныя желанія Ахава (3 Дар. XXI) завладть виноградникомъ Навуея — разв они не были причиной многихъ золъ? Во-первыхъ, вожделніе повело къ прелюбодянію; во-вторыхъ — къ краж, въ-третьихъ — къ убійству.

Единственный способъ освободиться отъ грха, это послдовать увщанію святого апостола Іакова: «очистите руки, гршники, исправьте сердца, двоедушные» (Іак. IV, 8).

Мы не должны допускать и мысли, что Богъ въ этой заповди назначилъ намъ неисполнимую задачу. Намъ не особенно трудно устоять противъ дурныхъ началъ, всею силою воли заглушить первые зачатки ихъ наклонностей. Когда же они облекутся въ дло, то ихъ не такъ легко побдить.

Страницы: 1 2

2

Коментарі