Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

ИРИНА

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 45-54 років

Святитель Митрофанъ Воронежскій

Н. Тальбергъ.

Къ стопятидесятилтію со дня его преставленія.

Святитель Митрофан Воронежский  Россия,  Санкт-Петербург. Дерево, левкас, темпера. Одна доска. Оклад: серебро, чеканка, канфарение, золочение. 16.8 × 13.2 см, 1830-е годы Оклад — 1837 год,  мастер А. З.

Святитель Митрофанъ Воронежскій родился въ 1623 году въ предлахъ Владимірской области — въ той земл, по которой, въ середин XII в., слдовалъ св. кн. Андрей Боголюбскій съ чудотворной иконой Божіей Матери, ставшей величайшей святыней Россіи. Твердую основу ея закладывалъ сей первый русскій Самодержецъ во Владимір на Клязьм.

О родителяхъ св. Митрофана извстно только изъ его завщанія, въ коемъ говорится: «Я родился въ міръ сей отъ благочестивыхъ родителей и воспитанъ ими въ непорочномъ благочестіи Восточной Церкви, въ православной вр». Исходя изъ того, что синодикъ его начинается лицами, облеченными въ іерейскій санъ, можно предположить, что онъ принадлежалъ къ духовному званію.

Первая половина его жизни протекла въ міру. Былъ онъ тогда священникомъ, носилъ имя Михаила, былъ женатъ, имлъ сына. О немъ онъ сердечно заботился и въ дальнйшемъ. Служителемъ алтаря былъ онъ въ с. Сидоровскомъ (при рчк Молохт, правомъ приток р. Тезы, впадающей въ Клязьму), находившемся въ 17 верстахъ отъ Шуи и 111 верстахъ отъ Владиміра.

Овдоввъ на сороковомъ году жизни, о. Михаилъ удалился въ Успенскую Золотниковскую общежительную пустынь, въ 34 верстахъ отъ Суздаля, основанную старцемъ Іоною Головцынымъ въ первой четверти XVII вка. Тамъ въ 1663 г. принялъ онъ постригъ съ именемъ Митрофана. Его строгая иноческая жизнь не укрылась отъ взоровъ врующихъ. Братія Успенскаго Яхромскаго монастыря (въ 40 верстахъ отъ Владиміра) обратилась къ духовной власти съ просьбой назначить къ нимъ настоятелемъ іеромонаха Митрофана. Желаніе ея было удовлетворено. Въ іюн 1665 года онъ былъ «благословенъ во игуменскій чинъ» блюстителемъ патріаршей каедры (во время удаленія патр. Никона отъ длъ), митр. Сарскимъ и Подонскимъ Павломъ. Св. Митрофанъ всю свою жизнь скорблъ, что, по иноческому послушанію, вынужденъ былъ преступить обтъ о безъисходномъ пребываніи въ мст своего постриженія.

Десять лтъ игуменъ Митрофанъ и вншне и духовно устроялъ Яхромскую обитель. Имъ выстроенъ былъ храмъ во имя образа Спаса Нерукотвореннаго, возведенъ нижній этажъ монастырскаго зданія. Воспоминаніемъ вещественнымъ о немъ осталось пріобртенное имъ для обители богато украшенное Евангеліе.

Игуменъ Яхромскій сдлался хорошо извстнымъ патріарху Іоакиму (Савелову), правившему съ 1674 г. по 1690 г. Послдній былъ однимъ изъ крупныхъ первоіерарховъ русской Церкви XVII вка. Онъ воодушевленъ былъ желаніемъ поднять въ глазахъ паствы значеніе духовенства. Онъ почиталъ нужнымъ улучшить матеріальное положеніе пастырей, чмъ ослабилась бы зависимость ихъ отъ пасомыхъ. Съ другой стороны, патріархъ стремился поднять на большую высоту самыхъ духовныхъ лицъ, строго и твердо борясь съ ихъ недостатками. Патріархъ Іоакимъ отстаивалъ неповрежденность вроученія и обрядовъ, боролся съ расколомъ, оберегалъ паству отъ иноврныхъ вліяній. Придавалъ онъ большое значеніе длу просвщенія. Созданная имъ при Печатномъ двор типографія, переведенная потомъ въ Заиконоспасскій монастырь, послужила ячейкой для будущей Московской Духовной Академіи. Святитель Митрофанъ въ своей архипастырской дятельности воспріялъ много отъ патр. Іоакима.

Въ 1675 году Патріархомъ поручено было святителю Митрофану управленіе обширной Троицкою Унженскою обителью. Основана она была около 1440 г. извстнымъ подвижникомъ, строителемъ монастырей, преп. Макаріемъ Желтоводскимъ или Унженскимъ († 1444), на рк Унж въ Костромскомъ кра. Въ начал XVII вка установилась тсная связь съ монастыремъ бояръ Романовыхъ. Въ конц смутнаго времени — въ послдніе мсяцы 1612 или въ начал 1613 г.г. — туда прізжалъ будущій царь Михаилъ съ матерью, инокиней Марой. Они молились у гробницы преп. Макарія о благополучномъ возвращеніи изъ плна митроп. Ростовскаго Филарета, отца Михаилова, мужественно державшаго себя подъ Смоленскомъ, въ состав московскаго посольства, во время переговоровъ съ польскимъ королемъ Сигизмундомъ III, и имъ увезеннаго въ Польшу. По освобожденіи митр. Филарета, на основаніи Деулинскаго перемирія (1618) съ поляками, царь Михаилъ еодоровичъ совершилъ въ 1619 г. паломничество въ Унженскій монастырь съ цлью возблагодарить «за нкоторыя угодника Божія чудеса и помощь, оказанныя великому государю и родителямъ его во время ихъ печали». Въ 1619 г. состоялось и общее прославленіе преп. Макарія. Съ этого же времени Унженская обитель была «учинена наравн съ Соловецкимъ монастыремъ», а игумены ея получили право ежегодно прізжать къ царю и патріарху съ образомъ преп. Макарія и со св. водою посл дней празднованія преподобнаго (19-го января и 25-го іюля). Этимъ установлена была близкая связь игуменовъ съ государями. Особенно почиталъ монастырь царь еодоръ Алексевичъ (1676—1682).

Въ многолюдной и богатой обители, въ бытность патріархомъ Іоакима, обнаружились непорядки. Требовалось назначеніе туда опытнаго настоятеля. Выборъ патріарха остановился на игумен Митрофан.

Семь лтъ управлялъ послдній Унженскою обителью, оправдавъ полностью довріе патр. Іоакима. Въ 1680 г. освященъ былъ сооруженный имъ теплый каменный храмъ въ честь Благовщенія Пресвятыя Богородицы, украшенный утварью и иконами.

Патріархъ, высоко цня св. Митрофана, поручалъ ему рядъ важныхъ длъ, не относящихся непосредственно къ Унженскому мон. Въ 1677 г. онъ «дозиралъ святыя церкви въ ветлужскихъ селхъ». Въ томъ же году, иг. Митрофанъ, по патріаршему порученію, отбиралъ въ городахъ Галич и Юрьевц Повольскомъ въ монастыряхъ и церквахъ старопечатные служебники и безденежно раздавалъ служебники новой печати. Онъ былъ также назначенъ первымъ «десятильникомъ» Унженской области. Въ обязанности «десятильниковъ» (по нашему — благочинныхъ) входилъ объздъ два раза въ годъ своей «десятины» (отвчавшей тогдашнему узду), съ посщеніемъ монастырей и приходовъ, обязанныхъ за то извстной данью имъ и архіереямъ.

Въ бытность св. Митрофана игуменомъ, въ обитель стекались богатыя пожертвованія. Особенно одарялъ монастырь ближній бояринъ и дворецкій Богданъ Матвевичъ Хитрово (1615—1680), близкій къ царю Алексю Михайловичу и извстный своимъ недоброжелательствомъ къ патр. Никону. Св. Митрофанъ цнилъ Хитрово за его попеченіе объ Унженской обители.

Привозя икону преп. Макарія въ Москву, св. Митрофанъ велъ бесды съ царемъ еодоромъ Алексевичемъ, относившимся къ нему съ большимъ уваженіемъ. Видлся онъ съ государемъ и совершая въ столиц чреду священнослуженія. Царь и остановилъ свой выборъ на немъ, когда возникъ вопросъ о назначеніи епископа въ новоучрежденную Московскимъ соборомъ 1681—1682 гг. Воронежскую епархію.

2 апрля 1682 г. состоялось поставленіе св. Митрофана во епископа Воронежскаго патр. Іоакимомъ въ сослуженіи съ шестнадцатью архипастырями. Новому іерарху пришлось задержаться въ Москв для проведенія тамъ ряда неотложныхъ длъ, связанныхъ съ ближайшимъ устроеніемъ вновь созданной епархіи.

Столица переживала тогда исключительное время. 28 апрля 1682 г. скончался царь еодоръ и обострился вопросъ о преемств престола. Патр. Іоакимъ поддерживалъ Нарышкиныхъ, боярина А. С. Матвева, долголтняго сотрудника царя Алекся, ближайшихъ сподвижниковъ царя еодора, постельничаго И. М. Языкова и стольника А. Т. Лихачева, выдвигавшихъ царевича Петра, минуя старшаго Іоанна, рожденнаго отъ М. И. Милославской. Десятилтній здоровый, крпкій, съ дтства развитой, царевичъ Петръ, конечно, имлъ вс, — кром законныхъ, — преимущества передъ 15-лтнимъ и малоумнымъ Іоанномъ. Онъ и былъ провозглашенъ царемъ. Съ этимъ не могли примириться Милославскіе, въ особенности же властная царевна Софія. 15 мая они, используя стрльцовъ, подняли возстаніе, закончившееся провозглашеніемъ царями Іоанна и Петра, царевны же Софіи правительницей государства. Большинство Нарышкиныхъ, Матвевъ и многіе другіе были убиты безчинствовавшими нсколько дней стрльцами. 25-го іюня епископъ Митрофанъ участвовалъ въ внчаніи на царство Іоанна V и Петра I, причемъ подносилъ патріарху Іоакиму державу для врученія государямъ.

Страницы: 1 2 3 4 5

1

Коментарі