Бутово – это наша «Аппиева дорога», наша «Голгофа»

Собор Новомучеников, в Бутово пострадавших
В первый раз я оказалась здесь года четыре назад. Приехала не сама, хотя слышала об этом месте не однажды, даже видела кое-какие аннотированные фотографии в газетах: Патриарх Алексий совершает службу на полигоне в Бутово, рядом лица знакомые – священники, настоятели московских храмов.

Но представление мое ограничивалось тогда какими-то обрывками фраз: «Бутово – место массовых расстрелов», «закладка камня», «и еще что-то про поклонный крест»…

Привезла меня в Бутово знакомая, монахиня одного из московских монастырей. Было нас с ней тогда человек десять. Для   матушки же это место особое: на этом клочке земли в одной из братских могил лежит ее отец. Он не был священником, нет. Он был обыкновенным служащим. Просто оказался среди тех, кто попал в «черные списки», был арестован и уже не вышел из тюрьмы. Только много лет спустя, когда были рассекречены архивы, прояснилась его судьба, и стало известно место,   где был расстрелян этот человек. Детские воспоминания о событиях, с этим связанных, удержали жуткую сцену: когда после ареста отца за ними с матерью приехал «воронок», соседи, нарушив негласное правило молчания, устроили скандал, и так и не отдали, «отбили». Первое время прятались, скитались по чужим углам, и, благодаря этому, выжили. И вот, мы едем в Бутово.

«Объект» в 6 гектаров

Казалось, это где-то очень далеко, а вся дорога из центра до места заняла немногим более часа. Для Москвы не расстояние. То есть, это совсем рядом, просто чуть в стороне от шоссе, в лесочке. Теперь, когда город разросся, неподалеку оказался новый жилой комплекс: серийные дома, жизнь идет своим чередом, во дворах дети играют. Да и прежде, тогда в 30-е, поблизости, тут же, был дачный поселок. Отдыхали семьями, ходили загорать, по лесу бродили. Правда, гуляли осторожно, с опаской, зная, что в сторону длинного дощатого забора лучше не ходить. И не потому, что выстрелы оглушают, а потому, что от самого этого места веяло чем-то тяжелым, недобрым.

Официально было известно, что на особо охраняемом объекте НКВД-КГБ площадью всего около 6 га периодически производится обстрел легких артиллерийских орудий. Но все же, место это было странное. В 30-е годы жители дачного поселка видели, как с периодичностью примерно раз в два дня, к полигону подходила довольно вместительная крытая машина с надписью «хлеб». Люди недоумевали: зачем его привозят в таком количестве на объект военного назначения с небольшой территорией? В середине 30-х у этого места была уже прочно устоявшаяся специфическая «репутация»: о нем молчали. Лишь спустя годы старые владельцы дач рассказывали, что кому-то из соседей случалось видеть, как через лес, в сторону от полигона ночью под конвоем уводили группы полуодетых людей… Затем раздавались выстрелы. Говорят, что было несколько случаев, когда таинственным образом пропадали и жители поселка, возможно, ставшие свидетелями того, чего им не следовало видеть.

…И вот, тот самый забор. От обычного он отличается только тем, что поверху в несколько рядов пущена колючая проволока. Таким же увидела его в 1994 г . и Варвара Васильевна Чичагова-Черная. Известный ученый, академик, внучка теперь уже прославленного в лике святых митрополита Серафима (Чичагова).

А обстоятельства, заставившие ее приехать на это место, были таковы: много лет назад, когда она была еще студенткой, в 1937 г ., в семье произошло несчастье. В отсутствие родных, на даче в Удельной, был арестован дед, владыка Серафим. Забиравшие его нервничали, и сделали все для того, чтобы не привлекать внимание посторонних. К дому подошла машина «скорой помощи» и через несколько минут 82-х летнего больного старика вынесли на носилках и увезли, как будто по вызову. Попытки разузнать хоть что-нибудь о месте его нахождения ни к чему не привели: во всех московских больницах и тюрьмах их с матерью ждал один ответ: «Чичагова в списках нет». След деда оборвался для Варвары Васильевны более чем на полвека.

И вот, однажды, когда она была уже ученым с мировым именем, руководителем крупного научного института, на второй день после Рождества в ее квартире раздался телефонный звонок. Незнакомым женским голосом был задан вопрос:

– Знаете ли Вы, где похоронен Ваш дед?

– Нет, не знаю.

– В Бутове. На полигоне КГБ.

Оказалось, что попасть на полигон зимой невозможно он закрыт. Надо ждать весны. И все-таки Варвара Васильевна немедленно отправилась туда, на поиски. В первый раз не попала. Так и стояла у непроницаемого высокого забора с колючей проволокой…

«Русская Голгофа»

Усилиями очень небольшой группы людей, допущенных к архивным делам, удалось восстановить историю этого места. Люди эти поразительные. Две женщины, работавшие с документами, и несколько человек из числа родственников пострадавших. Ксения Федоровна Любимова составила картотеку расстрелянных и захороненных на Бутовском полигоне. В настоящее время обработаны еще не все материалы. Создание картотеки потребовало времени, терпения, просто физических сил. Надо сказать, что память у женщин, работающих со следственными делами, необыкновенная. При нас произошел, например, следующий эпизод: приехавшая в Бутово впервые москвичка, ничего до этого момента не знавшая о судьбе своего родственника и только предполагавшая, что он может оказаться здесь, робко назвала фамилию и дату ареста, а в ответ услышала твердо произнесенные имя, отчество и подтверждение: «Да, он – наш».

Фото:  Патриархия.ру

Пласт за плаcтом, понемногу открывалось, что представлял собой охраняемый объект «военного назначения». Бывшее имение купцов-промышленников Зиминых, с некогда ухоженным парком и конным заводом, после революции добровольно переданное владельцем новой власти, в 20-е годы было превращено в сельскохозяйственную колонию ОГПУ. А в начале марта 1934-го в Бутово привезли на подводах заключенных из бывшей Екатерининской пустыни, где с 1931 года была устроена тюрьма. Появилась ограда из колючей проволоки. Кое-где были расставлены часовые… И началась стрельба, не прекращавшаяся иногда по нескольку часов подряд. Поначалу дачники не придали ей значения: полигон это полигон. Подозрения появились тогда, когда поздно возвращавшиеся домой жители стали время от времени видеть черные «воронки», наглухо закрытые фургоны. Иногда по несколько машин одновременно. Случалось, слышали и отдаленные крики. Но время было такое, что боялись даже делиться своими предположениями друг с другом.

Теперь уже известно, что бывшая спецзона НКВД-КГБ в Бутово является крупнейшим в Москве местом массовых захоронений жертв политических репрессий. Среди расстрелянных великое множество священников, среди которых 6 архипастырей, монашествующие, верующие из числа мирян, люди, служившие при храмах. За несколько лет решениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и Синода 230 из них прославлены в лике святых.

Пик расстрелов пришелся на время «ежовщины». За год, с июля 1937 – по август 1938 года, на полигоне было расстреляно 20765 человек. Из них около 1000, по материалам следственных дел, пострадали именно за верность Церкви, за веру.

Но, видимо, и в смерти надо было знать беду. Ведь и Господь был распят среди разбойников. Здесь, безымянных могилах-рвах бок о бок, один на другом, лежат останки святых и гонителей веры, жертв и их мучителей. Трудно писать об этом: расстрельные «бригады» выполняли задание «под водку»: настолько жуткой была эта работа. И в задачи некоторых «бригад», как говорят, входила «ликвидация» предыдущих. Таким образом, скрывалось место расстрела людей значительных, отмеченных чем-то, так, чтобы и «концы в воду».

Когда несколько лет назад нынешний настоятель храма в честь новомучеников Бутовских, о. Кирилл Каледа, внук священномученика Владимира Амбарцумова, предпринял попытку вскрыть небольшой фрагмент расстрельного рва, при соблюдении всех мер предосторожности, с приглашением опытных специалистов-антропологов, тогда была еще робкая надежда обрести мощи стало ясно, что это невозможно. На квадрате 10 метров было обнаружено около 150 останков тел. Люди лежат в пять слоев. А это значит, что убитые и раненные падали на мертвых.

При помощи аэрофотосъемки удалось восстановить топографию рвов: их больше десятка. Огромные 60– 70-тиметровые траншеи шириной в 4- 5 метров , «П»-образной, «Г»образной формы. В них погребены люди 60 национальностей, самых разных общественно-политических взглядов, разного культурного уровня. Бутово стало одним из самых ужасных следствий апостасии 20–30-х годов и одновременно – одним из самых значительных символов верности Христу.

…В ту первую поездку в Бутово я поймала себя на мысли, что по этой земле страшно ступать. На ней буквально нет свободного места. Это сплошная «братская могила». Когда не осталось пространства на огражденном квадрате, расстрелы небольших партий заключенных производились в лесу неподалеку. И все же, несмотря на онемение, которое наступает здесь в первый раз от исключительной жестокости, масштаба и близости этой трагедии, понемногу приходит и другое чувство. Я никак не могла подобрать слово, понять, где и когда это уже было. И только потом вспомнила: точно, то же было и в Риме на Аппиевой дороге, в катакомбах первых христиан! Раки с мощами мучеников, убитых на Колизее, множество женских, детских погребений, и вдруг, в простенке в одном из гротов, на стене – рисунок: тонкой, изящной линией выписаны райские, праздничные павлины. Символ нетления в раннем христианстве. Удивительно яркие красная, бирюзовая и фиолетовая краски. Вечная Пасха! Да, Бутово – это наша «Аппиева дорога», наша «Голгофа». Стоял декабрь, а на могилах-рвах, будто художник тронул красками, повсюду были рассыпаны пунцовые розы, нежные гвоздики и астрамерии. Шапочки света от затепленных тут же свечей согревали воздух над травкой, покрытой толстым слоем инея.

Больше смерти

И вот они, пасхальные символы этого великого, святого места: высокий легкий памятный крест-голубец (работа архитектора Д.М. Шаховского, сына убиенного иерея Михаила Шика), один на всех, объединенных страданиями и надеждой на Воскресение, замечательный живой образ священномученика Серафима (Чичагова) и икона новомучеников и исповедников Российских. Символ – и сам этот храм, небольшой деревянный, возведенный тут же, прямо на полигоне, на месте кузни, где, как предполагают, производились первые расстрелы. В нем удивительно светло и тепло. В нем млится, особенно в дни памяти бутовских святых. Чувство такое, что все они здесь, рядом, и маленькая церковь вмещает всех.

В иконостасе – ряд икон бутовских мучеников. Среди них Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский, Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Cуздальский, Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, Иона (Лазарев), епископ Велижский, Никита (Делекторский), епископ, Нижне-Тагильский. Все они здесь: архимандриты, игумены, протоиереи, священники, прихожане храмов…

Позднее, уже приехав одна, взяла у о. Кирилла благословение сфотографировать полюбившуюся икону священномученика Серафима (Чичагова). Хотелось показать ее родным, знакомым, рассказать о Бутово тем, кто еще ничего о нем не знает и едва ли сможет приехать сюда. Работающие в храме женщины затеплили лампадку. Опускаю объектив, и вижу на образе крошечные капли. Мироточит икона. Это бывает перед праздниками, в день памяти владыки Серафима. У Бога нет смерти для святых, у Него все они живы!

В четвертую субботу по Пасхе Церковь по традиции совершает память всего Собора новомучеников, в Бутово пострадавших. Тем, кто еще не был там, хочется пожелать только одного – поспешить туда, помолиться, поклониться святым, попросить прощения. Ведь большинство из нас выросло в то время, ничего не зная об этом. И теперь, прежде чем устремляться по святым местам в дальние пределы, наверное, лучше, полезнее начать с того, что рядом, но по нашему собственному невниманию, до поры закрыто от глаз.   Теперь на мемориальном комплексе в Бутово есть и новый просторный белый храм. Он большой. Места в нем хватит всем.

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру     Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру     Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру     Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру     Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру     Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

Литургия в Бутово. Фото: Патриархия.ру

21 мая, 2011

Мария Дегтярева http://www.pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-v-butovo-postradavshix-2/ Об авторе: Мария Дегтярева
Мария Дегтярева
Доктор философских наук, кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии Пермского государственного университета.

Папуасские церкви и иконы

Папуасские церкви и иконы
В блоге путешественника Антона Кротова http://a-krotov.livejournal.com/352625.html    размещены очень интересные фотографии икон из христианских храмов Папуа — Новая Гвинея. Иконы созданы в «местном стиле», то есть все персонажи евангельских событий изображены чернокожими.
09.05.2011

Папуа -- одна из самых христианских стран мира. Здесь более 99% христиан.

Большинство из них католики, есть и представители других церквей. В каждой деревне есть церковь или несколько церквей разных деноминаций. Вот так они выглядят снаружи и внутри

Все фотографии одной лентой (44 фото)  
Слайд-шоу можно посмотреть здесь

Чаленко: «Батькивщина» поручила следить за мной

Александр Чаленко, письмо в  «Телекритику»
Чаленко: «Батькивщина» поручила следить за мной
Предлагаю Турчинову, Кожемякину и Стригуну пройти вместе со мной проверку на детекторе лжи

«Телекритика» получила открытое письмо журналиста интернет-издания «Обозреватель» Александра Чаленко, который утверждает, что лидеры партии «Батькивщина» дали указание своим людям установить прослушку телефона журналиста, установить слежку и начать собирать на него досье. Публикуя это письмо Александра без изменений, редакция напоминает, что готова дать возможность ответить на страницах ТК всем упомянутым лицам.

 

Открытое письмо в редакцию «Телекритики»

 Уважаемая госпожа Лигачева!

 У меня есть информация, которой я не могу не поделиться с общественностью, поэтому хотел бы просить Вас - опубликовать ее на сайте «Телекритика». Обращаюсь именно к Вам, так как Ваше издание является неформальным «профсоюзным СМИ» украинских массмедиа.

Итак, источник, которому я доверяю, так как он меня ни разу еще не подводил, сообщил мне сегодня утром (в среду, 4 мая) следующее. Второе лицо в «Батькивщине» Александр Турчинов еще где-то месяц тому назад дал указание депутату-бютовцу Андрею Кожемякину, отвечающему в этой партии за безопасность, установить прослушку моего мобильного телефона, установить слежку и начать собирать досье на меня. Это указание Турчинова Андрей Кожемякин переадресовал в свою очередь Валерию Стригуну - товарищу, который также специализируется в «Батькивщине» на безопасности.

Каковы, по словам моего информатора, причины слежки. Они связаны, конечно же, с моей журналистской деятельностью. В течение 3-4 последних месяцев я публиковал на страницах интернет-издания «Обозреватель» и в своем блоге на «Украинской правде» информацию, связанную с деятельностью «Батькивщины», ее лидера Юлии Тимошенко и родственников Тимошенко - Евгении и Шона Карров, с деятельностью видных бютовцев - «министра иностранных дел» «Батькивщины» Григория Немыри, помощника Тимошенко - Ольги Трегубовой, тех же Турчинова и Кожемякина. Например, я писал о том, что семья Тимошенко подозревает Шона Карра в том, что он может употреблять наркотические вещества (такие подозрения появились после посещения им стоматолога, когда после анестезии у него начались галлюцинации). Также я писал о том, что в Конча-Озерной у Шона и Жени «увели» участок земли, который был оформлен на другое лицо. Писал я и о деятельности Немыри и его связях с Нико Ланге - руководителем украинского отделения Фонда Конрада Аденауэра, о непубличных контактах между Европейской народной партией и «Батькивщиной», о том, что все заявления ЕНП по Тимошенко штампуются в офисе «Батькивщины» на Туровской. Уделял я внимание и самим Турчинову и Кожемякину, и их непростым отношениям с Юлией Тимошенко, осложненным тем, что у последней в фаворе теперь товарищи из ПРП - Сергей Соболев и Игорь Грынив, а не они. Все это и стало причиной того, чтобы начать за мной слежку.

 

При этом преследуются две цели. Первая, понять, откуда я беру информацию, кто мне ее «сливает». Вторая, найти компрометирующую информацию против меня. Мой источник не исключает также возможных провокаций против меня, санкционированных Турчиновым и Кожемякиным.

С такой ситуацией, признаюсь, я сталкиваюсь впервые. Даже не представляю, как действовать в подобных случаях. Однако, я собираюсь обратиться в правоохранительные органы и в парламентский комитет по свободе слова.

Также я хотел, пользуясь случаем, обратиться через «Телекритику» к Турчинову, Кожемякину и Стригуну с предложением - пройти вместе со мной проверку на детекторе лжи. Мне будут задаваться вопросы, связанные с выяснением моей искренности - вру ли я или действую по заданию политических противников Тимошенко и «Батькивщины», а им - давалось ли поручение прослушивать меня и следить за мной. Проверка, естественно, должна проводиться в присутствии СМИ. Если проверка покажет, что я вру, а они не давали таких указаний, то я публично попрошу извинения перед этими товарищами.

Вот и все.

05-05-2011

С уважением, Александр Чаленко, журналист издания «Обозреватель»

 

P.S. После публикации открытого письма Александра Чаленко «Телекритика» получила комментарий главы фракции «БЮТ-Батькивщина» Андрея Кожемякина:

 

- Я дуже здивований. Це чиста неправда, брехня. Ніхто ніяких нікому команд не дає і не давав. Якщо в поважного журналіста є якісь факти, матеріали і документи, які це все підтверджують, я йому раджу звернутися негайно до правоохоронних органів. Їх зараз дуже багато, усі із задоволенням візьмуться за цю проблему - і Служба безпеки України, і прокуратура - це якраз ті, які нас зараз дуже «люблять». І нехай вони порушують кримінальну справу.

Ми ще честь маємо і найголовніше - ми дуже сильно поважаємо свободу слова. Тому ні в якого журналіста, який намагається нас розхитати в цьому напрямі, цього не вийде. Ми все рівно будемо поважати свободу слова.

«ТК»

Интересный ответ А. Кожемякина! То, что сейчас существуют оч. совершенные в техническом исполнении средства прослушки не вызывает сомнений, как и не вызывают сомнений факты таких прослушек своих оппонентов и конкурентов нашими политиками, вспомним пленки Мельниченко, КТО ИХ ЗАКАЗАЛ?   Проверяться на детекторе лжи эти правдолюбы из БЮТ НЕ ХОТЯТ, интересно, ПОЧЕМУ? Предлагаю варианты ответа:


70%, 7 голосів

0%, 0 голосів

30%, 3 голоси

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

О мировой радости по поводу убийства убийцы

Или почему нет «праздника смерти Иуды Искариота»?…
Валерий ОтставныхУбит террорист N1 (версия США) Усама Бен Ладен. Тысячи людей вышли в Нью-Йорке на улицы и устроили «массовые гуляния». Английские народные торжества по поводу свадьбы принца Вильяма, «не останавливаясь, плавно перешли в торжества» по поводу убийства Ладена. Такое ощущение, что западный мир сошёл с ума. Можно радоваться достижению какой-то гуманной благородной цели. К примеру, тому, что мир стал абсолютно безопасным и нет ПРИЧИН для возникновения терроризма в принципе. Но как можно радоваться уничтожению человека, пусть страшного преступника? Человек с нормальной психикой, думаю, может переживать самые разные чувства по поводу убийства (самоубийства) или смертной казни какого-то преступника. Облегчение, удовлетворение от наступившего возмездия, удивление нераскаянностью преступника. Но переживать чувство РАДОСТИ? Вы не задумывались, почему за две тысячи лет мировое христианство так и не установило «Праздник самоубийства» человека, совершившего Главное Преступление в истории человечества, самоубийства Иуды, предавшего Богочеловека Иисуса Христа?

Не потому ли, что христианину свойственно скорбеть о погибели любой человеческой души, даже души маньяка, то есть абсолютно осатаневшего человека, который уже не принадлежит себе, которого ведет страсть (или бес). Скорбеть, а не радоваться. Христос, зная, что Иуда предаст Его, до самой Гефсиманской ночи старается спасти предателя, вызвать в нём чувства раскаяния. Христос не проклинает Иуду, а говорит о нём, как обреченном на огромное «горе» – по своей собственной воле стать предателем Бога.

Над страшным преступником совершается земной приговор суда. Что делает вменяемый человек, каким-то образом причисляющий себя к христианской культуре? Идёт и «радостно поет песни  на  улице» или молится Богу о том, чтобы Тот, на Своём Суде, вынес этому человеку Свой Приговор (потому как любой человеческий суд несовершенен). Мы можем сказать себе: но это же Иуда Искариот, апостол, которого Сам Господь избрал учеником, одним из 12. Хорошо. А почему послевоенный мир не установил другого, абсолютно светского «праздника»? «Дня самоубийства» Адольфа Гитлера? Самого страшного злодея 20 века?! Не потому ли что такой человек уже сам себя осудил, а дальнейшая загробная участь его только в Божиих руках?

Христианин, радующийся убийству убийцы, сам ставит себя на один уровень с убийцей, которому мучения убиваемых им приносили извращенные душевные удовольствия. Это страшный путь. Это путь в никуда. Лично мне было бы страшно жить в стране, в которой после казни очередного чикатило люди выбегали бы из домов и устраивали «радостные народные гуляния».

В России, слава Богу, пока не так. Пока.

04.05.2011

Валерий Отставных, православный религиовед и журналист

Русская линия

А у нас в Украине?

Предлагаю выбрать, какие чувства мы испытываем при этой новости?


13%, 2 голоси

53%, 8 голосів

13%, 2 голоси

7%, 1 голос

0%, 0 голосів

13%, 2 голоси
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Матрона Московская святая блаженная.

«Сила моя в немощи совершается»

1885 – 02.05.1952 г.

Одна из самых известных и почитаемых в России святых. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.

Рака с мощами святой Матроны

Она будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие…Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…

В Покровском монастыре

Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть Матушка Матрона. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все, «по-оптински»: «на молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.

Слепая девочка

Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.

Со временем же, та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…

…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.

Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.

Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.

Были в тот период и радости в ее жизни: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».

Дар

На семнадцатом году жизни Матрона «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры, и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.

В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу она обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.

К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и казалось неизлечимо-больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что Матронушка Бог что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшее» ей и бессильные. Матрона упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.

От Арбата – до Посада

Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди, по-прежнему, шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами. Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву. С 1925 года она стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.

До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.

Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.

Неудобств для себя она словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом», и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».

С 1942 г. появился у нее, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых, и, по-прежнему, молились.

А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачек.

Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов, и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».

Бывало, что и приходившие к ней в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в Церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.

И так до конца служила она Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой Лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.

В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке на Даниловском кладбище, выбранном по тому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей. Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением акафиста новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.

Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm);

2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm)

2 мая, 2011

Мария Дегтярева

ПРАВОСЛАВИЕ И МИР

Пасхальный флэшмоб прошел в центре Москвы

Сотни москвичей и гостей столицы стали свидетелями необычного флешмоба, который прошел в Камергерском переулке на Пасхальной неделе. Дворник, фотограф, автомобилисты и мамы, гуляющие с детьми, исполнили под аккомпанемент уличных музыкантов несколько пасхальных песен. Так участники флэшмоба поздравили случайных зрителей с праздником.

Теплым апрельским вечером за столиками на верандах кафе обосновались множество посетителей. По переулку прогуливались туристы, студенты и влюбленные пары. Группа уличных музыкантов играла популярные мелодии. Ровно в 19 часов началось необычное действо. Три девочки запели тропарь Пасхи византийского распева «Христос Анести» на греческом языке. Десятки людей останавливались и наблюдали за необычным действием. Вдруг и еще один «случайный» участник присоединился к ним, громогласно затянув стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». И вот уже целый хор «прохожих» вступил сильными голосами – уличные музыканты, фотографы, молодые мамы с колясками. Импровизированный хор было слышно во всех концах Камергерского переулка. Многие зрители забросили прежние занятия и целиком переключились на необычное зрелище. Некоторые прохожие достали мобильные телефоны и фотокамеры и стали снимать на них происходящее.

«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» прозвучало в завершение флэшмоба. Традиционное пасхальное приветствие поддержали и вконец обескураженные зрители. И вот уже, как ни в чем не бывало, все вернулись к прежним занятиям. Участие в пасхальном флэшмобе приняли священники Русской Православной Церкви и православные певцы.

«Пасха – великий праздник всех православных. Сегодняшним действом мы хотели ещё раз поздравить всех добрых людей с этим великим днем», – рассказал РИА Новости один из организаторов акции, известный православный певец Адриан Гусейнов.

29 апреля, 2011

Православие и Мир

Видеоролик (3 мин.) можно посмотреть  по ссылке http://www.pravmir.ru/pasxalnyj-fleshmob-proshel-v-centre-moskvy/ или у меня в гостевой http://video.i.ua/user/3070369/43750/281395/

Опозиція цинічно бреше про ціну на газ

Опозиція цинічно бреше про ціну на газ
Заява прес-служби Партії регіонів
28.04.2011





Партія регіонів рішуче засуджує політиканство і популізм тих опозиційних сил, які дозволяють собі брехати народу.

Вчорашні виступи опозиції з нагоди річниці харківських угод довели, що, на жаль, строката «опозиційна ніша» в Україні залишається притулком для збанкрутілих, деструктивних політиків. Мешканці цього притулку різняться тільки масштабом популістської облуди та ступенем політичного цинізму.

Ніхто з тих, хто ще недавно був владою, і протягом року, і вчора не знайшов у собі сили визнати, що саме минула влада привела Україну до необхідності укладати угоду про знижку ціни на газ із Російською Федерацією. Ніхто з керівників минулої влади – ні Ющенко, ні Тимошенко, ні Яценюк - не
спромігся на слова правди для співгромадян.

А правда в тому, що укладена Тимошенко угода означала банкрутство нашої держави вже у другому кварталі 2010 року, після президентських виборів, коли закінчилась виторгувана колишньою прем’єркою знижка на передвиборчий період.

Вчора Тимошенко вчергове цинічно брехала людям, що вона домовилась про «газ по 228 доларів за тисячу кубічних метрів». Насправді вона підписала формулу пограбування України: до виборів – пільгова ціна 228 доларів, а після виборів – 450 доларів, помножені на пропорцію середньоарифметичної ціни на газойль і на мазут за дев’ять місяців попереднього року, а ці ціни безпосередньо залежать від ціни на нафту, яка підстрибнула більше, ніж вдвічі. Отже, формула означала невпинне підвищення ціни на газ відповідно до подорожчання нафти.

Так воно і сталось:



Згідно з підписаними угодами з 1 квітня 2010 року ціна імпортованого природного газу для Національної акціонерної компанії «Нафтогаз України» зменшилася на 100 доларів на 1000 куб. м.

Якби зазначена знижка не застосовувалася, компанія за імпортований протягом 2 кварталу 2010-го
- 1 кварталу 2011 року (12 місяців) природний газ змушена була б сплатити 16,29 млрд. доларів США. А завдяки підписаним угодам компанія заплатила 11,499 млрд. доларів США. Таким чином, економія складає біля 5 млрд. доларів США.

Крім того, з контрактів вилучено пункти щодо штрафних санкцій, які становили постійну загрозу для діяльності компанії. Якби це не було зроблено, вона змушена була б платити за недобір газу в об’ємі більше 6%: 150% вартості всього невибраного газу у жовтні – березні та 300% - у квітні-вересні будь-якого року поставки.

Відповідно до підписаних додаткових угод контрактний обсяг газу на 2010 рік було збільшено до 36,5 млрд. куб. м. Якби цього не було зроблено, законтрактованого обсягу (33,75 млрд. куб. м.) не вистачило б для потреб народного господарства України.

Відповідно до досягнутих домовленостей ВАТ «Газпром» буде сплачувати 80% вартості транзиту газу до 6 числа наступного місяця, а 20% – до 20 числа наступного місяця. Якби це не було зроблено, Національна акціонерна компанія «Нафтогаз України» змушена була б залучати короткострокові кредити для проведення розрахунків за імпортований природний газ та нести додаткові витрати на їх обслуговування.

Чому всі ті, хто вчора вимагав денонсації харківських угод, відставки Уряду, не виходили на мітинги в 2009 році, коли було очевидно, що Тимошенко зрадила національні інтереси заради особистих корисливих цілей – принаймні передвиборчих?

Чому сьогодні, вимагаючи денонсації, всі ці «опозиційні фронтовики» не беруть на себе відповідальність за те, що в разі повернення до контрактної ціни на газ моментально і неминуче зупиняться всі хімічні підприємства,  металургійні комбінати, вдвічі зросте плата за теплопостачання і гарячу воду? Чому вони не скажуть прямо: ми за те, щоб ліквідувати біля 400 тисяч робочих місць у базових галузях промисловості і за те, щоб кожна сім’я щомісяця щонайменше на 200 гривень більше платила за житлово-комунальні послуги?

Саме такою є ціна авантюрного популізму, який, на жаль, залишається єдиною ідеологією опозиції.

Псалми Давидові Т.Г. Шевченка - сравнение с Библией

Псалми Давидові  Т.Г. Шевченка

1

Блаженний муж на лукаву Не вступає раду, І не стане на путь злого, І з лютим не сяде. А в законі господньому Серце його й воля Навчається; і стане він — Як на добрім полі Над водою посаджене Древо зеленіє, Плодом вкрите. Так і муж той В добрі своїм спіє. А лукавих, нечестивих І слід пропадає,— Як той попіл, над землею Вітер розмахає, І не встануть з праведними Злії з домовини. Діла добрих обновляться, Діла злих загинуть. 

Псалом 1.

1Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5Потому не устоят** нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.

6Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

12

Чи ти мене, боже милий, Навік забуваєш, Одвертаєш лице своє, Мене покидаєш? Доки буду мучить душу І серцем боліти? Доки буде ворог лютий На мене дивитись І сміятись! Спаси мене, Спаси мою душу, Да не скаже хитрий ворог: «Я його подужав». І всі злії посміються, Як упаду в руки, В руки вражі. Спаси мене Од лютої муки, Спаси мене,— помолюся І воспою знову Твої блага чистим серцем, Псалмом тихим, новим. 

Псалом 12.

1Начальнику хора. Псалом Давида.

2Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?

3Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]? Доколе врагу моему возноситься надо мною?

4Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; 5да не скажет враг мой: "я одолел его". Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.

6Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, [и буду петь имени Господа Всевышнего].

43

Боже, нашими ушима Чули твою славу, І діди нам розказують Про давні кроваві Тії літа; як рукою Твердою своєю Розв'язав ти наші руки І покрив землею Трупи ворогів. І силу Твою восхвалили Твої люде, і в покої, В добрі одпочили, Славя господа!.. А нині Покрив єси знову Срамотою свої люде, І вороги нові Розкрадають, як овець, нас І жеруть! Без плати І без ціни оддав єси Ворогам проклятим; Покинув нас на сміх людям, В наругу сусідам, Покинув нас, яко в притчу Нерозумним людям. І кивають, сміючися, На нас головами; І всякий день перед нами — Стид наш перед нами. Окрадені, замучені, В путах умираєм, Чужим богам не молимось, А тебе благаєм: «Поможи нам, ізбави нас Вражої наруги. Поборов ти першу силу, Побори ж і другу, Ще лютішу!.. Встань же, боже, Вскую' будеш спати, Од сліз наших одвертатись, Скорби забувати! Смирилася душа наша, Жить тяжко в оковах! Встань же, боже, поможи нам Встать на ката знову». 

Псалом 43.

1Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.

2Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:

3Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их; 4ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.

5Боже, Царь мой! Ты - тот же; даруй спасение Иакову.

6С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас: 7ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.

9О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек.

10Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими; 11обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас; 12Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами; 13без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его; 14отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас; 15Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.

16Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое 17от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя: 18все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.

19Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего, 20когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.

21Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому, 22то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.

23Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

24Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.

25Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше? 26ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.

27Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.

Остальные псалмы 52, 53, 81, 93, 132, 136, 149 - можно сравнить на этих ресурсах - http://ukrkniga.org.ua/ukrkniga-text/90/ и http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm

Библейская тематика в творчестве Т.Г. Шевченко по-разному оценивалась и оценивается его почитателями и недругами.  Эту публикацию я подготовила для тех, кто пытается использовать любые его произведения только в одном ключе - как пример борца против москалей, а не  человека, искренне верующего в Бога и сопереживающего чувствам царя и псалмопевца Давида...

Предлагаю всем самим оценить эти псалмы, как


25%, 1 голос

75%, 3 голоси

0%, 0 голосів

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Теща маршала Жукова

В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова). В нее вошли реальные истории, произошедшие в разные годы, которые в дальнейшем были использованы в проповедях и беседах, произнесенных автором.

Клавдия Евгеньевна с внучкой Машей. 1977-й год.<br>События, описанные в этом рассказе, произойдут почти через 20 лет.<br>Фотография предоставлена М.Г. Жуковой
Клавдия Евгеньевна с внучкой Машей. 1977-й год. События, описанные в этом рассказе, произойдут почти через 20 лет.    Фотография предоставлена М.Г. Жуковой

Прихожанка нашего монастыря Мария Георгиевна Жукова, дочь знаменитого маршала Георгия Константиновича Жукова, как-то с печалью рассказала мне, что ее бабушка по матери, Клавдия Евгеньевна, которой исполнилось 89 лет, не причащалась с самого детства. Беда была еще и в том, что Клавдия Евгеньевна уже несколько лет страдала старческим умственным расстройством и неадекватно реагировала на окружающее. Доходило до того, что она не узнавала даже свою любимую внучку и, увидев Марию Георгиевну, совершенно спокойно могла сказать: «Вы кто? А где же моя внучка? Где Маша?» Мария Георгиевна заливалась слезами, но врачи говорили, что это уже необратимо. Так что даже просто взять в толк, желает ли Клавдия Евгеньевна исповедоваться и причаститься и вообще, хочет ли видеть в своей комнате священника, совершенно не представлялось возможным.

Знакомые батюшки, к которым обращалась Мария Георгиевна, только разводили руками: причащать старушку, да при этом даже не иметь возможности понять, верует ли она в Бога (всю сознательную жизнь Клавдия Евгеньевна была членом компартии, атеистом), никто не решался.

Мы с Марией Георгиевной долго размышляли над этой необычайной ситуацией, но так ничего и не смогли придумать. В конце концов я не нашел ничего лучше, как сказать:

– Знаете, Маша, одно дело – наши человеческие рассуждения, а другое – когда мы придем к вашей бабушке со Святыми Христовыми Тайнами. Может, Господь каким-то образом Сам все управит? А больше нам и рассчитывать не на что!

С этим Мария Георгиевна согласилась.

Но предложить-то я это предложил, а, честно признаться, сам мало верил, что нам что-нибудь удастся. А поэтому, к моему стыду, долго откладывал посещение больной. Превозмогали самые простые опасения: было не по себе идти со святым причастием к человеку, который, скорее всего, даже не поймет, зачем ты здесь появился. Кроме того, как всегда, появились то одни срочные дела, то другие…

Наконец Мария Георгиевна проявила настоящую отцовскую настойчивость. Да и мне стало стыдно за мое малодушие. В итоге, в ближайшие дни мы решили осуществить два дела сразу: освятить маршальскую квартиру и попытаться исповедовать и причастить бабушку. Если она, конечно, сама этого захочет и правильно воспримет мой визит. Последнее было немаловажно: Мария Георгиевна предупредила, что бабушка может и рассердиться. И еще оказалось, что она совершенно не переносит людей в черной одежде.

Час от часу не легче! Пришлось наспех шить белый подрясник. И наконец мы направились освящать квартиру маршала Жукова и причащать его тещу. К слову сказать, теща-то была непростая: пожалуй, это была единственная теща за всю историю человечества, которой зять (и какой зять! Георгий Константинович Жуков был чрезвычайно требователен к людям) выразил публичную благодарность на титульном листе своей известной книги воспоминаний!

Признаюсь, не без страха, в белом подряснике, со Святыми Дарами в дарохранительнице, висящей на груди, я вошел в комнату, где в постели лежала маленькая сухонькая старушка, очень чистая и благообразная.

То и дело робко оглядываясь на Машу, я подошел к кровати и осторожно произнес:

– Э-эээ… Здрасьте, Клавдия Евгеньевна!..

Бабушка смотрела в потолок совершенно рассеянным, отсутствующим взглядом. Потом она медленно повернулась ко мне.

И взгляд ее стал совершенно иным.

– Батюшка! – воскликнула она. – Наконец-то вы пришли! Как долго я вас ждала!

Я ничего не понял! Мне рассказывали, что старушка – в глубоком маразме (назовем вещи своими именами), что она уже несколько лет, как совершенно лишилась ума, а тут?.. В полном недоумении я повернулся к Марии Георгиевне.

Но если я был удивлен, то Маша и ее подруга, которую она пригласила на освящение квартиры, были просто потрясены! Мария Георгиевна заплакала и даже выбежала из комнаты, а подруга, придя в себя, объяснила мне, что ничего подобного, в смысле разумной речи, они не слышали от Клавдии Евгеньевны уже третий год!

А тем временем Клавдия Евгеньевна продолжала:

– Батюшка! Но что же вас так долго не было?

– Простите, пожалуйста, Клавдия Евгеньевна! – от всего сердца попросил я прощенье. – Я и вправду виноват! Но вот сейчас все-таки пришел…

– Да, да! И мы с вами должны сделать что-то очень важное! – сказала Клавдия Евгеньевна. И встревоженно добавила: – Только я не помню – что?

– Мы должны с вами исповедоваться и причаститься.

– Совершенно верно, это мы с вами и должны сделать! Только вы, пожалуйста, мне помогите!

Нас оставили вдвоем. Я подсел на стульчик к кровати, и, с моей помощью, конечно, Клавдия Евгеньевна полчаса искренне и совершенно бесстрашно исповедовалась за всю свою жизнь, начиная с десяти лет, когда она, еще гимназисткой, последний раз была у исповеди. При этом она обнаружила такую поразительную память, что я только диву давался!

Когда Клавдия Евгеньевна закончила, я пригласил Машу и ее подругу и при них торжественно прочел над старушкой разрешительную молитву. Она же, сидя в кровати, просто сияла!

Наконец мы причастили ее Святых Христовых Таин. Удивительно, но когда я начал читать положенную пред причащением молитву: «Верую, Господи, и исповедую…», Клавдия Евгеньевна вдруг сама сложила крестообразно руки на груди, как это и положено при причащении. Наверное, на память к ней вернулись образы ее давнего детского причастия.

Закончив с главным, мы дали бабушке просфорку, размоченную в святой воде, и Клавдия Евгеньевна улеглась в кровати, спокойная и умиротворенная. Только с удовольствием пожевывала просфорку своим беззубым ртом.

Тем временем мы взялись за освящение квартиры. Когда я зашел с чашей святой воды освящать комнату Клавдии Евгеньевны, она, увидев меня, вынула изо рта просфорку и приветливо мне кивнула.

После освящения мы с Марией Георгиевной, ее сыном Егором и подругой сели за стол перекусить. За разговором прошло, наверное, часа полтора.

Собравшись домой, я зашел проститься с Клавдией Евгеньевной. Старушка по-прежнему лежала в кровати, но я сразу заметил, что с лицом ее что-то случилось. Левая половина как бы опала и была совершенно неподвижной. Я крикнул Марью Георгиевну. Та бросилась к бабушке, стала спрашивать, что с ней, но Клавдия Евгеньевна не отвечала. Мы поняли, что это паралич.

Так оно и оказалось. Слова покаяния на исповеди были последними, которые Клавдия Евгеньевна произнесла в своей жизни. Вскоре она скончалась. По благословению Святейшего Патриарха мы отпевали ее у нас в Сретенском монастыре. Министерство обороны выделило для похорон тещи маршала Жукова специальную военную команду.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) 26 апреля 2011 года

Депардье почувствовал близость к Распутину

Жерар Депардье рассказал газете "Фигаро", как проходят съемки российско-французского телесериала "Распутин". Сам Депардье играет в нем главную роль.
Депардье, как и Распутин, склонен к мистицизму (фото: РИА Новости) Депардье, как и Распутин, склонен к мистицизму (фото: РИА Новости)

Кроме того, согласно французским источникам, в фильме заняты Фанни Ардан (императрица Александра Федоровна), Владимир Машков (Николай II), Филипп Янковский (князь Феликс Юсупов), а также Леонид Мозговой, Константин Хабенский, Ирина Алферова и другие. Историю загадочного старца снимает известный режиссер Жозе Дайан. Продюсером выступает российско-французская компания "B-Tween".

"В свое время я попросил помочь нам Владимира Путина, - рассказывает Депардье на страницах "Фигаро". - Я говорил ему, что хочу сделать фильм о Распутине. Он прочитал сценарий, внес некоторые поправки. Главное же - Путин открыл нам все двери и в Санкт-Петербурге, и в России. Мы получили разрешение снимать в Царском Селе и во дворце Юсупова. И я чувствовал огромное воодушевление повсюду, где шли съемки, - в храмах, монастырях и даже в самых заброшенных деревнях российского Севера".

"Я чувствую особую близость к Распутину с его крайностями и эксцессами, - отмечает Депардье. - Несколько лет назад я познакомился с писателем Анри Труайя (уроженец России Лев Тарасов. - "Известия"), который занимался Распутиным. Он мне рассказывал о старцах. К тому же я всегда увлекался русской литературой. В известной степени Распутин напоминает мне аббата Дониссана в романе "Под солнцем сатаны" Жоржа Бернаноса (Депардье сыграл роль святого отца в одноименном фильме Мориса Пиала, получившем в Канне "Золотую пальмовую ветвь". - "Известия"). Распутин - мистик, который находится на грани между святостью и безумством. И эта грань невероятно тонка".

Депардье мечтал об этом фильме на протяжении 15 лет. Дело не только в том, что актер, по его мнению, внешне похож на Григория Распутина. Он еще и наделен необузданным темпераментом и склонен к мистицизму. "Моя бабушка была ясновидящей и целительницей, - утверждает Депардье. - Я видел, как она лечила больных. Поэтому я знаю ту особую энергетику, которая исходит от некоторых людей".

Для режиссера Жозе Дайан это уже пятый телесериал с участием Депардье. Он был героем "Графа Монте-Кристо", "Бальзака", "Отверженных" и "Проклятых королей". "Фильм "Распутин", - говорит Жозе Дайан, - большая лирическая и историческая фреска, которая начинается в 1901 году и заканчивается в июле 1918 года убийством царской семьи. Мы также расскажем о детстве старца в Сибири".

Во Франции премьера "Распутина" состоится на телеканале "Франс 3" в конце нынешнего года. В России сначала выйдет версия для большого экрана, а затем картину покажут по телевидению.

Для Депардье Распутин - лишь первый этап в его российской саге. "Я продолжаю работать над "Братьями Карамазовыми", "Преступлением и наказанием" и "Капитанской дочкой", - говорит актер, который часто называет себя мужиком. - Но больше всего мне хочется сыграть Емельяна Пугачева. Российские историки помогут мне найти материалы, посвященные жизни этого бунтаря, который хотел стать царем".

19.04.11

Юрий Коваленко (Париж)

ИЗВЕСТИЯ

Показательно, что цивилизованный и прогрессивный Запад обращается к русской истории и классикам русской литературы, поскольку эта тема интересует их зрителей и читателей, а для этнических русских украинцев русская культура является ЗАРУБЕЖНОЙ И ЗАПРЕТНОЙ...prostite