18 октября сего года в Киевской Духовной Академии прошло открытие ІІ Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы», в этом году посвященные 150-летию издания Трудов Киевской духовной академии. На пленарном заседании прошла презентация диска со сканированными номерами «Трудов КДА» за 1860-1879 годы. Это большой объем работы, имеющий не только духовную ценность, но и большое значение для светской науки.
Данный проект даст читателю доступ к уникальным материалам, многие из которых труднодоступны: далеко не во всех библиотеках есть полный архив журнала. Неудивительно, что на мероприятии
присутствовали практически все ведущие вузы Украины из всех ее
регионов, от Национального университета имени Шевченко, до Таврического национального университета им. Вернадского, Национальной академии государственного управления при президенте Украины, присутствовали и делегаты из Санкт-Петербургского государственного университета, Национальной академии внутренних дел, Института журналистики киевского
национального университета, Киевского университета права НАН Украины.
Духовные же лица приехали не только из двух столиц России, но из
практически всех регионов ее европейской части. Что еще раз доказывает: Святая Русь едина. Духовное пространство СНГ было, есть и будет одним целым.
Для журналистов, освещающих научное мероприятие, по благословению ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония была проведена экскурсия в Варяжские (или Разбойничьи) пещеры, находящееся на территории Нижней Лавры. Они отсутствуют на плане Киево-Печерской Лавры и уж тем более закрыты для общего посещения.
По одной из версий пещеры названы в честь варягов-легионеров, принявших в византийском войске православие. Возвратившись на Русь, они основали на Печерских холмах монастырь греческого типа.
Сегодня проход перекрыт чугунной решетчатой дверью, которая открывается только для инженеров-геологов и смотрителей лаврских подземелий. Иногда для сотрудников паломнического отдела лавры — просто чтобы имели представление.
Только здесь, недалеко от входа в Варяжские пещеры, можно наблюдать в нетронутом виде келью затворника.
В Варяжских пещерах, в отличие от Ближних и Дальних пещер
Киево-Печерской лавры, все осталось как тысячу лет назад – никакой побелки, никакой крепи потолков, никаких чугунных плит под ногами.
Лабиринт проложен в песчанике на глубине от 3 до 15 метров. Сегодня известно 9 его подземных коридоров. Но судя по картам XVII века, на которых Варяжская пещера имеет выход к Днепру, ответвлений от основной «улицы» (а «лавра» с греческого так и переводится – «улица») гораздо больше – просто завалы перекрыли доступ к ним. Только с октября 1997-го по февраль 1998 года геологи отметили три обрушения стен и кровли в центральной части пещеры. До этого исследования в Варяжских пещерах не проводились.
На самом деле лабиринт этот еще требует своих первопроходцев, пора провести их более тщательное исследование. Хотя это и сложно, условия там непростые, вечный мрак и холод, опасность обвала.
Да, те, кто были способны вынести такие условия десятки лет, кто бросили мир, родных, уют ради любви к Богу, воистину были способны совершать чудеса. Последний затворник жил там в XV веке. Собравшиеся ощутили всю силу веры подвижников и почувствовали настоящую благодать воистину святого места. Во мраке подземных келий чудеса, описанные в Житиях Печерских святых, вовсе не кажутся чем-то удивительным и далеким от
жизни. Впрочем, и нынешние монахи, в наше непростое время бросившие мир из любви к Богу, достойны не меньшего уважения.
Сегодня, впрочем, и простые студенты КДА, которые только учатся на священников, достойны уважения, хотя и не все из них примут монашеский постриг. Они часто жертвуют последние деньги бедным, регулярно молятся и причащаются, и все это – вопреки соблазнам многих растлевающих народ СМИ и бытующим «идеалам» общества потребления. Попадаются и среди них, конечно, недостойные молодые люди, но таких все же неизмеримо меньше,
чем в миру. Достаточно сравнить прокуренные «общаги» светских вузов, где стены комнат почти всегда обклеены изображениями с голыми девушками, с аккуратными комнатами студентов Духовной Академии, где под кроватями не валяются пивные бутылки, а над кроватями всегда висят иконы.
Несмотря на то, что государство вообще не признает дипломов Академии, конкурс в ней сейчас составляет больше 4 человек на место, что еще раз показывает весьма высокий уровень веры ее учеников. Тем более что уровень пенсий для священников на Украине сейчас самый минимальный. То есть эти молодые люди, зная об отсутствии социальных гарантий и шатком будущем, сознательно идут на большие жертвы ради веры.
Недавно рукоположенных выпускников семинарии толпами бросают в глухие села и городки, где десятилетиями не было храмов, где народ, кажется, навсегда и безнадежно духовно одичал, где все погрязли в пьянстве и разврате. И вот молодой священник, подобно заброшенному в тыл врага офицеру спецназа, должен создать там духовный плацдарм, возвести церковный «блокпост», создать свой отряд поддержки из местных жителей. И – самое интересное – получается же! Да, не у всех, да, не всегда, да, кто-то не выдерживает, но, как мы видим по результатам, большинство делают невозможное, и сейчас уже фактически в каждом «медвежьем углу» есть свой храм.
Грехи и грешники и в церковной среде попадаются нередко. Но огромное большинство духовенства при этом все же – очень порядочные люди. Как говорится, на любые двенадцать всегда найдется один Иуда. Но при этом в обычной, светской среде иуды, как уже говорилось, попадаются куда как чаще, чем один на двенадцать. Сравните обычно многодетные семьи священников, среди которых достаточно редко попадаются люди с укоренившимися вредными привычками, с семьями рабочих и крестьян. Или с семьями политиков и бизнесменов. Это ж земля и небо!
И воцерковившиеся миряне хотя и продолжают, бывает, нарушать заповеди, но обычно намного меньше, чем до воцерковления. И уж точно они делают это куда реже, чем те люди, которые к Церкви относятся плохо. В церковной среде довольно легко можно создать хорошую семью, церковные люди легче уживаются в коллективе, более самоотверженны, законопослушны.
И здесь критики Православия отмечают много недостатков, но, как мы уже говорили, все познается в сравнении: даже не очень ревностные православные неофиты все же в общем и в целом намного лучше внешних.
Нельзя же требовать от только вышедшего из джунглей дикаря, чтобы он блистал на светском рауте; если дикарь начал соблюдать элементарные правила гигиены и перестал с дубинкой бросаться на всех, кто ему чем-то не угодил, то это уже большой шаг вперед. Люди, выросшие при государственном атеизме, а о священниках судившие по аналитической работе Пушкина «О попе и работнике его Балде», сумели найти свой путь в храм, избавились от многих пороков, но не стали пока святыми… Ну что же, всему свое время!
Семинаристы сделали шаг вперед, а ведь это сейчас очень сложно, ведь мораль в нашем обществе пала ниже плинтуса, везде – пьянство, блуд, аборты, наркомания… Такого никогда еще не было на Святой Руси...
Вспоминаются слова святых… Cвт. Игнатий Брянчанинов писал: «Некогда святые Отцы Египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде. "Что сделали мы?" – говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: "Мы исполнили заповеди Божии". Спросили его: "Что сделают те, которые будут после нас?" "Они, – сказал авва, – примут делание вполовину против нас". Ещё спросили его: "А что сделают те, которые будут после них?". Авва Исхирион отвечал: "Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцев наших" (свт. Игнатий Брянчанинов, 1991,
с. 136-137).
Святитель Игнатий Брянчанинов, который и доносит до нас откровение старца Египетского Скита, утверждает: "Наш подвиг имеет цену перед Богом: на весах Его взвешаны и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время" (свт. Игнатий Брянчанинов, 1995, с. 443).
В доступной сегодня части Варяжского лабиринта есть подземная церковь. Но чтобы попасть в нее, нужно проползти 15 м по коленообразному ходу диаметром максимум в метр. Как пояснил экскурсовод – студент академии Виталий Беликов, таким образом, церковь как главную святыню пещер могли укрывать от довольно воинственных в конце X в. язычников. Впрочем, существует и другая версия – возможно, монахи хотели наглядно повторить мысль святого Евангелия: “Входите тесными вратами, потому что широки
врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими”
(Матф.7:13). Вся символика христианских храмов повторяет библейское учение, которое учит любви, долготерпению, смирению. То есть такой узкий лаз мог быть дан для выработки смирения, для иллюстрации мысли о тесных вратах ко Христу. В храме же совершалась литургия, то есть по православным канонам там незримо являлся Христос. На самом деле, вся монашеская жизнь того времени состояла из, как сказали бы сейчас, «создавания себе проблем». Самая неудобная и скромная одежда, самое ужасное жилье, даже если это была и не пещера, тяжелые железные вериги
на тело, длиннейшие молитвенные правила… Марксистские схемы о священстве как об «эксплуататорах-мироедах» – это явно не о печерских монахах того времени. И даже не о современных, ибо они тоже живут хоть и не так аскетично, как те преподобные, но тоже очень скромно по меркам Киева.
На самом деле уйти от дьявольских соблазнов нынешнего деградировавшего света в монашество, наверное, не легче, чем 900 лет назад уйти в пещерный затвор. Что и показала последующая встреча журналистов с ректором владыкой Антонием и о. Сильвестром Стойчевым, общение с которыми весьма интересно и поучительно для людей, пишущих о Церкви в светских изданиях, и не только для них. Архиепископ Антоний рассказал о своей работе на посту ректора и руководителя Богословской комиссии УПЦ.
Владыка кратко рассказал и о своей деятельности на посту руководителя Богословской комиссии УПЦ, о защите семьи и морали. Он известен своей бескомпромиссной негативной позицией по вопросу введения на Украине ювенальной юстиции, осужденной Священным Синодом Православной Церкви. Бескомпромиссная позиция православных сыграла важную роль в отклонении народными депутатами Украины этого пагубного законопроекта. Они проинформировали нардепов о пагубности «ювеналки», и те пошли навстречу здравому смыслу и мнению самой крупной религиозной конфессии Украины, «прокатив» данный законопроект.
Выйдя из пещер, гости направились в Киевскую духовную академию, где при встрече поблагодарили руководство Киевской Духовной Академии за интереснейшую экскурсию и не менее интересные беседы.
Коментарі
Shnec
127.10.10, 07:51