Мы рождаем изумительных детей — глазастых, умных и тонких, в 6-7 лет отдаем их в школу... Что мы получаем на выходе, после того как дети по 6 и более часов в течение 11 лет обучались у педагогов? Ведь на выходе должна быть элита! Кого же мы выпускаем? На каком языке они — выпускники — говорят? Какие мысли роятся в их головах?
Иногда я беру на себя труд почитать форумы. Лет 30 назад я не мог предположить ничего подобного. Принцип современного форума таков: пишется умная статья, после этого первый участник форума ругает автора статьи, а второй участник форума ругает первого. На этом обсуждение, как правило, заканчивается.
Но ведь школа — столько лет, столько книжек замечательных... Что же там не то? Все!
Если мы хотим чего-то добиться, нам надо неожиданно сказать самим себе, что почти ничего из старой школы недействительно. Учитель географии рассказывает о географии Португалии, учитель истории — об истории Франции, а на физкультуре выветривается и то и другое.
А что, если не пытаться впихнуть в ребенка информацию, не давать какие-то кусочки, а научить его мыслить и радоваться процессу мышления, научить его чувствовать, связывать между собой события, явления. Ведь что такое география? Место! Что такое история? Время! А остальное? Культура!
Сегодня в образовании первостепенное внимание уделяется математике, компьютеру, иностранному языку (всему тому, с чем легче достичь «красивой» жизни), при этом педагоги почти ушли от музыки (периферийный предмет!), литературы (хватит и факультативного ознакомления), а такая экзотика, как история живописи, история религии, вообще никогда у нас не преподавалась. И все же любящие мамы и папы смутно догадываются, что, выйдя в жизнь, их чаду придется ежедневно строить отношения, делать нравственный выбор, придется быть человеком. Этому учит не математика, а литература, искусство.
Поэтому нам, нашему обществу нужно сегодня бросить все силы на развитие культуры. Ведь что такое культура? Это возделывание души. И оно — самое главное. Потому что сколько бы мы ни говорили о культуре силы, мышц, нам любое животное даст 100 очков вперед, а если мы говорим о культуре социума, то нам до муравейника, как до дальней галактики.
Но нет пока еще у нас такой школы, в которой математика, музыка, история, география и литература будут частью одного целого. А человеку уже 14-15-16 лет. Как он может себе помочь, чтобы проникнуться этой идеей более глубоко? Что ему читать, что ему слушать, что смотреть?
Я бы посоветовал начинать с Роберта Шекли, Рэя Брэдбери, Клиффорда Саймака. Американские писатели-фантасты выдавали потрясающую, очень глубокую философию, просто хорошо закамуфлированную. Это была когорта великих мыслителей. Они писали не о том, как там люди в космосе живут, а о нас с вами, о нашей с вами жизни.
Что касается музыкального воспитания, то у меня принципиальная позиция. Музыка должна быть в школе главным предметом! Об этом нам говорит вся античная культура. В числе семи свободных наук на первых местах стояли музыка и риторика вообще. И логика к ним еще прибавлялась. Ведь не полезными ископаемыми характеризуется та или иная страна, а музыкой и произведениями культуры, в которых воплощена душа народа.
На одном из вручений Нобелевских премий я предложил задать каждому Нобелевскому лауреату в момент его появления в дверях Концертхюсета вопрос о его отношении к классической музыке. Зрители даже и не подозревали того, что у абсолютного большинства лауреатов все детство было заполнено классической музыкой. И вполне логично, что, открывая Нобелевский концерт, я произнес следующую фразу:
«Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте их образование не с математики или химии. Начинайте с музыки. Эйнштейн со скрипкой — не случайность. Страны, которые этого не поймут, никогда не подарят миру Нобелевских лауреатов. Ибо великая музыка — пища для мозга с детства».
Я верю, что у людей путь от ушной раковины проходит через сердце, а не через желудочно-кишечный тракт. Что они более склонны воспринимать прекрасную музыку и тонкую поэзию, чем рекламу чипсов. Просто слегка запутались, потеряли ориентиры. Живут в бешеном ритме — много трудятся, чтобы обеспечить себе комфортное жилье и пропитание, быть не хуже, чем другие, дать образование детям, чтобы они тоже могли работать...
Но если задуматься, все это превращается в замкнутый круг и не остается места самому главному — познанию мира и Вселенной. Именно в этом заключается смысл жизни и смысл искусства: погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет.
Михаил Казиник, педагог, автор уникальной методики воспитания детей: «Ребенок с рождения знает, что музыка сильнее слова»