Всякий раз, выбирая определенную сферу жизни, мы стараемся посмотреть на нее сквозь очки счастья, понять, что может сделать нас счастливыми в жизни. Сегодня мы поговорим о том, что делает детей счастливыми. Мы, взрослые люди, хотели бы стать такими же счастливыми, как дети. Когда мы смотрим взрослым взглядом на детей, то видим, что они радуются, всегда у них есть какие-то приключения. А мы – такие серые, усталые, слабые, не хотим вставать утром с кровати. Можно ли это изменить и как? – это вопрос, на который мы сегодня постараемся найти ответ.
Может быть потому, что в последнее десятилетие мы не нуждаемся особо ни в чем, очень развивается область поиска источников счастья. Всевозможные подходы исследуют эту тему. В основном, это касается взрослых и, практически, не относится к детям. Но что действительно интересно, что счастье – это естественное состояние детей. Если спросить ребенка: "Счастлив ли ты?" – они говорят или "очень счастливый", или "немножко несчастливый". Маленький ребенок принимает действительность такой, как она есть. Он очень любопытен, не жалуется. И, кажется, что каждый человек рождается счастливым. Почему детство – такое счастливое состояние? Что там есть?
Это видно на детях очень ярко. Если у меня температура 38 градусов, то я лежу в постели, не вижу мир и ничего не хочу чувствовать. Ребенок с той же температурой играет, продолжает свою жизнь. Природа дала детям возможность наслаждаться от всего, чтобы развить их. Они счастливы, потому что могут играть в любом месте, где бы ни находились. Ребенок берет кастрюлю и начинает с ней играть. Берет какой-то предмет, таскает его. Все может служить ему игрушкой! Он во всем находит новые ощущения. Не важно, с чем он играет, каждый раз в нем есть обновление. А мы, взрослые, не видим в этом новое, к тому же, устали от всех новостей. Оживаем лишь при условии, что это может нас наполнить. Включи телевизор в 6-7 утра – детские передачи. Особенно в выходные дни. Дети встают рано, нужно им что-то дать, поэтому по всем каналам идут детские передачи. Пока родители встанут и начнут день, дети уже два часа наслаждаются в своем мире и не хотят упускать наслаждений. Это очень заметно. Как научиться у детей быть счастливыми? Оставаться детьми!
Но как?
Очень просто – жить так, чтобы постоянно находить в мире нечто новое, чего я еще не достиг, но хочу достичь, потому что для меня это интересно, привлекательно. Я все время нахожусь в желании раскрыть новый мир. Это должно быть нашей тенденцией. Это легко сказать, но на самом деле, как в этом быть? Проблема в том, что мы, начиная с 16-и, 17-и лет и далее, занимаемся тем, чем не хотим заниматься. Мы не находим в этом удовольствия, но вынуждены, поскольку нас заставляют. И вся наша жизнь такая – вынужденная. А дети – наоборот. У них полно возможностей и они все время находят для себя занятие, которое наполняет их. Как же мы можем в наших вынужденных занятиях, сохраняя семью, дом, заработок, здоровье, вынужденно общаясь с различными ведомствами, найти источники счастья? Такой вопрос. Если найдем, то будем как дети: всегда в хорошем настроении, полны жизни – будем счастливы! Это ощущение, это наслаждение мы сможем найти только при условии, что во всех наших занятиях раскроем новые отношения между нами. От этого мы сможем наполниться духом жизни. Имея такие отношения с другими, я получаю от них новые впечатления для новой жизни, для новых отношений, новых внутренних наполнений. Если я все время нахожусь в обществе, которое возбуждает меня для такого прекрасного участия, то и моя работа, и моя обычная жизнь становятся как игра. Не важно, это маленькое общество или большое, но, конечно, чем оно больше, обширней, тем лучше.
В чем разница между игрой и занятием бизнесом? В игре я прямо на месте получаю наслаждение от того, чем занимаюсь. В бизнесе я думаю о том, как могу заработать и чего могу достичь, а наслаждение, может быть, будет в конце. Я сейчас должен пройти два километра до какого-то места. Я не хочу, откладываю это. И вдруг рядом со мной оказывается товарищ или подруга, и я обнаруживаю, что нам по пути, нам есть о чем поговорить. Этот путь становится прогулкой. Я иду, и удовольствием для меня является сам процесс, а не то, чего я достигну в конце. Детям доставляет наслаждение каждый шаг, который они совершают. А мы страдаем от движения, действия и хотим только достичь цель. Поэтому здесь вопрос психологический: как мы можем наполнить всю нашу жизнь действиями, чтобы она стала как игра? Тогда бы мы каждую секунду получали наслаждение от этой игры. Это могут быть тяжелые действия, требующие большой затраты энергии, но если я на месте чувствую удовольствие, чувствую компенсацию – это как игра. Как человек занимается спортом? Тратит много сил, калорий, устает, но ему хочется это делать, он получает наслаждение. Мы знаем, что это результат высвобождения разных веществ в теле.
Все зависит от общества, которое вовлекает меня в эту игру. Здесь мы требуем создать окружение, формирующее такое отношение к жизни, к семье, к работе, которое даст мне желание это сделать. И чтобы в этом окружении все было взаимным – отдача, получение, уважение, забота о хорошем настроении. Тогда я наполнюсь прекрасными отношениями к другим и других ко мне. Получается, что само действие не имеет значения. Важно научиться с помощью окружения получать удовольствие от действия, которое превращает работу в получение удовольствия. И тут вознаграждение приходит сразу, а не после большого и продолжительного усилия. Программу своих действий мы видим в том, чтобы в каждой ситуации создавать общественное мнение, его давление на человека, с целью так сформировать отношение человека к обществу, к себе, к жизни, к его обязанностям в жизни, чтобы он воспринимал это прекрасно и благоприятно. Эти условия не просто создать. Мы говорили в прошлой программе о том, как построить счастливую семью. Для этого нужны специалисты. Все наши советы человек не может выполнить сам, нужны специалисты, которые работают в этом направлении и могут посоветовать нам, как поступать.
Допустим, мы готовим таких специалистов, которые знают, как сформировать правильное окружение. Эти специалисты должны быть в разных пунктах нашей жизни: и на рабочих местах на производстве, и в школах, и в детских садах, в доме у каждого – с экрана телевизора или в интернете. Они обучают людей находить счастье в обычных занятиях. Всё зависит от того, получает ли человек уважение от своего привычного окружения; может ли он, занимаясь чем-то, поделиться с другими теми состояниями, которые проходит; получает ли поддержку, советы и помощь; как мы можем сопровождать все его действия, которые ощущаются им не страданием по необходимости, а взаимной игрой с другими. Здесь должна быть связь и очень тесный контакт с воспитателями, с обществом. Человек проводит свой день как обычно, но каждый раз находит возможность совместно с другими участвовать в каком-то действии. Это обращается в игру, в пикник, в театр и что-то взаимное. Благодаря этой взаимности он может получать наполнение, а это всегда главное. Нехватка счастья зависит от окружения, от воспитателей, сторонников, от тех, кто правильно формирует отношение человека к ближнему, к обществу.
• Передача "Дети и счастье": уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества
Коментарі