Реакция рынков на украинский кризис и ближневосточные конфликты оказалась непредсказуемой. Игра на деньги – мировые новости об украинском кризисе, ближневосточных войнах и антироссийских санкциях, наполнившие страницы газет, на мировые биржи не повлияли – и именно это, а не сами войны, вызвало шок у аналитиков. Лондонская FTSE 100 достигла 14-летнего максимума, а американский фондовый индекс "Standard and Poor" 500 впервые побил отметку 2000 пунктов. И влиятельная "Financial Times" уверяет – это кажется, что мировые инвесторы рассматривают новости как фоновый шум, что-то вроде спортивной странички. Но это не так. Акулы бизнеса поняли – биржи обрушиваются быстро, восстанавливаются еще быстрее. И большая политика скорее создает большие возможности, чем убивает их.
В США никто не скрывает, что появление новых экономических и политических центров силы в мире, они рассматривают как угрозу. Неоконсервативная идея сохранения американского доминирования любой ценой, с успехом объединила американский истеблишмент, вне зависимости от его политический ориентации. Год назад 10 сентября Обама прямо так и сказал, обращаясь к молодым американским военным. "Я всей душой верю в исключительность Америки. Однако исключительными нас делает не наша способность попирать законность и международные нормы, а наша готовность утверждать их делом", – заявил он тогда. Весь цинизм этих слов и то, как реализуют США свою исключительность, все видят каждый день. Войны, государственные перевороты, тайные тюрьмы ЦРУ в других странах, пытки, похищения людей по всему миру. Все уже настолько к этому привыкли, что исключительное право США, нарушать международное право стало нормой. Не согласные с этим – автоматически становятся изгоями. И с ними США не церемонятся. Югославия, Ирак, Ливия, Сирия. Миллионы жертв. И как бы это жестко ни звучало, за каждым выстрелом, за каждым взрывом, цифры индексов Уолл-Стрит. Ведь экономика США тоже занимает в мире исключительное место. И за это место Америка готова воевать, хоть со всем миром. "Доллар США поддерживается не за счет сильной экономики государства, а благодаря наличию у США возможностей манипулирования странами, а также военного давления. Посмотрите на структуру федеральной банковской системы. В ней деньги создаются из воздуха. Просто печатаются. Покупательная способность американской финансовой элиты растет за счет того, что ни чем не обеспеченный доллар навязан миру", – говорит директор центра исследований глобализации профессор Михаил Хосудовский.
После второй мировой войны, благодаря колоссальным военным заказам, экономика США достигла невиданных успехов. Мир в руинах, а в Америке – львиная доля золотых запасов, чем воевавшие страны и оплачивали поставки оружия и продовольствия. Обеспеченный этим золотом доллар становится глобальной валютой. "Мы говорим о 1944 годе, когда система начала действовать. И она работает по сей день. Если кто-то имеет мировую валюту №1 – это огромная привилегия. И это позволяет Соединенным Штатам вести себя в экономике нестандартно. Это значит вести такую экономическую политику, которую другие страны не могут себе позволить", – говорит доцент кафедры экономических наук Высшей школы международных отношений Илона Швигликова.
Действительно. Такой исключительности позволить себе не может никто. В 1971 году, когда Америке требовались колоссальные средства на гонку вооружений, президент Никсон просто отвязывает доллар от золотого стандарта. Включив печатный станок Вашингтон, по сути залез в карман ко всем держателям своей валюты. Что и делает по сей день. Но доллар начинает обесцениваться. И тогда США решает привязать его к нефти. Именно с этим большинство экспертов связывает эскалацию арабо-израильского конфликта в те годы. "Правительство США сказало Саудовской Аравии: мы поставляем вам оружие, чтобы вы могли защититься от Израиля, а вы в свою очередь следите за тем, что нефть продается только за американские доллары. И это правило действует до сих пор. Единственным исключением был Саддам Хусейн, который примерно за полтора года до свержения перевел цену на нефть в евро, чтобы улучшить свои связи с европейцами. И это в итоге привело к кровавому месиву, которое продолжается до наших дней", – говорит американский экономист Уильям Энгдаль. Нефтедоллар по сей день чувствует себя неплохо, поддерживая в американцах чувство их исключительности, и превосходства.
Каждый американец потребляет в 12 раз больше, чем средний житель другой страны. США стали крупнейшим импортером товаров и услуг со всего мира, поставляя взамен продукцию своего казначейства. Питер Шифф – один из тех, кого называют финансовыми воротилами Уолл Стрит. Он знает об этом лучше, чем кто-либо. "У нас монетарная система, за которой на самом деле, нет реальных денег. США – главный бенефициар этой системы – паразитирует на остальном мире. Америка извлекает выгоду из статуса доллара как мировой резервной валюты и эксплуатирует своих торговых партнеров. Мы потребляем, не производя. Производят другие страны, а потребляем в основном мы. А мы экспортируем свою инфляцию по всему миру. Развивающиеся страны живут беднее нас, но по сути они вынуждены жертвовать, чтобы обеспечить потребление внутри США", – говорит президент брокерской компании Петер Шифф. По словам французского экономиста Жака Сапира, чем сильнее желание других стран искать альтернативу доллару, тем более агрессивную политику проводят США, распространяя свои законы даже на Европейские банки. "Несколько месяцев назад США узнали, что во французском банке "БНП Париба Банк" производились транзакции американского доллара со страной, на которую были наложены санкции. "Париба банк" работал во Франции, не из США, но американский суд решил: раз Банк использует американские доллары, то США, могут наложить на него штраф. И это очень хороший пример доминирования американского правительства над всемирной финансовой системой мира", – говорит директор по исследованиям Высшей школы социальных наук Жак Сапир.
• Источник: Читать полностью + важная видео-новость ...
Коментарі