Играем в слова: что такое "ФАКТ"
- 18.10.07, 10:32
Факт - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена
.
"Факт 1 м." - 1. Действительное явление, событие, происшествие; то, что произошло на самом деле. // Наличие, обнаружение какого-л. явления, поступка. 2. То, что является материалом для какого-л. заключения, вывода или служит проверкой какого-л. предположения
=========================================
Энциклопедический словарь
"Факт -
(от лат. factum - сделанное - совершившееся),..
1) в обычном смысле -синоним понятий ""истина"", ""событие"", ""результат""...
2) Знание, достоверность которого доказана...
3) В логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание.
=========================================
http://www.slovar.plib.ru/dictionary/d2/386.html:
.
ФАКТ -
(от лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) синоним понятия истина, событие, результат; нечто реальное, в противоположность вымышленному; конкретное, единичное, в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии научного познания — особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе. В понимании природы Ф. в современной методологии науки можно выделить две тенденции: фактуализм и теоретизм. Сторонники фактуализма исходят из той идеи, что научные Ф. лежат вне теории и совершенно не зависят от нее. Поэтому подчеркивается автономность Ф. по отношению к теории. Если под Ф. понимают реальное положение дел, то его независимость от теории очевидна. Когда Ф. истолковывается как чувственный образ, то подчеркивается независимость чувственного восприятия от языка. Если же говорят о Ф. как о некоторых предложениях, то обращают внимание на особый характер этих предложений по сравнению с предложениями теории: они либо выражают чувственно данное, либо включают в себя результаты наблюдения, либо верифицируются специфическим образом и т. п. Во всех случаях фактуализм резко противопоставляет Ф. и теорию. Из этого вытекает представление об инвариантности Ф. и языка наблюдения по отношению к сменяющим друг друга теориям. В свою очередь, с признаками инвариантности тесно связан примитивный кумулятивизм в понимании развития научного знания. Установленные Ф. не могут исчезнуть или измениться, они могут лишь накапливаться, причем на ценность и смысл Ф. не влияет время их хранения: Ф., установленные, скажем, Фалесом, в неизменном виде дошли до наших дней. Это ведет к пренебрежительной оценке познавательной роли теории и к инструменталистскому истолкованию последней. Надежное, обоснованное, сохраняющееся знание — это лишь знание неизменных Ф., а все изменчивое, преходящее в познании имеет значение лишь постольку, поскольку помогает открывать Ф. Ценность теории лишь в том, что после себя она оставляет новые Ф. Теоретизм также понимает под Ф. чувственные образы или предложения. Однако, в противоположность фактуализму, он подчеркивает тесную связь Ф. с теорией. Если Ф. истолковывается как чувственный образ, то теоретизм подчеркивает зависимость чувственного восприятия от языка и концептуальных средств теории. Ф. в этом случае оказывается сплавом чувственного восприятия с некоторым предложением, которое формулируется теорией. Изменение этих предложений приводит к изменению Ф. Напр., глядя на картинку, изображающую два профиля, повернутые друг к другу, мы можем «увидеть» два разных «факта»: два профиля или вазу. Какой именно «факт» мы установим, зависит от теории, которой мы руководствуемся. Чувственное же восприятие остается в обоих случаях одним и тем же. Т. о., теоретизм приходит к выводу о полной зависимости Ф. от теории. Эта зависимость с его точки зрения настолько велика, что каждая теория создает свои специфические Ф. Ни о какой устойчивости, инвариантности Ф. по отношению к различным теориям не может быть и речи. Поскольку Ф. детерминируются теорией, постольку различия между теориями отражаются в соответствующих различиях между Ф. Это приводит теоретизм к признанию несравнимости конкурирующих теорий и к антикумулятивизму в понимании развития научного знания. Сменяющие друг друга теории не имеют общих Ф. и общего языка наблюдения. Старая теория ничего не может передать новой и целиком отбрасывается вместе со своими Ф. после победы новой теории. Поэтому в развитии науки нет преемственности. Можно согласиться с фактуализмом в том, что Ф. в определенной мере не зависят от теории и именно поэтому для теории важно соответствовать Ф. и иметь фактуальное подтверждение. Независимые от теории Ф. ограничивают произвол ученого в создании новых теорий и могут заставить его изменить или отбросить противоречащую Ф. теорию. Для того чтобы Ф. могли влиять на создание, развитие и смену научных теорий, они должны быть в определенной степени независимы от теории. Но сказать, что Ф. совершенно не зависят от теории, значит разорвать все связи между теорией и Ф. и лишить теорию всякой познавательной ценности. Можно согласиться и с теоретизмом относительно того, что теория в определенной степени влияет на Ф., что Ф. «теоретически нагружены», что теория влияет на наше восприятие мира и на формирование Ф. Если мы признаем познавательную ценность теории, ее влияние на наше восприятие и понимание мира, мы не можем не признать ее влияния на Ф. Вместе с тем лишить Ф. всякой устойчивости по отношению к теории, сделать их целиком зависимыми от теории — значит отвергнуть их значение для процесса научного познания.
.
Иисус принял на себя наши грехи, был распят, страдал, умер и воскрес на третий день - это факт!
Коментарі
sstass
118.10.07, 10:40
Задел тебя местный провокатор я смотрю
Гість: Морфин
218.10.07, 10:42
Я и есть Исус - это тоже факт
Крестьянин
318.10.07, 10:44Відповідь на 2 від Гість: Морфин
.кто подтвердит кроме тебя?
Крестьянин
418.10.07, 10:45Відповідь на 1 від sstass
.Та сегодня я и сам не прочь пофлудить.
.
Хотя ты прав - закрываем тему!
.
Время дается для жизни.
А жизнь - для бога!
Гість: Морфин
518.10.07, 10:48Відповідь на 3 від Крестьянин
Те же, кто подтвердит твои последние слова
Монблан
618.10.07, 10:50
Даже самые четко и правильно аргументированные факты можно оспорить...
Следж Хаммер
718.10.07, 10:53
А ты лично видел, что Исус воскрес?
На суде показания с чужих слов не принимаются.
Так что это как бы и не факт.
Гість: Морфин
818.10.07, 10:53Відповідь на 6 від Монблан
Ну оспорь тогда, что Земля вращается вокруг Солнца
Крестьянин
918.10.07, 10:53Відповідь на 6 від Монблан
.Остается верить в немногое и домысливать остальное.
Монблан
1018.10.07, 10:55Відповідь на 8 від Гість: Морфин
А ты докажи хотя бы, что Земля и Солнце существуют не только в твоем мозгу,,,