Я уже обращал внимание на особенности ведущейся сегодня империалистической войны. Если первая мировая война была разделом мира между империалистическими государствами, вторая мировая война разделила мир между союзами государственно-монополистического капитала и двумя системами. И завершилась в итоге поражением социалистического лагеря и воцарением мировой финансовой олигархии. То сегодня мы наблюдаем войну транснационального капитала против государств и государственных объединений.
Это логическое завершение развития капиталистического способа производства. Глобальный корпоративный капитал обобществил производительные силы в масштабах всей планеты. Управляемый из единого центра транснациональный монстр раскинул свои щупальца по всему миру. Там сырьё, там полуфабрикаты, там сборка, там конструкторское бюро.
В соответствии мировым производительным силам развиваются и глобальные производственные отношения. Ныне уже больше половины так называемой «мировой торговли» происходит внутри ТНК на плановой по существу основе.
Выстраивается единая экономическая структура общества, требующая соответственной политической, юридической и социальной надстройки. НАТО, ВТО, МВФ, Всемирный банк, ООН, Международный Суд (МС) всё больше утрачивают свою межгосударственность, становясь транснациональными.
Когда-то молодая национальная буржуазия сбрасывала оковы феодализма, формируя буржуазные нации – государства. Сегодня уже глобальный корпоративный капитал разрывает оковы национальных государств.
Хиллари Клинтон в своей статье «Искусство ”умной мощи”» пишет: «Политические и технологические изменения позволяют огромному числу рядовых граждан во всем мире влиять на события, как никогда прежде. И новые игроки, от новых экономических держав до негосударственных субъектов, таких как корпорации и картели, меняют международный ландшафт». Она права, корпорации и картели действительно стремятся изменить международный ландшафт. Она ошибается, думая, что кто-то это сможет контролировать.
Не следует считать, что существует некий мировой центр, где составили план демонтажа государств. Люди вступают в от них независящие отношения, так сказать в бессознательном состоянии. Транснациональные компании в погоне за прибылью в тот или иной момент вступают в конфликт с национальным правительством какой либо страны, и этот конфликт может привести к ликвидации государства. Сразу или в процессе медленного тления.
Средств у транснациональной олигархии превеликое множество. Она может перевести капиталы в другую страну. Может одним движением «мышки» навесить неподъёмный долг. Перекрыть инвестиции, отрезать от «свободного рынка», организовать отток частного «национального» капитала. Может купить руководство фиктивным местом в транснациональной «элите». Взять на содержание «демократическую оппозицию», «борцов за национальную независимость», экологов, «национальную» интеллигенцию, сексменьшинства и прочее, отдельно или оптом. В конце концов, просто разбомбить.
В любом случае, какие бы задачи не ставили перед собой мировые олигархи, конечным результатом станет демонтаж государства, разрушение нации. Франция сегодня втягивается в войну за контроль над ресурсами бывших колоний для укрепления себя как государства, на самом деле добивая свой суверенитет. Бюрократам Евросоюза давно в тягость национальная государственность членов Евросоюза. В принципе, они тоже когда-нибудь станут помехой.
Это сегодня президент США радуется убийству очередного «диктатора», считая, что Америка в который раз доказала своё право править миром, а завтра кто-то скажет о США, как написал Д-р Дж. Питер Фам, ведущий вашингтонский инсайдер, который является советником и Госдепа США и министерства обороны и заодно сотрудник «Фонда в защиту демократии» в издании «Нью-Йорк Таймс» о ДР Конго в декабре 2012 года, Конго «искусственное образование», «слишком большое, чтобы преуспеть» и необходимо «разрушить хронически несостоявшееся государство на более мелкие органические единицы, члены которого имеют широкие соглашения или, по крайней мере, имеют общие интересы в личной и общественной безопасности».
Такова логика развития глобального корпоративного капитала. Но в истории не было ещё случая, чтобы какие либо общественные отношения достигли пика своего развития. Только образовавшись, они уже представляют собой противоречие, и с развитием накапливают их всё больше. И в какой-то момент эти противоречия разрывают эти общественные отношения, давая жизнь новым.
И хотя основное противоречие глобального капитала скрыто в нём самом, мы рассмотрим его проявление – борьбу транснационального капитала с национальными государствами. Или более конкретно война с Китаем.
Один из основных признаков империализма – вывоз капитала поспособствовал развитию Китая в крупнейшую экономику мира. Естественно национальная экономика Китая не могла не столкнуться с интересами западных транснациональных компаний. Планы на полное вовлечение Китая в корпоративный капитал не увенчалась успехом. Китай продолжал держать государственный контроль над производством. Так же провалилась попытка всучить вместе с инвестициями западные «демократические» институты. Последние натолкнулись на тысячелетнюю культуру и жёсткий ответ властей. Не имеет успеха и подогреваемый западом тибетский вопрос.
Для Поднебесной, с её более чем миллиардным населением и целым рядом серьёзных внутренних проблем и противоречий, экономический рост и внешняя экспансия (пока финансово-экономическая и демографическая) является вопросом выживания. В свою очередь, быстрый рост экономики требует беспрепятственного доступа к природным ресурсам и стратегическим торговым путям. Уязвимое место Китая – доступ к энергоресурсам, минеральному сырью. Поэтому логичным было взять под контроль, как источники этих ресурсов, так и пути доставки их в Китай.
В конце 2011 г. администрацией Б. Обамы было принято решение о «возвращении» США в Азтатско-тихоокеанский регион и смещении фокуса американских внешнеполитических усилий с вопросов борьбы с терроризмом и переустройства Ближнего Востока на более традиционные задачи «сдерживания – вовлечения – балансирования» в Восточной Азии. 10 ноября 2011 г. в своем выступлении на саммите АТЭС в Гонолулу госсекретарь США Х. Клинтон провозгласила наступление «тихоокеанского века для Америки». По ее словам, Вашингтон готов принять на себя лидерство в АТР, идя навстречу пожеланиям партнеров и союзников в Восточной Азии.
Но начали США с Африки.
В начале августа 2012 года госсекретарь за 11 дней посетила Сенегал, Уганду, Южный Судан, Нигерию, Кению, Малави, ЮАР и Гану — государства, лежащие южнее Сахары. По официальной версии целью ее визита было «укрепление демократических институтов, мира и безопасности, стимулирование экономического роста, а также возможностей и развития всех граждан в соответствии с американским политическим обязательствами». Но истинная цель визита — поиск поддержки у африканских лидеров для сдерживания Китая. Вашингтон уже давно с беспокойством следит за растущим влиянием Пекина на континенте. «Китай становится очень агрессивным и опасным конкурентом, для которого не существует моральных границ», — писал в своем докладе в 2010 году глава Отдела по Африке Госдепа США Джонни Карсон.
Впрочем, то, что Африка станет одной из главных задач для президента Обамы, стало понятно ещё когда президент Джордж Буш подписал приказ о создании нового военного командования США по Африке АФРИКОМ. Сразу же после того как АФРИКОМ приступил к полноценной работе, вспыхнули новые крупные кризисы в Индийском океане и Аденском заливе (сомалийское пиратство), а также новые кровавые столкновения в провинции Киву в Республике Конго. Общая нить, соединяющая эти события - это их значение (как и в случае Дарфура на юге Судана) для будущего стратегического потока ресурсов в Китай.
В 1994 году массовое убийство гражданских лиц, и тутси и хуту, были, как описывал это канадский исследователь Мишель Чоссудовски, «необъявленной войной между Францией и Америкой. За свою поддержку строительства ВС Уганды и Руанды и прямое вмешательство в конголезскую гражданскую войну, Вашингтон также несет прямую ответственность за эти массовые убийства - этнические чистки, совершенные в восточной части Конго, включая и несколько сотен тысяч людей, которые умерли в лагерях беженцев».
Но если в 1994 году тайной целью «суррогатной войны» США была Франция, сегодня цель - безусловно, Китай, который является реальной угрозой для американского контроля над огромными минеральными богатствами Центральной Африки. Район Киву в Конго является геологическим хранилищем некоторых из важнейших в мире стратегических полезных ископаемых. Восточная граница, охватывающая Руанду и Уганду, проходит по восточной окраине Долины Великого африканского разлома, который, по мнению геологов, является одним из самых богатых хранилищ минералов на поверхности Земли.
Демократическая Республика Конго, содержит более половины запасов мирового кобальта. Она содержит одну треть мировых алмазов, и что очень важно, полные три четверти мировых ресурсов колумбита-танталита или «колтана» - основного компонента компьютерных микросхем и печатных плат, необходимых для мобильных телефонов, портативных компьютеров и других современных электронных устройств.
Различные источники в Вашингтоне и не скрывают, что АФРИКОМ был создан для борьбы с растущим присутствием Китая в Африке. Упоминаемый уже мной Дж. Питер Фам именно такую цель АФРИКОМ и видит: «защитить доступ к углеводородам и другим стратегическим ресурсам, которые в Африке в изобилии ... задача, которая включает в себя обеспечение безопасности в отношении уязвимости этих природных богатств и обеспечение того, чтобы никакая другая заинтересованная третья сторона, например Китай, Индия, Япония или Россия, не получила монополий или преференциального режима».
Примечательно, что когда отряды Нкунды окружили Гома в провинции Северная Киву, и потребовали, чтобы президент Конго Жозеф Кабила вступил с ним в переговоры. Среди требований Нкунды было то, что Кабила должен отменить $9 миллиардное совместное предприятие Конго и Китая, в котором Китай получает доступ к огромным залежам меди и кобальта в обмен на предоставление 6 млрд. долл. для строительства дорог, двух гидроэлектростанций, больниц, школ и железнодорожных веток на юг Африки, к провинции Катанга и к конголезскому порту Матади на атлантическом побережье. Остальные 3 млрд. долл. должны быть инвестированы Китаем в разработку новых районов добычи.
Не менее интересно, что с такими же требованиями к руководству ДР Конго обратился и Международный Валютный фонд. Секретарь-референт Посольства России в ДР Конго К. Столяров пишет, что в результате переговоров смешанной делегации экспертов МВФ и ДРК в Китае в июле прошлого года достигнут компромисс. Прежде, кроме давления на правительство ДРК, представители МВФ пытались оказывать воздействие и на Китай с целью заблокировать кредиты и навязать «трехстороннее сотрудничество». Общая сумма коммерческих соглашений между ДРК и КНР снижена с 9 до 6 млрд. долл.
ДРК только один из примеров. «Стратегическими партнерами» Китая стали такие страны – добытчики «черного золота», как Алжир, Ангола, Нигерия, Габон, Судан. Пекин вкладывает в развитие нефтедобычи огромные суммы. Только в Судан за последние 15 лет было вложено около 20 млрд. долларов. Судан запад развалил на две страны. Подобная же ситуация наблюдается и в Ливии – за последние годы Пекин вложил в нее 18,8 млрд. долларов, до начала войны в стране над полусотней проектов работало 75 крупных китайских компаний. В настоящее время Китай получает из Африки 28% своего нефтяного импорта.
Самый надежный метод воздействия США остается пока неизменным . Спонсируются, создаются, поддерживаются поставками оружия и обучением специалистов в американских военных центрах различного рода сепаратистские, повстанческие движения в Африке. Затем США выступает в роли миротворца.
Республиканец Пол Крэйг Робертс заявил, что война с Каддафи – это была фактически война с Китаем и его экспансией в Африке. В журнале Foreign Policy он сообщил, что Пекин рассчитывает на ресурсы Анголы, Нигерии, Ливии, поэтому в самое ближайшее время в Анголе и Нигерии могут произойти военные перевороты, непризнание Западом результатов выборов и авиаудары.
В Азиатско-тихоокеанском регионе США продолжают древнюю стратегию, основанную на принципе «разделяй и властвуй» и предпочитают сдерживать Китай силами других стран. США прилагает усилия для активизации процесса создания антикитайской коалиции.
США восстанавливают свои военные связи с Австралией и Новой Зеландией (блок АНЗЮС), ведут активную работу по сколачиванию антикитайского союза. Китай имеет довольно мощные противоречия с рядом соседних стран. В стане противников Поднебесной весьма серьёзные противники – Япония, Южная Корея, Тайвань, Вьетнам, Индия, Австралия.
Естественно в регионе нарастает напряжение. Цель создания напряжённости внутри Китая – разрыв китайского общества изнутри. Теоретически это осуществимо. Практически же в процесс может включиться слишком много неучтённых переменных и результат для США будет непрогнозируемым и нежелательным.
Пекин не желает быть встроенным в американоцентричную модель восточноазиатской подсистемы международных отношений – он не понимает ее содержания в изменившихся условиях, а также сомневается в наличии у США достаточных ресурсов для реализации такой модели. Пожалуй, Китай начал отходить от максимы Дэн Сяопина «никогда не становиться лидером» и «не привлекать к себе внимания». Китай явно начал наращивать свою военно-морскую мощь. Также видно, что Китай всеми способами ищет отвлечения ресурсов США от Восточной Азии. Возможности здесь, хоть и ограниченные есть.
Для России поражение Китая явно не выгодно. Есть большая вероятность, что, будучи отрезанным от африканских природных ресурсов и в первую очередь энергоресурсов, Пекин усилит свою экспансию на север – в Россию, Монголию, Казахстан и другие страны Средней Азии.
И потом, если падёт Китай как государство-цивилизация, то Россия останется одни на один с международным финансовым капиталом.
По материалам:
http://www.drc.mid.ru/index.html
http://topwar.ru/
http://www.wprr.ru/
http://www.globalresearch.ca/
http://www.warandpeace.ru/ru/
http://www.ifes-ras.ru/
http://russian.people.com.cn/
Коментарі