адаптируем под Украину
Госплан и опора на собственные силы
Если проанализировать больший массив показателей, то выясняется, что в структуре богатства бедных стран преобладает природно-ресурсный капитал, а у богатых стран - человеческий.
Группа самых богатых стран превосходит группу наиболее бедных стран по величине богатства на душу населения в 60,9 раза, по природному капиталу - в 4,5 раза, по производственному капиталу - в 66,2 раза, по уровню человеческого капитала - в 88 раз.
Если взять 10 самых богатых стран (Швейцария, Дания, Швеция, США, Германия, Япония, Австрия, Норвегия, Франция, Бельгия с Люксембургом) в порядке убывания величины богатства на душу населения и 10 наиболее бедных стран в таком же порядке (Мадагаскар, Чад, Мозамбик, Гвинея-Биссау, Непал, Нигер, Конго, Бурунди, Нигерия, Эфиопия), то соотношение средней величины национального богатства по этим двум группам будет следующее: $512,2 к $3,58 на душу населения, то есть в 143 раза больше.
Это не значит, что у развитых стран больше ресурсов. Просто используют они их эффективней. Коэффициент эффективности выше тогда, когда при меньшем богатстве страна производит больший объем валового продукта, чем ее конкуренты. Если сокращаются и богатство, и валовой продукт, (как в 1990-х), то это самый худший вариант - коэффициент эффективности минимален.
Страна должна искать в восстановлении утраченных промышленных секторов: станкостроения, приборостроения, электроники, сельского хозяйства. Восстановление должно проходить по строгому государственному плану, без надежды на частную инициативу.
Иностранцев в промышленность надо допускать с оглядкой, чтобы не сдавать там свои конкурентные позиции. У страны есть свои ресурсы и свои технологии, пусть их и мало.
Наиболее одаренная ресурсами Украина не умеет эффективно ими пользоваться. Наиболее эффективно распоряжается своими богатствами Япония.
Национальное богатство каждой страны состоит из физического, человеческого и природно-ресурсного капитала. Соотношение валового национального продукта к стоимости этого национального богатства будет показывать, насколько эффективна экономика, то есть продуктивно ли в ней используют имеющиеся ресурсы.
Просто рост не подойдет
Чтобы догнать по уровню жизни развитые страны, остальным государствам нужна стратегия - ее называют "догоняющая".
Задача догоняющей стратегии развития - увеличить уровень жизни граждан страны до стандарта богатых стран. При этом жизненный стандарт богатых будет все равно выше.
Качество жизни зависит от изначально имеющейся у страны ресурсной базы и численности населения.
Первый компонент - величина ресурсов на душу населения и уровень переработки этих ресурсов в продукт. Последний сильно зависит от институциональных условий, инвестиций в образование и науку, от фондовой базы страны и производственной эффективности.
Второй компонент - численность населения. Если она растет, а ресурсная база ограничена, это дестабилизирует систему - возникает ситуация нехватки продовольствия, голода. Чтобы сохранить уровень производства, нужен технологический прорыв.
Получается, что экономический рост конкретного государства должен иметь такой темп, который бы превосходил темп роста той экономики, которую нужно догнать.
Здесь возникает противоречие: отсталые институты не обеспечат долгосрочного экономического роста, а их реформа будет растрачивать ресурсы и не даст рост выше, чем рост страны-лидера, которую желают догнать.
Следовательно, отстающим странам нужна не догоняющая, а опережающая модель роста экономики: качественное изменение институтов и структуры экономики, которое обеспечивает высокие темпы роста.
После крупнейшего трансформационного кризиса 1990–1998гг., девальвации 1998 года, последующий восстановительный экономический рост имел исключительно сырьевую основу.
За последние 20 лет сырьевой сектор страны вырос, а значит, сырьевая зависимость увеличилась. Сельское хозяйство деградировало, показатель роста эффективности был наиболее высоким для сферы финансов и добычи, а в промышленности - почти равен нулю. Показатель структурной независимости снижался, а импортная зависимость экономики - увеличивалась.
Инвестиционный климат улучшится тогда, когда государство покажет, что оно обильно инвестирует в создание не только новых производств, но и в восстановление старых.
Если вы ограниченные финансовые ресурсы направляете на открытие нового производства, когда у вас в полуразрушенном состоянии базовые отрасли - машиностроение, станкостроение, электронная промышленность, приборостроение, - ничего хорошего не выйдет.
Все дело в механизме инвестирования средств в традиционные производства. Это основной вопрос. Правительство само не представляет, как он должен выглядеть, но желательно его разработать.
Я не вижу иного выхода, как задействовать ресурсы государства. Частник находится в прострации, он абсолютно не мотивирован. Когда начался кризис, бизнес начал первым делом сокращать кадры. Ему важна нормы прибыли.
В промышленности сокращали именно инженерно-технический персонал, мозг. Частник избавился прежде всего от него. Конечно, при таких условиях можно олигархов вынудить не выводить капитал и вкладывать, но это делает президент в ручном режиме, заявляет про деофшоризацию.
Нужен план, нужно не бояться слова "план". Это не значит, что нужно вернуться к административно-командной системе. Планы пронизывают жизнь современной экономики. Плюс, правильные действия. Обсуждается закон о стратегическом планировании, но он - декорация. Другие виды планирования почему-то забыты.
Чтобы быть конкурентоспособными, нужно использовать плановые вложения для развертывания продуктовых серий. Это главное, с чем надо определиться: какие стратегические ниши наша страна обязана использовать в производстве крупных серий.
Нужно прекратить пустотрепство по поводу инноваций. Инновации подтягиваются, когда страна производит конкретные продукты. О каком технологическом прорыве может идти речь, когда по микроэлектронике мы имеем просто провал.
Западная экономическая система устроена так: 65% человеческий капитал, 15-20% приходится на ресурсный капитал. В нашей стране структура ВВП обратная - 20% человеческий капитал, хотя Всемирный банк отмечал, что в последние годы индекс человеческого развития подрос. Но при такой деградации промышленности высокого качества человеческого капитала быть не может.
У нас сложилась такая структура: финансы и банки и добыча доминируют в экономике и по числу занятых, и по рентабельности, и риски там ниже. В производственных секторах рентабельности ниже, риски выше, зарплаты меньше. Отсюда и правило распределения ресурсов - куда потекут инвестиции? Конечно, не в производство.
Нужен план развертывания сопряженных производств. Сделать ставку на две вещи: создание высокотехнологичных средств производства для пищевой промышленности, для текстильной промышленности и для общего машиностроения. Создание этих средств производства и оборудования, ресурсосберегающего и высокотехнологичного, должно стать целью. Нужно создавать спрос и для электронной промышленности. Тут нужна своя программа.
Плюс программа экологически чистого продовольствия без ГМО и гормонов - асимметричный ответ всему миру. Это снимет проблему химизации продовольствия. Это тяжелая задача, очень долгосрочная. Тут нужно создание оборудования для переработки. Еще одно направление - строительство. Строится много, но надо обратить внимание, какой объем импортных комплектующих здесь используется. Нужно создавать условия для украинских производителей.
Подъем реального сектора - это системная многоаспектная задача. Нужно перенаправить ресурсный поток в сторону производительного сектора и создания товаров внутреннего потребления".