Шедевр конструктора КошкинаК началу Великой Отечественной войны
- 03.09.11, 20:24
К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии числилось около 23 тысяч танков - в семь раз больше, чем в немецких войсках, напавших на Советский Союз. Но на самом деле исправных и готовых к бою танков было немногим более 10 тысяч.
Хотя танков у нас насчитывалось немало, использовать их умело советское командование не смогло. К тому же для них нехватало горючего и боеприпасов. Кроме того, немецкая авиация успела в первые же дни войны разбомбить все наши приграничные бензохранилища и артиллерийские склады.
Потери в боевой технике у нас оказались огромными: только за первые недели войны наши войска лишились трех с половиной тысяч танков и свыше шести тысяч самолетов! В боях погибли около двух миллионов человек. Немцы оккупировали Прибалтику и Белоруссию.
Перелом наступил после битвы под Москвой, где немецкие войска потерпели первое серьезное поражение. В эти драматические для нашей страны дни высоко взошла звезда советского танка Т-34. Легендарная «тридцатьчетверка» показала себя в боях как превосходная машина. Немецкие танки вмиг устарели по сравнению с ней. Генерал Гудериан, знавший, как никто, цену боевым машинам, сразу понял это и открыто заявил, что рассчитывать вермахту на победу теперь трудно, поскольку «превосходство немецких танковых сил потеряно и перешло к противнику».
Одна наша танковая бригада из 49 машин (20 из них были «тридцатьчетверки») лишь за один день боев уничтожила 43 вражеских танка! А экипаж Т-34 под командованием лейтенанта Д.Ф. Лавриненко во время сражений за Москву поразил около полусотни фашистских танков.
Легендарный танк был спроектирован в Харькове, в специальном конструкторском бюро под руководством молодого инженера Михаила Ильича Кошкина. Года за три до войны СКБ получило задание на танк, способный двигаться и на колесах, и на гусеницах. Опыт в проектировании танков у Михаила Ильича был. Он чувствовал, что от колесно-гусеничной машины больших результатов ждать не следует, а потому решил спроектировать еще и гусеничный танк, так сказать, в инициативном порядке.
Не все с Кошкиным соглашались, даже военные, всю жизнь имевшие дело с танками. Михаил Ильич брал на себя огромную ответственность. А в те времена (шел зловещий 1937 год) за малейший просчет можно было поплатиться не только свободой, но и жизнью.
Новый, чисто гусеничный танк получил обозначение Т-34. Он относился к категории средних танков. Кошкин нашел решение, позволившее без увеличения веса машины усилить ее бронирование. Лобовые и бортовые листы брони на танке были поставлены наклонно. И это при той же толщине броневых листов сразу увеличило их сопротивление попаданию снарядов.
Кошкин решительно отверг идею многобашенного танка и оставил одну-единственную башню, придав ей обтекаемую форму. В башне стояла мощная дальнобойная пушка калибра 76 миллиметров. Вместо бензинового двигателя танк был снабжен дизелем, что уменьшило риск пожара. Гусеницы, более широкие, чем обычно, создавали меньшее удельное давление на грунт. За счет этого увеличивалась проходимость танка.
В конце 1940 года были назначены испытания Т-34 на подмосковном полигоне. Кошкин решил вести две опытные машины своим ходом до самой Москвы, чтобы в тяжелых условиях перехода еще раз проверить танк.
Машина считалась не просто секретной, а совершенно секретной. Прежде чем отправиться в путь, оба танка были замаскированы, но и после этого их вели в основном ночью, по дальним, окольным проселочным дорогам. Кошкин, забыв об отдыхе, недосыпая, сам нередко садился за рычаги управления. Через несколько суток без единой серьезной поломки танки прибыли в Москву.
Внутреннее устройство танка |
Прямо на площади в Кремле их осмотрели члены правительства, в том числе и Сталин. Танки произвели хорошее впечатление. Казалось, эти красивые машины, даже стоя на месте, рвутся вперед.
Испытания были напряженными, даже жестокими, но обе «тридцатьчетверки» выдержали их с честью. Впервые удалось в одной машине объединить мощность орудийного огня, прочность брони, скорость и маневренность, Было принято решение о запуске Т-34 в серийное производство.
Михаил Ильич мог возвращаться в Харьков поездом. Однако он отказался ехать с удобствами и снова занял место в танке. До Харькова оставалось уже совсем немного, когда случилась беда. При переходе танков по льду реки Северский Донец машина, ведомая Кошкиным, провалилась под лед. Никто не погиб, и танк удалось вытащить, но купание в ледяной воде для Кошкина стало роковым. Он сильно простудился и вернулся домой совершенно больным.
Лежа на больничной койке, Кошкин подписывал рабочие чертежи. Все лето он проболел, и состояние его лишь ухудшалось. Врачи оказались бессильными. 26 сентября 1940 года, за месяц до того, как пошел серийный выпуск Т-34, Михаил Ильич скончался. И все же к началу Великой Отечественной войны вошли в строй 1225 «тридцатьчетверок».
Немцы спохватились, поняв, что нужно срочно создавать машины, которые смогли бы противостоять русскому чудо-танку. Некоторые фашистские офицеры, не понаслышке, а своими глазами видевшие Т-34 в бою, настойчиво предлагали не мудрствовать лукаво, а просто скопировать русский танк и начать выпуск такого же в Германии. Но этого сделать не удалось. Генерал Гудериан вспоминал: «Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34. Кроме того, наша легированная сталь уступала стали русских».
По пути полного копирования Т-34 немецкие конструкторы, действительно, не пошли, однако, в новом немецком танке «Пантера» можно было заметить немало черт, взятых у прославленного советского танка. Танк получился удачным и, что говорить, стал грозным противником на поле боя.
В 1942 году у немцев появился танк, названный «Тигром». Его орудие калибром 88 миллиметров по тому времени не имело себе равных. Оно могло поразить танк противника на расстоянии до двух километров! Но и эти новейшие немецкие танки уже не смогли переломить ход войны.
12 июля 1943 года возле поселка Прохоровка в Курской области произошло невиданное в истории танковое сражение. С обеих сторон в нем участвовали до 1200 бронированных машин. Немцы пустили в бой несколько типов танков, в том числе - «Пантеры» и «Тигры». На них-то немцы и делали главную ставку. С нашей стороны в битве участвовали Т-34, тяжелые КВ-1, а также танки типа «Черчилль», полученные по ленд-лизу от англичан.
Советский конструктор танков М. И. Кошкин. 1898-1940 |
Танковая битва на Курской дуге под Прохоровкой была похожа на ад. Маршал ПА Ротмистров рассказывал: «Земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые машины, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь. Отдельных выстрелов не было слышно: все слилось в единый грозный гул».
В этой исторической битве немцы потеряли свыше полутысячи танков и, потерпев жестокое поражение, вынуждены были забыть о своих планах реванша.
Танк Т-34 стал основным танком нашей армии. За время Великой Отечественной войны он совершенствовался, изменялся. Увеличивался калибр его пушки и сила ее снаряда, росла толщина брони и скорость движения. Всего за годы войны было выпущено около 40 тысяч этих легендарных боевых машин.
Коментарі