хочу сюди!
 

Киев

49 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 42-53 років

Секонд-хенд на колесах

  • 27.05.11, 12:07

http://weekly.ua/pulse/economy/2011/05/26/140103.html

Лидер группы «Скрябин» Андрей Кузьменко несколько лет назад написал автобиографическую повесть о том, как в начале девяностых ездил в Германию, чтобы продать там подороже старую советскую «Победу». Это нетипичная история для украинца. Чаще бывало наоборот: люди рвались за границу, чтобы пригнать оттуда машины невиданных в СССР марок

ФОТО: sHutterstock

Бэушные иномарки разлетались на родине как горячие пирожки. И вскоре на украинских дорогах стало полным-полно старых «опелей», «мерседесов», «фольксвагенов» и «тойот». Не исключено, что в скором будущем многие украинцы снова начнут задумываться, а не проведать ли старушку Европу и заодно не прикупить ли там железного коня? Этому могут поспособствовать правила ввоза подержанной техники в Украину, на которых настаивают европейцы.

Сегодня бэушные авто в Украину практически не ввозят. По данным операторов рынка, их доля не превышает и половины процента (всего чуть более 2 тыс. шт.) от общего объема реализации легковых машин в стране. Некогда выгодный бизнес свели на нет лоббистские успехи отечественных автопроизводителей, у которых импортеры подержанных машин отбирали часть покупателей. Ведь пригнанный из Европы автомобиль в хорошем состоянии нередко стоил столько же, сколько новый отечественный.

 

ФОТО: АР

Импорт с препятствиями

Под благовидным предлогом поддержки отечественного производителя государство год от года сужало возможности ввоза автомобилей с пробегом. Например, до середины 2008 года ввоз иномарок старше восьми лет вообще был запрещен. В рамках договоренностей с ВТО запрет сняли, но тут же появились другие ограничения. Сегодня, например, за ввоз подержанной машины необходимо заплатить акцизный сбор, который в 3,5–50 раз (в зависимости от возраста авто и объема двигателя) превышает аналогичную плату за новую машину и может зашкаливать за 10 тыс. евро.

В Налоговом кодексе предусмотрен еще один «защитный» механизм: сбор за первую регистрацию автомобиля. За старые авто приходится платить больше. Так, регистрация машины до восьмилетнего возраста стоит вдвое дороже. А сбор при регистрации более «пожилых» машин в 40 раз превышает базовый налог. Например, чтобы поставить на учет в Украине импортированный Mercedes с объемом двигателя 3,7 л выпуска 2001 года, необходимо заплатить сбор в размере более 5 тыс. евро!

В таких условиях ввозить импортные автомобили с изрядным пробегом просто невыгодно, ведь различные платежи (к указанным налогам необходимо приплюсовать ввозную пошлину в размере 10% от стоимости авто) зачастую превышают саму цену железного коня. Поэтому сегодня в Украине этим бизнесом занимаются всего несколько компаний. Их руководство оказалось не очень разговорчивым, а вот сами участники рынка утверждают, что эти фирмы работают в основном под заказ.

 

Европа диктует правила

Ситуация на отечественном авторынке может измениться в связи со стремлением Украины сблизиться с Европой. Вопрос о либерализации импорта подержанных машин стал одним из ключевых в ходе переговоров с ЕС о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Дипломаты обеих сторон обсуждают его уже несколько месяцев. Наконец, в апреле заместитель министра экономического развития и торговли Валерий Пятницкий сообщил о первых результатах. По его словам, Украина пошла на уступки, согласившись на частичное открытие границ для автосеконд-хенда, но не уточнил деталей.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отмечает, что ЕС требует от Украины прежде всего обнулить ввозную пошлину на автомобили (сейчас она одинакова для новых и подержанных машин — 10%). Однако, по информации эксперта, нашу страну это не устраивает. Чиновники настаивают на десятилетнем переходном периоде, чтобы пошлина снижалась постепенно.

Вместе с тем Назаренко отмечает, что ЕС добивается и отмены или снижения внутренних барьеров для импорта автомобилей, таких как акцизный сбор и сбор за первую регистрацию. «Насколько мне известно, эти вопросы поднимаются, но говорить о том, какими будут окончательные изменения, рано, — говорит он. — Я считаю, что никакого акциза быть не должно, ведь, как говорил незабвенный Остап Бендер, автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Рентабельность производства составляет всего 10%».

Однако наши автостроители традиционно выступают против открытия границ для зарубежного транспорта. «Сегодня огромная проблема западных производителей — утилизация отслуживших свое автомобилей. Им выгоднее сбывать этот мусор за границу, а не самим его перерабатывать. Ясно, что эти компании лоббируют свои интересы, но Украина не должна становиться свалкой старых машин из Европы. Это не в украинских национальных интересах и к тому же грозит новыми проблемами для экологии», — считает народный депутат Дмитрий Святаш. Он также является почетным президентом корпорации «Автоинвестстрой», которая занимается продажей новых автомобилей и контролирует более 10% авторынка страны.

 

Секонд-хенд пользуется спросом

Автодилеры предполагают, что объемы импорта бэушных машин в случае вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС могут вырасти и в 10, и в 20 раз. Техника хлынет в первую очередь из традиционного автомобильного центра — Германии, где подержанные машины стоят значительно дешевле, чем в Украине. Уже даже есть специальные сайты на русском языке, на которых предлагаются бэушные иномарки. Например, BMW X3 2004 года у немцев можно найти за $23 тыс., тогда как у нас такое же авто стоит $30 тыс.

Наплыва импортных машин стоит ожидать и из сопредельных государств — Польши, Молдавии, России, а также из Испании и Италии. Украинские предприниматели проторили дороги и в США — подержанные машины предлагаются там по очень привлекательным ценам (особенно списанные страховыми компаниями из-за каких-то незначительных повреждений), и даже с учетом затрат на транспортировку для украинцев это выгодный бизнес.

Представители отечественных автодилеров отмечают, что спрос на подобную технику в стране есть, и он растет с каждым годом. «Например, по нашей компании с начала 2011 года рост продаж подержанных автомобилей (имеется в виду техника, ранее использовавшаяся в Украине. — Weekly.ua) составил 10–15%, — рассказал директор «Автостока» Дмитрий Почтарь. — Часть потребителей отказываются от покупки новых машин в пользу бэушных. Здесь сыграло свою роль и ухудшение условий кредитования, и еще не восстановившаяся платежеспособность наших граждан».

Итак, чтобы вернуться на украинский рынок, автосеконд-хенду из Европы нужно выиграть как минимум две битвы. Во-первых, одолеть производителей и продавцов новых машин, которые еще повоюют за то, чтобы не допустить конкурентов на рынок. Во-вторых, пока непонятно, будет ли все-таки создана зона свободной торговли с ЕС. Ввиду жесткого прессинга со стороны Москвы, требующей присоединения Киева к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси, как бы вместо «мерседесов» и «БМВ» к нам не потекли старые «Лады»...

0

Останні статті

Коментарі

анонім

127.05.11, 13:18

забавно конечно, но лучше все таки покупать новую машину, чем играть в лотерею под названием "покупка бэушного"... я ездил и на Ладе, - не смертельно... если б она стоила адекватную цену, то может и купил бы сейчас - просто для Лады и в России цена "неадекватная"... А то что к нам хлынет поток ржавого авто-хлама из Европы если Украина присоединится к ЕС - понятно...

    228.05.11, 16:02Відповідь на 1 від анонім

    Ну хорошая машинка 5-ти лет из Германий лучше чем новая машинка от советского автопрома. Я приверженец новых машин

      анонім

      328.05.11, 16:04Відповідь на 2 від boberjik

      бывает конечно и 5-лет няя машина лучше новой и 20-летняя тоже бывает... Но - да, я как и вы "приверженец новых машин"