Интересно об автодромах мира ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- 23.10.09, 15:00
Nurburgring Nordschleife - Экскурс по зеленому аду
Данная статья представляет собой подборку из нескольких отчетов Станислава,
хорошо известного своим блогом sss-sss-sss,
о его поездках на Северную Петлю Нюрбургринга. Статья публикуется
с разрешения автора.
Часть I. Мы выжили в
зеленом аду!
Предисловие.
Устали мы ждать постройки мало-мальски приличной
кольцевой трассы в России, куда бы еще пускали на своих машинах
страждущих скорости, и постоянно из уст журналистов и со страниц
изданий про автоспорт, слушая и читая про самую ужасную трасу
всех времен и народов, на которую еще и пускают простых смертных
покататься, решили мы все-таки расставить все точки над умляутами
и решить для себя, кто мы есть и на что годимся с точки зрения
вождения автомобиля.
Итак, были выбраны 4 дня (28 апреля-2 мая) для первой в своей
жизни поездки на Северную Петлю. Мы – это я и такой же несчастный,
страдающий от болезни нехватки адреналина Антонио. Естественно,
машина на первый раз планировалась быть прокатной, т.е. встал
вопрос, какую же машину можно взять на прокат, и чтобы она подходила
хоть как-то для езды по гоночному треку. Все, кто знает, что такое
Нордшляйфе советовали брать дизельный гольф, и типа вам, чтобы
понять из какого места выделяется адреналин, хватит. Тем не менее,
из того, что нам предложили ведущие прокатные конторы Европы,
был выбран Mercedes SL350. Больше ничего нам не могли предложить.
Далее... Europcar – полные уроды, когда мы в аэропорту попросили
зарезервированный SL, нам просто сказали.... э-э-э-э.... а его
нет, типа. На вопрос: как-то так нет и что это ваще такое, нам
ничего вразумительного не ответили и предложили взамен S-Klasse.
Ну, как можно догадаться S-Klasse для Нордшляйффе как бы не очень
подходит.... на чем Europcar был послан куда подальше в дружеской
форме, как это и принято в Старом Свете. О ужас, все прокатные
конторы начали сворачиваться, типа время детское закончилось...
и всем уже пора понятно куда.
А наша перспектива остаться вообще без машины в аэропорту никого
не парила совсем. Мы судорожно обежали все офисы прокатных контор
с вопросом: «А не завалялся ли у вас для проката какой-нибудь
Порш или что-то вроде него, а ???» Представляется взгляд работников
контор, собирающих шмотки домой. – «Вот есть Опель Корса, будете
брать?». Мы – в шоке!
Avis нас спас, нам бы и Porsche дали, но... у нас не было American
Express или Diners, которые обязательны для аренды дорогих машин,
наличие трех золотых карт не прокатывало никак... Короче, взяли
мы Audi A3 Sportback дизельный. О, как я не хотел дизель..., но
лучше что-то, чем ничего. Представляете.... поворачиваете вы ключ
зажигания, а оттуда звук трактора... и так вот ехать по треку,
мда-а-а-а-а! Но... нет худа без добра. Шестиступенчетая механическая
КПП порадовала, а главное – комплектация S-Line с хорошими шинами
и, наверное, более жесткой подвеской.
1.
Первые впечатления.
Приехали мы на трек на нашем тракторишке. Ужас.
Такого скопления разнотипных гоночных автомобилей самых разных
классов я не видел еще нигде. Припарковав машинку подальше от
всех, чтобы не ловить на себе насмешливые взгляды владельцев суперкаров
пошли осмотреться. В этот день трасса была закрыта всю первую
половину дня, на ней проходили какие-то соревнования, и все ждали
вечернего открытия. Было время изучить элиту европейского сообщества
любителей и профессионалов автоспорта.
Только здесь можно увидеть, помимо безумного количества спорт-байков
разной кубатуры, сразу три Porsche GT3 RS (моя мечта), простых
Turbo, Carrera S новых и старых, Катерхэмов разных видов, все
модели Lotus в огромном количестве и многих других авто, которые
не встретишь у нас в нашей понтовской а-ля гоночной тусовке. Ну
да ладно... пришло время открытия трассы.
2.
Первый круг.
Встаем мы в очередь, бренча дизельком среди завываний
породистых моторов. Немереное количество байков, спорткаров стоят
и ждут заветного подъема шлагбаума, чтобы как следует утопить
или открутить акселератор на первой прямой старт-финиш. Приходит
и наша очередь, ощущения непередаваемые. Легендарная трасса, рассказы
журналистов ))... Стартуем, в пол, в пол, опять в пол, жмусь правее,
чтобы пропустить элиту. Ожидаю, как стану назойливой тележкой
на пути гонщиков, и что моя учесть - жаться правее, пропуская
всех и освобождая траекторию.
Ну... байки понятно отстрелили по прямой, кое-кто нас тоже уверенно
обогнал и ушел в отрыв. Но мы приближаемся к первой связке поворотов,
два из которых скоростных, а далее медленный, плюс закрытый с
непонятной геометрией. И тут чего-то все как-то перестали ехать,
и я уперся в хвост пелетону, который по прямой уехал метров на
200 от меня. Первые сдулись байки, смотрю, уже нас пропускают,
включая правый поворотник, далее мы стали стремительно догонять
и автомобили. Трасса была влажной, собственно, как и почти всегда
на Нордшляйффе и как-то все не очень ехали. Мой первый обгон.
CLK 55AMG ну совсем не ехал, после нескольких наседаний прижимается
правее и пропускает. Ну, мы его проходим и едем дальше. Тут, видимо
чел на AMG увидел наш шильдик 2.0 TDI и подумал, че за дела....
Дело в том, что спереди Аудюха выглядит очень грозно. Да еще табличка
S-Line на решетке, сделанная в стиле S или RS издалека выглядит
очень даже ничего, вот и думают, что: ну это перцы как минимум
на S3 или S4, нужно пропустить...А тут как раз прямичек и водила
AMG с видом, что он поехал в супермаркет проносится мимо. Ну ладно...
Далее мы объехали какой-то Ягуар XJR, но это уже не суть. Первый
круг был где-то около 11 минут, чуть меньше может.
3. Общие ощущения.
Помню, когда Тайфун мне рассказывал про свой проезд
по Северной Петле на вопрос: «Ну как а...?». Ответ был: «Страшно!».
Знаете, если кто-то смотрел ролики, снятые, как кто-то едет по
этой трассе, то вот они не передают и десятой доли того, что на
самом деле ощущается. Ну не возможно на камере передать реальный
рельеф местности, а особенно то, что происходит с организмом при
перегрузках. Сказать «страшно» - это мало. «УЖАС» – вот, что нужно
сказать. Очень сложная трасса, повороты не просматриваются, а
главное, они не логичны по своему строению, т.е. они коварны тем,
что видятся они по одному, а в реальности они абсолютно другие.
Словами тяжело описать, чтобы было понятно. Вот едешь ты, видишь
поворот, ну вот дуга, вот апекс, вот ща зайду пошире и на апекс,
там откроюсь и все ок. На самом деле получается так – едешь, берешь
шире, начинаешь заходить на апекс, а тут оказывается, что это
вовсе не апекс и .... тебя выносит с трассы. Вот и все. А еще
там невероятный перепад высот по всей трассе. Так вот есть одно
из мест, где мы качегарим нашу помоечку до 200 км.ч., и на этой
скорости начинается подъем градусов 30 наверное, плюс в этом подъеме
нужно еще и довернуть машину в поворот. Так вот в этом месте у
меня лично происходит кратковременное локальное помутнение рассудка
от перегрузки, ощущение, что мозг упирается в лобную часть черепа,
от руля приходится отжиматься как от брусьев руками и при этом
контролируемо поворачивать и готовиться к выходу на следующий
поворот. Скорость – 200 км.ч.!!! не забываем. А на приличной машине
– 250-300. Или спуски, где едешь ты тоже под 200 и ... спуск.
Машина как бы полетела. Так вот летишь ты и видишь дальше поворот
такой крутой-крутой и рельс такой стальной-стальной вместо зоны
безопасности, летишь и думаешь, бессмысленно нажимая на педаль
тормоза, а оплатит ли все-таки страховая компания машину, разбитую
на гоночном треке. А в этом месте еще и зрители любят стоять,
знают, сволочи, где зрелища много.
4. Быстрые круги.
Мне потребовалось 13 кругов, чтобы показать свой
лучший результат. Чего он мне стоил – даже не описать. Мы ездили
по очереди и как бы соревновались между собой. При этом Антоха
ездит более расчетливо, академично, а я, как бы это сказать –
рискованно короче. Первые три круга я не мог выехать из заветных
10 минут, как мы себе определили в качестве цели. Лучшее, что
я показал – это 10 мин. 16 сек. Антоха первый выехал из 10 со
временем 9.58. Это казалось достижением, жизни... и мне тоже хотелось
почувствовать себя не хуже Джереми Кларксона, который выехал все-таки
из 10 на дизельном Ягуаре S-type. Ну, далее пошло все интереснее,
трасса высохла, ее раскатали, вышло солнце (не поверите, до этого
все время шел дождь, а иногда и снег).
Антоха 9.51 – я 9.44. Далее Антоха мне привез 9.38, и пошел дождь.
Для нас это был последний день на трассе, к тому же и вечер, т.е.
близко время закрытия, и ждать милости от погоды я уже не мог.
Я проехал еще 2 круга для понимания, что творится с покрытием
и изучения трассы. Сделал паузу, подумал, что обидно разбить машину
на первых кругах, типа, а что делать остальные дни, а в последний
вечер... можно, ну и хрен, всего лишь деньги. Короче планка упала,
у меня в голове тумблер переключился в положение «отморозок»,
и я выехал на заветную прямую старт-финиш. Вспоминать, как я ехал
даже сейчас жутко, я не уверен, что сделаю это еще раз. Я проходил
в пол там, где всегда до этого тормозил, при этом резал поребрики
и ехал чуть-ли не по траве максимально распрямляя повороты, но
мне повезло, видимимо, кто-то очередной раз убрался, трассу закрыли,
и я остался один на круге, таким образом, мне никто не мешал впереди,
и никто не поджимал сзади. Такое случается крайне редко, т.к.
желающих разложиться там всегда достаточно. Так вот провалил я
эту трассу, раз пять меня чуть не вынесло только за этот заезд.
Иногда угол заноса становился угрожающим, зрители мне махали руками
– типа, вот идиот, ты же только что чуть не улетел!!! Но они же
ничего не понимают...
5. Замеры.
Замеры мы делали следующим образом, секундомер включался
при разгоне от конусов (кто знает) и выключался под такой металлической
аркой после выхода на прямую «старт-финиш», дальше валить запрещено,
т.к. нужно опять платить за следующий круг.
6. Автомобиль.
Сейчас я доволен тем, что нам досталась A3, а не SL на автомате
и с весом почти в 2 тонны. Отличный авто, нужно сказать, но не
без минусов. Итак, что понравилось:
+ отличная управляемость. Я всегда слышал, что Ауди не рулятся.
Так вот я не согласен – эта рулится отлично, просто великолепно,
отточено и очень четко.
+ отличное шасси, великолепная подвеска. Вообще нет кренов!!!
Вообще!!! При такой нагрузке. При этом, отлично справляется с
покрытием трассы, которое не есть идеал.
- очень плохо - это информативность тормозов. Просто ужас. Нет.
Машина отлично тормозит, но выглядит это так. Нужно тебе затормозить,
ты жмешь тормоз и.... не происходит ничего, жмешь дальше и ...опять
ничего, еще дальше, и уже вовсю стрекочет ABS. А где тот самый
момент перед ее срабатыванием - не понятно. Колодки посмотрел
– они как новые. Резина? С другой стороны, тормоза кипели только
на 3-м круге подряд. Это очень хорошо, я считаю, для гражданской
машинки
+ Принято у нас критиковать шины Pirelli – типа гуано редкостное.
Не знаю, мне хватило шин для Нордшляйфе, может кому-то и не хватает
в городе. Держат отлично, снос очень контролируемый, восстановление
после сноса не резкое. Здесь конечно еще и отличное шасси машины
и подвеска играет роль, но к шинам у меня претензий нет. Правда,
вернули мы машину с шинами на индикаторе износа, а передние –
откровенно лысые, чего уж там говорить.
+ Общее впечатление после японских машин. Ну не гремит ничего
там, несмотря на жесткость подвески, все собрано и сбито, четко
и ясно, зазоры минимальны, ничего не гуляет и не отваливается.
+ Великолепные сиденья в комплектации S-Line и руль. Для меня
в самый раз. Я обычно в поворотах не поворачиваю, а держусь за
руль, чтобы не вылететь из сиденья, здесь, в гражданских седушках
я мог полноценно рулить и забыть про посадку.
+ Отдельное спасибо инженерам из Ингольштадта. Я по началу отключил
систему ESP и валил как могу, постоянно отлавливая машину и выводя
ее из крутого пеке в отбойник, потом как-то забыл выключить ESP
и проехал круг значительно быстрее и спокойнее, просто не отвлекаясь
и не нервничая. Реально работает!!! Причем не душит машину, как
большинство подобных систем (кстати, особенно на японских авто),
а незаметно сглаживает все проблемы так, что ты это даже не замечаешь.
Один раз, когда меня очередной раз понесло, я по привычке уже
корректирую машину и замечаю, как ESP сделала это до меня гораздо
быстрее. Правда, чего греха таить, Но не спасла меня ESP от вылета
с трассы все же. Да, было дело, не безгрешен! тут система не виновата,
она уже ничего не могла сделать против безумия драйвера. Но все
обошлось, машину я отловил на траве и, срезав шикану, вернулся
на трассу.
7. Как мы драли суперкары, и как драли нас как грелки.
Интересно, что чувствует человек за рулем F430,
которого по Северной Петле объезжает Аудюха с
шильдиком 2.0 TDI. Тут ведь не сделаешь вид, что «... мне ваши
тут гонки блин... я – крутой перец блин...и вы все тут лохи...
блин... и видал я вас всех, и бабла у меня больше...блин, блин!»
, ты же едешь по закрытой гоночной трассе, а не со светофора в
городе сливаешь какому-нибудь Эво. Вот приехали там два друга
на черных F430 и Gallardo. Встречаю их на трассе, точнее догоняю,
упираюсь в зад, должны пропустить по правилам, но нет, как же
это так, мы на суперкарах пропустим... ну по прямой уходят, мне
ловить нечего, на следующем повороте на торможении вклиниваюсь
перед Gallardo, он явно не доволен, пробует меня за счет мощи
поставить на место, а вот и не получается и я уже на торможении
перед следующим поворотом обгоняю F430, которая упорно не хотела
меня пускать, как принято кстати на этой трассе. Ну, после этого
они успокоились и я их уже через два поворота не видел в зеркале
заднего вида. Даже на прямых, на которых мы успевали разогнать
только 200 они уже не появились. Это особенный кайф, чес-слово,
а сколько безконечных поршей мы объехали....
И особенно приятно на глазах у зрителей, а там есть такие места
и много, в повороте обгонять, скажем, как неоднократно было у
меня, Porsche GT3. Еше прикольно было, догоняю я стайку из пяти
затюниных RX7, видно приехали на покатушки клубом. Пристраюваюсь...
и одну за одной в поворотах делаю, они сопротивляются и на прямых
уходят в точку, но трасса такова, что поворотов больше и к финишу
я обогнал первую в колонне RX7!
Обгоняли мы и Lotus-ы и Каттеры, а особенно смешно становится,
когда трасса намокает, мы вообще как стоячих все делаем, я не
понимаю, там запас по устойчивости еще огромный, че они не едут?
А у нас шины передние уже почти лысые. Но... я знаю, почему они
не едут... и об этом чуть ниже.
И нас драли...
Драли как младенцев. Особенно запомнился EVO VIII MR из Англии.
При том, что мы валили на все, на что способны, он нас и в поворотах,
а особенно на выходе из них и по прямой делал так, что мы его
не видели уже в следующем повороте.
Особо драли нас хот-хэтчи, нелюбимые у нас SEAT (Coupra R), гольфы
GTI и новые R32 уезжали в точку. Также и Mini Cooper S, заряженные
Пыжи и Рено, а по сухому отыгрывались некоторые Каттеры, и некоторые
хозяева Поршей отстаивали честь великой марки, проносясь мимо.
Особенно мне понравилось, как едут BMW. При всей моей нелюбви
к этой марке с подмоченной репутацией в России, я уважительно
относился ко всему, что имело шильдик M (кроме M6, наверное),
а теперь считаю, что M3 – это великая машина во всех годах исполнения.
О, как они едут... Еще хорошо ехали М5 в Е34, прикольно ехала
М5 Ring Taxi. Ну, там чел трассу с закрытыми глазами проедет,
он безумно валил, правда и его иногда выставляло на скорости во
влажных поворотах.
Были и полные отморозки байкеры, которых мы не чтобы
пропускали в поворотах, как это обычно бывало, а просто еле
успевали разглядеть. И ехали они так классно, что ощущение, что
сам Росси валит.
Короче вывод, чем дороже машина, тем хуже она ехала... ну это
понятно...богатым тоже деньги жалко. А вот на Субах никто ваще
не валил. Видно, не для таких дорог эта машина. Мы их на Ауди
нашей делали легко, видно ее специфичная управляемость и нежелание
поворачивать, как все остальные машины, не позволяют им быстро
ехать.
8. Zakspeed Viper
Страшно говорите, - нет, это еще не страшно. Меня там прокатили
на Вайпере команды ZakSpeed прошлых сезонов FIA GT с профессионалом
за рулем. Это просто я описать не берусь. Нет, динамикой он меня
не удивил, думаю, мой GT-R в прошлогодней спецификации ехал также,
но на трассе. Такое ощущение, что я успел сделать один вдох и
выдохнул только на финише. Держак безумный, скорости в поворотах
и на прямых нереальные. И это еще на гражданском Dunlop SP Sport
9000. Правда я пилота подзадорил на старте, типа более 8 минут
не катит, он и обрадовался нормальному челу, а то 90% после первой
связки поворотов просили его выпустить их на свободу...как он
рассказывал, и ему скучно...:(
9. В завершении...
Страшно, но на самом деле меня пугала не трасса сама, меня пугало
больше всего другое. А именно – количество убравшихся там людей
практически у меня на глазах и общие цифры и списки. Редко вам
удастся проехать полноценно три круга подряд. Обязательно вывесят
желтые флаги и заставят снизить скорость. И там вы увидите разложившуюся
машину или еле живого или совсем не живого байкера. Их гибнет
там больше всего.
В нашем отеле была большая карта трассы, на которой в каждом повороте
было подписано, кто и когда там погиб, так вот, живого места на
этой огромной карте уже практически нет. Вот почему люди и не
валят там. Мне было очень тяжело с осознанием этого открываться
на полную, очень тяжело психологически держать газ в пол, с мыслю
о том, что ты можешь стать следующим очередным, и уже для тебя
приедут маршалы трассы, из-за тебя вывесят желтые флаги, за тобой
приедет эвакуатор и скорая и твои обломки будут сметать метлой,
чтобы максимально быстро освободить дорогу для следующих «клиентов».
Только на наших глазах, а мы ездили не постоянно, как вы понимаете,
разбивалось около 20 человек в день. Реальная цифра – это 25-30
инцидентов в день с разной степенью тяжести исхода. Самые счастливые
увозят на эвакуаторе то, что осталось от их машины.
Тем не менее, я собираюсь туда на 3 дня на 12 июня. Машину буду
уже подбирать серьезно здесь. Заведу Amex и возьмем более-менее
приличную машину. И не нужно говорить, что хватит вам там дизельной
помойки, нифига не хватит, мы на нашей Аудюхе ехали уже как на
карте, пытаясь весом раскачать ее при разгоне. Ну не хватает мощи
... Следующая цель – выезд из 9 мин. То, что я проеду там 9.2
– по сухому, я почти уверен, но для выезда из 9 нужна другая машина.
ИМХО идеал для меня – это ЭВО 9. Еще неплохо я бы ехал на Мини
Купере С или Golf GTI, или R32, на них можно более обезбашенно
валить. Ехать не заднеприводном Порше мне страшновато как-то,
хотя на М3 я бы поехал. Задний привод не прощает того, что можно
делать на переднем, но дает другие преимущества, всем известные.
А вот выезд из 8 мин. – это уже удел суперкара или негражданской
резины. На стандартной резине ехать даже близко к 8 минутам нереально!!!
Статистика поездки:
Лучшее время: 9 мин. 31 сек., 13-й круг в моей жизни по этой трассе.
Автомобиль: Audi A3 Sportback 2.0 TDI S-Line
Шины: Pirelli Pzero Rosso 225/45/ZR17
Погода: Дождь, мокрая трасса.
Данная статья представляет собой подборку из нескольких отчетов Станислава,
хорошо известного своим блогом sss-sss-sss,
о его поездках на Северную Петлю Нюрбургринга. Статья публикуется
с разрешения автора.
Часть I. Мы выжили в
зеленом аду!
Предисловие.
Устали мы ждать постройки мало-мальски приличной
кольцевой трассы в России, куда бы еще пускали на своих машинах
страждущих скорости, и постоянно из уст журналистов и со страниц
изданий про автоспорт, слушая и читая про самую ужасную трасу
всех времен и народов, на которую еще и пускают простых смертных
покататься, решили мы все-таки расставить все точки над умляутами
и решить для себя, кто мы есть и на что годимся с точки зрения
вождения автомобиля.
Итак, были выбраны 4 дня (28 апреля-2 мая) для первой в своей
жизни поездки на Северную Петлю. Мы – это я и такой же несчастный,
страдающий от болезни нехватки адреналина Антонио. Естественно,
машина на первый раз планировалась быть прокатной, т.е. встал
вопрос, какую же машину можно взять на прокат, и чтобы она подходила
хоть как-то для езды по гоночному треку. Все, кто знает, что такое
Нордшляйфе советовали брать дизельный гольф, и типа вам, чтобы
понять из какого места выделяется адреналин, хватит. Тем не менее,
из того, что нам предложили ведущие прокатные конторы Европы,
был выбран Mercedes SL350. Больше ничего нам не могли предложить.
Далее... Europcar – полные уроды, когда мы в аэропорту попросили
зарезервированный SL, нам просто сказали.... э-э-э-э.... а его
нет, типа. На вопрос: как-то так нет и что это ваще такое, нам
ничего вразумительного не ответили и предложили взамен S-Klasse.
Ну, как можно догадаться S-Klasse для Нордшляйффе как бы не очень
подходит.... на чем Europcar был послан куда подальше в дружеской
форме, как это и принято в Старом Свете. О ужас, все прокатные
конторы начали сворачиваться, типа время детское закончилось...
и всем уже пора понятно куда.
А наша перспектива остаться вообще без машины в аэропорту никого
не парила совсем. Мы судорожно обежали все офисы прокатных контор
с вопросом: «А не завалялся ли у вас для проката какой-нибудь
Порш или что-то вроде него, а ???» Представляется взгляд работников
контор, собирающих шмотки домой. – «Вот есть Опель Корса, будете
брать?». Мы – в шоке!
Avis нас спас, нам бы и Porsche дали, но... у нас не было American
Express или Diners, которые обязательны для аренды дорогих машин,
наличие трех золотых карт не прокатывало никак... Короче, взяли
мы Audi A3 Sportback дизельный. О, как я не хотел дизель..., но
лучше что-то, чем ничего. Представляете.... поворачиваете вы ключ
зажигания, а оттуда звук трактора... и так вот ехать по треку,
мда-а-а-а-а! Но... нет худа без добра. Шестиступенчетая механическая
КПП порадовала, а главное – комплектация S-Line с хорошими шинами
и, наверное, более жесткой подвеской.
1.
Первые впечатления.
Приехали мы на трек на нашем тракторишке. Ужас.
Такого скопления разнотипных гоночных автомобилей самых разных
классов я не видел еще нигде. Припарковав машинку подальше от
всех, чтобы не ловить на себе насмешливые взгляды владельцев суперкаров
пошли осмотреться. В этот день трасса была закрыта всю первую
половину дня, на ней проходили какие-то соревнования, и все ждали
вечернего открытия. Было время изучить элиту европейского сообщества
любителей и профессионалов автоспорта.
Только здесь можно увидеть, помимо безумного количества спорт-байков
разной кубатуры, сразу три Porsche GT3 RS (моя мечта), простых
Turbo, Carrera S новых и старых, Катерхэмов разных видов, все
модели Lotus в огромном количестве и многих других авто, которые
не встретишь у нас в нашей понтовской а-ля гоночной тусовке. Ну
да ладно... пришло время открытия трассы.
2.
Первый круг.
Встаем мы в очередь, бренча дизельком среди завываний
породистых моторов. Немереное количество байков, спорткаров стоят
и ждут заветного подъема шлагбаума, чтобы как следует утопить
или открутить акселератор на первой прямой старт-финиш. Приходит
и наша очередь, ощущения непередаваемые. Легендарная трасса, рассказы
журналистов ))... Стартуем, в пол, в пол, опять в пол, жмусь правее,
чтобы пропустить элиту. Ожидаю, как стану назойливой тележкой
на пути гонщиков, и что моя учесть - жаться правее, пропуская
всех и освобождая траекторию.
Ну... байки понятно отстрелили по прямой, кое-кто нас тоже уверенно
обогнал и ушел в отрыв. Но мы приближаемся к первой связке поворотов,
два из которых скоростных, а далее медленный, плюс закрытый с
непонятной геометрией. И тут чего-то все как-то перестали ехать,
и я уперся в хвост пелетону, который по прямой уехал метров на
200 от меня. Первые сдулись байки, смотрю, уже нас пропускают,
включая правый поворотник, далее мы стали стремительно догонять
и автомобили. Трасса была влажной, собственно, как и почти всегда
на Нордшляйффе и как-то все не очень ехали. Мой первый обгон.
CLK 55AMG ну совсем не ехал, после нескольких наседаний прижимается
правее и пропускает. Ну, мы его проходим и едем дальше. Тут, видимо
чел на AMG увидел наш шильдик 2.0 TDI и подумал, че за дела....
Дело в том, что спереди Аудюха выглядит очень грозно. Да еще табличка
S-Line на решетке, сделанная в стиле S или RS издалека выглядит
очень даже ничего, вот и думают, что: ну это перцы как минимум
на S3 или S4, нужно пропустить...А тут как раз прямичек и водила
AMG с видом, что он поехал в супермаркет проносится мимо. Ну ладно...
Далее мы объехали какой-то Ягуар XJR, но это уже не суть. Первый
круг был где-то около 11 минут, чуть меньше может.
3. Общие ощущения.
Помню, когда Тайфун мне рассказывал про свой проезд
по Северной Петле на вопрос: «Ну как а...?». Ответ был: «Страшно!».
Знаете, если кто-то смотрел ролики, снятые, как кто-то едет по
этой трассе, то вот они не передают и десятой доли того, что на
самом деле ощущается. Ну не возможно на камере передать реальный
рельеф местности, а особенно то, что происходит с организмом при
перегрузках. Сказать «страшно» - это мало. «УЖАС» – вот, что нужно
сказать. Очень сложная трасса, повороты не просматриваются, а
главное, они не логичны по своему строению, т.е. они коварны тем,
что видятся они по одному, а в реальности они абсолютно другие.
Словами тяжело описать, чтобы было понятно. Вот едешь ты, видишь
поворот, ну вот дуга, вот апекс, вот ща зайду пошире и на апекс,
там откроюсь и все ок. На самом деле получается так – едешь, берешь
шире, начинаешь заходить на апекс, а тут оказывается, что это
вовсе не апекс и .... тебя выносит с трассы. Вот и все. А еще
там невероятный перепад высот по всей трассе. Так вот есть одно
из мест, где мы качегарим нашу помоечку до 200 км.ч., и на этой
скорости начинается подъем градусов 30 наверное, плюс в этом подъеме
нужно еще и довернуть машину в поворот. Так вот в этом месте у
меня лично происходит кратковременное локальное помутнение рассудка
от перегрузки, ощущение, что мозг упирается в лобную часть черепа,
от руля приходится отжиматься как от брусьев руками и при этом
контролируемо поворачивать и готовиться к выходу на следующий
поворот. Скорость – 200 км.ч.!!! не забываем. А на приличной машине
– 250-300. Или спуски, где едешь ты тоже под 200 и ... спуск.
Машина как бы полетела. Так вот летишь ты и видишь дальше поворот
такой крутой-крутой и рельс такой стальной-стальной вместо зоны
безопасности, летишь и думаешь, бессмысленно нажимая на педаль
тормоза, а оплатит ли все-таки страховая компания машину, разбитую
на гоночном треке. А в этом месте еще и зрители любят стоять,
знают, сволочи, где зрелища много.
4. Быстрые круги.
Мне потребовалось 13 кругов, чтобы показать свой
лучший результат. Чего он мне стоил – даже не описать. Мы ездили
по очереди и как бы соревновались между собой. При этом Антоха
ездит более расчетливо, академично, а я, как бы это сказать –
рискованно короче. Первые три круга я не мог выехать из заветных
10 минут, как мы себе определили в качестве цели. Лучшее, что
я показал – это 10 мин. 16 сек. Антоха первый выехал из 10 со
временем 9.58. Это казалось достижением, жизни... и мне тоже хотелось
почувствовать себя не хуже Джереми Кларксона, который выехал все-таки
из 10 на дизельном Ягуаре S-type. Ну, далее пошло все интереснее,
трасса высохла, ее раскатали, вышло солнце (не поверите, до этого
все время шел дождь, а иногда и снег).
Антоха 9.51 – я 9.44. Далее Антоха мне привез 9.38, и пошел дождь.
Для нас это был последний день на трассе, к тому же и вечер, т.е.
близко время закрытия, и ждать милости от погоды я уже не мог.
Я проехал еще 2 круга для понимания, что творится с покрытием
и изучения трассы. Сделал паузу, подумал, что обидно разбить машину
на первых кругах, типа, а что делать остальные дни, а в последний
вечер... можно, ну и хрен, всего лишь деньги. Короче планка упала,
у меня в голове тумблер переключился в положение «отморозок»,
и я выехал на заветную прямую старт-финиш. Вспоминать, как я ехал
даже сейчас жутко, я не уверен, что сделаю это еще раз. Я проходил
в пол там, где всегда до этого тормозил, при этом резал поребрики
и ехал чуть-ли не по траве максимально распрямляя повороты, но
мне повезло, видимимо, кто-то очередной раз убрался, трассу закрыли,
и я остался один на круге, таким образом, мне никто не мешал впереди,
и никто не поджимал сзади. Такое случается крайне редко, т.к.
желающих разложиться там всегда достаточно. Так вот провалил я
эту трассу, раз пять меня чуть не вынесло только за этот заезд.
Иногда угол заноса становился угрожающим, зрители мне махали руками
– типа, вот идиот, ты же только что чуть не улетел!!! Но они же
ничего не понимают...
5. Замеры.
Замеры мы делали следующим образом, секундомер включался
при разгоне от конусов (кто знает) и выключался под такой металлической
аркой после выхода на прямую «старт-финиш», дальше валить запрещено,
т.к. нужно опять платить за следующий круг.
6. Автомобиль.
Сейчас я доволен тем, что нам досталась A3, а не SL на автомате
и с весом почти в 2 тонны. Отличный авто, нужно сказать, но не
без минусов. Итак, что понравилось:
+ отличная управляемость. Я всегда слышал, что Ауди не рулятся.
Так вот я не согласен – эта рулится отлично, просто великолепно,
отточено и очень четко.
+ отличное шасси, великолепная подвеска. Вообще нет кренов!!!
Вообще!!! При такой нагрузке. При этом, отлично справляется с
покрытием трассы, которое не есть идеал.
- очень плохо - это информативность тормозов. Просто ужас. Нет.
Машина отлично тормозит, но выглядит это так. Нужно тебе затормозить,
ты жмешь тормоз и.... не происходит ничего, жмешь дальше и ...опять
ничего, еще дальше, и уже вовсю стрекочет ABS. А где тот самый
момент перед ее срабатыванием - не понятно. Колодки посмотрел
– они как новые. Резина? С другой стороны, тормоза кипели только
на 3-м круге подряд. Это очень хорошо, я считаю, для гражданской
машинки
+ Принято у нас критиковать шины Pirelli – типа гуано редкостное.
Не знаю, мне хватило шин для Нордшляйфе, может кому-то и не хватает
в городе. Держат отлично, снос очень контролируемый, восстановление
после сноса не резкое. Здесь конечно еще и отличное шасси машины
и подвеска играет роль, но к шинам у меня претензий нет. Правда,
вернули мы машину с шинами на индикаторе износа, а передние –
откровенно лысые, чего уж там говорить.
+ Общее впечатление после японских машин. Ну не гремит ничего
там, несмотря на жесткость подвески, все собрано и сбито, четко
и ясно, зазоры минимальны, ничего не гуляет и не отваливается.
+ Великолепные сиденья в комплектации S-Line и руль. Для меня
в самый раз. Я обычно в поворотах не поворачиваю, а держусь за
руль, чтобы не вылететь из сиденья, здесь, в гражданских седушках
я мог полноценно рулить и забыть про посадку.
+ Отдельное спасибо инженерам из Ингольштадта. Я по началу отключил
систему ESP и валил как могу, постоянно отлавливая машину и выводя
ее из крутого пеке в отбойник, потом как-то забыл выключить ESP
и проехал круг значительно быстрее и спокойнее, просто не отвлекаясь
и не нервничая. Реально работает!!! Причем не душит машину, как
большинство подобных систем (кстати, особенно на японских авто),
а незаметно сглаживает все проблемы так, что ты это даже не замечаешь.
Один раз, когда меня очередной раз понесло, я по привычке уже
корректирую машину и замечаю, как ESP сделала это до меня гораздо
быстрее. Правда, чего греха таить, Но не спасла меня ESP от вылета
с трассы все же. Да, было дело, не безгрешен! тут система не виновата,
она уже ничего не могла сделать против безумия драйвера. Но все
обошлось, машину я отловил на траве и, срезав шикану, вернулся
на трассу.
7. Как мы драли суперкары, и как драли нас как грелки.
Интересно, что чувствует человек за рулем F430,
которого по Северной Петле объезжает Аудюха с
шильдиком 2.0 TDI. Тут ведь не сделаешь вид, что «... мне ваши
тут гонки блин... я – крутой перец блин...и вы все тут лохи...
блин... и видал я вас всех, и бабла у меня больше...блин, блин!»
, ты же едешь по закрытой гоночной трассе, а не со светофора в
городе сливаешь какому-нибудь Эво. Вот приехали там два друга
на черных F430 и Gallardo. Встречаю их на трассе, точнее догоняю,
упираюсь в зад, должны пропустить по правилам, но нет, как же
это так, мы на суперкарах пропустим... ну по прямой уходят, мне
ловить нечего, на следующем повороте на торможении вклиниваюсь
перед Gallardo, он явно не доволен, пробует меня за счет мощи
поставить на место, а вот и не получается и я уже на торможении
перед следующим поворотом обгоняю F430, которая упорно не хотела
меня пускать, как принято кстати на этой трассе. Ну, после этого
они успокоились и я их уже через два поворота не видел в зеркале
заднего вида. Даже на прямых, на которых мы успевали разогнать
только 200 они уже не появились. Это особенный кайф, чес-слово,
а сколько безконечных поршей мы объехали....
И особенно приятно на глазах у зрителей, а там есть такие места
и много, в повороте обгонять, скажем, как неоднократно было у
меня, Porsche GT3. Еше прикольно было, догоняю я стайку из пяти
затюниных RX7, видно приехали на покатушки клубом. Пристраюваюсь...
и одну за одной в поворотах делаю, они сопротивляются и на прямых
уходят в точку, но трасса такова, что поворотов больше и к финишу
я обогнал первую в колонне RX7!
Обгоняли мы и Lotus-ы и Каттеры, а особенно смешно становится,
когда трасса намокает, мы вообще как стоячих все делаем, я не
понимаю, там запас по устойчивости еще огромный, че они не едут?
А у нас шины передние уже почти лысые. Но... я знаю, почему они
не едут... и об этом чуть ниже.
И нас драли...
Драли как младенцев. Особенно запомнился EVO VIII MR из Англии.
При том, что мы валили на все, на что способны, он нас и в поворотах,
а особенно на выходе из них и по прямой делал так, что мы его
не видели уже в следующем повороте.
Особо драли нас хот-хэтчи, нелюбимые у нас SEAT (Coupra R), гольфы
GTI и новые R32 уезжали в точку. Также и Mini Cooper S, заряженные
Пыжи и Рено, а по сухому отыгрывались некоторые Каттеры, и некоторые
хозяева Поршей отстаивали честь великой марки, проносясь мимо.
Особенно мне понравилось, как едут BMW. При всей моей нелюбви
к этой марке с подмоченной репутацией в России, я уважительно
относился ко всему, что имело шильдик M (кроме M6, наверное),
а теперь считаю, что M3 – это великая машина во всех годах исполнения.
О, как они едут... Еще хорошо ехали М5 в Е34, прикольно ехала
М5 Ring Taxi. Ну, там чел трассу с закрытыми глазами проедет,
он безумно валил, правда и его иногда выставляло на скорости во
влажных поворотах.
Были и полные отморозки байкеры, которых мы не чтобы
пропускали в поворотах, как это обычно бывало, а просто еле
успевали разглядеть. И ехали они так классно, что ощущение, что
сам Росси валит.
Короче вывод, чем дороже машина, тем хуже она ехала... ну это
понятно...богатым тоже деньги жалко. А вот на Субах никто ваще
не валил. Видно, не для таких дорог эта машина. Мы их на Ауди
нашей делали легко, видно ее специфичная управляемость и нежелание
поворачивать, как все остальные машины, не позволяют им быстро
ехать.
8. Zakspeed Viper
Страшно говорите, - нет, это еще не страшно. Меня там прокатили
на Вайпере команды ZakSpeed прошлых сезонов FIA GT с профессионалом
за рулем. Это просто я описать не берусь. Нет, динамикой он меня
не удивил, думаю, мой GT-R в прошлогодней спецификации ехал также,
но на трассе. Такое ощущение, что я успел сделать один вдох и
выдохнул только на финише. Держак безумный, скорости в поворотах
и на прямых нереальные. И это еще на гражданском Dunlop SP Sport
9000. Правда я пилота подзадорил на старте, типа более 8 минут
не катит, он и обрадовался нормальному челу, а то 90% после первой
связки поворотов просили его выпустить их на свободу...как он
рассказывал, и ему скучно...:(
9. В завершении...
Страшно, но на самом деле меня пугала не трасса сама, меня пугало
больше всего другое. А именно – количество убравшихся там людей
практически у меня на глазах и общие цифры и списки. Редко вам
удастся проехать полноценно три круга подряд. Обязательно вывесят
желтые флаги и заставят снизить скорость. И там вы увидите разложившуюся
машину или еле живого или совсем не живого байкера. Их гибнет
там больше всего.
В нашем отеле была большая карта трассы, на которой в каждом повороте
было подписано, кто и когда там погиб, так вот, живого места на
этой огромной карте уже практически нет. Вот почему люди и не
валят там. Мне было очень тяжело с осознанием этого открываться
на полную, очень тяжело психологически держать газ в пол, с мыслю
о том, что ты можешь стать следующим очередным, и уже для тебя
приедут маршалы трассы, из-за тебя вывесят желтые флаги, за тобой
приедет эвакуатор и скорая и твои обломки будут сметать метлой,
чтобы максимально быстро освободить дорогу для следующих «клиентов».
Только на наших глазах, а мы ездили не постоянно, как вы понимаете,
разбивалось около 20 человек в день. Реальная цифра – это 25-30
инцидентов в день с разной степенью тяжести исхода. Самые счастливые
увозят на эвакуаторе то, что осталось от их машины.
Тем не менее, я собираюсь туда на 3 дня на 12 июня. Машину буду
уже подбирать серьезно здесь. Заведу Amex и возьмем более-менее
приличную машину. И не нужно говорить, что хватит вам там дизельной
помойки, нифига не хватит, мы на нашей Аудюхе ехали уже как на
карте, пытаясь весом раскачать ее при разгоне. Ну не хватает мощи
... Следующая цель – выезд из 9 мин. То, что я проеду там 9.2
– по сухому, я почти уверен, но для выезда из 9 нужна другая машина.
ИМХО идеал для меня – это ЭВО 9. Еще неплохо я бы ехал на Мини
Купере С или Golf GTI, или R32, на них можно более обезбашенно
валить. Ехать не заднеприводном Порше мне страшновато как-то,
хотя на М3 я бы поехал. Задний привод не прощает того, что можно
делать на переднем, но дает другие преимущества, всем известные.
А вот выезд из 8 мин. – это уже удел суперкара или негражданской
резины. На стандартной резине ехать даже близко к 8 минутам нереально!!!
Статистика поездки:
Лучшее время: 9 мин. 31 сек., 13-й круг в моей жизни по этой трассе.
Автомобиль: Audi A3 Sportback 2.0 TDI S-Line
Шины: Pirelli Pzero Rosso 225/45/ZR17
Погода: Дождь, мокрая трасса.
0
Коментарі