*Святая, первопрестольная, равноапостольная, право… (славная, верная, защитная) и такоже, такоже, такоже… церковь. Святое. Праведное. Истинное. Не подлежит обсуждению.
И в то же время – жалобы на стяжательство священнослужителей, непомерные тарифы на обряды и службы, формальное и поверхностное отношение к вере, приторговывание легкими наркотиками и многотолкование учения истины.
Разберемся, используя Богом данный разум в этих высоких понятиях и почему высокие понятия испаскудились в пользовании в обыденной жизни.
Святость – что иже еси? Церковнославянское правописание, происходящее от греческого, свят обозначает символом свет – ясность, освещенность, понимание, представление. Воистину святым считался надчеловек, познавший суть природы. Он легко оперировал наджитейскими понятиями. Он мог изменять суть вещей- исцелять (именно исцелять, а не лечить; ибо лечить – это исправлять последствия болезни, а исцелять – возвращать первозданное здоровье человеку, обновляя его) от болезней, управлять ходом событий, дарить (ДАРИТЬ!!!) радость просто… просто словом, улыбкой, прикосновением, участием. Просто будучи рядом. И даже не будучи – достаточно было попросить его о помощи – и помощь приходила. Такие люди несли в себе свет – вполне видимый, ощущаемый, благодатный. И такие люди от тебя ничего не требовали взамен ДЛЯ СЕБЯ - а если просили, то лишь о том, чтобы ты изменил свой образ мысли – стал добрее, терпимее, лучше. И действительно – при радостном исполнении его просьб жизнь многих людей налаживалась – личная, деловая, общественная. Святой человек (из любой истории) не требовал от последователей надусилий – только то, что исполнялось легко и просто. Такой человек проповедовал свое учение – являясь ВСЕГДА оппозицией власти - и последователи его записывали, запоминали, передавали, практиковали. Суждения святого – зачастую парадоксальные, опрокидывали сложившиеся житейские взгляды неотразимой справедливостью, тем самым взламывая жизненный уклад народа и лишая опоры власть имущих. Святых изгоняли из городов – они уходили в пустыни, в провинции, пронося СВЕТ нового знания среди людей. Образ именно такого святого и сложился в нашем представлении.
Есть образ иного святого – человека «знающего». Такой святой тоже познал скрытую суть вещей и мог исподволь влиять на события и жизни. К нему тоже можно было обратиться с просьбой – и он мог просьбу исполнить. Подарить любовь человека, сделать богатым, знатным, могущественным. Но за свои услуги он требовал жертв – не обязательно кровавых, иногда пустяшных, но таких, что приходилось трижды подумать, прежде чем решится на эти жертвы. Да, затраты и вознаграждение были ВСЕГДА сопоставимы. Жертвующий формально оставался в барыше, но только ощущение несправедливости обмена оставалось у него в душе. Человеческой радости это не приносило, и со временем перерастало в тоску и кручину: всё есть, а счастья нет.
Такие истории есть во всех культурах и породили сюжеты о сделке с дьяволом. Хотели бы мы помощи от такого святаго?
Хм… кому как. Сказки учат, что правильнее отказаться от такой «помощи». Кто же тогда носится в мощных черных внедорожниках с номерами 666 и 999 по городским улицам, игнорируя все правила? Рок-концерты забиты поклонниками – количество исчисляется тысячами. Идейных поклонников такого святого тоже хватает – их называют сатанистами- и их учения вполне логичны и оригинальны – и базируются на том, что Сатана, в буквальном переводе – «Ангел Света». Служители попадаются разные – от агрессивных скиннедов до людей высокоинтеллектуальных. Встречался, разговаривал, дискутировал. Хотели бы мы получить помощь от ангела света?
Есть ли в церкви нечто такое- особенное, что выделяет ее служителей на общем фоне, что дает подзарядку душам и помогает идти по жизни?
Остановимся только на последователях Христа, поскольку отмечаем 1020 летие крещения Руси. Православная церковь во всей своей византийской торжественности и приверженности традициям лишает доверия только своим «прейскурантом» - соборование – 500 грн, отпевание – 500 грн, крещение – 500 грн, сорокоуст – 250 грн (привожу по памяти), записочку подать за здравие – 2 грн за имечко, за упокой – 2 грн за имечко. Отпущение грехов – цены не помню, но формальность отпущения помню точно: «Отпускаются грехи рабе божьей… во имя отца и сына и святаго духа аминь! Накладываю епитимью: прочесть 10 раз «Отче наш», и 10 раз «Богородице, Дева, радуйся. Иди с Богом». Что не шаг – то денежка, что ни слово – денежка, скоро вход в храм платный будет?
Церкви харизматичных течений осовременили идеи Христа аранжировками и ритмами, внесли гибкость в догматы и идеальные величины имеют вполне прикладной характер. Обратившись с проблемой, можно рассчитывать на действенную помощь. И советом, и действием, и сотрудничеством поддержат вполне от души. Коллектив в любой общине дружелюбный, искренний в отношениях, открытый и к диалогу. Умиляет их бесцеремонный оптимизм «Бог все может и тебе поможет! Бог тебя любит! Приходите к Богу, Он все твои проблемы решит!». Материальный интерес также присутствует (а как же без него) и богатому адепту будут особо рады. И выслушают, и будут молится за тебя, за твоих близких, и за здравие живущих и упокой умерших и за успех твоего предприятия. Они излечивают наркоманов – реальные героинщики со стажем слезают с иглы!
Они имеют «ячейки» и в больницах – туберкулезных и раковых диспансерах, служители проникают в тюрьмы любого режима, посещают узников и рецидивистов, организуют массовые богослужения и индивидуальные молитвы…А святых в своих рядах – тех, тех архаичных святых, творящих чудеса, перемещающихся в пространстве, насыщающих голодных и ходящих по воде – нет, не имеют.
Баптисты – наименее меркантильные христиане. Денежные темы поднимаются просьбами о помиловании. Жертв не требуют – милости просят. Именно в мне эти просьбы находят наибольший (суммарно) отклик. Даю – и забываю что подал. Они искренни, терпеливы, смиренны, но отсутствием некоей зубастости вызывают во мне страх немощности, беспомощности… совсем не сопротивляются…
Когда я стану стариком во мне избудут все желанья на паперти от всех тайком просить я буду подаянье. Я жить любил и жизнь любил, и тоже был бойцом хорошим! но все избыл и нету сил… все в прошлом… у меня – все в прошлом. У края жизни я стою; в жизнь входят новые адепты и в кепку рваную мою бросают медные монеты.
Возможно, до такой святости надо дорасти. Я еще хочу жить – действовать, ошибаться, исправляться, ликовать от побед и оплакивать поражения.
Так что святого в церкви? Что светлого она вносит в наше знание об устройстве жизни? Всё течения христианства опираются на библию, в которой простые идеи описаны столь дремучим языком, сквозь который приходится продираться, упираясь в тупики и ловушки. Обдумывание и уложение в логические рамки занимает довольно долгое время и (в этом плане я благодарен библии за гимнастику ума) в итоге зачастую суть идеи может коренным образом отличаться от пропагандируемой. Отсюда и многотолкования, поскольку всяк понимает в меру своей образованности. Толкования диаметрально противоположные, но все ссылаются на библию!
Так стОит ли приходить в церковь за святостью? За последние 150 лет светская наука многое осветила («освятила?») в структуре души. Целенаправленная психотерапия дает нужные результаты. Уровень образованности людей вырос. Но церковь не исчезла. По прежнему людям есть необходимость прикоснуться к чему-то высшему, получить глоток некоего одобрения, либо порицания. И отклик на их молитвы есть, даже если молитвы не в церкви. И по- прежнему Пресвятой за свои чудеса не просит никаких материальных жертв.