Как растворяются воздухи
- 06.04.11, 12:41
Источник: Православие и мир
Великая или мирная ектения – самая большая из всех ектений (молитвенных прошений) на службе: в ней содержится 11 разных прошений о духовных и земных нуждах христиан – от мира с Богом, ближними и самим собой до дарования хорошего климата и избавления от всяких болезней и чьего бы то ни было гнева на нас.
Мы молимся о благо – стоянии, твердом стоянии, твердости, непоколебимости, всех православных Церквей, о храме, в котором мы находимся, и о всех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим в него (в онь) входит. "Страх Божий" – это устойчивое выражение (идиома), означающее Богопочитание.
Мы молимся о всем священноначалии: Патриархе, правящем епископе, честнем пресвитерстве, диаконстве и причте (всех служащих в данном храме, от священников до чтецов). Пресвитерство, т.е. священство (пресвитер – калька с греческого, то же, что и священник), называется честным, т.е. почтенным, досточтимым; "честный (честной) отец" – принятое в церковнославянском языке обращение, как в современном русском "уважаемый г-н N".
"О благорастворении воздухов... Господу помолимся!" Воздух (именно так, с ударением на последнем слоге) по-церковнославянски обозначает тоже воздух, причем разные его слои: древние выделяли нижний слой, по-гречески он назывался аэр, близкий к земле, тот, которым мы дышим, и о его хорошем состоянии просится в ектение; и верхний – эфир, уже небеса, куда мы можем быть "восхищенни на облацех в сретение Господне" – чтобы встретить Господа*. Словосочетание благорастворение воздухов стало устойчивым и может быть переведено "хороший климат, здоровый состав воздуха".
В великой ектении мы просим Бога и о Его покровительстве и помощи всем плавающим, путешествующим (т.е. подвергающимся потенциальной опасности), недугующим (болеющим), страждущим и находящимся в плену. Страждущий – тот, кто страдает, т.е. терпит мучения, борется с препятствиями, бедствует в жизни.
"О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся!" Скорбь по-церковнославянски означает боль, муку (многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь**), а также тяготу. Нужда слово многозначное, здесь значит "насилие". Помолимся, чтобы Господь избавил нас от любого мучения, чьего-либо гнева и насилия.
"Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". Заступати – защищать, покровительствовать (отсюда "Боже, Заступник мой еси Ты.."); а чем спасает и покрывает нас Господь – Своей благодатию, т.е. милостью.
В конце ектении мы поминаем (упоминаем) Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Богородицу и всех святых; приставка пре – во всех титулах Богоматери означает высшую степень этих качеств: Она святее всех живущих на земле и всех святых, самая чистая, а что значит "самая благословенная"? Благословити – хвалить, прославлять, превозносить; мы хвалим и прославляем Богородицу больше всех людей и небесных сил. Испросив помощи Божией Матери и всех святых, нам остается только предать весь наш живот Богу – т.е. вручить, отдать навсегда, препоручить нашу жизнь Богу.
При написании использовались словари:
О.А. Седаковой "Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю" – М., 2005.
прот. Г.Дьяченко "Полный церковнославянский словарь" (М., 2004). И. И. Срезневский "Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам" (в 3 тт. СПб., 1890-1912)
Сноски:
*1 послание ап. Павла к Фессалоникийцам (4, 17)
**33 псалом, стр.20
Коментарі