Оригинальное мышление
- 26.05.11, 14:07
С самых первых шагов обучения у человека отбивают охоту думать самостоятельно, а в его голову закладываются готовые мысли. Легко увидеть, как это происходит с детьми. Они преисполнены любопытства, хотят охватить окружающий мир не только физически, но и интеллектуально. Они хотят знать правду, потому что это самый надежный способ ориентироваться в чужом и подавляюще сильном мире. Но их желания и стремления не принимают всерьез; и не так уж важно, в какой форме это проявляется: в открытом пренебрежении или в мягкой снисходительности, которая обычна в обращении со слабыми (будь то дети, старики или больные). Такое обращение и само по себе наносит серьезный вред самостоятельному мышлению, но дело обстоит гораздо хуже в случае неискренности - часто неумышленной, которая обычна в поведении родителей с детьми. Отчасти эта неискренность проявляется в том, что ребенку дают искаженную картину мира. Это так же полезно, как описывать жизнь в Арктике человеку, попросившему совета перед экспедицией в Сахару. Но кроме общего искажения, бывает и много специальной лжи, направленной на утаивание от детей каких-то фактов, знание которых детьми для родителей нежелательно. "Не твоего ума дело",- говорят ребенку, и его расспросы наталкиваются на враждебный или вежливый отказ в самых различных случаях: от плохого настроения родителей, которое рационализируется как оправданное недовольство плохим поведением ребенка, и до половых отношений или семейных ссор, о коих с детьми не говорят.
Подготовленный таким образом ребенок попадает в школу или в колледж. Здесь применяются методы обучения, в действительности ведущие к дальнейшему подавлению самостоятельного мышления; на некоторых из них я остановлюсь. Один из них - настойчивое требование от учащихся знать факты, точнее, информацию. Существует жалкое суеверие, будто человек достигает знания действительности, усваивая как можно больше фактов. В головы учащихся вдалбливаются сотни разрозненных, не связанных между собою фактов; все их время и вся энергия уходят на заучивание этой массы фактов, а думать уже некогда и нет сил. Разумеется, мышление само по себе - без знания фактов - это фикция, но и сама по себе "информация" может превратиться в такое же препятствие для мышления, как и ее отсутствие.
Эрик Фромм в книге "Бегство от свободы"
4
Коментарі
Тата33
126.05.11, 14:47
Конечно это ненормально, но откуда взяться интересу у ребенка, если учесть какие сейчас методические материалы в школе и преподаватели заинтересованы только в сборе подати с родителей...
ognersan
226.05.11, 14:51Відповідь на 1 від Тата33
Домашнее образование как возможный выход
http://www.youtube.com/watch?v=Nu0DGXAKfkY&feature=player_embedded
если конечно есть возможность
Тата33
326.05.11, 15:24Відповідь на 2 від ognersan
Если есть возможность, то безусловно это выход
пан РУСЛАН
427.05.11, 14:14
"Существует жалкое суеверие, будто человек достигает знания действительности, усваивая как можно больше фактов. В головы учащихся вдалбливаются сотни разрозненных, не связанных между собою фактов; все их время и вся энергия уходят на заучивание этой массы фактов, а думать уже некогда и нет сил. Разумеется, мышление само по себе - без знания фактов - это фикция, но и сама по себе "информация" может превратиться в такое же препятствие для мышления, как и ее отсутствие." - совершеннейше согласен. Я вот получаю счас 3-е образование (корочки только по сути) лишь для статуса в этом мире. А на самом деле понимаю что много того бреда что пытаются запихнуть - пустое и забывается мгновенно. Мышлению оно и правда не научит. Науки высосаные из пальца и тупое их заучивание не смогут
пан РУСЛАН
527.05.11, 14:15
сделать человека умнее.
Paralogik
627.05.11, 20:11Відповідь на 2 від ognersan
При чем тут "возможность"? Это прямая ПРИРОДНАЯ обязанность родителей!Ха-ха-ха - "возможность(!!!) выполнить свой родительский долг"
Опал58
729.05.11, 12:48Відповідь на 6 від Paralogik
Простите, а кого вы воспитали-сына, дочь? Поделитесь опытом индивидуального воспитания, будьте любезны. Думаю, это было бы интересно и многим молодым родителям.
Paralogik
829.05.11, 13:34Відповідь на 7 від Опал58
Выкладывать на подобных ресурсах сведения о личной жизни меня уже давно отучили - в рунете это весьма даже опасно для здоровья... Так что простите, но тут уже работает только принцип "верю/не верю" для читателей и "теоретизирую/гоню" для писателей
Личный опыт и миропонимание мне подсказывает, что современная школа превратилась в "камеру хранения детей" для родителей, не желающих заботиться о своих чадах, а стремящихся САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ в т.н. "обществе".