О глупости умных людей
- 15.06.12, 09:22
Для затравки — простая математическая загадка. Бейсбольный мяч и бита вместе стоят 1 доллар и 10 центов. При этом бита стоит на 1 доллар дороже мяча. Сколько стоит мяч? Подавляющее большинство людей отвечают, что мяч стоит 10 центов. Ответ очевиден, но неверен (мяч стоит 5 центов, а бита, соответственно, 1 доллар 5 центов). Всё потому, что люди спешат и для решения задач чаще всего используют самые очевидные способы. Более пятидесяти лет лауреат Нобелевской премии по экономике профессор психологии Даниэль Канеман задавал испытуемым вопросы вроде этого и анализировал их ответы. В итоге его эксперименты в значительной мере изменили представление о человеческом мышлении. Древние философы и современные экономисты с социологами часто твердят, что человек — существо рациональное. Но исследования Канемана (в соавторстве с ныне покойным Амосом Тверски) показывают, что мы не так рациональны, как бы нам этого хотелось. Когда люди сталкиваются с ситуацией, требующей решения, они почти никогда не начинают оценивать информацию, искать соответствующую статистику и прочее. Вместо этого решения принимаются благодаря длинному списку стереотипов мышления и поведенческих ярлыков. Поэтому порой и принимаются глупые решения вместо нужных. Так и с этой задачкой про мяч и биту — большинство пропускает даже такой простой шаг, как элементарные математические вычисления, и люди быстро выдают ответ, который им просто кажется верным. Канеман, несмотря на то, что сейчас его работы известны и он считается одним из наиболее влиятельных психологов 20 века, долгое время оставался в тени, его исследования мало кого интересовали. Он рассказывал, что как-то излагал свою точку зрения о иррациональности мышления одному именитому американскому философу, и тот поморщился и сказал: «Меня не интересует психология глупости». Новое исследование в «Журнале личностной и групповой психологии» под руководством Ричарда Уэста, Джеймса Медисона и Кейт Станович доказывает, что умные люди сильнее подвержены подобным ошибкам. Уэст и его коллеги разработали систему вопросов и протестировали 482 студентов. Еще задачка для примера: В озере есть участок, заросший кувшинками. Каждый день этот участок увеличивается в размере в 2 раза. Известно, что кувшинки покроют всю поверхность озера за 48 дней. За сколько дней кувшинки покроют ровно половину поверхности озера? У большинства такая первая реакция на данный вопрос — они делят 48 пополам и получают 24. Но это неверно. Половина озера покроется кувшинками на 47-й день. Уэст и коллеги ставили целью исследований не просто подтвердить наличие стереотипного мышления, но и выявить взаимосвязь между человеческим интеллектом и предубеждениями. Результаты оказались довольно тревожными. Выяснилось, что самосознание не очень помогает. То есть, если человек сам знает, что порой мыслит стереотипами, и при решении задачи делает на это поправку, это все равно не спасает его от принятия неверного решения. Одним из опасных следствий такого мышления является так называемое «слепое пятно предвзятости», по-русски — «В своём глазу бревна не замечать». Это базируется на свойстве людей четко отмечать систематические ошибки в мышлении других людей, явственно понимая, что это — ошибка, и при этом самим совершать такие же ошибки, не замечая этого. Группа Уэста разработала вопросы 4-х уровней сложности, и на всех этих уровнях процент принятия неверных решений и «слепых пятен» был довольно ощутим. Уровень образования и успеваемости не явился панацеей — более 50% студентов Гарварда, Принстона и Массачусетского технологического института неправильно ответили на вопрос про биту и мяч. Можно ли как-то объяснить возникновение этих «слепых пятен»? Есть предположение, что они появляются из-за несоответствия между тем, как мы оцениваем других, и тем, как мы оцениваем себя. При рассмотрении иррационального поступка другого человека мы вынуждены полагаться на поведенческую информацию, поэтому можем ясно видеть со стороны все ошибки мышления данного субъекта. А вот при оценке своих собственных решений мы склонны ударяться в дремучий самоанализ, как-то объяснять или оправдывать свою мотивацию, ныть над своими ошибками, иногда даже обвинять в своих ошибках других людей. Основные причины нашей иррациональности остаются непроницаемыми для самоанализа, ведь анализ — это тоже рациональный способ решения проблемы. Излишний самоанализ может даже усугубить проблему. В общем, закончить можно прописной истиной — «Чем больше мы пытаемся познать себя, тем меньше понимаем».
Коментарі
Эгоист*10
115.06.12, 09:32
познавательно
"я знаю что я ничего не знаю "(с) (не помню чья)
анонім
215.06.12, 09:45
Все эти слепые пятна - из-за костности нашего образования.ВУЗы учат не думать,а мыслить по шаблону.Поэтому институты и выпускают одних неудачников.
Тобі цікаво
315.06.12, 09:54Відповідь на 2 від анонім
дело в том что учат их не специалисты в своем роде а те кто про эту тему что то читали в тиории, тоесть препады по экономике не есть успешными финансистами и тп и тд. Ну и система образования, правительство и бла бла бла
анонім
415.06.12, 10:02Відповідь на 3 від Тобі цікаво
Поэтому,я бы разогнал очные группы обучения,оставил бы только заочников - они в большинстве уже работают по специальности и знают за что учатся.
Тобі цікаво
515.06.12, 10:10Відповідь на 4 від анонім
и за взятки препадам расстреливать дающего и берущего
анонім
615.06.12, 10:27Відповідь на 5 від Тобі цікаво
Ну это круто.Просто выгонять без права на восстановление...
Гість: Брахманыч
715.06.12, 10:36
Попробуй решить задачу про биту математически)
Тобі цікаво
815.06.12, 10:46Відповідь на 6 від анонім
чтобы он паразитировал другую отрасль?
анонім
915.06.12, 11:13Відповідь на 1 від Эгоист*10
сократ
анонім
1015.06.12, 11:15
иррациональность это не то же что глупость. это что-то вроде вирусной программы в компьютере. а глупость синоним глухости, когда человек не слушит ни что говорит, ни что его спрашивают...