В
конце 1988 года, состоялась премьера телефильма «Собачье сердце»
Владимира Бортко по одноименной повести Михаила Булгакова. С тех пор
популярность этого двухсерийного шедевра только росла, он неизменно
входит в топы советских/российских фильмов.
Выражения профессора
Преображенского вошли в обиход: «Разруха не в клозетах, а в головах»,
«Дайте мне такую бумажку, чтобы это была броня», «Не читайте утром
советских газет!» Здравый смысл ученого противопоставлялся
революционному абсурду, который воплощали на экране Швондер и Шариков,
чьи фразы тоже стали крылатыми: «Абырвалг», «Это какой-то позор,
профессор», «Котов душили, душили», «Все отнять и поделить», «В очередь,
сукины дети, в очередь»..
Актёры фильма «Собачье сердце»... 25 лет спустяВладимир Толоконников
Евгений Евстигнеев 1926-1992
Борис Плотников
Нина Русланова
Ольга Мелихова
Анжелика Неволина
Роман Карцев
Наталья Фоменко
Владимир Федоров
Юрий Кузнецов
Реж. Владимир Бортко
Повесть
была написана Михаилом Булгаковым в 1925 году. Ее должны были
напечатать в альманахе «Недра», но соратник Ленина, член Политбюро Лев
Каменев ее запретил, начертав отрицательную резолюцию: «Это острый
памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя». И впервые
повесть была опубликована в 1968 году за границей — в ФРГ и Англии.
Первая
экранизация тоже была за рубежом: режиссер Альберто Латтуада поставил
итальяно-немецкую картину «Собачье сердце» (итал. «Cuore di cane», нем.
«Warum bellt Herr Bobikow?» — «Почему лает господин Бобиков?») в 1976
году. Фильм отразил разочарование в цветочных революциях хиппи конца
60-х: швондеры и шариковы воплощали разрушителей революционных иллюзий
студенчества.
В роли Преображенского снялся известный шведский
актер, дважды номинант на «Оскар» Макс фон Сюдов, а одну из
эпизодических ролей исполнила будущая порнозвезда Чиччолина.
Публикация
в СССР «Собачьего сердца» случилась в журнале «Знамя» только в 1987-м,
через 62 года после написания. Владимиру Бортко дал почитать этот журнал
на «Ленфильме» режиссер Сергей Микаэлян. «Я знал другие известные
произведения Булгакова, того же «Мастера и Маргариту», но «Собачьего
сердца» не читал», — рассказал нам Владимир Владимирович. Монолог
профессора мгновенно захватил Бортко, он решил снимать. Цензурных
проблем с этой картиной, несмотря на ее остроту, не возникло — на дворе
гремела перестройка. В отличие от картины Бортко «Блондинка за углом» с
Андреем Мироновым, которая пролежала на полке два года — до 1984-го.
Кстати, эта картина и принесла режиссеру первую известность.
ФИЛЬМ СНЯТ НЕ ТОЛЬКО ПО ПОВЕСТИ
Зрители
после премьеры «Собачьего сердца» бросались читать повесть, но многих
шуток и сцен не находили. Дело в том, что сценарий Владимир Бортко
вместе с супругой Натальей написали не только по повести — они сделали
выжимки из рассказов и фельетонов писателя.
Сошедший с ума
дворник, которому библиотекарь, чтобы отделаться, посоветовала читать
тома энциклопедии — из фельетона «Самоцветный быт», пророчица в цирке —
из рассказа «Мадмазель Жанна» («Дура, делай умное лицо!»), вызов духов —
из «Спиритического сеанса», а «звездины» Клары и Розы, которые проводил
Швондер, — из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта
Ферапонтовича Капорцева». Эти сценки и остроты не только придали блеск
картине.
«Используя булгаковские рассказы, — поделился с нами
режиссер секретом, — мы раздвинули рамки квартиры, где происходит
действие повести. Теперь там была улица, цирк». Кстати, московские улицы
«сыграл» Питер, поскольку съемки проходили на «Ленфильме».
ПРОФЕССОРЫ ПРЕОБРАЖЕНСКИЕ И БОРМЕНТАЛЬ
На
роль Преображенского пробовались звезды первой величины: Леонид
Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик. Выиграл
«тендер» Евгений Евстигнеев, и эта роль пришлась ему очень кстати. После
раздела МХАТа между Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым, Евстигнеев
остался с последним. Но попросил главрежа, поскольку недавно перенес
инфаркт, не давать ему новых ролей, а только доигрывать старые. Ефремов
воспринял это как предательство и сгоряча рубанул: «Так иди на
пенсию...» У Евстигнеева был шок. Именно в таком состоянии он и явился
на кинопробы. Так что сам он в тот период испытывал чувствительные удары
судьбы, которые выпали и на долю Преображенского. «Все актеры на пробах
замечательно играли, но Евстигнеев был точнее», — вспоминает Бортко.
Сын артиста, Денис Евстигнеев, заметил: «Фильм буквально спас отца. Он
постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал сцены.
Картина стала для него опорой в тот тяжелый период». Многие отмечали
проникновенность манеры Евстигнеева в этой роли, которую он сам называл
потом любимой. Что касается доктора Борменталя, его режиссер сразу
увидел в Борисе Плотникове, тогда актере Московского театра сатиры.
«Плотникова я моментально утвердил, — говорит нам Бортко. — И был им
очень доволен». Плотников побаивался играть с именитым артистом, но
Евстигнеев сказал: «Мы с вами равны, коллега» — и робость прошла.
ШАРИКОВЫ И ШАРИКИ
На
роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова пробовалось более десятка
претендентов. Ярким среди них был Николай Караченцов, органично
озвучивший пса-гасконца в мультфильме «Пес в сапогах», снятом по мотивам
«Трех мушкетеров» (1981). «Караченцов талантливо изображал пса, но его
актерское амплуа — герой-любовник, а мне нужен был в одном образе пес и
алкоголик», — говорит Бортко. Владимира Толоконникова отобрали по
актерской фотобазе, которая была на всех крупных студиях, — он служил в
Алматинском русском театре им. Лермонтова (как мы узнали, он там
работает и сейчас, а после «Собачьего сердца» одна из его самых ярких
ролей была в фильме «Хоттабыч» в 2006-м, где он сыграл старика-джинна).
Толоконников на кинопробах так колоритно произнес тост: «Желаю, чтобы
все!», что у режиссера отпали сомнения. «Володя убил меня в тот же миг,
как сделал глоток, — говорит режиссер. — Разумеется, это была не водка, а
вода. Но выпил он очень убедительно». Роль Шарика исполнила дворняга по
кличке Карай. Он был выбран из нескольких претендентов — членов
собачьего клуба «Дружок». «Это был умнейший пес, — говорит режиссер. —
Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля». Карай
впоследствии стал «кинозвездой», снявшись в картинах «Свадебный марш»,
«Переэкзаменовка», «Рок-н-ролл для принцессы» и «Навеки 19-летний».
ПИВА НЕ ПРЕДЛАГАТЬ. ТОЛЬКО КОНЬЯК!
Известно,
что Евгений Евстигнеев «для куража» любил выпивать 50 грамм коньяка
перед выходом на сцену или перед съемками. Толоконников рассказывал, что
из-за театральных передряг Евгений Александрович стал все больше
приносить на съемки спиртного. И делился с Толоконниковым. Фраза из
фильма «Пива Шарикову не предлагать!» обернулась в закадровую: «А не
налить ли Шарикову?» Владимир Бортко рассказал нам о конфликте с
Евстигнеевым на этой почве: «Евгений Александрович решил, что съемок уже
не будет сегодня. И очень хорошо выпил. Произошел тяжелый разговор. Но
после этого подобных конфликтов с ним уже не было. Спиртное на площадке
больше Евстигнеев не употреблял».
РЕВОЛЮЦИЯ И ПАРАЗИТЫ
«Собачье
сердце» — фильм-предупреждение о том, что социальные и научные
революции несут побочные эффекты. Преображенский в финале говорит с
разочарованием: «Вот что получается, когда исследователь вместо того,
чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и
приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей!»
Что
касается сатирического изображения социальных реформ, режиссер Бортко
замечает: «Поймите, я не против революции. Я против идеологических
паразитов, которых она часто порождает. Включите телевизор — Швондеры и
Шариковы вещают оттуда. Картина вырабатывает иммунитет к ним, что,
наверное, и объясняет долгожительство фильма. Его, кстати, часто
показывают перед выборами».
НА ЧАСТУШКИ ВДОХНОВИЛ ЕСЕНИН
Запоминаются
в фильме и песни «Суровые годы уходят», «Частушки Шарикова» барда Юлия
Кима («Бумбараш») на музыку Владимира Дашкевича («Шерлок Холмс и доктор
Ватсон»).
«В книге Булгакова написано: «Поют», — рассказывает
Бортко. — Но что? Я заказал песни Дашкевичу и Киму. Они замечательно
написали. Но потом я понял, что, когда Шариков танцует, ему частушки
нужны. Как у Есенина в поэме были, вроде таких: «Пароход плывет мимо
пристани — будем рыбу кормить коммунистами». И опять позвонил Киму, а
через день он мне по телефону продиктовал: «Эх, яблочко, ты мое спелое, а
вот барышня идет, кожа белая, Кожа белая, шуба ценная, Если дашь чего,
будешь целая» и т. д.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЛЮДЬМИ И ЖИВОТНЫМИ
Нам стало любопытно узнать, насколько реалистичны были опыты Преображенского по омоложению.
«В
20–30-е годы пересаживанием яичек от обезьяны пожилым мужчинам делал
русский эмигрант во Франции — доктор Серж Воронов, — рассказал нам
заместитель директора Института геронтологии, профессор Валерий Шатило. —
Но это давало временный эффект, на несколько месяцев. К тому же
существовала реальная опасность занести вирус».
Преображенского
из наших современников по смелости и уникальности экспериментов
напоминает директор Института генетической и регенеративной медицины,
академик Геннадий Бутенко: «Мы решили сшить двух мышей. Молодое и старое
животное. И, к своему удивлению, увидели, что старое не помолодело, а
молодое, наоборот, стало старым. Механизм старения доминирует».
Тот
же эффект наблюдался и при пересаживании стволовых клеток. По поводу
пересадки органов от собаки к человеку Бутенко сказал нам: «Это опасно.
Срабатывает видовой барьер — когда органы отторгаются иммунной
системой».
Из последних омолаживающих веществ академик назвал
рапамицин — антибиотик, замедляющий развертывание программ старения. И
резерватрол — вещество из красного вина. «Однако, чтобы получить
омолаживающий эффект от этого вещества, в день нужно выпивать не менее
пяти литров красного вина. Быстрее станешь алкоголиком», — смеется
академик.
По его мнению, науке будущего нужно копаться в геноме:
«В прошлом году конгресс США выделил для изучения генома человека $9
млрд. Преображенский теперь должен быть генетиком. Но не нужно надеяться
на рывок в этой области. И вариации на тему «Собачьего сердца» — на
сегодня лишь фантастика. Ко мне приходят писатели, чтобы я им подсказал
реальный сюжет для книги, но революционных переворотов в этой сфере не
предвидится».
Источник