Рождение сказки
- 01.06.09, 20:04
Почему, собственно, «когда-нибудь»? К любому моменту нашей жизни рукой подать, – река времени обгоняет ветер сознания. Обгоняет потому, что мы намеренно позволяем вытворять с собой один и тот же фокус миллионы раз кряду. Давайте ответим, как часто мы уходим в себя, чтобы почить в воспоминаниях? На сколько секунд, минут, а иногда часов, наш разум удаляется для просмотра излюбленных «скриншотов» прошлого? Много воды утекает сквозь нас в эти мгновения! Кубометры драгоценной воды незамеченного нами Настоящего.
Итак, всю жизнь люди пытаются расширить пределы мимолётности за счёт «отрицательных» значений минувших дней, покоящихся слева от нулевой отметки сиюминутного бытия – отметки, называемой «Здесь и Сейчас». Этому способствует наша память – неисчерпаемый источник различного рода иллюзий. Благодаря ей одной появились вездесущие понятия «стрелы времени», «логики развития», определения «зависимости», «фатума» и т.д. и т.п. – термины, окружающие нашу жизнь ореолом значимости и определённости.
О чём же свидетельствуют эти термины? Не о грандиозном ли – сродни вавилонскому – общечеловеческом строительстве Моста, перебрасываемого от берега «отрицательных значений» к туманной тверди значений «положительных»? Чтоб наконец, сев в уютный салон четырёхколёсного, каждый смог проскочить «нулевую отметку» как можно быстрей, на высоте, неподвластной её скромному, Настоящему притяжению.
Находясь в окопах прошлого, мы воюем – исключительно «заради майбутнього». Во вселенной, где всё изменчиво, нестабильно, случайно и непродолжительно, мы настырно упрямимся, пытаясь взять всё под контроль, навести полный порядок, гарантировать безопасность, определиться с выбором, «расставить точки над i», достоверно спрогнозировать те или иные события. Не злоупотребляем ли мы интеллектуальными плясками по возрастающим значениям координат несуществующей шкалы времени, строя эфемерные планы, которые – скорее всего – мало в чём пересекутся с действительностью?...
– Девушка, это конечная, – крикнул на меня водитель.
Я молча вышла. Оглядела памятник: рядом с ним я помню себя, размазанную во времени, – одинокую или в компании, опаздывающую либо торопящуюся, но неизменно… счастливую.
И правда, память увереннее хранит всё радостное, светлое и дорогое, – скверный опыт сознание пытается выставить вон, куда-нибудь подальше, спрятать как можно глубже. В связи с этим преподавательский резерв собственных ошибок сомнителен, – спустя какое-то время их уже трудно припомнить!
Я шагала по мокрому тротуару. Обиженно ретировавшаяся туча громыхала последними проклятиями, а мысли о том, что я могу сказать о себе в данный момент, завлекали меня в самые полноводные лужи.
Конечно же, оперируя отрезками прошлого, можно дать гораздо более точную оценку любому событию. На лету сортировать онлайн-поглощаемые впечатления – задача не из лёгких. Как часто мы холодны и безразличны к тому, что вскоре станет одним из самых трепетных воспоминаний нашей жизни! Как низко ценим людей, уже сегодня играющих в нашей судьбе неоценимую роль! Не сговариваясь, подчиняемся авторитету старины, доверяя канонам классики, но не замечая талантливых современников! И наконец, однажды чудом осознав уникальность событий, в центре которых находимся Здесь и Сейчас, произносим (либо мысленно проговариваем) чудовищно неуместную фразу. Итак, мы говорим:
«Я – творец Истории!!!»
Боже мой, истории! Вместо того, чтобы без оглядки вкусить головокружительную динамику момента, мы вдруг уподобляемся… начинающим фотомоделям! Мы готовы прильнуть к дисплею божественного фотоаппарата, дабы удостовериться в эффектности полученных снимков! Мы всем своим естеством стремимся к прошлому, мы укоренились в нём так, что напрочь разорвать эти путы нет надежды. Между тем позёрство ради памяти подменяет одухотворённую процессуальность фальшью, обрывает цепь непринуждённых случайностей, лишает драгоценнейшего чувства – чувства трепетной неожиданности...
О, я не ратую за утилизацию воспоминаний! Они вряд ли заслуживают клозета презрения, тем более компостной кучи глубинного подсознания. Моё мнение таково: человечество уделило слишком много внимания постижению формулы Вечности, чтобы серьёзно отнестись к такому обыденному, но неизмеримо более важному понтию, как Настоящее.
Взгляд на настоящее конкретным человеком всегда однозначен, поверхностен и поспешен. Быть может этот факт лишает сиюминутность романтизма?
Иное дело размеренная экскурсия к архивам памяти, где, как в музее, выставлены эмоционально-событийные экспонаты. Вокруг них можно околачиваться сколь угодно долго! И, рассмотрев наконец сии раритеты в условиях различной исторической освещённости и диаметрально противоположных душевных состояний, пойти навстречу своему эстетическому чувству, утолить глубоко засевшую в подсознании потребность в прекрасном.
Ведь там, в недрах спутанного клубка нейронных цепочек, нет ни цензора, ни сторожа. Так что же мешает взять и дополнить капелькой вымысла любую часть индивидуального прошлого? Прибавить чуточку желаемого. Того, что могло произойти, а значит… действительно произошло, просто случайно выскользнуло из виду. Так, постепенно и непреднамеренно, происходит трансформация субъективных воспоминаний в...
Я подняла голову. По небу распласталась четырёхцветная радуга. Её пересекала тонкая белая линия, становившаяся всё длиннее и длиннее.
Последнее слово на мгновение стёрлось из памяти. Ощутив себя белой точкой на бирюзовом холсте бесконечности, я окончательно промочила ноги. Я вспомнила человека, ласково повторявшего мне: «Глупенькая, по облакам ведь не ходят!» и чуть не заплакала…
Забытое слово возвращалось. Оказавшись совсем близко – на расстоянии вытянутой руки – (только тогда!) оно позволило прочесть себя. Да, именно это слово я ощущала уже целую минуту. Оно было настоящее, щедрое и пронзительное. Я ощущала…
Сказку.
Коментарі
Alokim
11.06.09, 20:45
Во вселенной, где всё изменчиво, нестабильно, случайно и непродолжительно
ГХМ...как раз, думаю наоборот. непродолжительно? наверное, да. всё остальное? думаю, нет.
Вселенная в своих высших измерениях абсолютно стабильна - все события уже состоялись...вселенная рождается и умирает в один миг))
так - немного громоздкое начало (я тоже этим страдаю), но отличный разгон и концовка)
Тринити
21.06.09, 22:29Відповідь на 1 від Alokim
"все события уже состоялись..." Детерминизмом увлекаешься?
Про громоздкость - ты прав, люблю забредать в "уголок маньяка".
Это, наверное, беда всей "женской" литературы (большей её части).
Исправлюсь.
Как прошёл концерт на Майдане? Выступили на ура?
Alokim
32.06.09, 00:07Відповідь на 2 від Тринити
прошёл и прошёл. нас увидели 60 тысяч народа.Надеюсь, хотя бы тысяча из них сделают правильные выводы и придут на наш следующий концерт))
Тринити
42.06.09, 01:04Відповідь на 3 від Alokim
Да, "Човен" неплохая песня. Но я профессиональный музыкант, и мои вкусы извращены внушительным слуховым опытом в сфере современной академической музыки. А ещё я запоем слушаю джаз - Кита Джаррета, Херби Хенкока, Чика Кориа и многих, многих других.
Попсой я увлекалась 10 лет назад, когда мне было 15. Я жила в Николаеве, слушала Пономарёва, сочиняла свои первые песни и мечтала о столице. Всё это я переросла.
Сейчас у меня свой коллектив - Trinity Ladies Project (инструм. трио). Да, мы тоже поигрываем попсу (зарубежную), но это скорее связано с коммерческой необходимостью.
Я ни в коем случае не пытаюсь критиковать, но всё же: твоя литература даёт пищу (причём богатую, разнообразную!) моему скромному умишку. А вот музыка группы "Іншиj день" - к сожалению, нет. Но на ваш концерт я приду
Alokim
52.06.09, 09:38Відповідь на 4 від Тринити
ещё одно хм...музыка как пища для ума?! а как это?! с трудом представляю, как может музыка (даже самая что ни на есть гениально-классическая, общепризнанная и своим благотворным влиянием на человека прославленная ) влиять на наше серо-белое вещество. разве что опосредованно - через органы чувств.
если у тебя были подобные опыты - на тему "музыка как пища для ума" - делись ими со мной в срочном порядке. не хочу находится в заблуждении)
Тринити
62.06.09, 12:37Відповідь на 5 від Alokim
Смотри: с одной стороны мы имеем произведения искусства, с другой - человеческую голову.
Если эта голова пуста, ею усвоятся (т.е. будут положительно восприняты) наименее абстрактные аспекты культурного наследия. То бишь слова – рифмованные и нерифмованные.
Вербальная практика преследует нас всю жизнь и, пусть даже с 30-процентными потерями, мы более-менее ясно представляем, какое послание шлёт нам тот или иной поэт или прозаик
Музыка – самый абстрактный источник информации. Для расшифровки себя любимой, она требует голову, наполненную разноплановым слуховым опытом, не говоря уже о конкретных теоретико-практических знаниях и умениях.
Современные композиторы часто используют технику коллажа. А как, прости, понять саркастическую направленность произведения, если не знаешь, откуда вз...
Тринити
72.06.09, 12:38
откуда взяты цитаты и что они символизируют?
Заметь, я не говорю про классическую музыку вообще. Это тот стартовый багаж, который необходимо знать «по умолчанию». Это своеобразная попса, но в рамках академического направления.
Ведь откуда взялась современная академич. музыка? Не от желания композиторов наворотить страшную какофонию либо выгнать неподготовленных слушателей из зала! Просто мыслящим людям не интересно в миллионный раз толочь в ступе всё те же образы и эмоции. Именно поиск новых эмоциональных состояний и приёмов их выражения – то, что не даст нашему миру (даже спустя 15000 лет) духовно разложиться.
Я, кстати, думаю, что ты всё это понимаешь (или чувствуешь?)
А я прекрасно осознаю, что невозможно сравнить музыку «для отдыха» с музыкой «для интеллектуального прослушивания"
Тринити
82.06.09, 12:38
Тем более отстоять преимущество второй перед первой. Они одинаково старательно выполняют сугубо свои, специфические, задачи.
Но если говорить об отдыхе, я предпочту послушать джаз в «Корсаре» на Контрактовой, нежели поп-рок на Майдане. А вот не на Майдане…
Alokim
92.06.09, 12:46Відповідь на 6 від Тринити
саркастическая направленность МУЗЫКАЛЬНОГО произведения?! думаю, все же, ты имела в виду произведение литературное - отсюда и пляшем.литература ведь тоже бывает разных видов, рассчитанная на разный интеллектуальный уровень человеков. но тем не менее никто не спорит с тем, что она таки рассчитана и таки на ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ уровень. То есть без участия интеллекта потреблять литературный продукт невозможно.
никто не спорит с тем, что музыка также бывает разная, рассчитанная на разный - но не сугубо интеллектуальный - уровень восприятия. интеллект - лишь сопутствующая величина. можно ли
Alokim
102.06.09, 12:50Відповідь на 6 від Тринити
однозначно утверждать, что все великие творцы и шукачі "новых эмоциональных состояний" - великие интеллектуалы, люди большого ума?! считаю, вещи эти несопоставимы. великому творцу музыки необязательно быть Умищем с большой буквы "У" - важно иметь ОСОБОЕ внутреннее устройство.
тогда как для выдающегося писателя - не в ста процентах случаев, но в большинстве - интеллектуальное развитие - это как знание иностранного языка для журналиста: крайне желательно)))