Опять
торкнуло за смысл жизни. Народ упорствует на том что смысл жизни в самой жизни,
не догоняя, что, тем самым,
утверждается отказ от мышления
как такового. И далее следуя китайским "мудрецам" клеймится мышление
как таковое, аргументируя обычно тем, что когда тебе делают миньет, то
спрашивать даму о том зачем она это делает, чревато потерей как удовольствия
так и члена. С этим просто не возможно не согласится. Но такое утверждение,
будучи правильным само по себе, просто ложно в более широком контексте. Потому
как те же "мудрецы" учили - когда я голоден, то я кушаю, а когда хочу
спать - то сплю. Речь вообще не о тома.
Вопрос в том что бы понять, что я вообще тут делаю когда насыщаюсь, сплю
или мастурбирую. Как бы взгляд со
стороны. Ныне особо отрицается возможность каких либо обобщений в отношении
личности. Она признается категорически
единственной и неповторимой, ценность ее выше всего, что только можно себе
помыслить, и никто, и ничто не может ее принудить к действию, потому как это уже нарушение
свободы личности, а там и до американских авианосцев рукой подать. Как писал классик - "Объективный дух
впадает в бесконечный прогресс внешней цели. Единичное самосознание исходит из
ложной предпосылки, что оно, как единичное, и есть причина себя, сущность всего
«своего». ... эта «лишенная
содержания точка зрения вообще исключает возможность религии »; «здесь не может быть религии, подобно тому,
как ее не может быть и в том учении, которое основывается на чувственном
сознании». Потому что для них «наивысшее – ничего не знать ни о Боге, ни об
истине, а вследствие этого люди не знают и что такое право и долг". С правами народ то как бы вполне и в ладу,
но вот слово долг вызывает просто судороги и неконтролируемое
слюновыделение. "Ничего никому я не
должен". А вот "так ли это"? Во первых, тут есть согласие на то
что бы иметь права. А всякое право другого, уже есть посягательство на мою
свободу, согласно волениям которой я готов, конечно, трахать все что приятно
шевелится, но оно то, как раз, и не намерено вступать со мной в такого рода
отношения. Так что, нравится мне это,
или нет, но я вынужден признать необходимость общественных законов и органов
принуждения к их исполнению, поскольку тоже не склонен удовлетворять желания
всех встречных и поперечных. Так что я
имею долг перед обществом в котором
живу. А жить вне общества, как известно, особо при желании сохранить свою
человечность, практически не получается, и
те Маугли, которые не из рассказов Киплинга, а реально выжившие вне
человеческого общества, ничего человеческого в себе так и не создали. Так что
общество, цивилизация в целом, это просто необходимое условие моего
выживания. И мой долг перед собой
совпадает с долгом перед обществом. И это основание для, так называемого,
общественного договора, согласно которому и формируется государство, как орган насилия и принуждения не согласных
к следованию этим самым договорным отношениям.
К моменту осознания себя в качестве гражданина и члена общества, человек
уже получил массу услуг с его, общества, стороны, позволивших ему стать тем,
чем он себя воспринимает в данный
момент. Достойное человека выживание
есть первое основание для оформления общественного договора. Не буду углубляться в эти, на сей день
довольно туманные области, в которых, что называется, лучшие умы, пытаются
найти основания для консенсуса между должным, желаемым и скукой, а попытаюсь
вернутся к вопросу о смысле уже с позиции скуки, а именно с этой позиции и
ведется тотальное отрицание должного, так следовать должному просто
"скучища принеприличнейшая". А "смысл" и "должное" вполне сопряженные
понятия. Так что отказ от должного и отказ от поиска смысла имеет одно и тоже
основание - скуку. Так вот для уяснения
себе роли той самой скуки в мотивации действий отдельной личности не
безынтересным будет исследовать как
человек вообще воспринимает эту самую скуку, как он узнает о себе, что ему вот
сейчас таки скучно. То есть что он
испытывает, что переживает, как скука ему "дана".
Скука
напоминает о вечности, о пространстве, где нет никакой трансцендентности. Время
спрессовывается в единое бессодержательное «настоящее», которое просто
невыносимо для ума который существенным образом временится. Внешне скука есть стремление избежать этого, по существу,
мертвого настоящего, поскольку именно мертвое находится только в
"сейчас" выпадая из тотальности прошлого, настоящего и будущего. У
мертвого нет ни прошлого, потому как в прошлом его нет, там есть живое, как нет
и будущего, потому как в будущем оно будет все тем же мертвым - ни мертвее, ни
живее. Скука это переживание живым пристального,
овеществляющего взгляда смерти,
переживание тяжести предметного, отпавшего от целостности бытия, существования. В этой связи Хайдеггер говорит о ужасе, как
способе постижения бытия, но, думается, не так уж и много найдется людей
переживших это чувство, а вот скука она как бы всегда рядом, как и смерть, чьей
тенью она нам и является. Скуку мы
переживаем как тяжесть бессмысленности присутствия в данном, конкретном месте и
времени. Ум активно ищет выхода из этой ситуации обособленной единичности,
обозревая имеющиеся у меня возможности изменения ситуации и не находит
удовлетворительных вариантов. Это
состояние, усиливаясь, вызывает уныние и депрессию, которая уже стала знаменем
нашего времени. Это все как бы во внешнем пространстве сознания. Внутренне же
мы имеем дело с состоянием, а не ситуацией, которая сама есть следствием именно
состояния. И это состояние есть состояние не адекватности того, что я есть во вне, тому чем я есть в
сущности. Не соразмерность моей
конечной человеческой формы, и моего
бесконечного содержания. Собственно бесконечности сознания, потому что именно
оно и составляет существенное человеческое содержание. И так мы пришли к
довольно таки банальной мысли - скука есть состояние ограниченного сознания,
ограниченного до состояния объекта, практически до потери себя, как субъекта.
Какая сила может привести сознание в состояние
этой предметности, состояние скуки? Очевидно что это сила самого этого
конкретного сознания, его специфическая
определенность. По Хайдеггеру человек скучает тогда, когда имеет дело с
скучным, но есть подозрение что мир становится скучным именно в результате того что я скучаю. Меня ничто не
может развлечь, захватить, мне не с чем себя отождествить и я проваливаюсь в
пустоту, но не потому что в основе мира лежит пустотность, а скорее потому, что
я сам опустошен, и нет ничего что бы могло меня наполнить, поскольку я потерял
вкус к жизни. Какой бы не была вкусной
пища сама по себе, но если я потерял вкус она меня не привлекает, хотя чувство
голода может быть весьма интенсивным. Но
каковы причины этого опустошения, этой потери вкуса к жизни. Возможно человек
насытился уже обыденным и он желает
странного, чего-то иного, "не от
мира сего", чего-то чего он не знает и не ведает, и по причине этого не
знания у него остается только лишь
отвращение к тому что он имеет, и чистая
жажда, лишенная своего предмета. Он томится, скучает, у него депрессия. Мир же
интенсивно предлагает ему различные развлечения, которые или быстро надоедают, или просто внешне насильственно
захватывают волю человека в свое владение и
приводят к полной деструкции. Все это как бы возрастное, и кто сумел
живым пробраться через это минное поле, в конечном итоге доживает до старости,
которая, что говорится "не радость" и далее влачит свое существование
или в доме престарелых, или на содержание ненавидящих его детей, которых он
тоже ненавидит. Вы говорите смысл жизни в самой жизни. А по моему это полная
бессмыслица.