КАК ФОМА ЮГ РОССИИ ОБУСТРАИВАЛ (продолжение)



Жил был Фома. Далеко жил, в графстве Девоншир из далекой Англии. И звался там Томас Коблей. Но, волею судьбы оказался в России. Только здесь его стали величать Фома Александрович Кобле.

От Одессы до Коблево немногим более пятидесяти километров. Кажется всего ничего. Однако, выехать с южной столицы весьма непросто. Возникает ощущение, что всех жителей города и его гостей обуяла непреодолимая страсть к массовому перемещению. Неважно куда. Главное сам процесс. Поэтому, уже сама дорога между этими населенными пунктами проносится как один миг.

Водная гладь Тилигульского лимана разделяет Одесскую и Николаевскую области. На Николаевском берегу лимана раскинулся курорт Коблево. Хотя вначале здесь было село Постовое. Его в период Русско-Турецкой войны основал русский князь Григорий Волконский. В 1788 году возвели церковь. Как раз к празднику Святой Троицы. И в честь этого события переименовали населенный пункт в Троицкое.

Но, уже через четыре года за успешное завершение Турецкой кампании и отменную службу Екатерина II дарит 12 десятин земли на левом берегу Тилигульского лимана Фоме Кобле. И спустя какое-то время село переименовывают в Коблевку. Потом уже немного облагозвучили. И сегодня именуют просто Коблево.

Все бы ничего, но забыли историки, что издавна здесь проживали тюркские племена. Во времена Османской империи принадлежали эти земли Очаковским татарам. И если взглянуть на ту же карту Риччи Занони 1767 года, то на месте нынешнего Коблево обнаруживается поселение Olu-Kulle. Что в переводе означает высокая башня.

Почему так? В те времена Тилигульский лиман представлял собой очень удобную бухту для кораблей. А для облегчения навигации при входе ставили маяки. Высокие сооружения с огнем наверху. Так что еще неизвестно откуда получил свое имя нынешний курорт Коблево.

Сразу же за лиманом от трассы Одесса - Николаев ответвляется единственная дорога на курорт. Через пару километров гостей встречает пост ГАИ и автостанция. А напротив раскинулся знаменитый аквапарк.

Кстати, желающим облегчить себе жизнь на том же сайте https://inbus.ua можно заказать прямой рейс до Коблево. Или же приобрести билеты с пересадкой в Одессе или Николаеве. Очень удобно и никаких проблем во время отдыха.

Курортная зона условна поделена на две части. Молдавская более шумная. Здесь находятся дискотеки и прочие увеселительные заведения. Украинская более степенная и основательная. В основном сюда приезжают родители с детьми. Хотя, в последнее время все смешалось в этом королевстве.

Пансионат Лидия расположен в самом центре молдавской зоны. Трехэтажное здание советской постройки находится в процессе модернизации. Которая прерывается только на курортный сезон. Лучшие номера на первом этаже, эконом вариант, - на третьем.

В комнате две кровати. Неплохой матрас, Чистое, симпатичной расцветки белье. Между ними тумбочки. У ног холодильник и вешалка. На потолке совмещенные люстра с вентилятором. И, все... Блоки санитарных комнат и душевых в конце коридора у лестницы. Чисто, аккуратно и аскетично. Для тех, кому только переночевать идеальный вариант.

Вот только немного смущает веранда, протянувшаяся вдоль номеров. То есть любой желающий может поинтересоваться жизнью соседа и не только. Спасают положение тяжелые плотные шторы. Но, тогда номер превращается в некую камеру добровольного заточения. Хотя, ведь это всего лишь на ночь...

Однако, внутренний голос подсказывает, что неплохо уже и подкрепиться. Нет ничего проще? Как бы не так. Изголодавшимся предстоит пережить небольшое приключение. Которое начинается буквально за воротами пансионата. Бесчисленное количество торговых точек и заведений общепита. И еще большее количество людей постоянно находящихся в состоянии хаотического движения. Чем-то это все напоминает знаменитые восточные базары. В принципе здесь можно купить все или почти все. Если задаться конкретной целью.

Хорошо, что есть надежный проводник. Который очень быстро доставляет к искомому объекту. Мини аквапарк. В центре заведения большой бассейн. Вокруг него многочисленные зоны для отдыха. В смысле столики для принятия пищи и напитков. Еда на любой вкус. И вполне доступна по ценам. Продукты свежие. Ведь почти все они с данного региона.

А вот вернуться назад уже проблема. Во-первых после сытного ужина передвигаться просто очень тяжело. А во вторых в сумерках найти дорогу весьма непросто. Но, внутренний автопилот уверенно выводит в нужное место. Теперь спать.

Как не странно, утро начинается достаточно рано. И вроде бы никто не тревожил. И сон прекрасный. Но, тот самый внутренний голос требует движения. Так, что после обязательных процедур в путь. В смысле осматривать местные достопримечательности.

На улицах пустынно. До моря ленивым шагом минут десять. Между пляжами и строениями тянется местная набережная. То есть плиточная достаточно широкая дорожка для променада. В сторону Одесской области новенькая с иголочки. С пальмами и симпатичными фонарями в виде корабельных мачт.

Пляжные зоны на любой вкус. В том числе наличествует и бесплатная общественная. В самом конце дорожка упирается в канал, соединяющий Тилигульский канал с морем. Почти упирается. Потому, что между между ними метров тридцать чистого песочка. А дальше шлюз. И пешеходный мостик, соединяющий две области.

Возникает вопрос, - почему не продлить дорожку непосредственно до этого объекта. Ведь для туристов это шикарное место для фото. Хотя, на самой набережной об отдыхающих с камерами позаботились. Традиционная объемные надписи “Я люблю Коблево” и просто “Люблю”. Почему-то на английском. Хотя британских лордов нигде не видно. А еще есть удивительное животное, похожее на слоника. Его нашли прямо в море во время отлива. Теперь это местная достопримечательность.

“Мама пляж” это не только пляж, но и прекрасный ресторанчик под тем же оригинальным названием. Последний находится по другую сторону набережной. То есть через пять метров. До моря метров двадцать. Очень удобно, поплескаться в море и тут же выпить чашечку кофе. Или же основательно подкрепиться. Как говорится, - все не отходя от кассы. Кстати, кофе здесь весьма неплох.

Быть возле моря и не попробовать морепродуктов это нонсенс. Относительно недавно в Коблево появилось специализированное заведение “Рыбная таверна”. Расположена она по другую сторону курортной зоны в сторону Очакова. Вот только добраться до нее весьма непросто. Разбитая асфальтовая дорога вскоре сменяется обыкновенной грунтовкой. Которая, вдобавок петляет словно ошпаренный заяц удирающий от погони. Но, затраченные усилия стоят того.

“Рыбная таверна” - это общепит, созданный самими рыбаками. Поэтому качество продуктов гарантировано. Ранним утром выловили и тут же на кухню. Все с пылу с жару. Кстати, сами орудия производства тут же на берегу. Надежно охраняемые лохматыми барбосами.

Несколько моторных лодок и традиционный баркас. Еще один, с фирменной надписью “Рыбная таверна”, превращен в объект поклонения туристов. В самой таверне еще одна изюминка. Прямо на барной стойке красуется старинный бронзовый корабельный колокол. Извлеченный с затопленного британского корабля.

После вкусного завтрака можно и немного прогуляться. Дикий берег вскоре сменяется обустроенной набережной. Многочисленные базы отдыха и пансионаты как правило сменили собственников. И судя по внешнему виду данное обстоятельство явно пошло на пользу.

Например база отдыха Ивушка словно сошла с рекламного проспекта какого нибудь турецкого курорта. На крутом склоне разместился целый комплекс. И даже на одной из террас поместился бассейн. Бассейн с видом на море, - это впечатляет! А немного далее для любителей дикой романтики бесплатный автокемпинг. Так что выбор на любой вкус и кошелек.

Быть в Коблево и не заехать на знаменитый винный завод это нонсенс. Расположен он по другую сторону дороги от села. И славен прежде всего своими виноградниками. Кстати, поселок так и называется Виноградово. Говорят, что местный климат и почвы очень похожи на легендарный регион Божоле во Франции. Не зря ведь на одной 46-й параллели стоят.

А начиналось все с того самого Фомы Кобле. Получив в подарок от императрицы 12 десятин на берегу Тилигульского лимана, граф принял решение осесть в этих местах, для чего перевез семью и воздвиг замок. На высоком же берегу построил веранду для отдыха.

Но, видно дикие степные просторы не очень радовали глаз молодого хозяина. И он пригласил специалистов из Италии и Франции чтобы те что-нибудь посоветовали дельное. С их подачи окрестные земли были засаджены виноградниками. А для красоты привезены диковинные земляные яблоки. Которые позже стали именоваться томатами или помидорами. И превратились в усладу желудков.

Сладкая же ягода вначале была не очень популярна. И только во временя Советского Союза превратилась в мощную технологическую культуру. В 1972 году было создано районное хозяйство для выращивания винограда. Еще через десять лет открыто винодельческое производство.

Сегодня винзавод “Коблево” одно из крупнейших предприятий отрасли. Две с половиной тысячи виноградников. А еще есть партнерское хозяйство на берегах Южного Буга. Десятки сортов винограда, которые периодически обновляются. А еще новые, более устойчивые к изменением климата и болезням.

Кстати о последних. На территории очень много роз. И они не только для красоты. Оказывается физиология роз и винограда очень похожа. Только к болезням цветы гораздо чувствительнее. И заболевают намного раньше чем виноград. Значит, если розам плохо надо спасать виноград. Вот такой биологический индикатор здоровья.

Главный технолог Татьяна Матвеева говорит, что на качество ягод влияет даже время сбора. Для лучших вин виноград собирают с трех часов ночи и до утра, когда температура воздуха не превышает 17 градусов. Собранные же днем приходится дополнительно охлаждать.

И одним из главных технологических секретов является максимальное уменьшение контакта сырья с кислородом. Для этого используется азот. Его производят здесь же в специализированном цехе. Этот инертный газ применяется с момента попадания винограда в пресс и до процесса разливки и укопорки готового вина.

Оценить же качество можно в дегустационном зале. Интересно, что свою продукцию пробуют не только специалисты, но другие работники предприятия во время специализированных дегустаций. Так сказать мнение из из народа. И оно также учитывается. О туристах и говорить не приходится. Экскурсии по заводу очень популярны у курортников.

Однако после такого возлияния неплохо и подкрепиться. Благо, что ехать далеко не надо. Всего лишь в соседнее село Украинка. Вот только добраться до него весьма непросто. Вроде бы до этого населенного пункта ведет асфальтированная дорога. Но, почему-то все предпочитают ехать напрямик по местным грунтовкам.

В результате приключение в стиле ралли по очень пересеченной местности. При этом желающих совершить кросс, судя по встреченным по дороге машинам, весьма немало. Ради чего же столько людей готовы пройти такое испытание? Ответ кроется за очередным поворотом.

“Устрицы Скифии”, - так называется заведение на берегу Тилигульского лимана. Вернее, целый комплекс отдыха. И представляемая в нем продукция конечная точка производства устричной фермы. Кстати, считающейся первой в стране.

Здесь выращивают самую распространенную в мире пищевую устрицу – Crassostrea Gigas, родиной которой является Тихий океан. Украинскую устрицу, как утверждают многочисленные дегустаторы, отличает нежное «мясо» и тонкое ореховое послевкусие.

За подготовку этих деликатесов отвечает специальный человек. С помощью специального ножа он открывает раковины что-то там вырезает и выкладывает готовый к употреблению продукт на пластиковую тарелку. Стандартная норма пять штук.

Действие происходит в центральном, если можно так сказать, павильоне. За барной стойкой делают заказ морепродуктов и живительной влаги к нему. На бутылке гордо написано “Устричное”. Хотя на самом деле к морю этот продукт не имеет никакого отношение. Просто неплохое белое вино.

Блюда готовят на кухне, которая скрывается за стойкой заказа. Официант доставит выбранное к месту потребления. И здесь большой выбор. Самое шикарное,- за столами под огромным белоснежным шатром. Огромные вырезы позволяют любоваться бескрайней поверхностью лимана. Но, в то же время не спасают от ураганного ветра. Одноразовую посуду сносит в момент. Даже попытка съесть вкуснейшую уху превращается в уникальный аттракцион.

В этот момент прекрасно осознается откуда пошло название данной местности. В переводе с тюркского “Дели Гёль” означает Буйное Озеро. А еще Бешеное или Обезумевшее. Длина этого чуда природы составляет 80 километров, а ширина доходит до трех с половиной. Не удивительно, что с такими ветрами Тилигульский лиман стал излюбленной площадкой для кайт- и виндсёрфингистов.

В хорошую погоду здесь можно прекрасно покупаться, прокатиться на катамаране или же от души обмазаться вонючей грязью. Каждый выбирает на свой вкус.
А пока сделать прощальный снимок на фоне ревущего маленького моря. И бегом к автобусу. Пока не сдуло. Впереди ждет город корабелов Николаев.



Окончание следует

Как фома юг россии обустраивал



Жил был Фома. Далеко жил, в графстве Девоншир из далекой Англии. И звался там Томас Коблей. Но, волею судьбы оказался в России. Только здесь его стали величать Фома Александрович Кобле.

История его появления на юге России банальна и проста. 30-летний морской офицер, будущий вице-адмирал Николай Мордвинов, как тогда было принято, служил в английском флоте. И в один прекрасный день влюбился в красавицу англичанку Генриетту Александровну Коблей. Не долго думая женился. А возвращаясь на родину забрал с собой и ее брата Томаса Коблея.

В России молодой Томас Коблей поступает на воинскую службу и получает русское имя Фома Александрович Кобле. Участвовал во второй русско-турецкой войне. Проявил храбрость при взятии Очакова и стал адъютантом у самого Кутузова.

За отличную службу получил от казны 12 десятин тогда еще диких и девственных земель на левом берегу Тилигульского лимана. Сегодня на этом месте располагается хорошо известный курорт Коблево.

И уже в чине генерал-майора становится комендантом города Одесса. Вместе с легендарным герцогом де Ришелье Кобле активно обустраивает город. Расцветом деятельности стал период с 1814 по 1815 годы, когда он исполнял обязанности градоначальника Одессы.

Эх, дороги

Любое путешествие начинается с дороги. Как не странно удобнее всего добираться в Коблево через Одессу. Самый быстрый способ это самолет. Перелет до южной столицы обеспечивают четыре авиакомпании. Мотор Сич (https://flymotorsich.com) обслуживает аэропорт Киев Им. И.Сикорского (Жуляны) (https://iev.aero). SkyUp Airlines (https://skyup.aero), Роза Ветров (https://windrose.aero) и Международные авиалинии Украины (https://www.flyuia.com) летают с аэропорта Борисполь (https://kbp.aero). Время в пути 1-1.20 часов. Но, цена... Не каждый может это позволить.

Поэтому поезд является самым популярным видом транспорта. С Киева до Одессы ходит около десятка поездов. Но, в виду популярности направления и летнего сезона купить билеты весьма проблематично. Даже на официальном сайте Укрзализныци (https://www.uz.gov.ua).

Спасают положение автобусы. Но как найти нужный рейс? Идти в билетные кассы автовокзала? Долго, неудобно и большая потеря времени. Тем более, что рейсы отправляются с нескольких точек. Спасает его величество интернет. Можно зайти на сайт конкретной автостанции или автовокзала и посмотреть расписание. А потом купить билет. Но, в Киеве около десятка автовокзалов и автостанций. И перебирать их довольно нудное занятие. В данной ситуации помогут билетные агрегаторы.

Не смотря на такое мудреное название все довольно просто. На одном сайте собраны предложения сразу с нескольких вокзалов и автостанций. Количество зависит от уровня этого самого собирателя. Причем большинство не имеют прямого выхода на продажу билетов. То есть являются посредниками посредников. Соответственно ниже надежность и выше цена. Тех, кто продает напрямую очень немного. Во-первых старый сайт http://bus.com.ua и новые https://busfor.ua и https://inbus.ua.

Сайт https://inbus.ua имеет явные преимущества. Отличается развитым фильтром. То есть ненадежные автобусные рейсы остаются за кадром. Но, главное надежность. Ведь компания владелец сайта КоДрайв является разработчиком программного обеспечения для украинских автостанций. И только КоДрайв предоставлены эксклюзивные условия от партнеров-автовокзалов. В результате продают билеты на автобус с гарантией наличия места и посадки в автобус. А еще билеты можно купить в терминалах. Все для удобства пассажиров.

Одесское направление отличается массой предложений. Рейсы выполняют множество компаний. Соответственное имеется свобода выбора. Каждый решает что для него важнее. Кому-то важнее цена. Для других в приоритете комфорт и надежность.

Позднее время отправления не разрывает день выезда. Тем более, что до автостанции “Выдубичи” добраться очень легко. Метро, троллейбус, автобусы и маршрутки. И находится автостанция на перекрестке основных магистралей.

Наконец объявляется посадка. Автобус должен быть повышенной комфортности. В рекламке была расписана куча фишек, но особенно радовало увеличенное расстояние между рядами кресел и эргономические сиденья. Как бы не так! Обыкновенный двухэтажный скотовоз. Такого веселенького желтенького цвета.

Пару минут на выезд на Столичное шоссе и можно расслабиться. Насколько это возможно в данной ситуации. При том, что отрезок Одесской трассы до города Бела Церковь ощущается даже при самой комфортной подвеске. Да и дальше дорога далеко не в идеальном состоянии.

Одесса таки ждет

Как бы там не было, но ранним утром автобус все же прибывает в Одессу на автостанцию “Старосенная”. Она расположена через дорогу от железнодорожного вокзала. По соседству еще две ее сестры, — “Привоз” и “Привокзальная”. И обилие городского транспорта. Отсюда можно уехать куда угодно.

Привокзальная площадь некогда носила название Тюремная. Данное название получила от находящегося здесь соответствующего учреждения. Но, ведь это не кошерно встречать дорогих гостей таким грубым намеком. Поэтому площадь с железнодорожным вокзалом переименовали.

Буквально напротив вокзала на улице Пантелеймоновской стоит шикарный собор. И как ни странно с одноименным названием. Когда-то бывшая церковь, потом бывший планетарий, потом опять собор. В общем, какое-то отношение к небесам здесь точно есть.

Кстати, именно на Пантелеймоновской на одном из домов висит табличка с тремя названиями улиц. Царский орел – Новорыбная, советский серп и молот – Чижикова, украинский тризуб – Пантелеймоновская. Как говорится каждому на любой вкус.

Изрядно потасканный подземный переход выводит на улицу Пушкинскую. Одну из целого ряда, ведущих в направлении моря. На противоположной стороне за густой листвой скрывается храм Ильи пророка. А далее некогда знаменитый ЦУМ. Увы, но слава его осталась в прошлом.

Малая Арнаутская, - одна из поперечных улиц. Ведь не стоит забывать, что центр Одессы строился прогрессивным на тот момент квадратно-гнездовым способом. Что значительно облегчает жизнь любопытным туристам.

Кстати, агромадный мрачный небоскреб напротив, это гостиница Черное море. А вот необычного вида лавочки. Просто скрепленные между собой массивные деревяные брусья. На это безобразие снисходительно со стены смотрит пестрый заяц.

Как не странно, но забитая ничем не примечательная улочка оказывается знаменитым Александровским проспектом. На углу до сих пор стоит древняя электроподстанция. За ней прячется среди деревьев небольшая часовня.

Вскоре зоркий глаз отлавливает небольшую табличку с указателем, висящую где-то высоко над головой. Студенческая столовая. Как много скрывается всего в двух словах. Долгие годы она спасала проголодавшихся путников. Увы, сейчас святое заведение закрыто.

А вот открывающаяся немаленькая площадь почему-то носит название старобазарный сквер. В центре которого возвышается один из самых оригинальных памятников Одессы, - атаману Головатому. Дело в том, что предводитель казачества совершенно теряется рядом со своей лошадью. А последняя стоит задом к Преображенской улице, с которой и открывается перспектива на памятник. Так что в народе памятник получил название памятник заду лошади атамана Головатого.

За улицей Успенской проспект наконец предстает во всей своей красе. Его ширина достигает восьмидесяти метров. И открывает эту часть памятник Ивану Франко, который также неоднократно приезжал на лечение в Одессу.

В центре проспекта от улицы Троицкой до улицы Еврейской под кронами деревьев прячется книжный рынок. Знаменитая одесская «Книжка», которая перекочевала сюда с Греческой площади. А если прошвырнуться туда-сюда по бульвару, то много еще чего интересного можно увидеть.

Но, на параллельной улице Преображенской есть не менее вкусные изюминки. Например очень трогательный памятник Пете и Гаврику. Вот только присели они почему-то у винного магазина. 

Зато легендарная актриса Вера Холодная открыта для вожделенного любования почтенной публики. И как бы предлагает выбор, - или броситься в страстные объятья Мельпомены или же смиренно обратиться к богу. Ведь у нее за спиной среди деревьев виднеется Спасо-Преображенский кафедральный собор.

А вот уже за ним начинаются бывшие владения Фомы Кобле. Генералу-коменданту принадлежал целый квартал домостроений, ограниченный улицами Дворянской, Коблевской, Торговой, Садовой. Интересно, что улица Коблевская стала таковой еще при жизни нашего шотландца.
Иноземец, ставший любимцев одесситов. Бесшабашный, веселый и, в то же время, колоссально ответственный в работе. Он распевал шотландские песенки и говорил по-русски с премилым акцентом. Таким и запомнился в сердцах благодарных жителей города.

22 апреля 1833 газета «Одесский вестник» сообщила, что «13 этого месяца умер здесь, к общему сожалению, бывший одесский комендант генерал-майор Фома Александрович Кобле». Отпевали его в лютеранской церкви, построенной в 1827 году. Она находится неподалеку, буквально за углом.

Можно долго бродить по этим овеянных историей улочкам и любоваться архитектурой ее строений. Ведь к разработке проектов приложили свои руки известнейшие архитекторы своего времени, - Бернардацци, Маас, Торичелли, Фраполли.

Но, стрелки неумолимо накручивают свои бесконечные круги. И внутренний голос все громче и громче начинает твердить, что пора и подкрепиться. Для этого нужно всего лишь пересечь Соборную площадь.

И по пути полюбоваться еврейским броневиком редчайшего розового колера. То есть старым горбатым запорожцем. Отвесить учтивый поклон графу Воронцову. Спуститься в подземный переход и выйти на свет уже на Дерибасовской.

Еще два – три квартала и что мы видим? Тот самый легендарный одесский городской сад. Он имеет весьма почтенный возраст – почти такой же, как и город. За свою долгую жизнь как его не называли – Публичный сад, Казенный сад, Одесский городской сад, Городской сад, Казенный городской сад, Дерибасовский сад, Дерибасовский городской сад, сад Лассаля и даже сквер Джордано Бруно.
Но какое бы имя сад не носил, он всегда оставался душой Одессы. Городской сад в Одессе – это как в Москве Арбат или в Киеве Андреевский спуск. Здесь можно увидеть, как идет борьба за право посидеть на том самом двенадцатом стуле из гарнитура работы Гамбса, принадлежавший мадам Петуховой – теще Кисы Воробьянинова.

Также пообщаться с бронзовым мимом. Сделать фото с самим Леонидом Утесовым. Заказать портрет у одного из многочисленной когорты уличных художников. Осторожно обойти, так, на всякий случай, парочку грозных львов. Отдать дань уважения легендарному авиатору Сергею Уточкину.

И подняться по крутой лестнице за его спиной. Где притаилось премилейшее заведение современного общепита. Хороший выбор блюд по вполне демократическим ценам.

А после злостного процесса чревоугодия медленно спуститься в тот самый парк. Медленно, чтобы не расплескать, пройти к давно уже ожидающему автобусу. Упасть на мягкое сиденье и немного расслабиться. Потому, что впереди ожидает Коблево! 



Продолжение следует

Когда замучил плохой сон



Херсон в разгар лета, - это плавящийся от жары асфальт дорог и раскаленные каменные лабиринты городских кварталов. Конечно, местные то к подобному климату привычны. А вот приезжие ищут спасения.

Многие уезжают к морю. Другие же предпочитают исследовать окрестности. Куда именно отправиться, - дело вкуса. Облегчить выбор направления поможет сайт “Херсонщина туристическая” https://khersonregion.com/.
Автомобилистам легче. Зачастую интересные объекты встречаются прямо на пути. Например на объездной дороге стоит заведение под таким оригинальным названием «Куринь». Здесь, как говорится, и поесть и поспать есть где. Ресторан уютно устроился на пригорке. Издалека видно. Не пропустишь. Уютные залы оформлены в “народном” стиле. Мощные деревяные столы и стулья. Оригинальные украшения на стенах. В основе меню, опять таки национальная кухня.
А если жажда замучит, то у хозяина есть заветный подвальчик с живительными напитками. Ранее это было просто хобби. Но, с изменением законодательства оно переросло в хороший бизнес. Теперь вина выпускаются под собственной торговой маркой “Куринь”.
И продаются не только в ресторане. Не так давно в Херсоне открылись два фирменных магазина. Владелец Николай Халупенко утверждает, - Наши десертные вина не уступают по качеству известным крымским маркам. Например, у нас есть вино, которое воспроизводит вкус знаменитого «Белого муската Красного Камня».
А еще Первая украинская семейная винодельня выпускает вино сухое красное Мерло Куринь, Каберне Куринь, Саперави Куринь, вино столовое полусухое белое и красное, крепленое десертное Мускат Оттонель Куринь, крепленое десертное Мускат степи Куринь, крепленое десертное белое Иршаи Оливер Куринь, крепленое десертное красное типа Кагор Казацкое Куринь, крепленое ликерное белое Мускат София Куринь, вермут крепленый крепкий белый Степановые хутора Куринь, вермут крепленый крепкий розовый Степановые хутора Куринь. Достойная коллекция.
Тем же кто сильно устал от дороги или же от дегустации предлагается отдых в комфортабельных коттеджах. Они стоят среди плодовых деревьев. А охрану несут такие миленькие птички, зорко взирающие со своего двухметрового роста на окрестности. Спите спокойно, дорогие гости!
Если же направится по другую сторону от Херсона то спустя всего через час - полтора можно попасть в местность на берегу Днепро-Бужского лимана именуемой Херсонскими горами. И они действительно здесь есть. Крутые глиняные берега поднимаются на высоту тридцать - сорок метров. Глубокие овраги ущелья таят в своей глубине сокровенные тайны. А сверху на плато одолевают запахи степных трав и деревьев.
В незапамятные времена на этих кручах стояли города греков и римлян. А гораздо раньше до них стояли поселения праславянских племен. Уже в современный период среди зарослей лоха серебристого виднелись домики местного пансионата. И теперь пришло время очередного возрождения.
Стоит отметить, что высокие берега встречаются по всему низовью Днепра. И одно из таких мест находится на околице села Днепровское Белозерского района. С первого взгляда становится ясно — сюда пришли надолго. Массивные деревянные срубы домов комплекса рыбалки и отдыха “Дельта Днепра” как бы вырастают из самой земли. А вокруг них хорошо ухоженный зеленый газон. Собственная флотилия лодок позволяет любителям рыбалки забраться в самые отдаленные места. Ну, а уж если поймали что-то особенное то не грешно и похвалиться перед остальными. Для этого даже специальную доску рекордов хозяева завели.
Само название говорит для кого создан этот уютный уголок. Для тех, кто ловит рыбу и для тех, кто говорит о рыбе. Последние судя по всему преобладают. Для чего же спрашивается был построен огромный новый ресторан. В виде двухэтажного стилизованного колесного парохода стоящего на берегу реки.
А еще изюминкой является прекрасный двадцати пятиметровый бассейн. Он находится прямо под стенами жилого корпуса. Наверное для тех кому лень пройтись лишние тридцать метров до реки. Или же для любителей поваляться в шезлонгах возле воды. Обязательно с бокалом какого нибудь экзотического напитка и обязательными разговорами о рыбалке.
После отдыха снова в путь. Торжественный проезд околицами Херсона и через некоторое время дорога выводит к Антоновскому мосту. Странно, но он был построен в 1985 году в самом широком месте Днепра. Его основная задача – соединять Херсон с его городом-спутником Олешки. Общая длина от железнодорожной ветки, что идет на Крым и до Олешков – 10,7 км. Длина через Днепр – 1330 м, еще примерно 330 м – через реку Конку.
На левом берегу Днепра стоит районный центр Олешки. Надо сказать, что люди здесь издавна жили. Еще в X веке на месте ранее существовавших древнегреческих колоний, возник поселок, который основали древнерусские воины и купцы, торговавшие по Днепру с Византией. Однако в 1159 году на него напали и разрушили берладники, – полукочевые бродяги-маргиналы, ставшие прообразом казаков более позднего времени.
В 1711 году после разгрома Чертомлыкской Сечи в эти места пришли казаки. Остатки запорожского войска, руководимого своим атаманом Якимом Богушем, в спешном порядке уложив свое добро и уцелевшее оружие на дубки тайными ериками и заплавами пошло вниз по Днепру в турецкие земли, где и поселилось при урочище Алешек и Кардашинского лимана. Правда, прожили они недолго – до 1728 года. С 1802 по 1920 год Алёшки являлись центром Днепровского уезда Таврийской губернии
Ныне, город Олешки стоит на перекрестке путей. Прямо дорога уводит на Крым, налево – на Мелитополь, направо – к курортам Черного моря Херсонщины.
Не смотря на выходные дорога на Крым довольно загружена. Однако вскоре следует поворот и автобус начинает петлять между полями и многочисленными оросительными каналами. Особенно впечатляет Северо-Крымский. Настоящая могучая река.
Еще немного и остановка у ажурных металлических ворот. Кованные фигурки животных и птиц лучше любой таблички говорят о предназначении этого объекта. Биосферный заповедник им. Ф.Фальц-Фейна «Аскания-Нова» наверное одно из самых посещаемых и хорошо знакомых туристам мест в Украине. Летом в этот затерянный в степи поселок съезжаются десятки тысяч экскурсантов.
Заповедная территория делится на три части - зоопарк, ботанический сад и собственно степь. Самое интересное это прогулка по Большому Чапельскому поду. Олени и лани сохраняют свою полную независимость. Какое-там общение! Здесь главное со своих соперников по стаду глаз не спускать. Видимо им это плохо удается. Ведь не зря у них такие роскошные ветвистые рога.
Могучие бизоны только искоса посматривают на эту ненужную с их точки зрения суету. Конечно, при массе под тонну можно многое себе позволить. А вот стадо сайгаков и минуты на одном месте не задерживается. Их здесь насчитывается свыше двухсот. Кто не верит может пересчитать. Для справки: развиваемая этими парнокопытными скорость достигает 70 км в час.
Зато ослы стоят как каменные идолы посреди степи. Охраняют территорию. У кого лучше, тому и улыбнется удача. Ведь их дамы весьма притязательны. Но здесь хотя бы свобода выбора существует. Чего не скажешь по отношению к лошадям Пржевальского. Чтобы регулировать их численность пришлось разделить стадо. По принципу - мальчики налево, девочки - направо. Не всем это нравится. Ведь очень хочется. И бывает что особо нетерпеливые перепрыгивают даже двухметровые заборы.
После степного пробега можно успокоится в местном зоопарке. Здесь все смиренно и по расписанию. Вот только павлины досаждают своими воплями. И за что бедным птичкам такой подарок?


Окончание следует.

А в славско цветут орхидеи



Высоко в горах среди еловых чащ вдруг открывается невероятная картина. Изумрудная лужайка вся усыпана чудесными цветами. Возникает ощущение, что кто-то волшебной кистью нарисовал их на зеленом холсте.


Как попасть в Славско? Нет никаких проблем. Вечером сесть на поезд. А утром проснуться уже совсем в другом мире. Здесь нет городской суеты и автомобильного смога. Только кристально чистый горный воздух. И запах карпатских трав. Который ощущается даже на местном вокзале.

Многочисленные дома жителей разбросаны по крутым склонам. Ко многим из них добраться весьма не просто. На помощь приходят вездесущие мастера свободного извоза. Долго ждать не приходится. Они сами ищут своих клиентов. Часто довольно настойчиво. Иногда даже чересчур.

Их транспорт сам является достопримечательностью. В основном это внедорожники производства Ульяновского автомобильного завода. Их еще в народе ласково называют «козликами». Почему так? Ответ приходит буквально на первых минутах езды. Говорят, - прыгает как горный козел. Так это про них. Комфорт весьма относительный. Зато обладают железным характером. Пройдут везде.

Как-то много лет назад финская армия объявила тендер на поставку автомобилей для своих командиров. Подал заявку и Ульяновский автомобильный завод. Им вежливо ответили: «Извините, но мы вынуждены отказать вам. Потому, что наши офицеры не хотят умереть раньше своих солдат». Кто поймет этих нежных финнов...

Зато гражданам нашей страны все ни по чем. Быстрая посадка. Несколько минут стремительного движения по уличным серпантинам. И вот за гостеприимно открытыми воротами вдруг предстает удивительный мир. Словно все краски спустились с гор.

Усадьба Арефьевых принимает уже четырнадцатый пленэр живописи «Максим». Каждый год здесь собираются художники со всей Украины и других стран. И с каждым годом отбор становится все строже. Уровень работ становится все выше и выше. И даже маститые мастера считают большой честью быть приглашенными на это действо.

Кстати, значение слова «пленэр» буквально переводится как работа художника на воздухе. Традицию эту, заложенную несколько лет назад на берегах Сены, теперь подхватили жители Бойкивщины.

Во дворе, на балконах и в комнатах сушатся картины. И в этом, на первый взгляд хаосе, скрыт потаенный смысл. Потому, что все на виду. И каждый в любой момент может подойти и посмотреть. Оценить и высказать свое мнение. Или дать совет.

Интересно, что даже народный художник Алексей Поляков был замечен в подсматривании. Учиться никогда не поздно. И не важно какие регалии при этом имеешь. В этом и открывается суть великого мастера. Который всю жизнь идет по пути к совершенству.

И еще один штрих. Когда художники разных школ работают буквально бок о бок невольно происходит перетекание жанров. В большей или меньшей степени. Иногда почти не заметно. А бывает прорывает. И возникает нечто совершенно не свойственное автору.

Надо отдать должное зачинателям и инициаторам этого движения Оксане и Дмитрию Арефьевым. Именно в их доме зародилась сама идея проведения пленэра. К Арефьевым, большим любителям и ценителям живописи постоянно приезжали их друзья художники. И как раз во время одной из таких домашних посиделок и вызрела мысль. Однако прошло более семи лет, прежде чем удалось превратить желаемое в действительность.

А теперь это прочно вошло в их жизнь. Мало того возникли новые направления их деятельности. Открылась галерея живописи «Максим». Которая уже обладает очень неплохой коллекцией. Мало того, картины висят в каждой комнате, где живут туристы. И если кому-то понравилось, он может купить. Подобных мини отелей художественного направления в стране не найдешь.

Эта та изюминка, ради которой и уезжают за тридевять земель. Чтобы посмотреть. Или немного приобщиться к великому искусству. Или же использовать полотна как своеобразный путеводитель. Потому что пленэристы не сидят на одном месте. Каждый день отправляются в горы в поисках того именно своего сюжета.

Кто-то отходит на несколько шагов и располагается буквально за углом на берегу переменчивой реки Опир. Другие же организовывают целые экспедиции. Иногда уезжают за несколько десятков километров. А бывает и дальше.

А потом возникают шедевры. Лучшие из них каждый год можно увидеть на итоговой выставке. Но есть маленький секрет. Все картины лучше всего смотреть за день до события. Когда во дворе усадьбы Арефьевых вывешиваются все работы. Вот именно в этот момент можно оценить масштабность замысла организаторов.

А наутро уже можно расслабиться. Все уже написано. Отобранные работы висят на стенах выставочного зала. Остальное упаковано и готово к поездке домой. Они уезжают. Но всегда возвращаются. Раньше или позже. Это не важно. Потому что тот, кто побывал в этом чудном месте не забудет его никогда.



























Бег зайца по полям

Пути мира неисповедимы, но важно не упускать одно: ясной мыслью и праведным трудом мы помогаем мостить эти, непостежимые для нас пути.
                                    Х. Борхес


Как-то в конце ноября, небольшую группу журналистов, пригласили в Сваляву, закарпатский районный центр, уютно раскинувшийся среди карпатских гор. Главное было добраться до точки назначения, а там уже ждали. Вопросов не возникло, так как у одного из нас было транспортное средство. Это, по словам владельца. Как же мы корили себя в дальнейшем за невнимательность.

Хорошее дело всегда надо начинать с утра. Это еще небезызвестный Винни-Пух говорил. Поэтому и наш старт был намечен на пять утра. То есть с мыслю, чтобы пораньше, чтобы транспорта было поменьше, чтобы ехать по светлому...
Однако нет ничего худшего, чем догонять и ждать. Промаявшись часов до десяти вечера, начинаю обзванивать своих членов команды. Идея ясна, - зачем ждать, если можно сейчас и немедленно. Так как особых возражений не последовало, договариваемся о встрече.

Около двенадцати ночи собираемся и здесь, впервые можем лицезреть наш экипаж. Вы можете себе представить "Жигули" первого года выпуска, который в народе еще называют "копейкой", купленный за четыреста долларов? Возраст, этак далеко за двадцать. О таких излишествах, как внутренняя обшивка лучше и не вспоминать. Четыре колеса, жестяной корпус и что-то рычащее под капотом. Размещаемся. Мне, как штурману и руководителю автопробега, достается почетное место впереди рядом с водителем, кстати, прозванное в народе "местом смертника". Под ногами обнаруживаю кусок поролона, вытянув который, могу наблюдать дорогу, бегущую подо мной. Что ж и к этому надо относиться философски, убеждаю себя, возвращая импровизированную затычку на место.

Итак, в путь! Сразу же вспоминается афоризм под тему: "Ударим автопробегом по бездорожью... Как ни странно, аппарат достаточно уверенно, насколько это возможно в его возрасте, движется. Кряхтя и поскрипывая, разгоняемся километров до ста. Полночь встречаем на Житомирской трассе, которую проскакиваем даже не замечая. Пересекая областной центр по центральной улице города, пытаюсь лихорадочно вспомнить, куда же далее. Однако вовремя встреченный указатель, снимает все проблемы. Дорога на Староконстантинов является одной из наиболее коротких по пути на запад.

Наши районные дороги встречают абсолютной теменью, отсутствием даже намека на разметку и весьма причудливым профилем. Вскоре замечаем некоторые странности в вождении у нашего пилота. Вы когда нибудь видели гончую, идущую по следу? Нос опущен к земле, такие специфические рыскающие движения вправо - влево и несгибаемое стремление к поставленной цели. Вот что-то подобное и у нас. Судорожно вцепившиеся в руль руки, тело, до предела поданное вперед, лицо, находящееся едва ли не у самого ветрового стекла. И тот же самый неподражаемый стиль. На несколько недоуменные вопросы следует скромный ответ. Ну, какие могут быть проблемы, просто человек немного плохо видит в темноте, а очки носить стесняется. А ориентируется только по осевой. Вы где нибудь видели на нашей сельской дороге осевую разметку? Вот и я о том же. В салоне, после высказанных вслух нескольких афоризмов с использованием местных фразеологических оборотов, воцаряется тишь и благодать. Что ж иметь крота за рулем это все - таки лучше, чем вообще никого не иметь.

С умным видом разглагольствую о красотах здешнего края. Все равно за окном никто ничего не видит. Въезжая в Чуднов отмечаю, что здесь очень своеобразная развилка и надо быть особенно внимательным при проезде.

Настоятельная рекомендация!

Никогда не говорите под руку!!!

Разумеется, этот хитрый перекресток мы проскакиваем и движемся совсем не по той дороге, которая нам требуется. О чем замечаю километров через двадцать. Приходится с умным видом объяснять, что здесь как в степи, главное выехать в нужном направлении, а дальше сворачивай с одной колеи на другую. После сложных манипуляций через какие-то села, заброшенные железнодорожные переезды, возвращаемся на путь истинный.

Любар напоминает нам о существовании если не потусторонних сил, то, как минимум о проделках какого-то мелкого пакостника. Три раза пытаемся с города выехать, и каждая очередная попытка оказывается безуспешной. Наконец, где-то в начале пятого ночи, встречаем местных аборигенов, которые и показывают нам дорогу.
При въезде в Староконстантинов на берегу озера в лунном свете призрачным силуэтом возвышается старый графский замок. Не поддавшись на советы дорожных указателей свернуть куда-нибудь, проскакиваем центр и еще немного и выходим на шоссе.

К Хмельницкому подъезжаем на рассвете. Проезжая по городу, возникает ощущение, что жизнь в бывшем уездном местечке Проскурове так и замерла пару столетий назад. Старинные домишки, обилие деревьев. Однако поток машин, спешащих на знаменитый местный базар, вносит свои коррективы. На выезде все заправляемся, и мы, и наш железный конь.

Дорога на Каменец-Подольский уже начинает заполняться транспортом. Однако нас это мало волнует, так как вскоре за селением Ярмолинцы сворачиваем на запад. Асфальтированная лента вьется между холмами. Движемся как на американских горках, вверх - вниз, вправо - влево. Однако это не утомляет. Удивительная природа подольских Товтр, многочисленные старинные городки, многим из которых как минимум по несколько сот лет, а то и за тысячу, просто очаровывают. Кстати, один из районных цетров у нас на пути так и называется Городок. Гусятин раскинулся между крутыми обрывистыми берегами легендарного Збруча, реки, которая долгое время была границей между Российской империей и Речь Посполитой. Чортков, Бучач, Монастыриска, названия, сошедшие со страниц древних фолиантов. На одном из бесчисленных микроперевалов среди буковых лесов делаем небольшой привал. Демонстрирую богатство здешнего края. Несколько минут и у меня уже полная пригоршня осенних опят и это, как говорят, не отходя от кассы.

Знаменитая своими мехами Тысменница встречает нас колокольными перезвонами. И здесь с нами случается история. Прямо на выезде отказывают тормоза. Причем летят сразу оба контура. Видно, все же есть кто-то там, наверху. До Тысменницы идут бесконечные холмы, спуски подъемы, повороты. После Ивано-Франковска то же самое. Единственный ровный участок здесь - десять километров до областного центра. Стараемся даже не думать, что было бы, если авария произошла где-то в другом месте. Потихоньку, крадучись добираемся до города и благо сразу же находим ремонтную мастерскую. Ремонт занимает несколько часов. Мастера рекомендуют просмотреть и другие узлы, с чем мы, находясь под впечатлением от пережитого, охотно соглашаемся. Так что, подмазав, подтянув и поменяв что-то там еще движемся дальше. Профилактика пошла нашему Россинанту на пользу. Во всяком случае, движемся ощутимо быстрее, при этом, посторонних звуков издается гораздо меньше.

Небольшая экскурсия по ходу движения проездом через бывший древний Станислав. Особо отмечаю родство в названии и своем имени, а что до какого-то там польского короля, - то мало ли их тут было. Центр города активно реконструируется. При этом что радует, власти стараются сберечь его самобытность. Калуш является одним из основных промышленных центров Ивано-Франковской области. Вспоминаю как раньше, идя на металлургический комбинат, нас обязательно предупреждали, что бы оставляли часы. На территории настолько мощные электромагнитные поля, что любому точному механизму сразу же приходит конец. Что же говорить тогда о людях, работающих здесь десятилетиями.

На окраине районного центра Долина находим нужную нам автозаправку и при ней уютное кафе. Все заправляемся, ведь далее путь наш лежит в горы. Торуньский или Вышковский перевал - один из наиболее закрытых перевалов в Карпатах. Узкая дорога серпантином поднимается среди густого елового леса. И только на самом верху деревья немного расступаются и открывается просто потрясающий вид на окрестности. Спуск чем-то напоминает аттракцион с теми самыми горками. Однако нам уже не привыкать. Узкая дорога змеей вьется вдоль быстрой горной речушки, протекающей то совсем рядом под окнами нашей машины, то, исчезая в глубоком ущелье. За поселком Воловец, взбираемся на международную трассу, идущую со Львова на Ужгород. В этих местах она проложена едва ли не по гребню гор. Широкая, относительно недавно реконструированная, магистраль позволяет немного расслабиться. Еще немного и в сумерках мы прибываем к конечной цели нашего пути - Сваляве, городу курорту, славящемуся своими минеральными водами.

Вы думаете, эти приключения отбили у меня эту неуемную страсть к путешествиям? Совсем наоборот. Даже изобрел их своеобразную разновидность для совсем безбашенных. Своеобразное ралли с фирменным названием "Бег зайца по полям". Условия максимально просты. Разрешается пользоваться дорогами не выше районного уровня. Во всем остальном, полная свобода действий. Особый шарм таким покатушкам придает езда в ночное время. Хотя, сразу хочу оговориться, ездой ЭТО назвать можно весьма условно.

Однако, это уже другая история.