История первого в мире шахматного автомата
- 20.08.10, 18:41

240 лет назад в Вене широкой публике был впервые продемонстрирован шахматный автомат. Тайны его не раскрыты и сегодня. Противостояние человека и машины продолжает будоражить воображение.
Самый знаменитый в истории шахматный автомат был сделан в виде сидящей за шахматной доской огромной куклы в турецком кафтане, с тюрбаном на голове и длинной курительной трубкой в руке. В 18-19-м веках этот автомат совершил несколько триумфальных турне по Европе и Америке, обыгрывая тогдашних шахматных мастеров, а также, как гласят легенды, многих коронованных особ, в том числе Екатерину II и Наполеона. Что в этих легендах правда, а что - вымысел? Об этом рассказывает книга Тома Стэндейджа "Турок. История первого шахматного автомата и его полного приключений путешествия по миру".
Никакого мошенничества!
Осенью 1769 года венскому аристократу Вольфгангу фон Кемпелену (Wolflang von Kempelen), которого считали при дворе Марии Терезии (Maria Theresia) главным специалистом по механике и всяческим гидравлическим приспособлениям, поручили объяснить (с точки зрения физики) секреты фокусов, которые показывал императрице заезжий французский иллюзионист. Фон Кемпелен решил доказать, что для демонстрации впечатляющих трюков вовсе не обязательна ловкость рук - достаточно лишь хорошо знать законы физики. Так возникла идея создания шахматного автомата.
Императрица Мария Терезия, которая была весьма просвещенной особой (она охотно читала книги по естественным наукам, боролась с суевериями и ввела массовые прививки против оспы), выделила изобретателю немалые деньги и на полгода освободила его от всех придворных обязанностей. В 1770 году в Вене, в присутствии Марии Терезии, состоялась первая презентация "шахматного турка". Деревянный манекен ростом с человека был одет в кафтан, отороченный мехом, и широкие шаровары. Все восточное, с его сочетанием экзотики, роскоши и элегантности, было тогда в моде, так что выбор фон Кемпелена вовсе не случайно выпал именно на турка. Манекен сидел за закрытым со всех сторон деревянным столом, на котором была укреплена шахматная доска. Стол был больше похож на большой сундук или комод с открывающимися и выдвигающимися ящиками. Он стоял на четырех латунных роликах, что позволяло фон Кемпелену ввозить и увозить его, поворачивать так, чтобы зрители могли осмотреть автомат со всех сторон.
Турок на пружинке
Демонстрация, характер которой практически не менялся в течение восьми десятилетий, происходила следующим образом: фон Кемпелен (а позже - его преемник) открывал сначала одну створку комода. Зрители видели какие-то колесики, шестеренки, маятники, рычаги (механические внутренности автомата). То же скрывалось и за другой дверцей. Демонстратор открывал дверцы и с другой, тыльной стороны комода, чтобы все видели: внутри никто не спрятан, и никаких трюков здесь нет.
Затем открывались выдвижные ящики внизу комода, фон Кемпелен доставал из них вырезанные из слоновой кости шахматные фигуры, расставлял их, приглашал из зала желающего сразиться с автоматом, и матч начинался. На протяжении всей игры демонстратор стоял в стороне, лишь время от времени что-то подкручивая в автомате. Турок совершенно самостоятельно, "обдумав" очередной ход, поднимал свою деревянную руку и передвигал ту или иную фигуру. На протяжении нескольких десятилетий великое множество людей ломало голову: как же функционирует этот "шахматный турок"? Понятно, что ни о какой "мыслящей машине" в 18-м веке еще и мечтать не могли. Все автоматы были исключительно механическими.
Безногий офицер Воровский
Уже тогда о шахматном автомате было написано невероятно много. Большинство скептиков сходилось во мнении, что в комоде, за которым сидит манекен, или внутри него скрывается человек - ребенок или карлик. Он-то и играет на самом деле. Один из самых отчаянных разоблачителей хотел было рассыпать перед демонстрацией на сцене нюхательный табак, чтобы спрятавшийся в ящике человек начал чихать, но это не сработало.
Очевидно, именно на такой случай (чтобы заглушить подозрительные звуки, которые могли бы доноситься изнутри автомата) фон Кемпелен ходил во время партии по сцене, громко объявлял ходы, с шумом заводил пружину... Скорее всего, именно эта гипотеза (что шахматист действительно прятался внутри ящика) и была верной. Но кто это был? Согласно самой красивой версии, внутри турка прятался некий Воровский - сильный шахматист и бывший польский офицер, которого фон Кемпелен когда-то тайно вывез из России. Воровский якобы участвовал в восстании, жестоко подавленном самодержавием, и в одном из боев потерял обе ноги. Кемпелен вроде как познакомился с ним в Петербурге.
Эта история вряд ли соответствует действительности. Тем не менее, в Британской энциклопедии издания начала 20-го века в качестве шахматиста, управлявшего изнутри турком, упоминался именно Воровский. Кроме того, на этот сюжет написано несколько пьес и даже два романа! В финале одного из них (он назывался "Шахматист" и вышел в 1926 году в Париже) разъяренная проигрышем Екатерина II приказывает расстрелять автомат. Под градом пуль погибает и спрятавшийся внутри молодой герой Воровский. Вот такой жуткий сюжет.
Огонь уничтожает следы
Не меньше легенд сложилось и о второй, если можно так выразиться, жизни шахматного автомата. После смерти фон Кемпелена он перешел в руки Иоганна Непомука Мельцеля (Johann Nepomuk Mlzel) - не менее талантливого механика и демонстратора. И, как гласят хроники, Мельцель привозил турка к Наполеону. Сохранились различные - отчасти весьма красочные - описания этого поединка, а в некоторых шахматных книгах даже публикуются сыгранные Наполеоном и автоматом партии. Но, скорее всего, и это - только легенда.
А возникла она, может быть, потому, что турка купил у Мельцеля пасынок Наполеона. Сам Мельцель занимался другими проектами: диорамой московского пожара 1812 года, созданием музыкального автомата, который он назвал "оркестрионом", и усовершенствованием метронома (придуманного, между прочим, не Мельцелем, как обычно считается, а другим изобретателем). Правда, после разгрома Наполеона Мельцель снова выкупил шахматный автомат, но золотые времена уже прошли. Люди стали менее суеверными и менее наивными. Подозрение, что внутри машины прячется человек, переросло в уверенность.
В книге Стэндейджа приводятся иллюстрации, на которых показано, каким образом внутри автомата прятался шахматист, как он следил за ходом партии с помощью своеобразной демонстрационной доски и как управлял сложным рычагом, двигавшим рукой турка. Внутри комода, если верить рисункам, было множество пустот. Конструкция автомата очень напоминала конструкцию ящика, в который иллюзионисты укладывают ассистентку перед тем, как распилить ее пополам.
В общем, вне зависимости от того, как был устроен шахматный автомат, на его демонстрации приходило все меньше народу. Мельцель влез в долги и в 1838 году продал турка за 400 долларов. Потом автомат был выставлен в музее курьезов в Филадельфии. В июле 1854 года на улице, где находился музей, вспыхнул пожар, и деревянный турок сгорел вместе с другими экспонатами. Обычно в таких случаях добавляют: "И навсегда унес свою тайну с собой"
Коментарі