Интервью с латвийским хакером Neo
- 13.04.10, 20:32

Утечка 120 гигабайт информации (более семи миллионов электронных документов), которая стала самой крупной в истории страны, произошла в системе электронного декларирования латвийской налоговой службы. Информация о происшествии появилась в воскресенье, 14 февраля. По данному факту правоохранительные органы Латвии начали расследование. Похищена конфиденциальная информация о высших должностных лицах Латвии, коммерческих компаниях и физических лицах, а также о сотрудниках канцелярии президента Латвии и других госструктур. Полиция безопасности считает, что этой информацией могут воспользоваться преступники.
Через Интернет на связь с латвийскими журналистами вышел хакер по имени Нео, который заявил, что именно он похитил данные СГД. По словам Нео, он является представителем группировки "Народная армия четвертой Атмоды" (возрождения), которая базируется в Великобритании.
Корреспондент «МК-Латвии» попал в щекотливую ситуацию: в то время как знаменитого хакера Neo ищет латвийская полиция безопасности, нам удалось с ним встретиться и поговорить в одном из рижских клубов.
Хочешь сенсацию?
Привет, хочешь сенсацию? в одиннадцать утра разбудил вашего корреспондента знакомый владелец бара Угис.
Сенсация в том, что я проснулась раньше 12 дня? я попыталась спросонья пошутить, с ужасом думая, что Угис опять захочет познакомить меня, как представителя прессы, с очередным «начинающим гениальным музыкантом», который в прошлую пятницу отлично завел посетителей его клуба.
Нет, просто меня познакомили с Neo, ну, с нашим латвийским Робин Гудом, быстро заговорил Угис. Он вчера заходил к нам в бар встречаться со своими бывшими однокурсниками с физмата. И мне по секрету сказали, что это он и есть. В принципе он не жаждет общения с прессой, но я ему сказал, что ты придешь одна, без полиции. Что ты человек надежный, не выдашь.
Так ты уже ангажировал его на интервью со мной? я проснулась окончательно.
Да, так что приходи вечером в бар.
Сами понимаете, как мне было сложно сдерживать эмоции. О возможной встрече с кибердонкихотом я рассказала только редактору. А потом три часа изучала статьи о Neo и его микроблог в Twitter. Судя по комментариям, которые оставляли читатели «разборов Neo» как на латышских, так и на русских порталах, народ в общем и целом поддерживает парня и его «сообщников».
Пообщаться с легендарной личностью редкая журналистская удача. Итак, клуб любителей кальяна Up In Smoke в Старой Риге любимое место отдыха и тусовок студентов. Здесь недорогое пиво, да и атмосфера демократичная. Именно тут и назначил встречу нам Том, нынче известный в информационном пространстве, как хакер Neo. Конечно, я не ожидала увидеть гламурного молодого человека, похожего на Киану Ривза из «Матрицы». Но кое-какое сходство у Тома с этим актером наблюдается рост, открытый лоб, цепкий взгляд. Передо мной сидел долговязый парень и потягивал пиво. На вид Тому 2022 года.
Типичный латышский студент
Его биография типична для латышского студента: вырос в Риге, увлекался баскетболом на полупрофессиональном уровне, на третьем курсе физмата в ЛУ по обмену поехал учиться в один из вузов Великобритании.
Моя специализация математика, рассказал Том. В Англии я понял, что уровень знаний, который нам давали в Латвии ничтожен по сравнению с обычным колледжем Великобритании. Я решил там остаться, подал заявку о переводе. Но в администрации колледжа мне сказали парень, мы можем взять тебя только на первый курс, пока ты не тянешь. Получается, я три года зря сидел в ЛУ.
Тяжело было в 20 лет начать жить в другой стране?
Нормально. Единственное, чего мне не хватало и не хватает до сих пор баскетбола. Там, где я живу это не популярный вид спорта. Все играют в футбол. Ну, еще скучал по родителям. А с друзьями общался по нету.
Но как ты «дошел» до информации в СГД? Тебе это было интересно? Ты интересовался политикой и такими вещами?
Да, я в ЛУ был довольно активным студентом участвовал в разных дебатах, организовывал тусовки. С СГД все вышло случайно. Дело в том, что в Англии существует жесткая система для иностранных студентов: если ты учишься и получаешь стипендию, то не имеешь права работать. Денег хотелось, да и не привык я просить средства у родителей. Поэтому устроился работать в латвийскую IT-компанию программистом. Выиграл трехэтапный конкурс, даже на собеседование прилетел специально в Ригу. Это было до кризиса квалифицированных кадров не хватало. И начальство согласилось, что я работаю дистанционно. В конце концов, во времена скайпов и мейлов какая разница где ты сидишь и пишешь программы? Эта крупная компания занималась в том числе и разработкой IT-управления электронных систем для различных государственных учреждений. После трех месяцев проверочного срока жизнь у меня пошла в гору днем я учился на математика, по вечерам писал программы и неплохо зарабатывал.
С пивом слили «дыру»
Иногда приезжал в Ригу, пил пиво вместе с приятелями и коллегами. И вот однажды мы сидели в «Лидо», и один из них сказал о «дыре» в системе безопасности латвийской Службы госдоходов. Он уже выпил литра четыре нефильтрованного, и его понесло. Парень рассказал, что когда программировал электронную базу, специально оставил «брешь», по которой можно получать накапливаемую там информацию. Он просто удивился, что никто из сисадминов до сих пор этот дефект не заметил. Возвращаясь из Риги в Лондон, я, сидя в самолете, решил проверить не соврал ли нам этот парень?
Ну и как?
Я был просто поражен через полчаса элементарных усилий данные СГД были у меня как на ладони! Признаюсь, сначала у меня был шок. Во-первых, я не поверил, что все так легко «ларчик просто открывался». Во-вторых, я постарался сразу «замести следы» чтобы мой IP-адрес не зафиксировали те, кто, может быть, заметит «взлом». Прилетев в Лондон, я чувствовал себя немного не в своей тарелке, казалось, что люди знают, что я лез куда не следует. Мне мерещилось, что в Риге уже узнали о «чужаке» и о том, что в СГД следует «закрыть дыру». Из чистого любопытства через пару дней я зашел в интернет-кафе и проверил как там с охраной данных. Удивлению моему не было предела все оставалось по-прежнему: приходи, смотри, бери...
Почему решил «взять»?
Тут... чуть не сказал «у вас», в Латвии, уже вовсю шли кризисные безобразия. Я каждый день читал новостные порталы, все эти обещания политиков и прочее. От родителей, которые оставались в Риге, каждый месяц приходили новости одна хуже другой: маму-медика перевели на полставки, отец стал безработным, в транспорте обещали опять повысить цены. Мне, студенту, приходилось посылать деньги родителям!
И я подумал: что-то не так в нашей стране. Если информация о национализированном, а значит, уже государственном банке Parex засекречена. Если врачам платят копейки, а чиновникам в Министерстве благосостояния выплачивают по 10 премий в год. Поэтому весной 2009 года я связался по скайпу с парой моих знакомых и предложил: качаем! Все данные о зарплатах. Пусть будет для истории. А если не для истории, то хоть для истерии. Тех, кто все это позволяет.
Месть или азарт?
Это была такая месть, да?
Можно назвать и так. А можно сказать, что азарт. Причем мы сами ничего с этого не имеем, понимаешь. Ну, я не могу в своем CV для работодателя написать: «С 2009 по 2010 год был хакером Neo, скачал 120 гибабайт с базы данных СГД, а потом организовал методичные публикации в латвийской прессе на тему зарплат чиновников». Мы рисковали за идею изначально запланировали обнародовать все, что получим из утечки, которую устроили специально или по глупости сотрудники СГД. Я сам по характеру спокойный. Но некоторые цифры и выводы, которые проистекали из этих данных, меня просто выводили из себя. Поэтому иногда все, что накопилось, я выплескиваю в микроблоге Twitter.
Не было ли страшно идти против государственного спрута?
Нет, я старался об этом не думать. Когда разразился скандал, у меня было чувство, что хоть что-то, возможно, у нас поменяется. Нашей целью не было только изобличить коррупционеров, но в первую очередь помочь людям задуматься. Увидеть, что нас реально кидают и надувают. Нас было четверо, но вскоре после обнародования таблиц с зарплатами и когда мы узнали, что на нас завели дело, один парень вышел из игры. Да, сначала был стресс думаю, каждый из нас чувствовал себя неуютно. Хакеров ловят рано или поздно. Но потом мы увидели, что в полиции госбезопасности Латвии работают по приемам, которые мы отслеживаем и щелкаем, как орешки. Пока мы точно знаем, что у них нет ни малейшего понятия, кто мы такие и с каких компьютеров производилось скачивание.
Как ты оцениваешь бурю негодования и последствия после вашей активности?
Пока я всем доволен. Кроме того, мы стараемся просчитать реакцию СМИ и полиции на то или иное наше заявление. Словом, не хочу показаться нескромным, но мы контролируем процесс и звездной болезнью не страдаем. У меня ощущение, что мы просто вскрыли какой-то нарыв рано или поздно такое бы случилось, но в другом виде.
Кто из твоих близких знает о том, что ты это тот самый Neo?
Я бы не хотел отвечать на этот вопрос. Думаю, что тут каждое лишнее слово может потом привести к моим друзьям или родителям. А причинять им неприятности я хочу меньше всего.
Ты собираешься после учебы вернуться в Латвию?
Время покажет. Пока я очень комфортно себя чувствую в Великобритании. Там больше возможностей для моей специальности. Но писать докторскую по математике хочу здесь. О Латвии я думаю каждый день это очевидно.
Сенсация апреля зарплаты в Сейме
Благодаря активности твоей команды в Интернет выложены таблицы с зарплатами Банка Латвии, предприятий Latvenergo, Rgas siltums, Rgas satiksme, Латвийского агентства занятости, CSDD и других «монстров». Какие планы на начало апреля?
Мы как раз завершаем обработку электронной базы данных латвийского Сейма. Там очень любопытные цифры. Планируем опубликовать их в начале месяца первого числа. Уверен, что эта информация шокирует даже самых больших циников.
В чем там дело?
Мы сами долго не могли поверить этим документам, перепроверяли несколько раз. Как ты думаешь, кто больше всего официально зарабатывает в Сейме?
Наверное, спикер. Или депутаты, которые набрали себе мест в разных комиссиях...
А вот и нет. Оказывается, с 1 января 2010 года самые высокооплачиваемые должности в этом «политическом храме» это уборщики.
Как?! Произошла ошибка в бухгалтерской системе?
Я пока не понял, в чем там дело. Может, на должностях уборщиц в Сейме работают мамы и бабушки депутатов? Представь, средняя месячная зарплата депутата Сейма теперь 256, 78 лата после уплаты налогов. А вот некая Мирдза Клявиня (имя изменено. Прим. авт.) получает на руки 493 лата после уплаты налогов! Плюс ей еще оплачивают медицинскую страховку на 100%, и ее работа занесена в список повышенного риска. То есть выйти на пенсию уборщицы могут уже в 57 лет и получать отличные денежки.
Да, Латвия удивительное государство. Какой, ты думаешь, будет реакция на такие факты?
Может, наших депутатов, которые лишились больших зарплат, станут немного жалеть. А некоторых даже уважать. Поживем увидим.
Мне мерещилось, что в Риге уже узнали о «чужаке» и о том, что в СГД следует «закрыть дыру». Из чистого любопытства через пару дней я зашел в интернет-кафе и проверил как там с охраной данных. Удивлению моему не было предела все оставалось по-прежнему: приходи, смотри, бери...
Ждите в апреле новый скандал: с 1 января 2010 года самые высокооплачиваемые должности в главном «политическом храме» это уборщики.
Наша цель не только изобличить коррупционеров, а в первую очередь помочь людям задуматься. Увидеть, что нас реально кидают и надувают.
Алина ГРЖИБОВСКАЯ. mk-lat.lv
Коментарі