Важливі замітки

Останні статті

Свіжі шпалери



Сложные вопросы


Легко восхвалять Творца Вселенной, любуясь искрящимися каплями росы на рассвете, или наблюдая неспешный ход белоснежных облаков. Но когда скорби и испытания подступают к человеку, он в отчаянии забывает о милосердии и любви Господа. За что? Почему? Человек искренне ждёт откровения и в недоумении смущается его душа, — неужели так и не будет ответа? И в этот момент творение почему-то забывает о том, что его Творец неизречен, неведом и непостижим.

Есть тяжёлые вопросы, само произнесение которых даётся тяжело. «Доколе, Господи?» — спрашивали праведники, встречаясь глазами с кошмаром, родившимся от греха. «Зачем Ты Меня оставил?» — кричала Распятая на Кресте Истина Своему Отцу. В этом крике — вся боль мира и все противоречия его, на том же Кресте тогда же снятые, но остающиеся не снятыми для наших глаз. Вопросы могут не оставлять человека и за гробом. Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь за кровь нашу? (Откр. 6, 10), — спрашивают Господа души замученных за Его имя. И их вопрос передаёт нам тайнозритель Иоанн.

Великие тяжёлые вопросы не произносятся сразу, но, как дитя, долго носятся под сердцем. Их не задают, развалившись на диване или завязывая галстук. Их скорее кричат, обращаясь непосредственно к самому Небу, и Небо может молчать, а может и отвечать, как отвечал некогда Иову на его болезненные крики Господь.

Но есть разряд людей, теоретически обеспокоенных широкой и неподъёмной проблематикой. У таких людей легко слетает с уст: «Почему в мире так много страданий?» или «Спасутся ли язычники?». Видимо, они забывают, что в ответ на вопрос человеческий Бог имеет право молчать, имеет право отвечать на вопрос — вопросом, и вовсе не обязан играть с нами в игру, подобную пинг-понгу: мы Ему — праздный вопрос, Он нам — великий ответ.

«Скажи нам, какою властью Ты всё это творишь?» — спрашивали Христа фарисеи. А Он их спросил в ответ: «Крещение Иоанново было с неба или от человеков?». Они знали, что, если скажут «с неба», Он спросит: «Почему вы не веруете ему?», — но боялись также сказать «от человеков», потому что люди почитали Иоанна пророком. Они сказали: «Не знаем». Тогда и Христос сказал им: «И Я вам не скажу, какою властью всё это творю».

Переведём ситуацию на нас с вами. Мы спрашиваем Бога: почему в мире так много страданий? А Он отвечает: спрошу тебя и Я — ты все Мои повеления выполнил? Ты все слёзы, какие мог вытереть, вытер людям? Все раны перевязал? Все долги раздал? Во всех добродетелях до крови подвизаешься? Мы, если не являемся пациентами соответствующей клиники, конечно, скажем: нет. А Он имеет право продолжить: вот ты своим ответом на свой же вопрос и ответил. Обо всём мире тебе переживать не надо, а та мера страданий, которая открыта твоему взору, зависит от тебя и доступна твоему воздействию.

Между нами и Богом реально проходит диалог, проходит постоянно. Он повелевает — мы делаем вид, что не слышим. Он зовёт — мы отнекиваемся. Он будит совесть нашу — а мы усыпляем её. Когда же совесть особо не мучит, голод не угрожает и сапоги не жмут, мы дерзаем произносить праздные теоретические вопросы, касающиеся вещей невместимых. Например, «спасутся ли язычники?».

Представим себе, что Господь даст нам ответ. Причём даст в том духе, к которому мы привыкли: в духе мерзкого анкетирования, или участия в выборах, или голосования на ток-шоу: да/нет. Неужели вы думаете, что краткость и громадность этого ответа оставит вас в живых или хотя бы не искалечит?

«Да, спасутся». Что это значит? Это неминуемо означает рождение вопроса: а зачем тогда всё? Посты, праздники, покаяние, воздержание? Почему литургия, а не орфические мистерии? Почему нужно читать псалмы Давида, а не беседы Конфуция? Понимаете ли, что при ответе «да» вы тут же бросите Церковь? А если не тут же, то через небольшой промежуток времени?

А если ответ будет «нет»? Тогда ещё хуже. Тогда вы имеете право стать в позу Ивана Карамазова или сытого дореволюционного барина и, растягивая слова, с апломбом произнести: «В вашего Боженьку я верить отказываюсь. Для Него миллионы и миллиарды людей — лишь биомасса, обречённая стать лишь дровами дьявольской печи. Я в Него, пожалуй, и верю, но молиться Ему отказываюсь, и билетик торжественно возвращаю».

И уж «сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали»! Сколько людей, мыслящих категориями только «да» или только «нет», упало, одни в яму безразличия и прохладности к вере, другие — в страстный пафос богоборчества и безблагодатной «святости», как Лев Толстой или русские революционеры. И ведь когда вопрос задан, а в ответ ожидается только «да» или только «нет», то выпадает человек из памяти о том, что Христос распялся за всех, хотя и не все спасутся. И может показаться человеку, что он любит людей больше, чем Бог, хотя не распинался он за людей и распинаться не хочет. А если распнётся, то не воскреснет и никого не искупит, потому что это будет лишь смерть грешника за грешников. Но ведь действительно любовь Божию мы познали в смирившемся Благодетеле, родившемся от Девы, распятом на Кресте, воскресшем из мёртвых. Свой труд служения Иисус Христос поднял на избитые, истерзанные плечи не только ради кого-то одного, но ради всех. Неужели кто-то ещё кроме Него может быть достоин в полной мере имени Человеколюбец?

Но мозг болен и сердце чахло, и вопрос всё равно задаётся, и ожидается ответ «да»/»нет«. Так в чём же дело? Дело в том, что в земных вопросах можно идти направо или налево, и дилемма «туда или сюда?» соответствует дилемме «да или нет?». А в духовных вопросах кроме координаты «право» и «лево» есть координата «вверх», и земные узлы развязываются благодаря неожиданно разверзнувшимся Небесам. «В горняя, в горняя», — шептал умирающий Пушкин, то есть «наверх, наверх». «Licht, mehr licht», — говорил умирающий Гёте. Туда, наверх, в Царство света и нам дорога. Там разрешатся наши не разрешимые на земле вопросы. И не просто «там», а «только там». Поэтому — «горе имеим ум и сердца»!

Ответы на нравственные вопросы не вымучиваются математически, за них платят валютой слёз и крови. И, приобретённые таким образом, эти ответы должны храниться внутри, а не превращаться в предмет праздных споров, потому что они парадоксальны, странны для слуха и для большинства тесных сердец невместимы. Вот Иов вопил на небо, и Бог с неба ответил ему. Но Иов ответу не обрадовался. Если мы сядем на то Иовлево гноище, или спустимся в Даниилов львиный ров, или дадим себя бросить в раскалённую печь, уподобляясь трём отрокам, то именно там мы и получим ответы. На такие вопросы ответы даются именно в львином рву, в горящей печи, на гноище или на кресте. И если это так, подумает человек, то я отказываюсь от вопроса. Это будет правильный ответ. Надо читать Писание сердцем и выпрашивать в подарок корень Премудрости — страх Господень, чтобы не «омрачать Провидение словами без смысла» (Иов 38, 2).

Есть у Доброго Пастыря овцы, яже не суть от двора сего (Ин. 10, 16) Уже одно это пусть утешит людей, искренне переживающих о судьбах тех, кто не слыхал Евангелие и до сих пор живёт за пределами благовествования. Да и сама история учит нас временами не хуже Писаний. Так, один из спартанских царей был ошибочно принят незнакомым человеком за его личного врага. Незнакомец облил царя помоями на улице. Телохранители обнажили мечи, человек, совершивший глупость, взмолился о пощаде, а царь узнал причину оскорбления и сказал: «Не троньте его. Он облил не меня, а другого». Представляете, сколько благородства в этом человеке — язычнике, никогда не слыхавшем заповеди о смирении? Представляете, сколько в нём умения обуздывать внезапный гнев, погашать желание справедливой мести? Этот царь будет тоже стоять на Страшном Суде, как и всякая воскресшая плоть. И можно думать, что когда Господь будет судить сребролюбцев, многие христиане пойдут в геенну, а многие язычники найдут милость. Так же будет, когда будут судить трусов, предателей, кровосмесителей, колдунов. Нам нечем гордиться. Совершенно нечем. Наша вера ко многому обязывает, но отнимает всякий повод для гордости. Она питает и живит и утешает, но не прежде, нежели смирит и устрашит. И об этом стоит думать, задавая время от времени великие вопросы.

Наконец, если действительно тревожит верующего человека судьба неверующих людей, то пусть он, верующий, выходит на проповедь и учит языки, и благовествует Евангелие ближним и дальним. А коль не способен к этому — пусть хотя бы смиренно молится.

Жизнь продолжается, и значит, задавать вопросы ещё придётся. Но пусть вопросы эти будут выстраданными и обдуманными, прошедшими по всем коридорам и закоулкам необъятного сердца, а не просто слетающими с языка, как мыльный пузырь с детской соломинки. В конце концов, сказано: Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб (Лк. 19, 22). И что мы будем, бедные, делать, если посреди всей паутины мелких целей и праздного любопытства, посреди всех бесполезно сказанных слов вдруг скажет нам Бог то, что сказал однажды: Препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе(Иер. 1, 17)?

Протоиерей Андрей Ткачев

Російська мова більше не мова - учені

  • 13.09.12, 22:10

Російська мова більше не мова - учені
Інститут лінгвістики в Тарту (колишня Академія мовознавства СРСР) оголосив, що російська мова протягом найближчого року може бути виключена зі списку мов світу.

Моніторінг, щорічно проводиться співробітниками інституту, показав, що російська мова перестала відповідати мінімальним вимогам щодо самоідентичності, багатства словникового запасу і сфери застосування, передає http://fognews.ru/russkij-yazyk-bolshe-ne-yazyk.html.

Якщо протягом 2013-го картина не зміниться, то російська мова буде оголошена мертвою, з усіма наслідками, які з цього в випливають: закриттям курсів російської мови в Європі, виключенням її з офіційних мов організацій світу (ООН, ЮНЕСКО) та забороною на її вживання в посольствах для спілкування з росіянами.

Варто відзначити, що Інститут лінгвістики протягом останніх п'яти років щорічно попереджав владу РФ про високу ймовірність розвитку подій за цим сценарієм, але всі його звернення залишилися без відповіді. За класифікацією ЮНЕСКО існують кілька стадій відмирання мови, і російська повністю відповідає найважчій з них: мова Росії перетворилася в контекстно-ситуативний набір граматичних форм.

Ця точка регресу характеризується наступними особливостями.

По-перше, практично припиняється словотворення на основі рідних коренів. Нові терміни і поняття є запозиченими. Терміни, що прийшли ззовні, витісняють рідні аналоги, з двох синонімів виживає запозичений. Суспільство не здатне виробляти адекватну заміну іноземним словами, задовольняючись прямим запозиченням, руйнується зв'язок між діяльністю індивіда та його рідною мовою. Окремим випадком такого регресу є «мова рабів», достатня для розуміння вказівок господаря, але абсолютно неефективна при спілкуванні на абстрактні теми. Як приклад,  учені  з Тарту наводять широко поширений в Росії «рунгліш».

По-друге, знання мови перестає заохочуватися в суспільстві. Знижується цінність цього знання для економічно активного індивіда, мова не здатна підняти вартість працівника в конкурентній боротьбі на ринку праці. На перше місце при працевлаштуванні виходять особисті зв'язки і вимоги по мінімальній зарплаті, тому в структурі зайнятості переважають «блатні» на вершині піраміди, і «гастарбайтери» в її основі. Держава без видимих протестів суспільства скорочує години викладання рідної мови в школі, іспити з мови проходять у вигляді знеособлених тестів.Знижується загальний рівень грамотності теле-і радіомовлення, газети виходять з друкарськими помилками і помилками, які ніхто не помічає.

По-третє, державні структури не використовують у своїй діяльності офіційної мови країни. Патріархальна Православна Церква проводить богослужіння церковнослов'янською, МВС використовує спрощений службовий діалект, МЗС оперує французькою, німецькою та англійською. У такій ситуації повністю зникає поняття єдиної мови, населення роз'єднується з професійної приналежності, яка визначає значення і зміст слів.

По-четверте, мова перестає бути образною, з неї вимиваються слова загального значення, перевага віддається синонімам займенника «той» і «цей». Спілкування між людьми зводиться до ситуативно-контекстного словотворення часто на основі одного кореня.

- Дай цю фіговину.
- На фіга?
- Я нею пріфігачу ось цю фігню.
- Так але ж фігня вийде!
- А тобі не по фігу?

Як пишуть дослідники з Тарту, даний діалог дуже нагадує спілкування вищих тварин, які за допомогою однакових звуків передають один одному інформацію, визначену конкретною ситуацією.

Підводячи підсумки свого дослідження, Інститут лінгвістики Тарту з жалем відзначає, що російська мова де факто вже померла, і залишається останній рік її офіційного існування.

Усікновення. Ірод, Іродіада, Соломія: хто винен? Роздуми...

  • 10.09.12, 22:59
11 вересня Православна Церква відзначає дивовижне свято - Усікновення глави Пророка Іоанна Хрестителя.
У цей день був позбавлений життя великий подвижник і праведник, проповідник, дуже шанований в народі. Причому, життя його обірвалося внаслідок збігу абсурдних, здавалося б, обставин: Соломія, дочка незаконної дружини Ірода Іродіади, зажадала голову Хрестителя на блюді як винагороду за танець на бенкеті ...

Три людини - Ірод, Іродіада, Соломія - стали винуватцями його смерті. У кожного з них була можливість цій смерті запобігти, але жоден цього не зробив.

Хто з них винен більше? У контексті саме такої постановки питання ми запропонували подивитися на прийдешнє свято нашим постійним коментаторам - єпископу Обухівському Йоні та протоієрею Олександру (Авдюгіну).

Єпископ Йона (Черепанов): «Для всіх нас це привід ще раз замислитися про те, скільки разів на догоду громадській думці ми поступалися своєю вірою»

Будь-яке свято Православної Церкви завжди глибоко повчальне для православної людини, що прагне до духовного росту, до досконалості. У ситуації, яка сталася багато років тому в палаці в Ірода, теж є багато повчального.

Що для себе потрібно взяти з цієї події?

Наприклад, що часто краще пожертвувати своєю репутацією - або діловою, або ще якою-завгодно іншою, але залишитися вірним Христу. Все-таки часто люди, коли знаходяться перед рішучим вибором - з Христом вони або з світом, який лежить у злі, - або через легкодухість, або в силу інерції вибирають світ. Подібних випадків відбувається безліч, і, напевно, кожна людина стикалась з подібною ситуацією.

Ми знаємо, що Ірод з великою повагою ставився до Іоанна Предтечі і з великою увагою завжди його слухав. Однак, сп'янілий, він так захопився танцем дочки Іродіади Соломії, що пообіцяв їй в нагороду все, що вона захоче, навіть до півцарства. Молода дівчина пішла до матері, а та намовила її просити на полумиску голову Іоана Предтечі.

Коли Ірод почув таке «прохання», то, думаю, він миттєво протверезів, прийшов в себе, але ... Поступив «чисто по-пацанськи»: «пацан сказав - пацан зробив». Він не зрікся своїх слів на догоду своїй гордині і царської репутації, і в підсумку - умертвив праведника, про якого Сам Христос говорив: «Над народженими жінками вище не було людини».

Дійсно, на що тільки люди здатні на догоду громадській думці, на догоду тим оточуючим, думкою яких вони дорожать, навіть якщо ці люди не мають відношення ні до віри, ні до Церкви, а просто знаходяться поруч з ними.

Так і в цій ситуації: треба не засуджувати Ірода в черговий раз, що ось, він такий-сякий, так вчинив. Це свято - для науки всім нам. Це привід замислитися: а чи готові ми пожертвувати своєю репутацією заради Христа? І скільки разів у своєму житті на догоду громадській думці ми поступалися своєю вірою ...

***

Хто з трьох винен більше? Думаю, всі в рівній мірі. Але більше - винен об'єднуючий їх воєдино гріх. Цей гріх з'єднав спочатку Ірода і Іродіяду в незаконному співжитті, а потім отримав продовження на бенкеті через вчинок Соломії.

Завжди так буває: оступившись раз і не маючи бажання змінитися, продовжуючи жити гріховним життям, стоячи вперто в своїй помилці, людина доходить до того, що робить ще більший гріх.

***
Протоієрей Олександр Авдюгін: «Там, де зв'язок заснований на гріху, на стражданні іншого, нічого доброго вирости не може»

Гординя Ірода і заснована на похоті злоба Іродіади породили те, що дочці, Соломії, було все одно, що попросити, аби виконати бажання матері. Там, де зв'язок заснований на гріху, на стражданні іншого, нічого доброго вирости не може. Їй, напевно, ніхто і ніколи не показував і не розказував, що таке гріх і що вищою у світі є образ Божий - людина.

Провина лежить і на Іроді, і на Іродіаді. І ось таке поєднання, можна сказати, чоловічого і жіночого гріха у вищому суспільстві, засноване на неправді, на багатстві, на владі, на буйстві пристрастей - обов'язково породжує таких виконавиць, як Соломія, які в своєму гріху теж будуть безмежні. Заради будь-якого бажання вони згодні піти на будь-який злочин, на будь-який гріх.

Висновок який може бути? Будь-яке неправильно придбане багатство, будь-яка неправильно придбана посада (неважливо - маленька або велика) будуть вести за собою прогресивно збільшуючийся гріх. Чим вище будеш підніматися, тим важче буде його скинути, і тим сильніше будеш грішити. Багато прикладів можна навести. Єдиний вихід тут - зупинитися.

Гріх означає все більший розрив між внутрішнім станом людини і зовнішнім її чином. До чого це може призвести сьогодні? Людина стає абсолютно лукавою: може мати прекрасну освіту, поведінка, манери, а всередині - гниль, здатна на будь-який вчинок, на будь-яку гидоту, взагалі не сумісну з поняттям людини як образу Божого.

То, что не лечится

  • 06.09.12, 22:22

Что значит слово «рак» для обычного человека? Это то, что бывает где-то очень далеко. «Со мной такого не будет. Не может», – подумал и выкинул эти мысли из головы.

Чем слово «рак» было для шестнадцатилетней меня? Синонимом СПИДа. Тем, что не лечится. Тем, что ломает человека одним своим присутствием. Тем, что никогда со мной не случится. Да и какой там рак?! Мне 16, я амбициозна и полна сил, у меня впереди театральное училище и блистательная карьера актрисы. У меня куча организационных дел в школе, у меня поклонники, у меня несчетное количество друзей. У меня все. У меня всё.

Ноябрь 2005-го. Одиннадцатый класс. Последний учебный год. Подготовка к поступлению. К выпускному. Сколько всего! У меня болит живот, «ну и ладно, мне надо ехать в Москву на курсы, схожу к врачу завтра». Живот не проходит, «ничего страшного, схожу к врачу завтра, сейчас нужно бежать в школу». После каждого приема пищи желудок болит так, что трудно дышать, «может, и правда сходить?». Подруга в панике: «А вдруг что серьезное?! Ничего не хочу слышать. Мы идем к врачу». Да что серьезного могло быть со мной? Гастрит? Переживу!

25 ноября. Ну, если и правда гастрит, то и его лучше не запускать. Прием у участкового. Направление в городскую центральную. Подозрение на аппендицит. Детское хирургическое отделение. Пятница. Вечер. Никаких врачей, естественно. Лежу все выходные «на обследовании». Первая в жизни капельница. Аппетита нет. Есть невозможно. Уговаривают поесть, кормят с ложки. Понедельник. Анализ крови и – «Карина, мне срочно нужны твои родители» – из уст улыбчивого главврача. «Елки, как же быть, ведь с мамой я поссорилась. Дедушка на работе. Отчим? Да. Надо звонить отчиму».

Лежу, уставившись в потолок. Выдумываю, как бы поскорее отсюда выбраться. У меня столько дел простаивает. Залетает мама. Плачет. «Ты такая бледная… Господи, какая ты бледная!» Глотая слезы, говорит, что завтра мы едем в Балашиху. В областной диспансер.

Какой? Зачем? Поехали всей семьей. Насторожило. Зачем дедушку с работы вытаскивать, чтобы просто свозить меня на очередной анализ? И даже увидев вывеску «Московский областной онкологический диспансер», я не уловила в голове ни одной тревожной мысли, только «Онкология, онкология…где-то я это слышала… что же это, что это такое?».

Теплые улыбки медперсонала. Процедурный кабинет. Костномозговая пункция, люмбальная пункция, два анализа крови. «Да сколько можно меня колоть?!» Наконец, палата. Койка. Снова капельница. Маму вызывает врач. А я лежу, строчу своим СМС-ки: «Так, а ну не расслабляться, скоро приеду, готовьтесь». Увлеклась, не заметила, как бледная мама опустилась на кресло рядом со мной.

Я с улыбкой:
– Ой, мам, ну что за лицо?! Умираю, что ли? Что там у меня?
– Лейкоз.
– Так. Я актриса, а не медик. Выражайся яснее.
– Рак крови.

Тук-тук…тук-тук…тук… я, кажется, слышала каждый удар сердца. Что-то очень тяжелое рухнуло внутри, оглушая грохотом, разлетаясь на тысячи звенящих осколков. Тук-тук… перед глазами вывеска, что была на входе в отделение. «Онкология! Вспомнила… Рак!»

Не было слез. Ни одной. Не было истерик. Были СМС-ки друзьям: «Простите меня, родные мои, за все. Если чем обидела – не со зла. Не поминайте лихом. Люблю». Десятки пропущенных вызовов. Не потому, что не хочу говорить, а потому, что нечего. Слезы в трубку. «Держись, мы все с тобой. До самого конца. Не смей сдаваться». Милые мои, любимые. Самые близкие. Если бы знали они тогда, что не лекарства и не жажда жить, а только их поддержка и любовь вытащат меня с того света…

А дальше что? А дальше два месяца попыток вытащить меня. Не могли начать химию, организм был слишком слаб. Лимфома Беркитта. С поражением костного мозга – лейкоз. Четвертая стадия. Тотальное поражение. Двусторонняя пневмония. Поражение печени, почек, яичников. Язва желудка. Рефлюкс-гастрит. Грибковая инфекция в самой тяжелой стадии. Не ела, не пила, практически не видела. Боялась спать. Задыхалась. Боялась, что не проснусь. Запертая в четырех стенах, без возможности общения с кем-либо, кроме врачей и мамы, я сходила с ума. Разговаривала сама с собой. Психолог буквально прописался у меня в палате. Не помогало. Ничего.

Позже я узнала, что тогда давали две недели. Мало кто верил. Я сама мало верила. Страшно, когда лежишь в полудреме, прикрыв глаза, и видишь, как мама подходит, склоняется над тобой. Слушает, дышишь ли ты еще. «Я жива, мама. Спи, спи…». Километры СМС в телефоне: «Держись, держись… не смей, слышишь? Не смей сдаваться. Мы все с тобой. Мы все рядом. Только держись. Все будет хорошо». Я плакала и понимала: не сдамся, ни за что. Ради них, ради всех тех, кто не спал ночами. Кто сдавал для меня кровь, кто делал, делал и делал все. Из последних сил. Все, чтобы я жила.

Миллионы слов я могла бы написать о тех двух месяцах. О новом 2006 годе, который я встречала в кислородной маске и с двенадцатью капельницами под размеренное пищание инфузоматов, о том, как молилась, чтобы грибковая инфекция прошла, чтобы уровень лейкоцитов приблизился хотя бы к отметке 0,8, о том, как жила на обезболивающих, о том, каким счастьем стало просто попить воды без невыносимой боли, разрывающей всю полость рта и пищевод, о том, как на моих глазах умирали дети, и каждый раз я сквозь слезы выла: «За что? Ну за что им все это?!». Но все кончилось. Чужими ли молитвами, от лекарств ли, или от желания жить, но организм воспрял. Был готов к началу химиотерапии.

В феврале 2006 года начался первый блок высокодозной химиотерапии. Последующие четыре месяца я не могу вспоминать без улыбки и теплоты в сердце. Я до конца жизни буду благодарна тем людям, которые, не щадя себя, отдаются полностью своей работе, которые, надев белые халаты, и не подозревают, что в глазах всего отделения становятся ангелами-хранителями. Спасителями. Второй семьей. Спасибо.

Бог уберег. Все шесть блоков химиотерапии прошли как нельзя хорошо. Мы шутили с медсестрами, смотрели добрые фильмы и мечтали о светлом. Я нянчилась с детишками, целуя их в лысые макушки, улыбалась и рассказывала сказки. 14 июня 2006 года я была официально выписана домой. Восемнадцатого я даже успешно сходила на свой выпускной в школе.

Вот уже три года я живу нормальной жизнью. Все как у всех. Работа, учеба, друзья, семья. Актрисой я так и не стала. Зато получила самое ценное – уверенность в том, что жизнь – самое хрупкое и прекрасное, что есть у человека. Раз в полгода езжу в отделение. На контроль. Каждый раз замирает сердце: «Сейчас, вот сейчас я увижу всех. Своих врачей. Свою вторую семью». Каждый раз удивляются, не узнают. Мало что теперь осталось от тощей лысой девочки с больными карими глазами. Разве что все те же слезы благодарности на глазах при виде врачей и бешеная готовность целовать их золотые руки.

Что такое слово «рак» для меня? Оглядываясь назад, я понимаю: это не только страшные картины первых недель лечения, это часть моей жизни, огромный урок, огромный опыт, во многом предопределивший мою дальнейшую судьбу и сделавший меня тем, кем я являюсь сейчас. И если была бы возможность вернуться в прошлое и что-то исправить, я оставила бы все как было.

Не жалости и не восхищения я пыталась добиться этой историей. Эта история, моя история, написана здесь для тех, кто сейчас находится на грани. Кто, может, готов опустить руки. Не надо. Этот мир слишком хорош, чтобы оставлять его. Тяжело, да. Больно, да. Надо, да. Глупо звучит. Банально. Но. Улыбки людей творят чудеса. Теплоту, любовь и внимание не заменит ни одно даже самое дорогостоящее лекарство. А что нужно ребенку, как и любому человеку? Любовь. И будут силы. И будет все то, что называется «успешным лечением». Верьте. И ни за что, никогда не сдавайтесь. Это ваш организм. И вы в нем хозяева. А значит, сможете. Значит, все будет. Хорошо.

Карина Реснянская

Благословляється читати книги

Патріарх Грузинський недавно порадував навіть тих, хто грузином не має честі бути. Він і раніше тішив свою паству обіцянкою бути хресним у багатьох новонароджених малюків. А тепер він звернувся до свого народу з пропозицією-проханням читати протягом тижня певну книгу, з тим, щоб в кінці тижня обговорювати прочитане і спілкуватися з паствою на задану тему.

Захват і заздрість - ось імена тих почуттів, які мною оволоділи при знайомстві з цією новиною. Бачить Бог, я не заздрю іншим народам, коли ті будують самі зухвалі мости і найвищі хмарочоси. Але в цьому випадку я заздрю грузинам. Заздрю тій заздрістю, якої не соромлюся, і яку не понесу на сповідь. Тільки є питання: а ми коли доростемо до таких подій?

*

І Росія, і Україна настільки територіально і кількісно великі, що одній людині - нехай навіть був одягнений вищою церковною владою - навряд чи можливо давати такі «домашні завдання» багатомільйонній пастві. Ця робота більше відповідає домашній атмосфері невеликого народу, який згуртований вже тому, що нечисленний. І якщо в такому народі є духовний вождь, якого люблять, то йому зручно по-свійськи, без пафосу, як дідусь - онукам, дати добру пораду чи висловити якесь побажання, як тут же велика частина народу кинеться цю побажання виконувати. (Усі ніколи не кинуться, який би не був хороший і згуртований народ, це треба знати заздалегідь) У великих же народів великі проблеми. У них те, що сказав Патріарх Грузинський, повинен говорити кожен єпархіальний єпископ, оскільки і паства окремих наших єпархій за кількістю порівнянна з паствою Патріарха Ілії.

*

Що ж практично для цього потрібно? Не дуже багато духовних речей, якщо вони вже є, і дуже багато, якщо їх немає. Оскільки купуються ці речі дуже не просто. Перше - Владика повинен мати авторитет у пастви. Тобто, якщо він скаже: «Дорогі жителі міста N і N-ської області, візьміть з полиці « Мертві душі »Гоголя, і в наступну п'ятницю я поговорю з вами на тему першого розділу», то потрібно, щоб його слова почули всі і виконали з радістю, ті, хто почув. Інакше це буде місцева акція, подібна стрільбі з гармати по горобцях. Багато, передчуваючи фіаско, за неї і братися не будуть.

*

Друге - Владика повинен бути приготований до подібного, не стільки літературознавчих, скільки духовної праці. Йому доведеться засісти за книги, ущільнити графік (і без того зазвичай щільний), чимось пожертвувати, почати вести конспекти. Причому, ніхто не змушує читати неодмінно Гоголя. Це я сказав до слова. Можна читати Ліствицю або Авву Дорофея, тобто ті духовні книги, знайомство з якими пастві необхідно. Не в книзі справа. Книг хороших багато. Справа в бажанні зрушувати гори закостенілості і невігластва, яким зручно стояти століттями на звичних місцях, претендуючи на статус місцевої традиції.

*

Третє - сміливість. Такі праці й ініціативи старовиною не освячені. Не було раніше таких праць та ініціатив. А значить, знайдеться чимало критиків і супротивників не тільки з числа чужих, вічно готових пихкати й баламутити, але з числа своїх, часом пихкаючих і баламутячих не гірше ворогів. Для плідної дії у Христі і заради Христа завжди потрібна сміливість. Сміливість, знання і бажання. Вірніше, якщо розташувати вимоги в порядку черговості, то: 1) бажання, 2) знання, 3) сміливість.

Якщо все це є, то нічого більше не треба. Можна починати. Але якщо немає їх, то значить нічого немає, і ще довго не буде. Бажання з'являється таємниче, знання здобуваються довго, а сміливість взагалі незрозуміло, звідки береться. От я й кажу, що грузинам я заздрю тій заздрістю, яку на сповідь не понесу.

*

А взагалі, треба вчитися. При чому - у всіх. У арабів кажуть, що «чорнило вченого так само дорогоцінне, як кров мученика». Вчитайтеся у цю фразу. І яка мені різниця, що це араби сказали, а не наші? Якщо сказано вірно, то я запам'ятаю і постараюся думку в життя втілити. Нехай грузини почнуть, а ми підхопимо. Ми ж не на перегонки біжимо, а загальну справу робимо. Нехай інші ще що-небудь добре почнуть, а ми підгледівши і переймемо. Уміння помічати добре і вчитися є найвища похвала будь-якого народу. Похвала і благословення. Тому, не маючи честь бути грузинами, підходьте до книжкових полиць. Беріть «Іліаду», «Робінзона Крузо», «Собор Паризької Богоматері». Починайте читати що-небудь хороше, і будемо чекати, що знайдуться незабаром і ті, хто почне з нами обговорювати прочитане.

Протоієрей Андрій Ткачов

Скотт Смайли: Жить после зрения

  • 06.09.12, 09:50

«Когда я очнулся, правая половина тела была парализована: 
осколок прошел через правый глаз, задел мозг. 
Через неделю стало ясно, что я потерял зрения навсегда».

Лейтенант Скотт Смайли, первый из действующих незрячих военнослужащих.

 

Жизнь как соревнование

Этот человек стал легендой, уже потеряв зрение. Он был одним из тех сотен солдат, кого покалечила долгая и бессмысленная война в Ираке.

Скотт с супругой до взрыва

Скотт с супругой до взрыва

К моменту, когда капитана Скотта Смайли отправили на Ближний Восток, его жизнь складывалась как по нотам, он добился всего, чего хотел: окончил военную академию, служил в армии США, женился на подруге детства, красавице Тиффани. Был верующим человеком, воспитанным в религиозной традиции. Террорист-смертник разрушил эту идиллию и поколебал даже его веру в Бога.

Скотт Смайли родился здоровым человеком. И вырос – исключительно целеустремленным. Он рос в большой верующей семье – трое братьев и трое сестер.

«Конечно, мы очень дружили, поддерживали и защищали друг друга, но в то же время у нас в семье был дух соревновательности, — рассказывает он. — Я всегда соревновался с двумя старшими братьями и с сестрами, старался не отставать от них ни в чем. Это мотивировало меня работать над собой во всем – в спорте, в учебе, в духовной сфере. Я понимал: чтобы преуспеть, надо потрудиться и начинать придется уже сейчас. Поэтому школьником я выполнял все домашние задания, хотя очень не любил это делать».

Подростком он решил, что станет офицером. Подал документы в одно из престижнейших учебных заведений США – Академию военно-воздушных сил в Вест-Поинте, штат Нью-Йорк. Тем более, там учился его старший брат.

«Я сам купил билет до Нью-Йорка, в один конец, — вспоминает Смайли. — Когда сел в самолет, не удержался, разревелся – наверное, мои попутчики Бог весть что обо мне подумали тогда: «Что с ним такое? Вот плакса!». Но ведь я летел на другой конец страны и расставался со всей прежней жизнью – с семьей, с моей подругой, с друзьями, со всем, что любил и к чему привык. Я готовился стать профессиональным военным»…

Взрыв

В декабре 2003 года капитан Скотти Смайли женился на своей подруге детства, Тиффани, с которой познакомился еще в школе. Осенью 2004 года они, наконец, обосновались в собственном доме. Вскоре Скотт был послан в Ирак. Всего 15 месяцев спустя после свадьбы он стал инвалидом.

Скотт в Ираке

Скотт в Ираке

Все произошло внезапно, даже не в бою.

К посту приближался автомобиль, в салоне был только водитель. Смайли заподозрил неладное. Сделал предупредительный выстрел в воздух, но автомобиль не сбавлял скорость. Второй выстрел – он продолжал мчаться. А затем водитель, террорист-смертник, привел в действие взрывное устройство…

Скотт Смайли очнулся в госпитале. Половина тела была парализована, видеть он не мог – осколок попал в голову и прошел через глаз. Вскоре врачам удалось восстановить его подвижность. Но что касается глаз, несколько недель спустя доктора расписались в своем бессилии: зрения капитана Смайли восстановить не удалось…

Отрывок из дневника Скотти Смайли:

О чем вы думаете, когда видите покалеченного солдата? Вам его жалко? Вы чувствуете неловкость? Думаете, что его жизнь безнадежная?

Как раненый солдат, я никогда не хотел жалости по отношению к себе. Я хотел, чтобы люди видели меня таким, какой я есть, а не строили свое представление обо мне по внешнему виду. Я хотел, чтобы люди по-прежнему видели во мне личность и солдата, ведь я продолжал им оставаться.

Вы не знаете, что сказать, когда встречаете инвалида войны? Чувствуете себя неловко, не в своей тарелке? Вы задаетесь вопросом: «Что бы он хотел услышать от меня»?

Мне не нравилось, когда мне говорили: «Мне так жаль».

Не надо жалеть. Будьте благодарны за службу солдата…

 

Скотт преподает военнослужащим

Скотт преподает военнослужащим

Этот солдат отдал свои руки или ноги, свои глаза или получил какое-то другое увечье во время несения службы своей стране и своему народу. Как велика их жертва, насколько она заслуживает благодарности!

Потерянное зрение — это мой дар моей стране.

Пожалуйста, не смотрите на меня с жалостью.

Быть воином – это почетное призвание. Сегодня мы можем чествовать и благодарить наших ветеранов всех войн – участников прошлых и нынешних военных конфликтов. В День ветерана просто скажите «спасибо» тем из них, кого встретите. И еще – просто улыбнитесь.

11.07.2011, 9:46

Потерянная и обретенная вера

«Я потихоньку заново учился доверять Богу и принимать то, что Он посылает мне в жизни», — говорит Скотт.

В первое время после трагедии его вера поколебалась. А укрепила — строчка из Библии…

«Я помню, как только поступив в Академию, однажды нес в прачечную грязное белье – новобранцам давали разные подобные задания – и немного заплутал. По пути мне встретилась женщина-офицер. Я страшно растерялся, потому что даже не знал, как к ней обратиться!

- Мэм…

- Не мэм, а сержант.

- Да, сержант.

- Куда ты это тащишь?

- Я… я не знаю, мэм, то есть, я не знаю, сержант, мэм, то есть…

В общем, я готов был провалиться сквозь землю от стыда и чуть не плакал. Тогда она сказала:

- Послушай. Ты в Академии не просто так. Через 47 месяцев у тебя в подчинении будут мужчины и женщины военнослужащие, ты станешь офицером. А сейчас ты, что, не можешь справиться с какой-то стопкой грязного белья? Тебе нужно получше подумать, зачем ты поступил сюда. Иди к себе в комнату и подумай.

Скотт во время подъема на гору Рейнер (штат Вашингтон )

Скотт во время подъема на гору Рейнер (штат Вашингтон )

Я так и сделал. Нам было разрешено взять с собой что-то из личного имущества, что-то «из прошлой жизни», поэтому у меня с собой была Библия. Я взял ее, открыл послание к Филиппийцам, где апостол Павел говорит, что ему приходилось терпеть нужду, голодать и так далее. И прочитал: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе». Я задумался: Павла гнали, и он не унывал, а я расстраиваюсь из-за какой-то ерунды! Я должен собраться и делать свое дело с максимальной отдачей».

С тех пор эта строчка из Библии стала его девизом и помогла выкарабкаться после того взрыва.

«Мы с женой понимали, что какой бы тяжелой ни была ситуация в данный момент, все это в Божьих руках», — говорит Смайли.

Жена

Жена стала для него, наверное, одним из главных подарков в жизни. К тому страшному моменту они были женаты всего чуть больше года. Когда она впервые пришла в госпиталь, увидела мужа с большой, уродливой «впадиной» в голове – туда угодил осколок. Он ничего не видел. Он только и смог, что произнести ее имя.

«Я помню, вышла после этого на улицу, смотрела в небо  и думала: «Господи, все, что Ты можешь изменить сейчас – так это мое отношение к тому, что случилось».

Когда стало ясно, что Скотт не поправится, его жена, не колеблясь, решила, что будет для мужа и зрением, и его вдохновением, и всем, чем потребуется.

Скотт с женой и сыновьями

Скотт с женой и сыновьями

Пройдет время, и он сумеет вслепую подняться на гору Рейнер, кататься на серфе на Гавайях, участвовать в любительских соревнованиях по бегу и триатлону, кататься на лыжах, продолжит учиться и повышать квалификацию, получит степень MBA (бизнес-администрирование) и докторскую степень. И… вернется к военной карьере: сегодня он читает лекции и обучает новобранцев.

Скотт катается на доске

Скотт катается на доске

Но главное, в семье Смайли родилось два сына. Их отец жалеет только об одном: что никогда не увидит, как они выглядят.

«Люди говорят мне, что у меня красивые дети. – говорит он. — К сожалению, я не могу убедиться в этом. Но я благодарен Богу за все, что он послал мне в жизни».

Отрывок из дневника Скотти Смайли:

 «Я очень сильно люблю своих сыновей. В своей книге я написал, что для незрячего человека самое тяжелое – невозможность видеть своих детей…

Это может казаться странным, но иногда я стараюсь пристально «смотреть» на них, надеясь, что у меня получиться хоть смутно их увидеть, но этого никогда не происходит. Когда я долго думаю об этом, мне хочется плакать…

Но вместо того чтобы впадать в отчаяние, я стараюсь быть для моих детей лучшим в мире отцом и лучшим примером.

Скотт с одним из сыновей

Скотт с одним из сыновей

Я могу просыпаться каждый день с улыбкой на лице и этим показывать моим сыновьям, что значит радоваться жизни несмотря ни на что.

Я могу повести их гулять в парк и показать им, как не бояться, даже когда не знаешь, куда идешь.

Я могу приготовить им завтрак — пускай он и будет немного неряшливый, и ореховое масло окажется где угодно, только не на бутерброде — и показать им, что нет ничего идеального.

Я могу позволить им помочь мне за компьютером – слушая информацию, поступающую  из него, и научить их, что можно воспринимать этот мир и учиться и через другие органы чувств.

Я могу их искупать в ванной в полнейшей темноте и научить их, что значит – доверять.

Я могу любить их маму всем моим сердцем и учить их, как строить отношения.

Я могу учить их как веселиться и быть собой так, как будто ты наедине с собой и тебя никто не видит (потому что для меня так и есть: я никогда не вижу окружающих).

Я верю, что могу дать им даже больше, чем мог бы, если б не ослеп. Потому что я стал глубже чувствовать благодарность за самые простые действия в жизни. И – удовольствие от того, что совершаю их вместе с моими детьми.

Я не стану отрицать, что жажда увидеть лица моих сыновей иногда очень сильна. Но я знаю, что не должен зацикливаться на том, чего никогда не смогу достичь. Вместо этого я стараюсь фокусироваться на том, что благодаря моей работе дает в них ростки. Это прекрасные ростки, я берегу их в своем сердце, мы продолжаем вместе расти и делиться друг с другом своими радостями и печалями.

11.03.2011, 10:33

Валерия Посашко

http://www.pravmir.ru/uverennost-v-nevidimom-istoriya-oslepshego-oficera/



Новий український герой на ім’я "ТойЩоПройшовКрізьВогонь"

Фільм Михайла Іллєнка "ТойЩоПройшовКрізьВогонь" вийшов на екрани і багатьох вже встиг вразити своєю якістю - якісний сценарій, чудова операторська і режисерська робота, гра акторів, звук і спецефекти. Якби не було вказано, що фільм відзнято виключно українською знімальною групою і виготовлено в Україні, то ніхто б і не подумав, що в нашій країні є такі технічні можливості. 
Пояснити про що цей фільм, на зйомки якого пішло 5 років, одним словом неможливо, тому пропоную звернутися до розгорнутої інформації з офіційного прес-релізу:


"Сюжет фільму засновано на справжніх подіях. Прототипом головного героя фільму став Іван Даценко – уродженець села Чернечий Яр на Полтавщині. У роки війни він здійснив понад 200 бойових вильотів, за бойові заслуги йому було присуджено звання Героя Радянського Союзу та вручено «Золоту зірку» за №1733. У 1944 році його літак було збито, а сам льотчик, за офіційними даними, донині вважається зниклим безвісті.

 За неофіційною ж версією, Іван Даценко потрапив до німецького полону, але згодом втік. Однак коли він перетнув лінію фронту і з’явився у свою частину, то відразу був заарештований як зрадник і відправлений до Сибіру. На одному з етапів Іван знову втік, а далі його сліди губляться.

 Навряд чи сьогодні ми б пам'ятали про Івана Даценка, героя, який розділив долю багатьох невинно засуджених в той час. Але в 1967 році, під час проведення всесвітньої виставки в Монреалі радянська делегація, у складі якої був відомий танцівник Махмуд Есамбаєв, відвідала індіанську резервацію. Радянські гості були вражені тим, що вождь племені раптом заговорив із ними українською! Згодом Махмуд Есамбаєв не раз стверджував, що вождь племені на ім'я Пронизуючий Вогонь і Герой Радянського Союзу льотчик Іван Даценко – одна і та сама людина. 

Другого дихання ця історія набула в 2002 році, коли популярна телепрограма «Жди мене» запросила до студії племінницю Івана Даценка – полтавку Ольгу Рубан. Ольга Василівна показала дві фотографії: на одній з них її дядько в день нагородження медаллю «Золота Зірка», а на іншій – вождь племені ірокезів в бойовому розфарбуванні, амулетах, з орлиним пір'ям на голові. Неймовірно, але експертиза підтвердила: людина на обох фотографіях – одна й та сама!"

http://blogs.korrespondent.net/journalists/blog/anna-radio/a55198

      Фільм режисера Михайла Іллєнка «Тойхтопройшовкрізьвогонь» представлятиме Україну на премії «Оскар» у номінації «Кращий фільм іноземною мовою». Як повідомляє голова українського оскарівського комітету Олег Фіалко, члени комітету обрали фільм шляхом таємного голосування.

http://glavcom.ua/news/91030.html

Вірш...

Христа Іуда запродав за тридесят срібляників.

І чи того, що прогадав, чи в нім сумління ожило, –

Та як уже там не було, він з лика мотуза зсукав,

Товсту гілляку підшукав, взяв і повісивсь на осиці,

Ще кажуть, що на смоківниці, але яка у тім різниця,

Важливе те, що він сконав.


Та рід іуд не перевівсь – нащадки давнього Іуди

Ще виринають в нас повсюди, і розплодились вони скрізь.

Одні сидять в Верховній Раді – там Україною торгують,

Та за маслак, як пси гризуться, внизу ж за гречку продаються.


А ця завидної статури, а та – невиправная дура

Лиш за обіцянку облудну, що завтра їй привалить щастя,

Якщо свій голос за паскуду і за негідника віддасть,

А той, до речі, не єдиний, і душу чортові продасть,

Якщо він ворог України.


А маразматик-бідолага вже, видно, скучив за ГУЛАГом –

Портрет недолюда несе, верніть йому есересер.

Та й іншим дуже розсвербілось – другої мови захотілось.

Так розсвербілось, хоч вмирай – регіональну їм давай.


Хоча з-за мови окупанта, з благословенія «гаранта»,

На радість зайдам і приблудам вже кажуть покручі-іуди:

На руськом льогче гаваріть.


Опам’ятайтесь, люди, люди! Дивіться, не продешевіть,

Щоб не прийшлося, як Іуді, теж на осиці повисіть.



17 липня 2012 року В.Боровський


о. Андрей Кураев: Четыре часа с Femen

  • 04.09.12, 22:20
Прочитав цю замітку... Враження - однозначні...


Вчера целых 4 часа мне пришлось провести в обществе FEMEN.

Дело был киевской киностудии им. Довженко на съемке передачи «Говорить Україна» (телеканал Украина»; ведущий – Алексей-Суханов-из-Иваново).

Записано две серии.

Язык общения был преимущественно русский. Интересно, что начальник Управления связей с общественностью МВД Украины Владимир Полищук начал речь по украински. Но по мере нарастания накала его дискуссии с бесконечно хамящими FEMEN перешел на русский.

Содержательно в его выступлении стоит отметить следующее: 1) Уголовное дело по факту крестоповала не возбуждено 2) кто-то из власти давит на милицию в пользу FEMEN; 3) милиционеры и не должны были мешать  уничтожению Креста (мол, это дело суда решать — было правонарушение или нет, а не патрульного экипажа).

Была та …, которая напала на Патриарха в аэропорту. На вопрос – что бы она сделал, если бы добралась до Патриарха, сказала «устроила бы ему декоронацию» (то есть планировала сорвать куколь). Она же явила дивный финт мозгами: ей напомнили о полном спокойствии и не-реагировании Патриарха на ее выходку, она же это факт истолковала – «ну вот видите, значит, на меня он даже не обиделся, а значит, я никого и ничего не оскорбила!».

Одна из …  в детстве прошла курсы иконописи. В 14 лет стала воинствующей атеисткой (из-за того, что священники не покупали  иконы за назначенную ей цену, и просили ее снизить). Мой вопрос о том, какие же атеистические книги повлияли на ее мировоззрение, ничего сказать не смогла. Пишет иконы на продажу до сих пор. Кроме того, зарабатывает  «сиськографией» (ее термин): мажет грудь краской и бросается на холст.

Общее впечатление: циничные и законченные эгоистки. Отдают себе отчет в том, что «мы затронули нерв страны», понимают, что доводят своих же родителей до слез (отец одной из них до крестоповала был педагогом в школе при детской исправительной колонии).

Согласились, что их крестоповал лишь осложнил положение  их московских «коллег»,  в защиту которых он якобы и проводился. Но тут же сказали, что им плевать на московских пусек. Цитата: «наша цель достигнута: мы  в этой студии!».

Понятно, что сказали об объявлении ими войны религии.

Исторических знаний — ноль. Исполнительница спиливания Креста сейчас в бегах в Париже. Дискутировала по скайпу. Но скайп шельму метит. Иногда ее изображение расползалось на вполне безобразные кляксы и квадратики. Франция, по их словам, идеально атеистическая страна. Того, что там у въезда в каждую деревню стоят кресты, что по государственном телевидении есть даже православная телепередача, что в страсбургском университете есть богословский факультет, конечно, не знают.

Самовлюбленности много, На мой вопрос — видят ли они хоть какие то моральные границы для своих акций, не отвечают. Готовы переступить через кого угодно. Народ называют «мясом».

По ходу дела был показан эпизод, где одна из них неоднократно бьет по лицу оппонента в студии у Савика Шустера. Поведение Шустера было откровенно подлым. Он вроде бы и придерживал эту … но при этом  ровно на таком расстоянии, что она без особого напряга раз за разом доставала до лица заведомо беззащитного мужчины. Охранники скучали в стороне, ожидая знака Шустера, который этот знак отчего то все так и не давал…

Не їзди швидше янгола...

Ніколи не їдь швидше, ніж твій ангел-охоронець вміє літати.