Важливі замітки

Останні статті

Свіжі шпалери



Эх, брат, Стефан, до чего хорош этот твой «варбург»!


 Своим образом жизни Патриарх Павел стал близок всем, его, как своего, родного, воспринимали не только православные верующие, но и представители других конфессий, и даже те, кто называет себя атеистом.

Отсюда и столько рассказов, историй, шуток, главным героем которых является сербский духовный глава. Они лишь укрепляют мнение о патриархе Павле как о народном, святом человеке. И в каждой из них свой духовный урок. В каждой из них патриарх Павел – скромный человек великой добродетели. Великий духовник.

Не на сиротские деньги

Учил он и других жить скромно. Так случилось, что когда у него как у правящего епископа монахини из монастыря Сопочане близ Нового Пазара просили благословения купить „фичо“ (самый маленький в то время автомобиль – «запорожец»), чтобы им было легче возить из города необходимое для монастыря, и чтобы не ездить на автобусе, потому что в дороге случались и разные искушения, он отказал. Объяснение было таким: „Не дело покупать машину на деньги, которые вам жертвуют сироты и бедные, а еще может случиться, что вы поедете по лужам да и забрызгаете их!»

В то время, пока он был епископом Рашско-призренским, он долго избегал покупки автомобиля и для своих и для нужд епархии. Он говорил: „Пока в каждом сербском доме на Косово не будет машины, не будет и у меня.“ Но в конце концов, согласился приобрести только один „варбург“, потому что стоил дешево и был удобен для перевозки разных товаров для нужд церкви и других вещей.

Епископ Павел редко ездил на нем, потому что чаще всего ходил пешком. От монастыря до монастыря, от церкви до церкви, по всей епархии вдоль и поперек… и не знал он, какие бывают автомобили.. Когда однажды его приехал навестить епископ жичский Стефан, с которым они были очень близки еще с времен духовной семинарии, и они отправились на «пежо» владыки по епархии, воскликнул владыка Павел:
- Эх, брат, Стефан, до чего же хорош этот твой „варбург“!

Одна мантия

Так же аскетично продолжал жить владыка Павел и когда перебрался в Белград, после избрания на высшую церковную должность.
Как и прежде у него была всего одна мантия. Сестра Агица, которую он часто навещал, подшучивала над ним: „Что ты за патриарх, когда у тебя всего одна мантия?“ На что новоизбранный патриарх отвечал: „Зачем мне больше, я не могу надеть одновременно две!»

„Мерседес“

Жители Белграда часто встречали патриарха Павла на улице, в трамвае, в автобусе… Однажды, когда он поднимался вверх по улице короля Петра, где находится Патриархия, один известный священник, одного из самых известных белградских храмов догнал его на новейшем роскошном „мерседесе“, остановился, вышел и обратился к патриарху:
- Ваше Святейшество, позвольте я подвезу Вас! Только скажите куда нужно…
Патриарх , не желая ему отказать, сел в машину, как только машина тронулась, разглядев как роскошно выглядит эта машина, патриарх спросил:
- А, скажи мне отче, чья же это машина?
- Моя, Ваше Святейшество! – как бы похвалился протоиерей.
- Остановитесь! – потребовал патриарх Павел.
Вышел, перекрестился и сказал священнику:
- Бог Вам в помощь! И пошел своей дорогой.

По очереди

А однажды, когда он возвращался на трамвае в Патриархию, случилось нечто невероятное. В переполненном трамвае , который ехал к главному городскому вокзалу, кто–то воскликнул: „Вот, смотрите, Патриарх!“ и стал пробиваться к нему под благословение. За ним двинулись и другие, началась настоящая давка. Водитель остановил трамвай и потребовал, чтобы все, кроме патриарха, вышли на улицу. Оставив открытыми только одни двери , сказал : „А теперь по одному…» И так все, без толкучки подходили под благословение Святейшего.

Видит, что хочет

В Патриархии часто вспоминают один диалог между патриархом и дьяконом (который всюду его сопровождал) перед отъездом на службу в церковь на Бановом холме.
- Как поедем, на машине? – спросил диакон, подсказывая ответ.
- На автобусе! – решительно ответил патриарх.
А теплое утро обещало жаркий день. Дьякону страшно не хотелось ехать городским транспортом.
- Далеко, в автобусе душно, давка…- старался уговорить патриарха дьякон.
- Поехали! — кратко и твердо отвечал Его святейшество, уже шагая вперед, решительно, со звоном, ударяя жезлом по асфальту .
- Но… – семеня за ним, дьякон выдвинул новый, как ему казалось неопровержимый аргумент – Ваше Святейшество, лето, многие идут купаться на Аду Циганлию (белградский пляж), в автобусах полно полуголых людей…не удобно..
Патриарх на минуту остановился, повернулся к своему помощнику и сказал:
- Знаете, отче, каждый видит то, что хочет!

Зачем тебе вспышка?

Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
- Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
- Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?

Но, когда выпьем…

Его Святейшество не знал празднословия, но бывало, что он словом „жертвовал собой“, ради назидания. Так случилось, что один гуляка, который нередко проводил время в ресторанчике „Знак вопроса“, напротив Патриархии, как только видел, что патриарх идет мимо Патриархии или Кафедрального собора, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять благословение. И однажды, заикаясь сказал:
- Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!
Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил :
- Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех.
Конечно, патриарх никогда не пил, но таким образом, он взял на себя часть греха этого человека и с юмором, чтобы не обидеть его, указал на слабость и порок, которым тот страдал.

Не мешайте нам

В период, когда владыка Павел был избран за патриарха сербского, множество делегаций и многочисленные высокие иностранные представители выражали желание встретиться с Его святейшеством. Его сотрудникам это не очень нравилось, так как они боялись, что новый патриарх может растеряться и не будет знать как себя вести, так как большую часть жизни он провел в монастыре, живя монашеской жизнью, и не имел опыта мирской дипломатии.

Попросил об аудиенции и очень тогда активный американский посол в Белграде Уоррен Циммерман. Патриарх принял его в Патриарших палатах. Посол передал приветствия и поздравления от имени американского народа, от имени американского президента и от себя лично. И после разговора на общие темы, посол спросил патриарха:
- Чем мы можем вам помочь?
Патриарх взглянул на него и ответил просто:
- Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам и так вы нам поможете!
Циммерман растерялся, не зная что ответить. Но время показало, что это была самая мудрая просьба.

(Из книги Йована Янича „Будем людьми»)

Без паніки...

Назвав так, бо не хочу, щоб мене за панікера вважали... Просто зрозумів сьогодні (ясніше, ніж до того), що справи в Україні не просто погані, не просто ДУЖЕ погані, а фініш... Вірніше, фінішна пряма... Практично нема шансів ні в "Свободи", ні в комуняк (нехай би вже і вони)...Партія Регіонів - це ніщо, ширма... Капець підкрадається зовсім з іншої сторони... І порівнювати з Бєларуссю з її Лукашенком теж недоречно, там насправді все о'кей...Фініш вже видно, останні активи діляться між мамонами... А там - "ти чий будеш?!...

Прот. Андрей Ткачев: Мы оглохли и онемели…

Изменчивое человечество

Верно слово Писания, что Иисус Христос всегда — вчера, днесь и во веки — Тот же. То есть мы приходим к одному и тому же Камню живому, человеками отвергнутому, а Богом избранному — драгоценному, в Сионе положенному, краеугольному. И верующий в Него да не постыдится.

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачев

С другой стороны, человечество претерпевает мутации.

Люди должны были долго меняться, чтобы дозреть до пришествия Христа в мир. Должна была родиться Дева, способная стать Матерью Вышнего, и это — всечеловеческое развитие. Иоанн Дамаскин писал, что в слове «Богородица» втайне заключена вся история человечества до воплощения Бога-Слова.

Чтобы родить антихриста, человеку тоже нужно долго и сильно меняться, из поколения в поколение живя такой жизнью, чтобы онечестивиться и родить сына лжи и плод всякого беззакония. Если бы человечество не изменялось, то ему бы и не было предсказано пришествие антихриста и всеконечное отступление в ложь — сначала оно должно ее полюбить. Ибо нельзя воцарить ложь над человеком, пока он ее не полюбит.

Вообще, царство антихриста — это не царство грубого насилия. Это именно царство добровольной покоренности лжи в разных ее формах — великий обман, прелестное состояние.

Невыносимое выносит

Эти меняющиеся люди приходят к Богу по-разному, отягченные разным грузом грехов, с глазами, закрытыми разными шорами и линзами.

Тютчев в XIX веке (прекрасные, по нашим иллюзорным понятиям, времена! Святая Русь! Царская Россия!) писал о человеке: «Неверием палим и иссушен, / Невыносимое он днесь выносит./ И сознает свою погибель в нем,/ И жаждет веры, но о ней не просит».

Поэзия — это пророческий дар, в кратких словах гармонично объявляющий правду, которую легко запомнить, потому что она красива, и понять, потому что она звучит как неопровержимая истина.

Человек неверием палим и иссушен. Не только в XIX веке, но и в XVIII, и в XVII, и в XV, и в XXI, и в XXII, если доживем. Невыносимое человек выносит, будучи жертвой внутреннего ада, с которым он живет еще до того, как послан в ад посмертный.

Невыносимое — выносит.

Борьба со смертью

Зачем столько шума в окружающей жизни? Это же попытка спрятаться от себя самого.

Если бы мы умели молчать и радоваться тишине, мы бы ее искали, а мы ищем шума, потому что боимся ее.

Николай Сербский говорит: когда мы моемся, мы боремся со смертью, потому что она спряталась в грязи, когда едим — боремся со смертью, потому что смерть всегда идет под руку с голодом, когда лечимся — боремся со смертью, потому что болезнь — предвестник смерти.

А когда мы разговариваем, мы боремся со смертью, потому что если мы не будем говорить друг со другом, смерть придет к нам и станет нашим собеседником.

И в этом страхе мы включаем музыку, все радиоточки одновременно, все телевизоры. Рядом газета и бутерброд — все вместе, все сразу, чтобы смерть стояла сбоку и не могла никуда вклиниться и занять наше внимание.

А она все равно должна это когда-нибудь сделать.

Глухонемые

«И жаждет веры, но о ней не просит» — то есть не молится. У человека проклятая немота, словно бес уста связал. Человек не слышит и не говорит.

В обычной жизни глухота и немота тесно связаны. Вначале глухота, затем немота. Глухонемые — это люди, которые страдают органами слуха и, не слыша человеческой речи, не воспроизводят ее и, как следствие, не имеют.

Духовная немота — знак того, что человек не молится. Духовная глухота — того, что человек не слышит слова Божьего. Нужно сначала не слушать, оглохнуть к слушанию слова Божьего, чтобы онеметь и не молиться.

Миллионы людей живут, просыпаются, засыпают, над чем-то смеются, над чем-то плачут, что-то покупают, что-то зашивают, что-то строят — и не молятся годами и даже десятилетиями, и нужды в этом не чувствуют.

Это означает, что эти люди совершенно глухи. Почему мы, разговаривая, часто друг друга не слышим? Почему мы часто не можем достучаться один до другого — найти общий язык, договориться? Потому что мы оглохли. Мы не слышим ни Бога, ни себя, и, соответственно, не молимся и не разговариваем. Мы просто исполняем сигнальную функцию, машем руками, как регулировщики. Мы похожи на людей, которые только что закончили строить вавилонскую башню, и Бог их сделал не понимающими никого, кроме себя.

Вкус смерти

Смерть еще не приходила — а кто из нас не знает ее горького вкуса? Я хотел бы найти человека, который еще не умирал! Наш внутренних опыт: вкус греха, вкус разлуки, вкус отчаяния — это все вкус смерти. Это то, от чего вяжет во рту, как будто полынь жуешь.

Мы ее сердцем знаем — кто-то больше, кто-то меньше, но в смерти мы живем больше, чем в жизни.

Это мы жизнь не нюхали, это обоняния жизни мы не ощущали и не знаем, что такое жизнь — что такое смерть, мы знаем больше.

Человек измучен сам собой — ничем другим, просто себя, такого, какой он есть, терпеть у него сил больше нет. Только для человека может быть так мучительно жить, когда он сам собой мучится, понимая, что должен быть другим.

Кто дал ему это понимание, где он это вычитал?! «Что ты мучаешься? — говорят ему. — Да живи себе! Есть что есть? Есть. Есть что надеть? Есть. Чего страдать?»

Но так может жить кролик в клетке, обезьяна в зоопарке, но не человек. Ему вечно чего-то не хватает. Почему-то иногда ему до боли умилительно смотреть на веселящихся детей, хохочущих на площадке, а иногда охватывает щемящая грусть…

Человек — нездешний житель. Ему потому и плохо здесь, что он для другой жизни создан. В этой жизни он, по сути, оказался в наказание — умер и продолжает есть смерть большой ложкой, потому что все, чем мы питаемся — это прах, по которому змей ползает, везде оставляя следы своего живота.

А когда человеку надоедает это, достигает его ушей Божье слово, и он воскресает из мертвых.

Глас Сына Божьего

Прежде воскресения того, всеобщего — воскресение твое личное. В шестнадцатом зачале Евангелия от Иоанна, которое постоянно читается на заупокойных богослужениях, говорится: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).

Слышат голос Божьего сына и выходят из гробов. Это время уже наступает и наступило, в том смысле, что сегодня каждый, кто услышит Божье слово, выходит на голос Божьего Сына из гроба отдельной замкнутости, своих страстей, привычного проклятого образа жизни — бытика своего, бытового безбожия, как Лазарь. «Лазарь, гряди вон!» — говорит Христос, и выходит умерший.

Господь выведет нас из гробов именно голосом. И сегодня смерть отдает души тех, кто слышит глас Сына Божьего и идет ему на встречу.

Это и есть начало духовной жизни. Воскресение из мертвых. Полная перемена.

Где мой Иисус?

Человек — смердящий, вонючий Лазарь. Достоевский избрал точкой фокуса всего романа «Преступление и наказание» чтение Раскольниковым и Соней этого фрагмента, потому что там мертвец и там воскресение.

В одной из покаянных молитв есть прекрасные слова: «Дай мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание твое». Какое красивое, вкусное слово! Сердце, любящее трудиться в поисках Иисуса Христа: «Где мой Иисус?» — как Мария у Гроба.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: Пойду поищу моего Иисуса. Пойду к архиереям — нет у архиереев моего Иисуса. Что ищете Живаго с мертвыми? Пойду к священникам — нет и у них моего Иисуса. Взяли и не знаю, где положили Его. Пойду к бедным — нет у бедных моего Иисуса. Пойду к богатым — нет и у богатых. Пойду к знатным мира сего — нет Его там… Где Господь наш, где Он живет, у кого обретается?

Страшные по силе любви и по силе обличения нашей теплохладности слова — действительно, ищи Иисуса, потому что в Нем — Жизнь и Воскресение. Надо воскресать из мертвых, потому что остальное — подлинная, настоящая смерть. Страшна смерть не та, которая будет потом, а сегодняшняя…

Духовную жизнь человек начинает только поднимаясь из смрадно-трупного состояния к жизни во Христе через слышание слова Божия, начинание говорить, сначала — лепетать, как лепечут дети: «Прости меня! Помилуй меня! Алиллуия!» Это, по сути, «ля-ля-ля», детское агуканье: «Алиллуия! Алиллуия! Слава Тебе, Боже! Прости меня! Помилуй меня!» — а потом все более и более членораздельно, все более и более умно.

Исследуйте Писания

Кто услышал голос Сына Божьего и рвется из гроба на свет — тот начинает свое движение к Солнцу Света. Движение к Богу — это то, что написано в книге Исхода. Все, что написано о выходе евреев из Египта (Исход, Числа и Второзаконие — все, что до книги Иисуса Навина, т. е. до вселения в землю Обетованную) — это образная картина путешествия отдельной души и целой Церкви, этапные продвижения человека и человечества в обещанную землю. То есть — Наверх.

Исследуйте Писания. Нужно слышать слово Божье и заниматься непрестанно. Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать, если никто не говорит? Скажите, пастыри, проповедники, катехизаторы, воцерковленные — как веровать в Того, о Ком молчат? Мы же молчим! Мы же проповедуем: «пятница и среда — без постного масла» да «панихида с акафистом»!

Надо сделать все, чтобы Иисусов голос достиг до сердца человеческого. И горе мне, если не благовествую.

Учитель любви

Молитвенное сострадание творит чудеса

Современному человеку не хватает любви. Он её всё время ищет. И, жалея себя, вспоминает эти строки Писания: «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).Но верующая душа знает, что она за любовь ответственна сама, а естественный и постоянный учитель любви — не что иное, как молитва. Когда одно сердце прикасается к другому в молитвенном сострадании, в оба сердца снисходит благодать Божия, которая творит чудеса.

Молитва — показатель любви.Если человек никогда ни о ком не молился, это значит, что он никого не любит. И трудно ему понять глубокий смысл слов, сказанных преподобным Силуаном Афонским: «Молиться за людей — это кровь проливать».

Нам необходимо учиться любви в молитве. А поэтому спросим себя: часто ли мы молимся о людях, а если молимся, то усердно ли? Болит ли наше сердце о ком-то ещё, кроме себя и родных?..

От молитвы о ближнем обычно отталкивает явный грех человека, обида, причинённая нам, и, как следствие, оскорблённое самолюбие. Но почему? Ведь и человек, подпавший греху, требует сострадания, и обида требует молитвенного врачевания. Любое очевидное зло мира не должно нас пугать и толкать в бегство. Напротив, христианину подобает молитвенно бодрствовать, как говорит о том апостол Павел: «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа моя» (Евр. 10, 38). Умоляемый Своим же милосердием Бог считает слёзы, выплаканные кем-то в сострадательной молитве, с большим тщанием, чем ловец жемчуга — поднятые им со дна моря жемчужины. Так Ксения блаженная настолько любила мужа, что всю свою жизнь после его скоропостижной смерти превратила в молитву о нём. А молитва превратила Ксению из просительницы за одного родного человека в ходатаицу за тысячи и сотни тысяч.

Вера, если она живая, а не механическая и магически-эгоистическая, будет нудить человека на молитвенное стояние. Причём по временам — за других больше, чем за себя.

В каждом храме можно по временам увидеть влюблённых. Они, держась за руки, заходят в церковь, которая попадается на их пути, и, перешёптываясь, ставят свечи. Может, они мечтают о том, как будут венчаться…Именно сейчас им хорошо бы начать молиться друг о друге. Это будет первый шаг на пути к бесценной глубине единства и внутреннего созвучия. Чтобы этого достичь, в браке нужно будет молиться всегда: в изобилии,скудости, здоровье, немощи, в часы соблазна и подступившего греха, в дни бдений над колыбелью первенца… Нужно будет с молитвой преодолеть все соблазны и залечить все раны. Нужно будет и в Царство Небесное войти не иначе, как с молитвой. Ведь в этом царстве Любви Святый Дух продолжает рождать в людях молитву и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).

Протоиерей Андрей Ткачев

Про різне...

В книге вопросов и ответов старцам Варсонофию и Иоанну ученик спрашивает старца: «Почему святые отцы могут в чем-то ошибаться, даже в вопросах и догматических?», — на что старец Иоанн отвечает: «Так бывает, если они что-то сказали, считая это очевидным в силу обстоятельств своего воспитания и сочли лишним спросить об этом Бога».

Політика...

Політикан думає про наступні вибори, політик - про наступні покоління.
                                           Елефтеріос Венізелос, грецький політичний діяч

Хто стане "команданте" ?

Схоже, хтось може стати "команданте"... Де і хто ?

Прежде чем постигать высоты добродетелей, научитесь здороваться

  • 30.10.12, 09:35

Социальные Маугли

Человек рождается дважды — сначала  как физическое тело, как яйцо, потом  — как цыпленок.

Описанный Киплингом Маугли имел прототипов в той же Индии. Там очень часто  в джунглях пропадали украденные обезьянами или волками дети, причем английскими или индийскими учеными  в 50-х годах прошедшего столетия были зафиксированы случаи, когда  животные не ели, а воспитывали украденных младенцев.

Дети не превращаются в красавцев  типа Маугли. Они превращаются в  ни то, ни се. Они чешут задней ногой  за ухом, рвут мясо зубами, воют на луну, и если их возвращают в человеческие жилища, тоскуют, чахнут и умирают, так  и не научившись разговаривать и  есть вилкой и ложкой. Потому что  ими пропущены какие-то важные этапы  воспитания. А самые важные этапы  воспитания — это внутриутробное развитие и первые несколько лет  жизни. Как говорил Толстой, между  мною трехлетним и мною семидесятилетним разница очень небольшая, но между  мною только что родившимся и мною трехлетним — разница огромная.

Самое важное закладывается тогда, когда дается младенцу в рот материнский  сосок или соска, что поет над  колыбелькой молодая мама: «Богородице  Дево, радуйся» или «Я буду вместо, вместо, вместо нее, твоя невеста, честное ё». Пока носит дитя, мама курит папиросу или причащается раз в месяц.

За каждый день внутриутробного  развития проходят астрономические  периоды, в строении земли они  называются геологическими эрами. Упущенные  вопросы внутриутробного, сразу  после рождения, ближайшего дошкольного  или первые годы школьного воспитания — я боюсь, невосполнимы.

То, чему я не научился в двенадцать-тринадцать лет — я уже в двадцать четыре года не научусь или научусь но с титаническими усилиями, и хуже, чем мог.  Навыки, которые я  в четырнадцать-пятнадцать лет не обрел в части труда, терпения, физической выносливости, перенесения  боли — 14-15 лет — в тридцать-сорок  лет уже поздно нагонять. Есть необратимые  изменения в человеке, из-за которых  не сделанyые вовремя вещи позже не нагоняются.

 Духовные паралимпийцы

Мы традиционно говорим об обожении человека, о том, что Церковь существует, чтобы довести его до Царствия Божьего и на земле сделать  его сыном Неба, гражданином Небесного  Царства, чтобы он был благодатен и жил не по природе.

Чтобы, как говорится в молитве  оглашения, «он не был чадом тела, но чадом Твоего Царствия». Но мы накопили столько ошибок и пропусков в  гражданском, общественном, личном воспитательных процессах, что когда мы начинаем обоживать этого калеку, он вообще разваливается.

Получается жуткое зрелище, наподобие  Параолимпийских игр, когда одноногие  люди метают молот  или диск, а  слепой бежит кросс. Это памятник человеческому мужеству, но смотреть на него очень больно.

Наша духовная жизнь похожа на параолимпийские  состязания, потому что мы изначально искалечены и одновременно пытаемся совершать какие-то подвиги.

 Дохристианские добродетели

Прежде, нежели упражняться в христианских добродетелях, нужно поупражняться  в добродетелях дохристианских, которыми был богат мир до Рождества  Христова: еврейский — сознательно  ожидавший Мессию, нееврейский —  не ожидавший, но предчувствовавший. Евреи  упражнялись в Писании и пытались хранить то, что Бог им заповедал. Язычники ценили другие вещи: храбрость  на войне, простоту в быту, мудрое слово, умение слушать другого и сдерживать свой гнев (такого человека чтили выше полководцев), не порабощаться богатству  и терпеть превратности судьбы. Они  выстраивали целые богословские школы, учившие, как прожить жизнь  достойно и правильно с минимальным  количеством грехов.

Трудолюбие — не христианская добродетель, а общечеловеческая. Приход к больному в больницу — не только евангельское дело, но и общечеловеческое. Для  христиан евангельское в нем только одно: ты приходишь сознательно ко Христу, который учит в больном  видеть Себя. Если же ты Христа в больном  не видишь, но все равно к нему идешь, потому что он больной и  нуждается в твоей помощи, то это  добродетель общечеловеческая. Это  простейший способ стать человеком  — пойти к тому, кому больно и  по возможности облегчить его  страдания теми средствами, которые  у тебя есть под рукой или в  сердце.

Кто-то из историков подсчитывает, что первые семьсот с лишним лет  после основания Рима у римлян не было ни одного развода.

Кажется, об этом пишет Честертон. Почему Бог дал власть над миром  римлянам? Потому что они были добродетельнее, чем все народы земли. Они были храбры на войне, просты в быту —  спали на земле и пили простую  воду, не боялись терпеть, страдать и умирать в период опасности, были целомудреyны в браке, гнушались  половыми перверсиями, которыми цвел весь Восток (персы, финикийцы и даже греки). Они были естественно добродетельны.

 Духовный эгоизм

Нам сейчас не хватает не только христианских добродетелей, но и вообще человечности.

Классическая литература поставила  нам горький диагноз: на Руси легче  найти святого, чем порядочного. Святых на Руси было много, негодяев тоже хватало, а вот простых порядочных людей — маловато. Нехватка среднего звена. Качка из стороны в сторону, «из глубины воззвах к Тебе» (из бездны — вверх, и сверху —  вниз) — расшатает любого.

Как пелось в старой песне «надо  быть спокойным и упрямым, чтоб порой  от жизни получать радости скупые телеграммы». Я склоняюсь к тому, что эти «плюс» и «минус» нашей  души, качка справа налево — просто отсутствие воспитания и недисциплинированность, просто разболтанность души. Сначала  нагадить, так что стыдно людям  в глаза смотреть, а потом слезы  лить неделями, а потом, когда устанет  лить слезы или они закончатся — опять нагадить и опять слезы  лить.

В таком режиме жить нельзя. Нужно  воспитывать в себе аккуратность, честность, исполнительность, нужно  исполнять то, что пообещал, нужно  учиться думать о ком-то, кроме  себя, а не превращать христианскую жизнь в торжество эгоизма: раньше думал только о своих карманах, а теперь — только о своих грехах.

Некоторые христиане носятся со своими грехами, как курица с яйцом. Это тончайший вид мерзкого эгоизма, а не духовная жизнь. О Христе человек  не думает, о ближнем не думает —  думает только о себе, о своих  добродетелях, которых в принципе нет и быть не может при таком  состоянии ума.

 От меньшего к большему

Резюме. Прежде, чем идти на сияющие  высоты христианских добродетелей, необходимо научиться здороваться с людьми на улице. Прежде, чем бросить курить, необходимо научиться окурки бросать  в урну, а не под ноги. Прежде, чем  научиться читать Иисусову молитву  устами и в уме, надо постараться  сморкаться в платок, а не, зажимая  одну ноздрю пальцем, ближнему на ботинок.

Закон духовный гласит нам, что без  маленького большого не существует. Нужно  заточиться, препоясаться и застегнуться, приготовившись к длиннейшей незаметной работе, начиная с самых простых  вещей. Тогда начнется постепенный  путь к обретению смысла и глубины  во всем остальном.

По сути, рецептура дана в одной  из латинских пословиц: научись сначала  делать то, что ты уже умеешь —  и тебе откроется неизвестное.

Научись, например, слушать людей. Кажется, такая простая вещь — а  научись не перебивать, сидеть и  слушать.

Научись не выбалтывать чужие тайны  и не радоваться чужим грехам.

И так далее.

Так, от меньшего к большему — глядишь, до чего-то человек перед смертью  и дойдет.

Записала Мария Сеньчукова

Діаспорі

Сидиш в Канаді – любиш Україну?
Та вчиш мене, хто більший патріот?
А ти сюди приїдь хоч на годину
І подивись на бідну сиротину
Та на украй зневірений народ.

Поглянь на тих, хто зрання до смеркання
Задарма в полі й шахтах спину гнуть,
На вчителя, що від недоїдання
Не має вчить ніякого бажання,
І на всіх тих, що роблять та не ймуть.

Поговори з умільцем-комерсантом,
Що під податків пресом аж хрипить,
На "волю” глянь, обіцяну "гарантом”,
На "демократію”, що чорним бантом
На шиї в кожного, стискаючи висить.

У вічі глянь голодного дитяти,
Поглянь на старість, кинуту всіма,
А потім запитай у депутата:
Хто винен в тім, що рідна наша хата
Уже нам не оселя, а тюрма?

На владу глянь, що дума лиш про себе,
Яку ніхто із нас не вибирав.
Для них нема Вітчизни, їм не треба;
Вони собі хапають зорі з неба
Ще й дивляться, щоб крихти я не взяв.

Ти патріот, земляк, ти українець?
Ти знаєш толк? Ну то мені скажи .
Приїдь і прикладись хоч на мізинець,
Покермануй, як розігнать звіринець,
Навести вдома лад допоможи.
Це дуже добре у "раю” сидіти
Та нас убогих піднімать на сміх,
А ти вернись і покажи як жити.
Та лиш вернулися під рідні віти
Краплинки з-поміж моря вас усіх.

Валерій Гнатюк.

4%, 1 голос

0%, 0 голосів

96%, 25 голосів

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.