Важливі замітки

Останні статті

Свіжі шпалери



Добрый ангел мира в Донецке выщерился стальными иглами ...

Добрый ангел мира в Донецке выщерился стальными иглами против птиц мира

Добрый ангел мира в Донецке выщерился стальными иглами против птиц мира

Дирекция центрального городского парка приняла меры для сохранения позолоченого покрытия монумента в честь Рината Ахметова и других "меценатов".

Донецкий памятник «Добрый Ангел Мира» ощетинился противоголубиными колючками.

Об этом сообщил сайт 62.ua в метериале под названием "Такого ангела дончане еще не видели — «Добрый Ангел Мира» оброс в Донецке свирепыми колючками".

Новость сопровождается фотоснимками радикально обновленного вида скульптуры.

"Пойти на такие непопулярные меры руководство парка Щербакова вынудил птичий помет, который, реагируя с позолотой памятника, вызывал повреждения покрытия", - информирует корреспондент издания. "Директор парка Игорь Мартынов рассказал, что в поисках выхода из ситуации он консультировался с московскими специалистами, и результатом исследований стали стальные спицы на всех "посадочных плоскостях" скульптуры".

Отметим, что скульптура "Памятник «Добрый Ангел Мира» была установлена в центральном городском парке культуры и отдыха имени Щербакова в 2008 году, и представляет собой гранитную колонну, над которой возвышается золотая фигура Ангела, ступающего по полусфере, олицетворяющей Землю. В руках Ангела голубь – символ Мира и Надежды.

Донецкий "памятник" является дубликатом монумента (авторы - заслуженные художники Российской Федерации Петр Стронский и Олег Олейник), копии которого установлены, как указывается на гранитной плите, "во многих городах и странах, ведь Доброта не имеет границ".  «Добрый Ангел Мира» олицетворяет слияние разных сфер нашей жизни на основе высшего человеческого закона – Закона Милосердия и Добра. Это уникальный символ единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств. Пусть Добрый Ангел хранит Донецк от всех невзгод, несет немеркнущий свет Добра, мир и согласие в каждый дом, в сердце каждого человека!», - высечено золотыми буквами на памятнике.

Лучший голубь мира - неживой голубь
Лучший голубь мира - неживой голубь

На одной из сторон основания, выполненного в виде многогранника, золотыми буквами также выбито: «Ахметов Ринат Леонидович, Президент ФК «Шахтер», президент благотворительного фонда «Разивитие Украины», почетный гражданин города Донецка». Над фамилией Ахметова указано, что «памятник «Добрый Ангел Мира» - дань глубокого уважения тем, кто добрыми делами оставил яркий след в истории Украины и Донецкого края». Основания гранитного памятника выполнено в виде многогранника.

На одной из сторон основания золотыми буквами выбито: «Ахметов Ринат Леонидович, Президент ФК «Шахтер», президент благотворительного фонда «Разивитие Украины», почетный гражданин города Донецка».

Над фамилией Ахметова указано, что «памятник «Добрый Ангел Мира» - дань глубокого уважения тем, кто добрыми делами оставил яркий след в истории Украины и Донецкого края».

С другой стороны памятника увековечены меценаты минувших лет.

Новый донецкий китч - позолоченный Ангел с колючками
Новый донецкий китч - позолоченный Ангел с колючками

Он будет вечно жить в наших сердцах
Он будет вечно жить в наших сердцах

Великая середина

«Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины…»

Кто из нас не знает это начало великой поэмы Данте в изложении Лозинского!..  Когда я был юным и глупым студентом филфака университета, я всего Данте  не читал. В попытках  прочесть весь том зараз (этого требовала подготовка к зачету)  я просто засыпал в читальном зале Красноярской краевой научной  библиотеки, под мерный тихий шум вентиляторов…

Данте я прочел, но  гораздо позже и в совсем иных обстоятельствах.  А в ту пору — всего лишь по этим трем строчкам умудрился лихо сдать зачет  по зарубежной литературе – билет был как раз о Данте,  я поразил преподавателя юной эмоциональной наглостью, бурей и натиском , и лишь долгие годы спустя я попытался разобрать те житейские, душевные и духовные, завалы, которые наломала во мне эта буря… Лишь тогда, когда пришел в Церковь Христову и узнал, что именно происходит  в храме на Страстной, в Великую Среду.

Все мы хорошо знаем эти события в изложении Евангелий… Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников  и старейшин было уже решено взять Иисуса и предать Его смерти, «остановить» Его, некая «жена грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как пояснил Он Сам. Здесь же, в противоположность ее бескорыстному поступку, родилось в  душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать  своего Учителя и Господа.  Причем , читая, мы с вами понимаем: это намерение родилось в сердце Иуды не вмиг,  «ни с того ни с сего» — эпизод с «гибелью мирной» , нелогичный, эпатирующий поступок женщины, публично воздавшей  Иисусу царские почести (царские, да, но насколько и в самом деле — царю?! Почести, да – но ведь подобающие царю — мертвому?!…)  — стал последней каплей для Иуды. Скупые строки Евангелия дают понять: этот момент для Иуды стал переломным. Вне себя — от возмущения ли, от крушения каких-то своих планов и надежд, от чего-то еще – он решился.Решился сделать то, что, возможно, давно уже приходило ему в голову – предать Учителя в руки правосудия, «принять наконец меры»…

Мы знаем: за века есть много толкований того, почему Иуда предал Христа. Толкований самых разных: кто-то пытался оправдывать и возвысить Иуду (вспомним бурление умов вокруг повести Даниила Андреева, статьи «Два избранника» о. Сергия Булгакова, недавно нашумевшего так называемого «Евангелия от Иуды»,  и так далее), мол, Иуда  провиденциально послужил великому замыслу спасения – но мы с вами , люди простые, открыв сии толкования, пожмем  плечами, закроем их и отодвинем подальше: во-первых, такое объяснение явно отдает магизмом и эзотерикой, в которой не важны живые люди, а важны Высшие Механизмы, люди же предстают не  чадами Бога Единого, а функциями, условными пешками на шахматном поле (в этом взгляде, кстати, вслед за человеком отрицается как Отец — и Бог Единый….).

Богочеловек Христос, Иуда, ученики, первосвященники и книжники – это всё живые люди, и Евангелие – не эзотерический трактат о тайнах мироздания, не инструкция для мистагогов и «посвященных», а исторически  точное, по-человечески простое свидетельство о конкретно происшедших событиях в жизни живых людей. Живой человек – он не детерминирован, не зависим ни от богов и их великих замыслов, ни от звезд и планет, ни от «арканов таро», он, несмотря на тысячи вещей, над ним, таким смертным и слабым,  довлеющих – все-таки свободен и волен поступать как хочет… А во-вторых, мы с вами, не мудрствуя лукаво, понимаем , что мысль о мессианской роли Иуды, якобы наиболее близкого  к Иисусу, как никто понимающего Его и помогающего Ему исполнить высшее назначение, звучит, по-простому-то, по-человечески, весьма гаденько: любить кого-то и ради этой любви послать его на смерть …  это, уж простите, извращение. По крайней мере – не-христианство.

В данном контексте смысл христианства прост: ради высших соображений, ради спасения и блага многих,  я могу пойти на смерть – сам. Но там, где я готов, ради тех же высших целей, послать на смерть другого – всё спасение, благо и христианство кончаются. И весь сказ. (Об этот «сказ», как мы знаем, о его простоту и бескомпромиссность сломалось и продолжает ломаться немало «спасательных» идеологий века и мира сего…).

Есть и другие толкования, высказанные отцами церкви: что Иудой владело сребролюбие, или что им владела гордыня, в том числе – гордыня патриотическая, он мнил Иисуса – Машиахом в традиционном иудейском  смысле, что мол тот станет победительным царем Израиля, который разобьет врагов, воссядет на трон, а ученики будут  у него первыми министрами… И то, и другое толкование – вполне верны, и они вполне дополняют друг друга, укладываются в психологический портрет предателя. Они  верны и потому, в том числе, что по-человечески весьма просты и достоверны: поставим себя на место Иуды…

Ах, мы восклицаем: «Что вы, что вы! Как можно ставить нас, истинно православных, на место Иуды!…».  Мы не такие, нет? Что ж, поставим в вышеописанную евангельскую ситуацию вместо Христа – Церковь. Мы так свято веруем, что Церковь должна быть победительна, сильна, богата, что на ней должно зиждиться государство и вся, яже в нем: мораль, образование, политика, экономика, и «торжество православия» выразится в том, что все его недоброжелатели, «осквернители чувств верующих»,  будут  перевоспитываться  в лагерях  под надзором полиции.  Мы  свято ждем, что вера православная должна нам приносить уверенность в завтрашнем дне, здоровье, благополучие, успех, решение всех проблем. Мы так многого ждем от Церкви – и вдруг, к своей досаде, обнаруживаем, что Церковь Христова – это что-то совсем другое, что она далека от идолов успеха и победительности, что она идет на верную смерть и на крест…

И это для нас, для многих из нас – серьезное испытание. Испытание на зрелость. Испытание «преполовения жизни». Кризис, высшая точка, Великая Среда. День, в который Иуда, вслед за прочими учениками, видит: не остается ничего, ни силы, ни славы, ни тех же денег, ни вековечной иудейской надежды на мессианскую иудейскую победу, ничего из того, на что можно положиться, на что он надеялся, вступив в общину близких к Иисусу.  И Иуда, чувствуя себя оскорбленным и обманутым в заветных надеждах, выходит вон, идет искать выход, «спасать ситуацию» так, как он ее видит…

Тот, кто назвал себя «Учителем», оказался – не Машиахом, на Него нельзя делать ставку. Он обманул надежды. Провалил великое дело… И Иуда делает свой выбор: следуя за своей мечтой и идеей, за иллюзиями и похотями своего «я», идет предать Иисуса. Почему другие ученики не последовали за ним? Да всё очень просто: у них тоже не осталось ничего, но остался Сам Иисус. Превыше идеи о царстве Машиаха и всего прочего (хотя и они всего этого чаяли, ведь и они воспитаны как правоверные  иудеи) они полюбили Самого Иисуса. Они – такие же смертные, слабые, грешные, как все человеки, как тот же Иуда, мало понимающие великие замыслы Учителя, впоследствии, как мы знаем, в страшную гефсиманскую ночь растерявшиеся и разбежавшиеся – все-таки выбрали то, чем горело их сердце: любовь. Ту самую любовь, о которой – не о конфессиональной принадлежности и всем таком, но о любви – сказал им Учитель: по ней все будут видеть, что вы – Мои ученики…

По преданию, Иуде было примерно столько же земных лет, сколько Христу. «Земную жизнь пройдя до половины», в страшную среду, в день кризиса, один, движимый страстями самости,  пошел искать «своего», чаемого – Другой же , скорбя и стеня, прося : «Да минует Меня чаша сия..», но предавшись не Своей воле, а воле Отца,  пошел на крест и смерть, на позор и неудачу…

Данте, которого я вспомнил в начале, отправился из этой середины — в великое духовное путешествие, через ад и чистилище дойдя до лицезрения все того же – любви, движущей солнце и светила, в которой смысл и суть всего. Каждый из нас , числящих себя в Церкви Христовой, приходит к этому своему «преполовению», к тому моменту жизни, когда мы оказываемся в сумрачном лесу, и на нас, как на Иуду, бросается и волчица сребролюбия и житейского успеха, и пантера  гордыни, великодержавной и правоверной, и еще много других хищников… И мы тоже делаем свой выбор – куда именно нам идти из этого «сумрачного леса».  Понимая, что это испытание предстоит каждому из нас, именующих себя христианами, что суть страшного предательского события – не только в Иуде, но и в вере, чаянии, духовном устроении каждого из нас, выборе «единого на потребу» каждого из нас, в песнопениях  богослужения Великой Среды Церковь Христова обращается, снова и снова, к душе каждого человека — и говорит от имени каждой души: «Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость».

Священник Сергий Круглов 

Конспект Страстной седмицы

Долгих шесть недель Великого поста мы готовились к Святым дням Пасхи Крестной, как называли древние христиане Страстную седмицу, и прошедшие великопостные дни не были для нас лёгкими, потому что это были дни труда, собирания себя, своих сил для того, чтобы мы были в состоянии пережить это напряжённое и насыщенное смыслами время, когда Господь наш грядёт к вольной страсти.

Страстная седмица — самое насыщенное время церковного года, время настолько содержательное, что мы не в состоянии воспринять всю полноту тех глубоких и таинственных знаков и откровений, которые предстают перед нами со всем своим неизбывным трагизмом и безжалостной честностью. В эти дни богослужение, как переполненная чаша, в избытке даёт нам пищу для ума и сердца: много читается текстов из Священного Писания, хор поёт пронзительные и трогательные песнопения, выносят Плащаницу, духовенство в особых облачениях совершает службу, читаются страстные Евангелия.

Так много символов, что мы не в состоянии всему прикоснуться, всё объять, исчерпать всё содержание этих служб. Именно поэтому нам следует правильно настроить себя в первый из этих священных дней и понять, что здесь мы сшествуем Христу в Его страстном подвиге, и шествие это совершается в смиренном и благоговейном изумлении перед тайной Крестной жертвы.

Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему.

Шесть недель мы занимались собой, шесть недель мы “очищали смыслы”, мы каялись в наших грехах, будили нашу душу от обычной спячки, пытались усвоить какой-то новый урок, новое знание о себе самих. И в этом нам помогал сам ритм великопостного богослужения, строй и содержание постных дней.

Но на Страстной всё будет иначе: чем ближе к дням Страданий Спасителя, тем меньше в богослужебных текстах аскетического содержания, мотивов покаяния, призывов к добродетели — всё наше внимание поглощается таинственными событиями, разворачивающимися у нас на глазах. И отмечая эту охваченность Христом, мы заметим, что все наши аскетические труды, понесённые постом, имеют значение лишь средства, но не цели: такими трудами мы “очищаем смыслы” ради участия в этом таинственном и трагичном шествии Бога по земле.

В первый день Страстной седмицы мы вспоминаем прекрасного Иосифа, вся жизнь которого есть прообраз жизни Спасителя. Невинного и целомудренного юношу, любимца отца, бросают в ров, продают за 20 сребреников в рабство, он переносит множество скорбей, но через них воцаряется над египтянами, называвшими его “спаситель мира”, и спасает от голода свой народ. Иосиф — “спаситель мира”, Иосиф — пшеницедатель!

Как очевиден образ Христа и Евхаристии в жизни этого праведника! Христос, преданный по зависти, претерпевший страдания, прошедший ад, становится Спасителем мира, утоляет нашу жажду Бога — не словами, не стройным этическим учением, но Чашей Жизни, Чашей Воскресения.

Нельзя не упомянуть здесь и пророческого смысла искушения Иосифа. В песнопениях Триоди беззаконная египтянка названа второй Евой: целомудренный Иосиф, убежавший греха, есть образ Нового Адама — Христа, проложившего иной путь истории человека — истории без греха прародителя, без наследственной порчи, человека, полного любви Божией и жизни Его.

И потому историей Иосифа — “конспектом” Страстной седмицы — мы входим в это священное время, чтобы, забывая самих себя, очистив свой ум от всех удобных и слишком понятных образов и предубеждений, честно и вдумчиво всматриваться в это таинственное и добровольное шествие Христа на Голгофу и самим сделаться участниками этого пути.

Многих вещей нам не понять — они слишком невыносимы для нас — зачем необходима была именно такая жертва и все эти унижения, как Господь спасает нас, какого ужаса смертности и тления Он нас избавил, что это за любовь, что требует страдать за неблагодарных и суетных? Как было бы всё просто и ясно, если бы Бог любил нас чуточку меньше!

Господи! Мы будем Твоими спутниками в эти страшные и таинственные дни. Может быть, нам не хватит бодрости духа и чистоты зрения. Но только Ты один подлинно знаешь всю немощь нашу и нашу неведомую нам самим красоту.Господи, Ты веси, яко люблю Тя (Ин 21:15).

 Игумен Савва (Мажуко) 

Бесплодная смоковница как икона

Есть в Евангелии очень странная повесть. Она — о чуде, совершенном Спасителем на пути в Иерусалим. Каждый год в понедельник Страстной седмицы эта история читается в церкви, и обычно найдется хотя бы один человек, смущенный необычным поступком Христа. Как же так? Христос — Податель жизни, Он — Сама Жизнь, как же Он может отнимать жизнь, убивать невинное дерево?

Фото: eparhiya.by

Фото: eparhiya.by

Евангелисты Матфей и Марк пишут, что это случилось на другой день после торжественного Вербного воскресенья, когда ликующий народ встречал Господа как царя и воскресителя, невиданного чудотворца, не просто поднявшего мертвеца из гроба, но и действие тления обратившего вспять.

В окружении учеников Христос шел в царский город из Вифании, где жили сестры Марфа и Мария и их брат Лазарь. На пути он почувствовал голод и подошел к покрытой листвой смоковнице, стоявшей у дороги, —«не найдет ли чего на ней, но ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек» (Мк 11:13–14).

Евангелист Матфей говорит, что смоковница засохла тотчас же (Мф 21:19), а Марк сообщает, что погибшее дерево ученики увидели лишь на следующий день (Мк 11:20). Как бы то ни было, совершенно ясно, что слово Христа, Его проклятие убило дерево, и этот факт очень смущает, волнует и настораживает. Как настораживает и реакция учеников: они вовсе не возмущаются смертью дерева, а, как мальчишки, восхищаются силой и ловкостью — вот здорово! тотчас и засохла! И Сам Христос вовсе не поправляет их, а говорит лишь о той силе, которой можно совершить действие, подобное «смоковничному»:«истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет» (Мф 21:21).

Сразу — по поводу реакции учеников. Такая культурная среда. В кабалистике есть легендарный ритуал «пульса-де-нура» — «удар огня». Над неверным или врагом истины праведник способен совершить некое действие, пусть даже мысленное или словесное, которое может убить противника, обратить его в прах, навлечь на него беды или смертельную болезнь. Поэтому верующие пугливо шепчутся о «кфида» — гневе праведника и том, как опасно праведного человека обижать и доводить до такого жуткого состояния — не выводите святых из себя! Но применимо ли это ко Христу? Что же — гибель дерева была результатом гнева праведника?

Христос разозлился от голода или непокорства? Он не знал, что на этом дереве ничего не растет? Или не знал, что в это время года на смоквах не может быть плодов? Если мы верим в Христа-Человеколюбца, Воплощенную Любовь и Божественное смирение, если все благовестие Спасителя есть благовестие не силы, а любви и смирения, то нам следует искать других объяснений этого необычного жеста, но уж никак не проявления злобы или благочестивой вспыльчивости.

Для «апостолов» вегетарианства Христос — весьма неудобная фигура. Уж рыбу Он точно ел. Это факт, подтверждаемый многократными евангельскими свидетельствами. И не только ел, но и ловил и даже повелевал ей как Владыка неба и земли бросаться в сети будущих учеников. А еще Он рыбу готовил на огне, то есть жарил в огне убитую рыбу. Вспомните рассказ о явлении Воскресшего при море Тивериадском. Пораженные ученики видят Господа, который готовит им на огне хлеб и рыбу (Ин 21:9).

Тогда по повелению Господа в неводе апостолов оказалось 153 рыбы — загадочное число, если учесть, что его сообщает самый таинственный из евангелистов, ничего не упоминавший просто так. Но нигде не написано, что рыба была отпущена с извинениями, зато повсюду упоминания о трапезах с участием рыб и не только. Опуская подробные богословские апологии ловли рыбы, все-таки поставим вопрос: что такое произошло со смоковницей? Что, какой смысл скрывается за этим, безусловно, важным действием?

В проклятии смоковницы виден жест пророка. Ветхозаветные праведники неоднократно совершали такие поступки — странные и пугающие, образно, зримо воплощавшие какой-то важный смысл, сообщение, откровение, в силу своей пластичности и яркости становившийся понятным даже самым простым людям. Пророк Иезекииль проводил осаду кирпича, на котором был изображен Иерусалим (Иез 4:1–3); Иеремия торжественно прятал пояс за Евфратом в расселине скалы (Иер 13:1–7), что было знамением пленения Иуды; пророк Осия женился на блуднице, чтобы тем самым явить знамение отпадения народа от истинного Бога, и его жена — Гомерь явилась символом Израиля.

Примеры можно множить, но вот, что поражает: готовность праведников Ветхого Завета свою жизнь превратить в знак, образ, миф по воле Божией, верность Его слову и мужество до самозабвения — ведь я жизнь свою превращаю в икону некой истины, жизнь свою единственную жертвую служению Богу, забывая себя до конца, теряя в этом всепоглощающем служении, собственно, и саму жизнь, как мою личную биографию.

Подходя к Иерусалиму, Христос видит смоковницу. Она стоит на фоне царственного города, «камнями побивающего пророков» (Мф 23:37), и город выглядывает сквозь ее листву. И само дерево превратилось в «икону» города, явило собой не просто судьбу Иерусалима, но и для всякого читателя Библии стало предупреждением, знаком, символом духовного бесплодия, духовной небрежности и пустоты.

Об этом дереве помнят уже две тысячи лет и, наверное, не забудут его до самого конца истории. Сколько лет может жить смоковница, инжир, ficus carica из семейства тутовых, плодоносящее три раза в год? Максимум — 300 лет. А вот бесплодная смоковница в бесплотном состоянии намного пережила свой естественный возраст. Христос не убил это дерево. Он превратил его в слово, в миф, в символ.

Смоковнице повезло больше, чем деревьям, из которых сделаны скрипки Страдивари, ведь лучшее, на что пошла бы ее древесина это были бы дрова — тоже вещь нужная, но не такая благородная, как скажем, книги, иконы, кресты или скульптуры. Да, это так — мы возмущаемся смерти дерева, читая об этом в книге, сделанной из убитого дерева, сидя в кресле из убитого дерева, опираясь на стол… — продолжите за меня.

В Древнем Египте лодки предпочитали делать из кедра, а на Ближнем Востоке — из кипариса. Умерщвленных, конечно. Праведный Ной свой ковчег рубил из загадочного дерева гофер, а из таинственного дерева ситтим, вообще-то акации, сделали Ковчег Завета. Груша и липа хороши для резьбы, а еще из липы делают протезы и мебель. Если строите баню, лучше всего брать осину, мертвую, конечно, она не обжигает, и на пол хорошо, и совсем не важно, что осина идет на спички.

Лучшие бочки — из дуба, как и паркет, и столы. Из березы мебель тоже хороша. Орех будет подороже, но выдаст ваш изысканный вкус, а для внутренней отделки — бук, предварительно умерщвленный. Если ложки и миски у вас из клена, это еще не значит, что он не годится для скрипки, как и ель, просто этими убитыми деревьями отделывают разные части скрипки и виолончели. А если вы спорт любите, то вот — возьмите теннисные ракетки — это — лучшие, они из покойной ивы сработаны.

Смотрел ли Христос, сын плотника, на деревья, как на материал для работы? Не думаю. А если и так, что же в этом зазорного? И если Он однажды превратил дерево в слово, в символ, который уже никогда не умрет, позволил ему развоплотиться, чтобы стать образом, так что каждый из нас временами находит себя в нем, — не подивимся ли мы творению этого Чудесного Художника, не позволяющего умирать никому, особенно же тем, кто дерзает жизнь свою обратить в икону?

Игумен Савва (Мажуко)

И горний ангелов полет

Почему грядущее воскресенье 99% православных называет Вербным и редко кто сразу вспоминает о Входе Господнем в Иерусалим? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Православный праздник, в сути своей, всегда есть соединение двух миров — Божественного и человеческого. В церковной проповеди мы часто их обозначаем определениями «горний» и «дольний». Да что там обозначаем! Если реально, осознанно и искренне участвуешь в богослужении, то данное соединение ощущаешь сам, лично. Праздничная же служба, где торжественность воспоминаемого события усугубляется личным ликованием и пониманием, что понятие «прошлое» для данного торжества неприменимо, подчеркивает нашу собственную вечность.

Происходит то, что когда-то произошло с пушкинским пророком после его судьбоносной встречи с шестикрылым серафимом:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

«Лоза дольняя» не потому у Александра Сергеевича так называется, что растет в долине. Нет. Тут она характеризует все то, что миру земному принадлежит, что материального происхождения. Она противопоставлена неземному, небесному, духовному, горнему миру. Тому, где слышно «ангелов полет».

И да простит меня поэт великий, но как только перечитываю или вспоминаю этот стих, то тут же ассоциация возникает: лоза — вербное воскресение — Вход Господень в Иерусалим.

Вот только последовательность эта во времена нынешние не по восходящей идет: от ветки ивовой (вербной лозы) к воспоминанию шествования Христа на ослице в ликующий Иерусалим, а как раз наоборот. Лоза, к сожалению, стала не праздничным атрибутом, а главным действующим символом Входа Господнего в Иерусалим.

Напомню неискушенному читателю, что за пять дней до собственной смерти и за шесть до Своего Воскресения Господь наш въезжал в древний Иерусалим. Его встречали как Царя, который, по мнению многотысячной толпы, освободит Иерусалим от римского господства и даст народу еврейскому право самим быть господами и хозяевами. Встреча царя всегда предусматривает ликование и определенные действия, его отражающие. В те годы обязательным условием встречи лиц царского рода было устилание их пути коврами, цветами и пальмовыми ветками.

Естественно, ковры стелили богатые, которых всегда мало, и не только потому, что богатство не любит многочисленность, но еще и оттого, что богатству очередная смена власти всегда прискорбна. Цветы бросали середняки, количество которых тоже невелико, да и цветы всегда в цене, независимо от века проживания. Бедным же, кроме самых красивых ветвей неприватизированных деревьев под ноги царствующей особе и бросить-то, по существу, нечего. В Иерусалиме в те дни таким деревом была пальма. Ликовали в Иерусалиме в те дни искренно, особенно бедняки, поэтому ветвей набросали много.

На Руси великой пальмы заменила верба, дерево весенней радости и надежды.

Казалось бы, антураж праздника, его внешнее украшение должны исполнять лишь свою второстепенную, оттеняющие роль, но тот, об избавлении от которого мы по нескольку раз в день молимся, то бишь лукавый (сущность хитрая и всегда современная), в очередной раз вмешался. Именно он смог сместить смысл торжества, с переживания встречи с Богом Царем, на второстепенное украшение данного праздника, на ветки вербы.

Внутренне мы понимаем, что язычество пережить нельзя, оно испокон веку было и до скончания века будет. Все века библейские с ним боролись, и два тысячелетия христианство войну данную продолжает. И все же с вербой вышло похлеще, чем с ножом и всем круглым на Усекновение или с гаданиями на Крещение.

Чего только не привнесено и не навешано на хрупкие весенние веточки с распускающимися почками! Тут тебе и сила целительная, и детей зачатие, и бури укрощение, и огня усмирение, и даже града прекращение. Ничего более для жизни не надобно. Ни молитвы, ни поста, ни труда. Просто сходи в вербное воскресенье в церковь, веток побольше набери, и все годовые проблемы решены будут.

Хотя, одна сугубая примета данного дня мне очень даже по душе: молодежь вербой данной отхлестать рекомендуется. Это вам не ремень для наказания, а вполне «святое» действо, которое ни одна ювенальная юстиция не остановит.

Наверное, каждому священнику ни один раз приходилось выслушивать по телефону просьбу: «пару веточек оставить». Спрашиваешь, а чего сам-то в храм Божий субботним вечером накануне праздника не заглянешь, или утром в воскресенье? В ответ стандартное объяснение, с Евангелия известное: быков купил, жену привел, на торжище надобно. Некогда…

Вот это «некогда» и привело к тому, что вместо веры — суеверие, что из-за отсутствия горнего в душе — земная ветка, пусть даже красивого дерева, стала главней входящего в Иерусалим и в нашу жизнь Христа.

Церковь многие добрые народные обычаи ввела в свой обряд, она заменила их языческое наполнение на добрые, человеколюбивые образы и понимания. Иначе и быть не могло, душа-то наша по природе своей христианка, но чтобы лукавый не привнес в нее разлад, нужно все же помнить, что вербное воскресение — это Вход Господень в Иерусалим, а не высокотехнологичный процесс превращения обыкновенных веток в «святые» идолы.

Поймем, и небесное соединиться с земным.

Поймем, и сможет увидеть «горних ангелов полет».

Поймем, и уже, даже через печальную Страстную седмицу увидим зарю Христова Воскресения.

Протоиерей Александр Авдюгин

Проти терористів ?

На Волині пройшли тренування силових структур, починаючи з СБУ до пожежників, в яких задача стояла така - приблизно силами батальйону обороняти від терористів будівлю райвиконкому... Дивні якісь терористи - штурмують владну будівлю, де обороняється цілий батальйон бійців... Скільки ж тих терористів тоді ? По армійськім правилам - не менше трьох батальйонів... Тобто близько півтори тисячі чоловік... 
Запитання ? Схоже, що ні, бо і тупому ясно...

Негативні наслідки виховання дітей одностатевими парами

Днями Університет в техаському Остіні оприлюднив результати внутрішнього розслідування з питання науковості результатів дослідження американського соціолога Марка Регнеруса, який довів негативні наслідки виховання дітей одностатевими парами.

«Внутрішнє розслідування, проведене Університетом, визнало ці дослідження науково легітимними і вважає їх  методологічно правильним протоколом», - йдеться в заяві університету.

Дослідження Марка Регнеруса з Університету в техаському Остіні (США), в опитуванні якого брали участь 3000 респондентів, показало результати виховання дітей одностатевими парами. Воно було опубліковано в червні 2012 року в журналі Social Science Research.

За даними дослідження:

- 12% дітей одностатевих пар планували самогубство (серед дітей, котрі виховувалися в традиційних сім'ях, цей відсоток становить 5%);

- В дорослому віці вихованці «одностатевих пар» більш схильні до шлюбної невірності - 40%, в порівнянні з 13% вихованих нормальною сім'єю;

- Вихованці «одностатевих шлюбів» переважають серед безробітних: 28% по відношенню до 8% вихідців з нормальних сімей;

- У дитячому віці діти з одностатевих пар змушені звертатися частіше до психотерапевтів, на відміну від своїх однолітків з нормальних сімей, - 19%, в порівнянні з 8% дітей з традиційних сімей.

- 40% вихованців «одностатевих пар» були заражені венеричним захворюванням, яке мають до цих пір - лише 8% їхніх однолітків з традиційних сімей мають ті ж проблеми.

ЛГБТ-організації США організували кампанію проти оприлюднених у червні минулого року результатів дослідження, вимагаючи, серед іншого, відставки вченого.

Університет в Остіні входить в сотню найпрестижніших світових наукових установ. У їхньому рейтингу він знаходиться на 67 місці. Внутрішнє розслідування проводило 18 університетських професорів з Університету Байлор. А науковість результатів, отриманих Регнерусом, підтримали численні психологи і психіатри США.

DW: Візові пільги для українських прокурорів

Правозахисники та опозиціонери вимагають заборонити в'їзд до ЄС особам, причетним до політичних репресій. Але Брюссель готовий видавати візи на 5 років і прокурорам. Подробиці у DW.

У середу, 17 квітня, Європарламент розгляне питання про ратифікацію доповнення до Угоди про спрощений візовий режим між Україною та ЄС. Раніше документ був затверджений Верховною Радою. Згідно з ним, буде полегшено візовий режим для українських журналістів, бізнесменів, а також для родичів громадян України, які проживають у країнах ЄС. Тепер їм будуть видавати шенгенські візи строком на п'ять років. А ось представники неурядових організацій можуть розраховувати на річну візу, але тільки при виконанні певних умов.

Найбільше від ратифікації документа виграють українські чиновники. Співробітники адміністрації президента, члени кабінету міністрів і представники інших органів влади зможуть їздити в країни ЄС взагалі без віз, маючи біометричні службові паспорти. Депутати українського парламенту і місцевих рад зможуть отримувати шенгенські візи строком на п'ять років та використовувати їх як для службових, так і для приватних поїздок.

Шенгенські візи для українських прокурорів

Документ передбачає, що шенгенські візи строком на п'ять років отримають прокурори всіх рівнів, а також їх зами.Український правозахисник Євген Захаров критикує таке рішення. У бесіді з DW він назвав прокуратуру "найбільшим порушником прав людини серед українських держорганів". Крім того, він нагадує, що прокуратуру використовують як інструмент переслідування опозиційних політиків, бізнесменів, які підтримують опозицію, і громадських активістів.

Титаник: гибель умного и гордого мира

  • 11.04.13, 09:57

Прочитав... Сподобалось замітка... Навіть, правильніше сказати, не сподобалась, а заставила трішки задуматись...


О «Титанике» как модели цивилизации — протоиерей Андрей Ткачев.

Недавно смотрел с детьми «Титаник» Кэмерона. Не специально, просто его «крутили» по ТВ. Настоящий просмотр хорошей пьесы или кино —  это когда все до нюансов известно, и уже не следишь за сюжетом, потому что знаешь его. Тогда смотришь и думаешь, смотришь и анализируешь, и многое тогда начинает открываться. Это то, о чем говорят: «Настоящий театр начинается тогда, когда пьеса знакома, как свои пять пальцев».

Кэмерон без сомнения — молодец. Он так проникся темой, что некоторые кадры смотрятся как документальные. Вот, в первое время после столкновения пассажиры и матросы действительно играли на палубе в футбол куском льда от айсберга. И фраза: «Мы одеты во все лучшее и умрем, как джентльмены», — действительно была произнесена Бенджамином Гуггенхаймом, одним из погибших на корабле бизнесменов.

Таких подробностей в фильме множество, вплоть до номера псалма, который поют в корабельном храме в утро трагедии; вплоть до пожилой пары, оставшейся в каюте тонущего корабля (это экс-конгрессмен США Исидор Штраус с женой Идой). Такое бережное восстановление подробностей катастрофы не может не удивлять и не впечатлять. И сам режиссер называл свой фильм «кинематографическим венком в память погибших на «Титанике».

Оставив за скобками романтическую упаковку, на фоне которой развертывается повествование (на фоне которой только и может что-то развертываться для современного зрителя), я смотрел и думал о том, насколько символична гибель этого корабля. Это, без сомнения, гибель целой модели цивилизации, сколь тяжеловесной, столь же и подогнанной в частях друг к другу. Это гибель умного и гордого мира. Не беда, что умного, но беда, что гордого. Пусть не целого мира, но гибель настоящей модели гордого мира, который перестал чувствовать свою уязвимость и смертность.

«Титаник» пошел ко дну 14 апреля 1912 года, то есть за два года до начала Первой Мировой войны и за пять лет до Революции в России. Дома Романовых, Гогенцоллернов, Габсбургов отойдут из области реальности в область преданий. Мир, который казался незыблемым, вскоре изменится изменением страшным и беспощадным. Но перед этим утонет корабль, который казался непотопляемым.

Корабль действительно был огромен. Его длина (270 метров) превышала высоту всех тогда стоявших в Штатах небоскребов. Один лишь вес руля «Титаника» превышал общий вес корабля Колумба «Санта Мария», на котором была открыта Америка. И для питания пассажиров на борту находилось одного лишь мяса 45 с лишним тонн. Это был плавучий город, светящийся огнями. Это был кусок цивилизованного материка, мягко оторвавшийся от суши и поплывший вдаль, так что если не смотреть на море, то и ощущения плавания можно было вовсе лишиться. Но на этом плавучем куске гордой цивилизации были все проблемы той же цивилизации.

Билет 1-го класса стоил 3.100 долларов США, что равно приблизительно 124.000 по нынешнему счету. А билет в 3-й класс стоил 32 доллара, то есть менее полутора тысяч по-нынешнему, что тоже, отметим, немало. Но какова разница! Соответственно проданным билетам людей и спасали. Из первого класса было спасено 60 процентов пассажиров и только 25 процентов — из третьего. Женщины и дети из кают первого класса спаслись почти полностью. Половина женщин и детей из третьего класса погибла.
Демократияравенство и прочие громкие слова работают со сбоем, когда приходит беда. Так было в самой свободной стране в начале прошлого века. Так, к несчастью, бывает и всюду. Да, еще одна деталь. Наемные рабочие, бросавшие весь рейс уголь в топку, по прибытию в порт получали аж целых 5 (!) долларов, или что-то около того.

Как всегда ручейками стеклись в одно русло те сотни мелочей, каждая из которых ничего по отдельности не значит, но которые вместе превращаются в фатум. Кто-то закрыл бинокль в сейфе и другой кто-то потерял ключи. Что-то недодумали по части заклепок на обшивке и легкомысленно не доукомплектовали корабль спасательными шлюпками. В радиорубке радисты передавали на берег частные телеграммы за «чаевые» и поэтому предупреждение о близости льдов не получили вовремя. И так далее. Все это — точная модель крушения, которое, если уж задумано в вышних, то состоится непременно, хотя и будет выглядеть так, как стечение необязательных обстоятельств.

Чрезвычайно интересно, что в 1898 году некто Морган Робертсон написал книгу «Тщетность, или гибель Титана». В ней шла речь об огромном корабле, который потонул из-за столкновения с айсбергом. Книга увидела свет через 14 лет после написания, как раз накануне гибели реального корабля — в 1912 году.

*

Если смотреть на это кораблекрушение как на символическое крушение целой цивилизации, то нельзя не отдать должное героям, погибшим на корабле. Героями были женщины, предпочетшие умереть с мужьями, а не спасаться без них. Несомненными героями были музыканты, игравшие на палубе среди крика и хаоса почти до самой своей гибели. Среди прочего они играли 3-ю симфонию Бетховена. В фильме это квартет, но в действительности оркестр состоял из семи человек. Погибли все.

Героем был радист Джек Филипс, который не покинул рубку и погиб, до последнего вызывая помощь. Героем был священник, исповедовавший на шлюпочной палубе всех желающих. В фильме он громко цитирует Откровение о новом небе и новой земле, потому что «прежние небо и земля миновали, и моря не будет уже». И полковник Джейкоб Астор, покинувший шлюпку со своей молодой женой чтобы уступить место незнакомой женщине, тоже герой.

Тот погибавший в холодных водах Атлантики мир был миром христианским. При всех болезнях и несовершенствах, при всем гордом опьянении силой и наукой, таком свойственном 19-му веку, в том мире было место самопожертвованию, чувству долга, служению. Эта гибель не была аналогом всемирного потопа уже потому, что среди предсмертных криков звучало Слово Божие и играла музыка.

*

Насколько же жуткой будет гибель иного символического корабля, но в таких же беспощадных водах при стечении роковых обстоятельств? И как это будет в мире, где никто никому уже не уступит места в шлюпке; если над погибающими не будет звучать ни проповедь, ни музыка? Что это будет за кошмар, если женщин и детей вперед пропускать не станут и никто не наденет парадное платье для встречи со смертью, как подобает?

Я смотрел фильм и думал об этом. Потом фильм кончился, а мысли нет. Да и как могут кончиться тревожные мысли о внезапной гибели огромного и могучего корабля, если сами мы — все вместе — продолжаем плыть по житейскому морю и еще далеко не вошли в тихое пристанище?

Молитва перед исповедью священника Андрея Кордочкина


Мы не умели и не желали молиться Тебе. Мы не искали Твоей воли, и не пытались увидеть Твой промысел в обстоятельствах нашей жизни. Всегда и везде мы хотели следовать только своей воле.

Мы не благодарили Тебя за жизнь, которую Ты дал нам, мы роптали и жаловались на нашу судьбу. Мы всегда были чем-то недовольны. Мы просили Тебя исцелить нас от телесных болезней, но не просили исцелить болезни нашей души.

Господи, прости нас грешных.

Мы не знаем и не любим Священное Писание. Мы не хотели глубоко и сознательно знать Православную веру, и уклонялись в суеверия. Мы боялись колдунов, сглаза и порчи, но не боялись быть Тебе злыми и неблагодарными детьми.

Мы не пытались понять смысл молитв, с которыми мы обращаемся к Тебе в храме и дома, потому язык наш был близок к Тебе, а ум и сердце далеко от Тебя.

Господи, прости нас грешных.

Мы не хранили посты, не стремились чаще приобщаться Твоей Плоти и Крови, или же приобщались по долгу, с холодом и равнодушием.

Когда мы молились Тебе, мы искали разрешения сиюминутных проблем, мы искали чудес и знамений, подобно лукавым и прелюбодейным людям, о которых говорит Евангелие (Лк. 11.39), но не искали Тебя, и жизнь наша стала далека от Тебя.

Господи, прости нас грешных.

Мы согрешили злобой и раздражительностью с другими людьми. Мы согрешили грубостью, хамством и дерзостью. Мы согрешили жадностью и мелочностью. Мы были суетливыми, мы лицемерили, пытаясь выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Мы завидовали тем, кто, как нам казалось, живет лучше нас. Мы были жестоки и равнодушны к тем, кто живет хуже, чем мы. Мы не накормили голодного, не ввели в дом странника, не посетили больного в госпитале и не позаботились о заключенном в тюрьме. Мы заботились только о себе и о своей жизни.

Господи, прости нас грешных.

Мы рассказывали пошлости и смеялись над ними. Мы ругались матом. Мы осуждали других людей и смеялись над ними, и потому в нашей душе не было мира. Мы жалели для других доброго и ласкового слова, и многих ранили обидным, глупым и оскорбительным словом. В Твоем храме мы грубо одергивали людей и делали им замечания; многих мы соблазнили и оттолкнули.

Господи, прости нас грешных.

Мы согрешили неуважительным и непочтительным отношением к родителям. Мы изменяли нашим мужьям и женам. Мы не смогли воспитать в наших детях веру и любовь к Тебе. Мы не умели любить наших детей; мы были жестоки к ним, или, напротив, дозволяли им все. Мы убивали наших детей до того, как они рождались на свет. Мы были строптивыми и сварливыми. Мы были ревнивыми и нетерпеливыми, мы относились к членам нашей семьи как к нашей собственности.

Мы относились к самым близким людям хуже, чем к чужим людям; мы кричали на них и оскорбляли их. Нам хотелось командовать. Мы лгали и оправдывались, мы поднимали руку на тех, кто слабее нас. Мы не молились за наших родителей, мужей, жен и детей. Мы не заботились о наших крестных детях и родителях и не молились за них.

Господи, прости нас грешных.

Мы были безжалостными и обидчивыми. Мы были любопытными и бестактными. Мы были мстительными и злопамятными. Мы были ленивыми и нерешительными. Мы согрешили унынием и тоской. Мы не верили, что Ты можешь изменить и обновить нас и нашу жизнь. Мы не доверяли Тебе будущее наших близких и нас самих. Мы не ожидали с радостью Твоего славного и страшного Пришествия. Мы заботились о многом, а остались ни с чем.

Господи, прости нас грешных.

Мы с подобострастием называли наших работодателей «сеньорами» и «господами», забывая о том, что Ты един Господь. Мы были малодушными, безответственными и боязливыми. Мы согрешили обжорством и пьянством. Мы отдавали свой разум и чувства компьютеру и телевизору. Мы воровали. На исповеди мы жалели себя, прячась за общие слова. Мы боялись думать о своей смерти и готовиться к ней, потому сейчас мы не готовы встретить Тебя лицом к лицу.

Господи, прости нас грешных.

Называясь христианами, мы жили также, как и все остальные, чаще гораздо хуже. Своими делами и словами мы соблазняли тех, кто слаб и немощен в вере, тех, кто надеялся увидеть в нас настоящих христиан. Мы думали о том, как видят нас люди, но не думали о том, как видишь нас Ты. Мы не хотели и не умели слушать других.

Мы были эгоистами; всегда и везде мы думали только о себе. Нам было стыдно исповедовать свою веру перед другими людьми. Мы не были, по Твоему слову, «солью земли» и «светом миру» (Мф. 5. 13-14). Вопреки Евангелию, мы не свидетельствовали о нашей вере тем, кто страдает от неверия и внутренней пустоты, ибо сами страдали от безверия и душа наша была пуста.

Господи, прости нас грешных.

Мы согрешили фарисейством, обращая внимание на внешнее, но не стяжав простого, сильного и смиренного духа. Мы превратились, по Твоему слову, в раскрашенные гробы, которые снаружи красивы, а внутри полны мерзости и гнилья (Мф. 23.27). Мы осквернили в себе Твой образ, который Ты вложил в нас, когда Ты сотворил нас, и который Ты обновил в Крещении и обновляешь в Причащении.

Господи, прости нас грешных.

Господи! Ты призвал нас быть радостными и свободными детьми Тебе (Ин. 15.11, Ин. 8.32), а мы превратились в безрадостных и унылых рабов. Скучает душа наша по Тебе, и слезно ищет Тебя. И не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.

Господи, прости нас грешных.