хочу сюди!
 

Alisa

39 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 34-46 років

Невыносимая легкость бытия

  • 23.02.10, 21:21

Сначала хотела назвать заметку "Посвящение Кате Осадчей"smile ведь именно благодаря ей эта фраза (название романа) стала такой извесной. Но потом все же передумала. Ведь на самом деле ничего общего с блестками светской жизни этот роман чешского писателя Милана Кундеры не имеет. Ну или почти ничего.

Недавно только дочитала роман, вот "по горячим следам" несколько не то цитат, не то урывков, которые больше всего задели.  

Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия

Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится все пережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности! Что хочет поведать нам этот безумный миф? Миф вечного возвращения per negationem [В отрицании (лат.)] говорит, что жизнь, которая исчезает однажды и навсегда, жизнь, которая не повторяется, подобна тени, она без веса, она мертва наперед и как бы ни была она страшна, прекрасна или возвышенна, этот ужас, возвышенность или красота ровно ничего не значат. Если бы каждое мгновение нашей жизни бесконечно повторялось, мы были бы прикованы к вечности, как Иисус Христос к кресту. Но действительно ли тяжесть ужасна, а легкость восхитительна? Самое тяжкое бремя сокрушает нас, мы гнемся под ним, оно придавливает нас к земле. Но в любовной лирике всех времен и народов женщина мечтает быть придавленной тяжестью мужского тела. Стало быть, самое тяжкое бремя суть одновременно и образ самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее. И, напротив, абсолютное отсутствие бремени ведет к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движения столь же свободны, сколь и бессмысленны. Мы проживаем все разом, впервые и без подготовки. Как если бы актер играл свою роль в спектакле без всякой репетиции. Но чего стоит жизнь, если первая же ее репетиция есть уже сама жизнь? Вот почему жизнь всегда подобна наброску. Но и "набросок" не точное слово, поскольку набросок всегда начертание чего-то, подготовка к той или иной картине, тогда как набросок, каким является наша жизнь, - набросок к ничему, начертание, так и не воплощенное в картину. Einmal ist keinmal, повторяет Томаш немецкую поговорку. Единожды - все равно что никогда. Если нам суждено проживать одну-единственную жизнь - это значит, мы не жили вовсе. ...метафора - опасная вещь. С метафорами шутки плохи. Даже из единственной метафоры может родиться любовь. Но не становится ли событие тем значительнее и исключительнее, чем большее число случайностей приводит к нему? Лишь случайность может предстать перед нами как послание. Все, что происходит по необходимости, что ожидаемо, что повторяется всякий день, то немо. Лишь случайность о чем-то говорит нам. Мы стремимся прочесть ее, как читают цыганки по узорам, начертанным кофейной гущей на дне чашки. Ежели любви суждено стать незабываемой, с первой же минуты к ней должны слетаться случайности, как слетались птицы на плечи Франциска Ассизского. Что такое кокетство? Пожалуй, можно было бы сказать, что это такое поведение, цель которого дать понять другому, что сексуальное сближение с ним возможно, однако возможность эта никогда не должна представляться бесспорной. Люди по большей части убегают от своих страданий в будущее. На дороге времени они проводят воображаемую черту, за которой их нынешнее страдание перестанет существовать. Похоже, будто в мозгу существует совершенно особая область, которую можно было бы назвать поэтической памятью и которая отмечает то, что очаровало нас, тронуло, что сделало нашу жизнь прекрасной. Мы все склонны считать силу виновником, а слабость - невинной жертвой. (c) 1984 Milan Kundera Перевод с чешского Нины Шульгиной 
4

Останні статті

Коментарі

Гість: dairy2011

123.02.10, 21:35

Невыносимая легкость бытия, впрочем как и другие произведения кундеры - гимн предательству как государственному так и личностному. на этой теме он и выехал, предав свою страну, за что запад его в эпоху "холодной войны" и раскручивал...

    223.02.10, 21:39Відповідь на 1 від Гість: dairy2011

    совершенно с Вами согласна. Роман вообще неоднозначный, есть над чем задуматься. Со многим не согласна. Хотя с другой стороны, в том и есть мастерство автора, чтобы стимулировать шевеление серого вещества у читателей. А такой эффект наблюдаеться.
    да и мои цитаты немного о другом. я выбирала о любви, жизни, времени.

      анонім

      323.02.10, 21:41

      Жизнь не должна быть тяжёлой.

        423.02.10, 21:43Відповідь на 3 від анонім

        неужели? я тоже так думала, а теперь вот засомневалась

          анонім

          523.02.10, 21:46Відповідь на 4 від barragtu

          То то и оно,что засомневалась.Вопрос почему засомневалась?

            623.02.10, 21:52Відповідь на 5 від анонім

            да вот именно из-за романа. я никогда не смотрела на жизнь именно под таким углом. а тут задумалась. особенно вот эти слова: "...самое тяжкое бремя суть одновременно и образ самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее". ведь по сути так и есть. мы ведь "утяжеляемся", приобретая друзей, семью, любимую работу, насиживаем гнездышко. если это тяжесть, то лучше такая тяжесть, чем легкость.
            Хотя есть мнение, что жить надо так, чтоб пожитки умещались в рюкзаке. и типа это и есть счастье легкости.
            вот как-то так. сумбурно) как всегда

              анонім

              723.02.10, 21:55Відповідь на 6 від barragtu

              Просто так живут все.И мы с годами уподобляемся всем.И думаем,что тяжело жить-это хорошо.Но это ерунда.Жить надо легко,исполняя свои желания мыслями

                823.02.10, 21:56Відповідь на 7 від анонім

                хм, а я думала, что желания надо исполнять делами, таким образом материализируя мысли

                  анонім

                  923.02.10, 22:01Відповідь на 8 від barragtu

                  А что есть дела?Движение тела по исполнению мысли?

                    1023.02.10, 22:39Відповідь на 9 від анонім

                    а дела делаються только телом?

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна