Привязанность
- 17.02.14, 21:54
Ребенок, чьи родители его любят, принимает их любовь
как закон природы. Он об этом не думает, хотя это – самое важное для его
счастья. Он думает о мире, о приключениях, выпавших на его долю, а тем
более о тех, которые ждут его, когда он вырастет. Но в основе всех этих
внешних интересов лежит чувство, что он будет защищен от несчастий
родительской любовью. Ребенок, который по разным причинам был лишен
родительской любви, скорее всего, будет робким и несмелым, исполненным
страхов и жалости к себе, и уже не способным знакомиться с миром в духе
весёлого исследования. Такой ребенок в поразительно раннем возрасте
может начать размышлять о жизни, смерти и человеческом жребии. Сначала
он становится сосредоточенным на самом себе, меланхоличным, а в итоге
взыскивающим фальшивого утешения в каких-либо философских или
теологических системах. Мир – сумбурное и беспорядочное место, состоящее
из случайного сочетания приятного и неприятного. Желание вывести из
него вразумительную и четкую систему или образец – это, по сути,
следствие страха, особый вид агорафобии (боязнь пространства, открытой
площади или толпы). В четырех стенах своей библиотеки робкий ученик
чувствует безопасность. Если ему удается убедить себя, что мироздание
столь же упорядочено и опрятно, он может даже почувствовать себя в
безопасности, отважившись пройтись по улицам. Такой человек, получи он
больше любви, гораздо менее страшился бы реального мира, ему не пришлось
бы выдумывать идеальный мир, заменяющий в системе его убеждений
реальность.
Робкая мать или нянька, непрерывно предостерегающая детей относительно возможных катастроф, уверенная, что каждая собака укусит, а каждая корова это бык, – способна вызвать в детях робость и нерешительность подобную её собственной, а также заставить детей чувствовать, что им повсюду, кроме непосредственной близости, грозит опасность.
Для чрезмерно собственнической матери это чувство в ребенке может быть вполне приемлемым: его зависимости она хочет больше, чем его способности справляться с этим миром. В этом случае ребенку в перспективе будет даже хуже, чем если бы его не любили вовсе. Склад ума, выработанный в раннем возрасте, как правило, сохраняется на всю жизнь.
Многие люди, влюбившись, ищут маленькую гавань или укрытие от мира, где, они уверены, ими восхитятся, когда они не восхитительны, и похвалят, когда они похвалы не достойны. Для многих людей дом – убежище от истины, заключенной в том, что их страхи и робость заставляют радоваться дружескому общению, при котором эти чувства отдыхают. Такие люди ожидают от своих жен того, что ранее получали от своих неблагоразумных матерей, и одновременно удивляются, если жены обращаются с ними как с детьми.
Боязнь других ненамного лучше, чем боязнь себя самого. Более того, очень часто это маскировка для собственнического инстинкта. Это, несомненно, одна из причин, почему мужчины так любят робких женщин: защищая, мужчины добиваются власти над ними.
Из всех форм осмотрительности осторожность в любви, наверное, наиболее губительна для подлинного счастья.
Бертран Рассел, «Завоевание счастья»
https://archive.org/details/TheConquestOfHappiness
Робкая мать или нянька, непрерывно предостерегающая детей относительно возможных катастроф, уверенная, что каждая собака укусит, а каждая корова это бык, – способна вызвать в детях робость и нерешительность подобную её собственной, а также заставить детей чувствовать, что им повсюду, кроме непосредственной близости, грозит опасность.
Для чрезмерно собственнической матери это чувство в ребенке может быть вполне приемлемым: его зависимости она хочет больше, чем его способности справляться с этим миром. В этом случае ребенку в перспективе будет даже хуже, чем если бы его не любили вовсе. Склад ума, выработанный в раннем возрасте, как правило, сохраняется на всю жизнь.
Многие люди, влюбившись, ищут маленькую гавань или укрытие от мира, где, они уверены, ими восхитятся, когда они не восхитительны, и похвалят, когда они похвалы не достойны. Для многих людей дом – убежище от истины, заключенной в том, что их страхи и робость заставляют радоваться дружескому общению, при котором эти чувства отдыхают. Такие люди ожидают от своих жен того, что ранее получали от своих неблагоразумных матерей, и одновременно удивляются, если жены обращаются с ними как с детьми.
Боязнь других ненамного лучше, чем боязнь себя самого. Более того, очень часто это маскировка для собственнического инстинкта. Это, несомненно, одна из причин, почему мужчины так любят робких женщин: защищая, мужчины добиваются власти над ними.
Из всех форм осмотрительности осторожность в любви, наверное, наиболее губительна для подлинного счастья.
Бертран Рассел, «Завоевание счастья»
https://archive.org/details/TheConquestOfHappiness
2
Коментарі