Мужчинам о женщинах
- 20.11.10, 20:16
21-10-2010 |
1. Двойное утверждение
Вопреки законам формальной логики двойное утверждение у женщины - это отрицание.
Например: "Ну-ну", "Давай-давай", "Ну, давай".
2. "Зайдем с другой стороны"
У мужчин это означает посмотреть на предмет спора с другой стороны. У женщин - начать все сначала, причем совсем о другом.
3. "Шлагбаум"
"Ты меня не убедил и никогда не убедишь". Женщина ставит мужчину в ситуацию невозможного выбора: "Давно ли ты перестал издеваться над моей матерью, своей тещей?!"
Сказать, что перестал, - значит издевался. Не перестал - тем хуже. Не спасает и молчание: "Тебе и сказать нечего!"
4. Прием "до противного"
В мужской логике этот прием называется доказательством "от противного": приняв некоторое утверждение, логически прийти к противоречию, чем и доказать неверность посылки.
У женщин прием "от противного" модифицировался в прием "до противного": создать такую обстановку в диалоге, когда не только спорить - жить не хочется. Это отрицание не логическое, а эмоционально-психологическое, оно включает в себя намеки, упреки, обвинения, провокационные вопросы. Все это может быть дополнено хлопаньем дверью, громыханием посудой, красноречивыми позами, резкими движениями и словечками.
В споре с мужчиной женщина постоянно стремится опровергнуть свое традиционно подчиненное положение.
Самая сильная в мире
вода - женские слезы.
Д. Мерли
"Сцена" - излюбленное оружие женщин. Она позволяет им разом, путем короткой эмоциональной вспышки, полной негодования, добиться того, о чем они в спокойном состоянии тщетно просили бы месяцы и годы.
В споре в арсенале женщины множество эффективных средств: вопросы, отрицания, оценки, упреки и угрозы. Рассмотрим их специфику.
Женские вопросы
1. Нескромный вопрос
Жена: Я видела, ты получил сегодня письмо. От кого?
Муж: А почему тебя это интересует?
Жена: Не задавай нескромных вопросов.
То, что жена нескромно интересуется адресатом мужа - это нормально, это само собой разумеется. А вот его вопрос это уже "нескромно" - с женской точки зрения.
Поскольку "нескромный" вопрос содержит в себе упрек, то важно сбалансировать ответ. Излишняя многословность ответа близка к попытке оправдаться. ("Что-то здесь не так!" - сразу подумает женщина).
Нормально воспринимается трехкратный перевес отвечающих слов над вопросительными. Меньшее количество воспринимается как невнимательность, пренебрежение.
А вообще ответом обмануть женщину чрезвычайно трудно. Здесь женская интуиция творит чудеса.
2. Вопросы-тесты
Муж и жена собираются в театр.
- Скажи, пожалуйста, моя шляпка сидит прямо?
- Прямо, прямо. Давай скорее, а то опоздаем.
Вопрос о шляпке - тест, в данном случае - на уступчивость и терпимость мужа.
3. "Невинный" контрвопрос
Муж с завистью говорить жене:
- Какая счастливая пара наши новые соседи! Каждый вечер, когда он приходит с работы, она целует его. Почему ты никогда этого не делаешь?
- Я?! Но ведь мы же с ним почти не знакомы...
Девушка - юноше: Я тебе нравлюсь? - Нравишься. - Очень? - Очень. (Ответить иначе нельзя - обидишь. В итоге нужное признание получено (или вырвано?).
|
Ты - женщина
И этим ты права.
В. Брюсов
Женщина является сильным оппонентом. Козьма Прутков говорил: "Хитрость есть оружие слабого и ум слепого". Поэтому если называть женщин слабым полом, то нужно смириться с необходимым присутствием в них хитрости. Рассматривая нижеследующие приемы женской аргументации, мы также убедимся, что женские хитрости отличаются изяществом, во всяком случае, изяществом исполнения. Итак, женские приемы:
1. Нагнетание обобщений
Он: Ну что ты все - упреки да упреки... Она: Я что, не могу слова сказать? Я что, все должна терпеть? Я в этом доме вообще лишена права голоса! Человек я или не человек?!
Здесь имеет место нагнетание обобщений. На первый вопрос - риторический (может ли она слово сказать) - ответ очевиден. За ним следует первое обобщение ("все должна терпеть"), затем второе и третье. Причем третье обобщение - снова риторический вопрос, возразить на который невозможно. Этот прием называется "резонанс".
Еще один способ нагнетания - риторический прием "градация": доводы повторяются со все возрастающим напряжением.
"Я терпела, долго терпела, очень долго терпела! Терпела невнимание, унижение, позор!.."
Противодействовать этому приему можно тоже риторическим приемом. Представить, что на трибуне, принять горделивую позу и... "И это говоришь ты, моя избранница!.."
Фактически в рассматриваемом приеме идет настойчивое подчеркивание собственной слабости, апелляция к защите. Показная слабость - одно из сильнейших средств женщины: "Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью" (И. Бунин).
2. Разъединение целого на части и их противопоставление
Например: "Любишь кататься - люби и саночки возить!", "Не путай черное и белое", "Не вали с больной головы на здоровую!"
Само собой разумеется, что "черное", "больную голову" и "возить саночки" предназначено оппоненту, себе оставлено остальное, более привлекательное. Этим достигается значительное моральное преимущество перед "супостатом".
3. "Ну, кем бы ты был без меня?"
Женщина искренне полагает, что мужчина - дело ее рук. Отсюда утверждение: "Мужчина - большой ребенок".
4. Из многих зол выбирает меньшее
Она: Ты не хочешь того, не хочешь этого... Может, ты вообще ничего не хочешь?
Он: Ну почему же...
Она: Вот тебе мое последнее слово, потом пеняй на себя!
5. Много раз "нет", но хотя бы один раз "да"
Женщина специально задает вопросы, ответы на которые могут быть только "нет". После нескольких подобных сюжетов она возмущается и задает невинный на первый взгляд вопрос, на который мужчина с облегчением говорит "да", но именно это и было целью коварной собеседницы.
6. Первое и последнее слово
Обычно женщина начинает разговор, она же его и заканчивает.
Первыми словами она задает нужную тему и распределение ролей, создает условия для захвата инициативы.
Обычно победителем в разговоре воспринимается тот, кто сказал последнее слово. Победу женщина отдавать не хочет, поэтому последнее слово оставляет за собой.
7. "Ахиллесова пята"
Одно из предназначений женской стратегии - максимально использовать мужские слабости.
Мужской диалог является силовым: не принято уходить от обсуждения сложных вопросов, на аргумент нужно отвечать контраргументом - это похоже на перетягивание каната.
Разговор женщины похож на танец на натянутом канате - постоянное балансирование в ситуации неопределенности.
Прием "ахиллесова пята" у женщин выглядит так: обнаружив слабое место у оппонента, женщина будет методически бить по нему, не давая отвлечь себя от этого занятия.
Попытки обратить ее внимание на другие, более веские обстоятельства в этом случае бесплодны.
8. Замалчивание истины
Женский разговор - в понимании мужчины - и о том, и о сем, и - ни о чем. Говорит много, но все вокруг да около. Это большое искусство - много говорить, но не проговориться. Как говорится, "язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли".
9. "Отсроченный вопрос"
Она: Если ты не в состоянии содержать семью, зачем ты женился на мне?
Вопрос-обвинение.
10. "Если нельзя, но очень хочется, то можно"
Это типичный женский аргумент.
Логическим следствием отсюда, обращенным к мужчине, является: "Значит, ты не очень этого хочешь!"; "Если бы ты любил по-настоящему..."; "Если бы тебя попросила об этом твоя мамочка, ты бы в лепешку разбился".
Или: "Другие же могут!"
Желание женщины лежит в основе многих ее поступков. Часто оно скрывается за словами "Для тебя же стараюсь". И в этом нет обмана, ибо онаискренне считает, что если ей будет хорошо, то будет хорошо и мужчине.
11. "Ты сам не знаешь, чего хочешь"
Этот довод опровергнуть практически невозможно, потому что он предполагает необходимость оправдываться. А это уже проигранная позиция. Не зря же говорят: "Раз оправдывается - значит, виноват!" Но и не сопротивляться обвинению - значит просто признать свою вину. Тупиковая (для мужчин) ситуация.
12. "Мне простительна маленькая слабость"
Если у женщины оказался сильный оппонент, который вскрыл слабые места в ее аргументации, то в ответ он может получить безукоризненный по своей непосредственности аргумент: "Ну и что? Я же слабая женщина. Мне как женщине это простительно".
Наоборот, мужчине слабости не прощаются, он "должен соответствовать": "Будь мужчиной!", "Не будьте бабой!"
13. Домысливание (досказывание)
"Ну-ну... - говорит женщина, - я могу досказать твою мысль" или "Что же ты замолчал, говори до конца... "А формулировка "Угадываю, куда ты клонишь..." абсолютно неотразима. Продолжение, как правило, дается в нужном ключе. И вся последующая критика оппонента связана с разгромом предложенной самой женщиной концовки. По правде говоря, такие приемы работают и в мужской аргументации, но в женском варианте прием убийственный. Ну что можно противопоставить такому его использованию: "Ты, конечно, не сказал, но ты так подумал...", или "Ты не говоришь так, но хотел так сказать", или даже "Я согласна, ты не хотел так говорить, но только потому, что тебя сдерживает расчет (выгода, страх, стыд)".
Домысливание - неотразимый женский довод прежде всего потому, что его невозможно опровергнуть. Ведь нельзя опровергнуть того, чего не было.
14. "За кого ты меня принимаешь?"
Цель этого приема - заставить собеседника оправдываться. А оправдывающийся всегда виноват. Во всяком случае, в глазах того, перед кем оправдывается. Реализация данного приема осуществляется в цепочке доводов следующего типа: "Как ты смеешь?", "Что ты себе позволяешь?" и, наконец, "Я знаю, чего ты хочешь!"
15. "Я в отличие от тебя..."
Здесь возможны несколько вариантов: "Каждый порядочный человек, в отличие от тебя...", "Всякий здравомыслящий человек, которому дорого чувство собственного достоинства, не будет возражать, что...", "Только идиот не согласится с тем, что..." Вовсе не нужно думать, что женщина с умыслом строила аргументацию, чтобы в итоге сказать такую фразу. Она могла бы сказать ее и без всякой аргументации.
16. Манипуляция
Манипуляция - это скрытое управление собеседником против его воли. Манипулятор добивается своего путем использования обнаруженных у оппонента слабостей. Это могут быть тщеславие, жадность, любопытство, азартность и т.д.
Прием этот применяется и мужчинами и женщинами, но последние пользуются им чаще и с большим успехом. Потому что женщины, как правило, лучшие психологи, чем мужчины, и блестяще обыгрывают мужские слабости.
Тщеславному руководителю она скажет: "С Вашим авторитетом нетрудно убедить их в том, что..." Честолюбивый услышит от нее: "С Вашими незаурядными способностями..."
Желая внушить что-то неуверенному человеку, она скажет: "Всем известно, что...", зная, что тот не рискнет выступить против всеобщего мнения.
17. Навязывание высказываний
Один из приемов здесь такой: "Ты это говорил!" И даже если удается опровергнуть это (на что уйдет много времени и сил), то в ответ можно услышать: "Неужели мне показалось?.." Или более сильно: "Ты так говорил, что мне показалось..." И даже цепь доводов развивается в нужном женщине направлении.
Возможен и возврат к приему "домысливание": да, не говорил, но ты так подумал... Примерно таким же целям служат родственные приемы: " Ты этого не говорил", "Я это говорила" или "Я этого не говорила". Они представляют очень эффективное средство женского давления прежде всего потому, что в принципе неопровержимы. А если и осуществляется попытка опровержения, то ее легко трансформировать либо в оправдательный, либо в обвинительный процесс (в зависимости от обстоятельств). Первым шагом для этого послужит вопрос: "А почему ты об этом не говорил (говорил)?" Вторым - будет категорическое утверждение: "Я знаю (догадываюсь), почему ты об этом не говорил (говорил)!" И наконец, третьей по счету будет оценка: "Сказать (не сказать) это могут только непорядочные люди".
18. "Брать горлом"
Этот прием имеет особенности в мужском и женском исполнении. В прямой своей характеристике это такое действие, которое связано с непрерывной речью, мешающей партнеру вставить слово. Мужчина в применении указанного приема часто увлекается своей речью, заслушивается собой. И незаметно переходит ту неуловимую грань, за которой кончается тактический прием и начинается риторическое упражнение. Женщина здесь обычно не теряет чувства меры. А если и излишествует, то преднамеренно, реализуя свои цели.
19. "Закрытые уши"
Прием противоположен предыдущему: демонстративно пропускать мимо ушей доводы оппонента. В мужском варианте есть элемент извинительности. Он может выражать непоколебимость позиции, бескомпромиссность, принципиальность. И это в чем-то соответствует бойцовским качествам мужского имиджа. Сольная партия "закрытых ушей" в женском исполнении ничего, кроме раздражения, не вызывает. Зная об этом, женщина, как правило, использует упомянутый довод для того, чтобы в том случае, когда ей это нужно, перевести обсуждение вопроса в конфликтную фазу, но побудив именно оппонента первым бросить перчатку...
20. Признание в небольшой неудаче, чтобы сообщить о больших успехах
Например, одна подруга говорит другой:
- Ну ты представить себе не можешь, как я огорчена...
- Что случилось?
- Моя портниха (называется имя очень известной в городе дорогой и престижной портнихи) испортила мне новогоднее платье... Надо же, как некстати. И ведь сколько я заказываю ей, такого никогда не бывало, чтобы именно перед балом в шведском посольстве такой конфуз...
Легко догадаться, что цель такого довода заключается в иллюстрации того, что она давно и регулярно пользуется престижным салоном и приглашена на бал в посольство. Лучшего доказательства для этого, чем маленький неуспех, просто трудно придумать. Затем можно и "испорченным" платьем похвастаться...
Замечание
Перечисленные тактики женщин можно отнести к числу их безусловных рефлексов. Женщины используют их автоматически, не задумываясь. Утверждение это относится, по существу, ко всем женским приемам, описываемым в этой главе.
Мужские приемы могут трактоваться скорее как условные рефлексы, вырабатываемые, в частности, образованием и воспитанием....................................