На 1 Всесоюзном конкурсе бальных танцев (начало)
- 31.07.21, 08:36
Первый Всесоюзный конкурс исполнителей бального танца, был проведен по инициативе Министерства культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Союза композиторов СССР.
На создание «правильной» танцевальной культуры в противовес «безнравственному» заграничному репертуару работала целая система, сформированная на основе государственного заказа. Приказ Екатерины Фурцевой Министра культуры СССР № 171 от 6 апреля 1970 года предписывал министерствам культуры союзных республик «принять меры к более активному внедрению советской танцевальной культуры в быт молодежи, широкой пропаганде лучших образцов новых советских и зарубежных бальных танцев, усилить контроль за программами и репертуаром музыкального сопровождения танцевальных балов, вечеров и т.п.; проявлять постоянную заботу о создании популярных советских танцев, отвечающим высоким идейно-художественным требованиям и эстетическим нормам, шире привлекать к созданию современных бальных танцев ведущих хореографов, преподавателей бальных танцев, актив художественной самодеятельности и народные хореографические коллективы, систематически производить заказы и закупку новых танцев…».
Кроме распоряжения о первом Всесоюзном конкурсе исполнителей бальных танцев, этот документ содержал указание о проведении в 1972 году Всесоюзного конкурса на создание советских бальных танцев и музыки к ним. В то время как танцоры всех стран совершенствовали себя в десятке европейских и латиноамериканских танцев, мы искусственно изобретали шедевры, призванные, по замыслу советских идеологов, «улучшать досуг трудящихся и отвечать принципам социалистической эстетики и морали».
В СССР на Центральном телевидении продолжали вести развлекательную передача «Танцевальный зал», которая посвящалась бальной хореографии. Первые выпуски рубрики появились на экране в 1970 году. Они помогли распространению бального танца, его новинок, красивой манеры исполнения. Передачи представляли собой к тому же приятное зрелище. Через телевидение зрители познакомились со многими бальными танцами народов нашей страны: сударушка, русский лирический, туяна, полька-янка, картули, ятраночка, андижанская полька …
Интересен был путь создания телевизионных передач как вечеров молодежи. Вместе с коллективами бальных танцев ребята танцевали медленный вальс и танго, румбу…
Со временем «Танцевальный зал» стал своеобразным методическим центром для многочисленных ансамблей, кружков и студий бального танца. Зрители обращались в редакцию за советами по вопросам репертуара, музыкального сопровождения, костюмов.
К сожалению, передача выходила не каждый месяц. Во многом, из-за того, что Светлана Богатырева (редактор) спорила с начальством, в том числе и с нами, «пробивала» новые костюмы с короткими юбками (а это осуждалось), новую., современную музыку, оригинальные движения в танце (некоторым зрителям они казались слишком вольными).
Почти две трети всех программ редакции народного творчества составляли концерты из песен советских композиторов, народных мелодий (в оригинальном звучании и в обработке), произведений русской, советской и зарубежной классики.
Именно эти передачи больше всего нравились зрителям – от 57% до 70% опрошенных. Выходили в эфир они почти каждый день – то в виде выступлений отдельных самодеятельных коллективов, то в форме специальных, организованных по разным принципам передач.
Рубрики и циклы менялись год от года, менялись названия. Менялись редакторы и режиссеры, но основой продолжали оставаться выступления самодеятельных хоровых и танцевальных коллективов. В телепередаче показывали свои репертуары лучшие коллективы бальных танцев страны, среди них народный ансамбль бального танца "Каштан", Киев.
В Москве выпущен комплект грампластинок с танцевальным репертуаром.
Заключительный тур Всесоюзного конкурса прошел с 28 июня по 2 июля 1972 года в Москве во Дворце спорта ЦСКА.
В состав жюри входили: народный артист СССР К.Сергеев (председатель жюри), Н.Дудинская, Р.Захаров, И.Сухишвили, представители Министерства культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Союза композиторов СССР.
На заключительном конкурсе в Москве выступили 91 танцевальная пара. Танцоры прошли длительную дистанцию от республиканских, городских, областных, зональных, республиканских конкурсов, чтобы участвовать в финале. На начальном этапе бальными танцами занимались главным образом представители интеллигенции: студенты и инженеры. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет можно было выйти и в двадцать –двадцать пять лет. Кстати, это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время.
В программу были включены танцы трех групп: исторические (4), советские современные (36) и лучшие зарубежные (10). Кроме этого каждая республика выставила на конкурс созданные у себя новые бальные танцы.
1 группа танцев (советские современные):
"Русский лирический", "Сударушка", "Рид-рито", "Молдавская полька", "Йексуполька", Полька "Янка", "Саданцис", "Вару-вару", "Бия-бия", "Лаунас", "Юбилейнис", "Полька-лите", "Банга", "Дружба", "Гюльгаз", "Украинский бальный", "Украинский лирический", "Каблучки", "Гуцулка", "Украинская полька", "Казахский бальный", "Казанова", "Туяна", "Барыня", "Дагестаночка", "Корякский бальний", "Сурськие ритмы", "Башкирочка", Орайда", "Разрешите пригласить", "Буяна", "Сибирська полька", "Картули", "Любима хора", "Ланце", "Рада".
Коментарі