1 часть Алексей ЛИТВИНОВ (начало)
- 10.07.21, 14:29
ХОРЕОГРАФ АЛЕКСЕЙ ЛИТВИНОВ
Руководитель ансамбля бального танца "Горизонт",
заведующий кафедрой бального танца Харьковской государственной академии культуры, доцент, преподаватель Киевского национального университета культуры и искусств, основатель и руководитель танцевального центра - "Litvinoff dance", судья на телевизионных проектах телеканала СТБ "Танцы со звёздами" (2006) и "Танцуют все!" (2008), на танцевальном телепроекте телеканала Интера "Майданс-3" (2013),
капитан и главный тренер юниорской сборной команды Украины на Блэкпульском Юниорском Танцевальном Фестивале.
Алексей Литвинов родился 6 июля 1954 г. в Харькове. В детстве серьезно занимался легкой атлетикой и показывал отличные результаты на Чемпионатах страны и Мира - стал мастером спорта СССР, шашками – стал кандидатом в мастера спорта СССР, бадминтоном – стал мастером спорта СССР.
В этот же период, в жизнь Алексея "вошли" бальные танцы. Одноклассница шантажом (обещала дать списать контрольную) Алексею и привела его, 14 летнего юношу, в коллектив бального танца в Дворец культуры Харьковского тракторного завода. На тот момент это был самый популярный Дворец культуры, где были собраны лучшие кружки народного, бального танца.
На первом уроке учитель пристыдил Алексея, что тот не создан для танцев, и что ему лучше заняться чем-то другим. Но это и стало "роковым вердиктом", характер и харизма доказали всем обратное!
Через всю жизнь Алексей пронёс любовь к танцу, музыке, поэзии, заражая всех, к кому прикасался! Невозможно было не слушать его увлекательные рассказы и истории. Обладая феноменальной памятью, тончайшим музыкальным слухом и конечно же даром Учителя, он мог из любого человека сделать чемпиона! Он говорил: "Главное, это вера, вера в учителя, безоговорочно!"
У Алексея Литвинова было несколько учителей, которые были рядом с ним очень короткий период его жизни, - это Станислав Шкляр и Ирина Чубарец, победители 2-го Республиканского конкурса исполнителей бального танца в Запорожье 1975 г., лауреаты 2 - го Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев в Киеве 1975 г., - первые учителя, у которых Алексей лично брал уроки бального танца. Затем Алексей Литвинов ездил к Юрию и Ольге Симоновым в Ленинград, которые входили в тройку самых сильных танцевальных пар Советского Союза. Они стали его хорошими друзьями и настоящими учителями. Огромную роль в воспитании Алексея сыграл москвич Станислав Попов, победитель 2-го Всесоюзного конкурса исполнителей бального танца в Киеве 1975 г.
Работа Алексея Литвинова в танцевальном спортивном клубе "Горизонт". Творчество.
C сентября 1979 г. Алексей и Ольга Литвиновы являлись руководителями ансамбля бального танца "Горизонт". В то время на бальные танцы принимали с 14 лет. Алексей и Ольга Литвиновы первыми в Харькове начали заниматься детским бальным танцем, они стали набирать в группы детей от 7 до 12 лет. Наплыв в младшую группу ансамбля пополнялся два раза в год. За один раз приходило по 500 малышей. Но из этого количества отбирали по 120 человек, то есть самых способных ребятишек, хорошо чувствующих музыку, пластичных, подвижных. Они проходили своеобразные курсы танца, приобретали навыки в овладении сложных фигур, но таким красивым видом искусства. Сколько трудностей приходилось преодолевать им, пока научатся правильно держать спину, четко и верно выполнять указания своих наставников. Большинство малышей – более 100 начинающих постигать искусство танца с самых азов позже переходили в группу, которые руководили замечательные танцоры Леонид Плетнев и Лилия Усик.
Так шаг за шагом. ступенька за ступенькой продвигались они к вершинам настоящего мастерства. Уже в 1984 г. коллектив ансамбля являлся лауреатом телевизионного конкурса "Солнечные кларнеты", ансамбль "Горизонт" постоянный участник всех областных, городских мероприятий принимал участие в концертах, практически на всех сценах Харькова.
Выезжал ансамбль и в другие города страны. Так, в июне 1983 г. в Севастополе в честь 200-летия города проходил праздник танца, где с большим успехом выступали танцоры. Они исполняли классические, латиноамериканские и современные танцы.
В октябре 1983 г. руководители коллектива Алексей и Ольга Литвиновы принимали участие в международном конкурсе "Полонез 83", который проходил в Польше. Это был своебразный смотр мастерства, где 14 лучших танцевальных пар из 6 стран показали новые образно-классические решения. Алексей и Ольга Литвиновы заняли 4 место.
Коллектив бального танца ансамбля "Горизонт" –это одна большая и дружная семья. Они не только на репетициях вместе, но часто вместе и в выходные дни выезжали на природу, сообща проводили вечера отдыха. Обязательным условием для каждого из ребят являлась хорошая учеба в школе. Что же касается их родителей, то это не просто поклонники бального танца, а скорее всего тоже его участники. Ведь они ни одно выступление юных танцоров не обходилось без их помощи и поддержки. Родители твердо убеждены в том, что систематические занятия бальными танцами дают детям уроки элегантности, эстетичности, гармонии, духа и тела. Ведь многие мальчики и девочки пришли в коллектив физически неподготовленными, часто болели. Через некоторое время на них любо дорого взглянуть. Как легко они двигались паркету, и на их лице ни тени усталости. А ведь тренировки проходили в высоком темпе, и каждая минута буквально была расписана. Ведь ребята хорошо понимали, что репетиции — это не просто развлечения, а напряженный и неустанный труд, творческий поиск.
Корифеи бального танца, которые сегодня устраивают конкурсы, — выходцы из ансамбля "Горизонт". Вначале коллектив начинал в ДК "Металлист". Зал был небольшой, и всех желающих принять не могли, поэтому устраивали жесткий отбор. 14 сентября 1979 г. Алексей Литвинов принимал первый экзамен в новом ансамбле. Так сформировался первый состав "Горизонта" из пяти пар, в одной из которых танцевал сам Литвинов. Позже коллектив перебрался в ДК железнодорожников.
Его ученик, Леонид Плетнев, помогал Алексею Литвинову и Ольге Литвиновой, его первой жене и партнерше, и занимался взрослыми парами, а ученица Лилия Усик, партнерша Леонида Плетнева, затем позже - педагог, хореограф ансамбля "Горизонт", бывшая вторая жена Алексея Литвинова, участница всесоюзных и международных турниров, чемпионка Советского Союза по бальным танцам, сама танцевала и готовила подрастающее поколение. В середине 1980-х клуб настолько вырос, что двоим поднимать такую массу детей было уже тяжело.
Спустя пять лет ансамбль "Горизонт" уже насчитывал 400 человек. Тренировки проходили каждый день, и Литвинов не допускал пропусков. Его любимой фразой всю жизнь была следующая: "Если школа мешает танцу, надо бросить школу".
В 1990-е клуб стал переходить на коммерческую основу. Появились индивидуальные занятия. Девяностые — это годы разрухи, сплошного дефицита. А бальные танцы — дорогое удовольствие. Как же коллективу удавалось достойно выступать и достойно выглядеть? В то время бальные костюмы шили считанные люди. Услуги их стоили дорого, а желающих было много. Поэтому ребята сами шили себе костюмы. Каждый тренер — своей группе. Своими руками и босоножки клепали. А как появилось название "Горизонт" и почему?
Название клубу придумал отец Алексея, с которым он познакомился только в 16 лет. Как вспоминал Алексей, сначала отношения не складывались, но потом интерес пересилил неприязнь. Игорь Алексеевич — легендарная личность: отсидел девять лет на Колыме по 58-й статье (политической). Советскую власть и коммунизм он ненавидел всеми фибрами своей души. После отбывания срока остался жить на Колыме — мыл золото. Силой своего ума сумел пробить брешь в совковом бюрократизме и открыл свою золотодобывающую артель. После возвращения домой смог поступить сразу в два престижных вуза — юридический и экономический. До колонии он прочел домашнюю огромнейшую библиотеку и все помнил. Рассказывал, кто такой Высоцкий, Окуджава, Бунин, Паустовский, Солженицын, Сахаров… Познакомил нас с литературными произведениями, которые были запрещены в Советском Союзе. Знал наизусть всего Есенина, Бродского. К сожалению, он рано ушел из жизни. Так вот именно он придумал название клубу. "Горизонт"— это та линия, которой ты никогда не достигнешь", т. е. нет предела совершенству. Так, когда же "Горизонт" достиг своего расцвета и за счет чего?
Удивительно, но расцвет коллектива пришелся на те годы, когда за проведение конкурсов бального танца руководителей ДК, при которых работали такие клубы, лишали партбилетов и увольняли с работы. Согласно советской идеологии бальные танцы вырабатывали в человеке чувство превосходства, дух соперничества, а значит, выделяли из общей серой массы. Они не были запрещены, но выступать можно было только в коллективе, без номера на спине. Находясь в таком положении, хореографы придумали уловку. Они создали третий вид выступлений — помимо латиноамериканской и европейской, придумали советскую программу, куда входили "Сударушка", "Русский лирический танец" и т.д. При таком раскладе на конкурсы смотрели более или менее сквозь пальцы.
До 1985 г. все конкурсы в Харькове проходили нелегально — друг Леонида Плетнева разрешал проводить их на базе Дворца студентов, директором которого он тогда был. Это традиционный конкурс, куда приглашали пары из Севастополя, Полтавы и Москвы. Это были основные четыре клуба, которые соревновались между собой. После того как Алексей Литвинов начал работать с детьми в "Горизонте" с 1979 г., через год-два эту практику переняли и другие клубы. И вот воспитанники Вадима Елизарова из Севастополя, Петра Горголя из Полтавы, Станислава Попова из Москвы и Алексея Литвинова из Харькова и соревновались между собой. С этого и началось развитие детского бального танца не только в Украине, но и во всем Советском Союзе. После начала перестройки в 1986 г. коллектив уже начали выпускать на соревнования за рубеж.
В 1991 г. в ДК ХЭМЗ в рамках своего традиционного конкурса Алексей Литвинов стал проводить первенство СССР среди профессионалов. Люди-легенды, которые проводили мастер-классы за сумасшедшие деньги, приезжали в Харьков, чтобы посоревноваться! Лучшие художники создавали сценографию, конкурс вел один Александр Масляков, зал в ДК ХЭМЗ на 1600 мест был забит до отказа, а билеты спрашивали еще на трамвайной остановке. Это была многолетняя традиция. Но наступило время, когда славная эпоха "Горизонта" приблизилась к закату... Алексей Литвинов запустил огромную машину под названием "Преемственность поколений", которая работала как маховик в течение нескольких лет.
С момента первого набора и по 1990-е включительно сменилось не одно поколение танцоров и тренеров. Но так случилось, что несколько ключевых пар покинули клуб и уехали за границу: Владимир Караченцев ушел и открыл свой клуб, Алик Лысенко отправился на Кипр, Ольга Лазебная уехала на ПМЖ в США, еще один сильный танцор Сергей Милиция сначала уехал в Крым к Вадиму Елизарову, потом в Львов, где открыл свой клуб, а затем и вовсе перебрался в Словению. Но не только это способствовало угасанию "Горизонта".
В 1990-х повальная коммерциализация вынуждала обращать внимание на другие аспекты — закупались дорогие костюмы, начались заграничные поездки, стажировки в Англии, количество учеников начало резко сокращаться. В тот период танцоры коллектива уже разошлись, у Алексея появилась другая женщина — поменялось восприятие мира, психология. Конкурсы стали способом зарабатывания денег. "Горизонт" начали делить между собой партнеры Алексея, который, оказывается, уже давно был болен и перенес первую операцию в Харькове в 2006 г. Помимо разочарования в телевизионных проектах, из-за которых Алексею приходилось разрываться на два города — Киев и Харьков, он уже не чувствовал себя столь востребованным, как раньше. Плюс сильно пошатнулось здоровье. Он уже не мог влиять на процессы, которые происходили внутри его школы. В тот момент Маша делала все возможное, чтобы продлить жизнь своему отцу, она зарабатывала деньги на его лечение. Впоследствии именно она была рядом с ним в последние месяцы его жизни, он умирал у нее на руках.
За весь период с 1979 г. по декабрь 2014 г. Алексей Литвинов вместе с тренерами Ольгой Литвиновой, Лилией Усик, Леонидом Плетневым и другими помощниками в коллективе воспитал более 2000 танцовщиков. Создано более 100 композиций для ансамбля различных стилей танцев. На счету Алексея Литвинова более 25000 индивидуальных программ. "Я никогда не пользовался чужой хореографией. Каждый мой продукт — мое личное производство и изобретение".
На более чем 20 центральных стадионах Украины танцевал коллектив народного ансамбля бального танца "Горизонт" хореографические постановки производства Алексея Литвинова. В 80-х годах был поставлен Рекорд — 800 человек танцевали вальс на юбилее киевского "Динамо". Концертный зал "Украина" город Киев — более 20-ти раз принимал хореографию Алексея Литвинова.
Народный ансамбль бального танца "Горизонт"- это огромное детище Алексея Литвинова, это был один из самых крупных и сильнейших танцевальных клубов страны. В программах "формейшн" в Украине можно было выделить ансамбль бального танца "Виктория" под руководством Вадима Елизарова из Севастополя и ансамбль бального танца "Грация", Полтава, руководитель Петр Горголь.
Раз в год, Алексей Литвинов обязательно приезжал в Севастополь в гостеприимную и радушную семью Елизаровых и неподражаемый Театр бального танца Вадима Елизарова. Это была дружба длиною в жизнь!
В 1983 г. праздновали 200-летие Севастополя. Выступали в постановке "Севастопольский вальс" Вадим Елизаров и Нина пригласили два танцевальных коллектива: "Горизонт" с Харькова (руководители Алексей и Ольга Литвиновы) и "Грация" с Полтавы (руководитель Петр Горголь). Танцевали вальс на стадионе.
Много лет к Алексею Игоревичу съезжались ученики со всей Украины и ближнего зарубежья. Люди переезжали семьями в Харьков, чтоб ребёнок мог заниматься у самого Литвинова
Коментарі